Ателье по пошиву одежды: бизнес, который убил мою маму

Александра VALeks Павловская, 2022

Главная героиня данной нонфикшн-книги – Александра – хочет проводить больше времени с дочкой, а потому в 2018-ом году, после декрета, решает открыть собственный бизнес (ателье). Она искренне полагает, что это обеспечит ей не только достойный заработок, но и свободный график работы. Александра решает, что этот бизнес должен быть востребован, так как люди всегда будут одеваться. Кроме того, она хочет быть близка к миру моды. Одежда, наряды и стиль – это то, чем ей действительно хочется заниматься!И теперь, после трёх лет руководства ателье, Александра рассказывает и о том, как одеваться, и о том, что будет в ближайшие годы с миром моды, с миром ателье в том числе. Рассказывает, как в фэшн-ииндустрии всё устроено.А также она даёт рекомендации по ведению бизнеса начинающим предпринимателям, которые хотят открыть (или недавно открыли) своё ателье. И тем, кто просто хочет развиваться в мире модного бизнеса (необязательно имея ателье), но не знает, с чего следует начать.

Оглавление

Глава 7. Вчера в ателье был очередной скандал…

Девушка с редким именем Виолетта оформила у нас свой заказ ещё до пандемии, но и во время неё за ним не приходила. А затем не появлялась и ещё целых полгода. Всё на занятость ссылалась. И вот, она появилась, спустя 8-9 месяцев с момента оформления заказа на пошив. А на ней ничего не сошлось!

Где искать концы? Портной ли накосячил? Она ли поправилась? Уже и не поймёшь ничего…

Я начала озвучивать ей предложения о том, что мы всё максимально, насколько возможно, выпустим, дальше позовём её на встречу с портным и будем решать вместе, что можно сделать дальше и как можно исправить изделие. Пыталась корректно выстроить диалог и договориться. Тем более — это не такая ситуация, в которой я могла быть уверена в нашей вине и косяке портных — слишком долго она не приходила. Может, вообще она вес набрала…

А она меня не восприняла. Она явно не была настроена на конструктивный диалог. Виолетта вдруг начала требовать компенсацию, жалобы в книгу отзывов писать, Роспотребнадзором угрожать. После первой же неудачной примерки…

Меня как тряхнуло изнутри от такой наглости!

Да, для адекватных клиентов мы всегда идём навстречу и максимально долго ищем решение — даже себе в убыток. Но с не настроенными на диалог людьми и/или жалобщиками вопросы решаются только жёстко.

Так я ей сразу и сказала:"Знаете, мы могли бы подумать над решением вашего вопроса… Постарались бы сделать по максимуму, что от нас зависит. Что я вам изначально, собственно, и предложила. Но с жалобщиками и грубиянками мы общаемся жёстко. Теперь не уверена, что мы будем стараться для вас так, как могли бы. Не знаю". Корректным тоном спокойно я проговорила ей эту фразу и закончила именно так. И замолчала в ожидании реакции — её некоего смягчения. Виолетта же явно ожидала другого. Она думала, что я буду лебезить, плакать, умолять простить и на всё соглашусь. А потому гневные эмоции у заказчицы разыгрались тут же ого-го как, ведь желаемой реакции она не встретила. После моих слов она взбесилась сразу и куда сильнее, чем сначала.

Она начала выкрикивать матерные ругательства, с хамскими фразами в стиле"Вы кто такая вообще? Терпите и работайте, исполняйте любые капризы, я — ваш клиент!". У неё началась настоящая истерика, стали прибегать люди из других помещений. В итоге, угрожая полицией, Виолетта схватила свою не севшую рубашку и, разбив со всей дури об пол небольшую вазочку с полки (осколки разлетелись по всему ателье!), выскочила на улицу пулей. Уронив по пути проездной…

Вечером я заблокировала её номер везде, не желая продолжать диалог со столь неадекватной мадам, а ночью она нашла мой канал с несколькими видео на YouTube (я заводила его за год до этого — для раскрутки ателье) и написала диких гадостей под одним из роликов. В том числе обозвала меня грязными оскорбительными словами и упомянула, что бизнес заводить мне ни в коем случае не стоило, я — та ещё хабалка и создана лишь для нищенского существования.

И, ей-Богу, в таких историях неважно, кто виноват. Ателье, портные… Или же реально клиент прилично поправился… Искать решение и брать на себя ответственность при подобном неуважительном отношении я, как и любой другой адекватный предприниматель, не хочу и не готова.

Многие заказчики слишком много себе позволяют. Законом прописано, что клиент всегда прав, вот они и творят, что хотят. Орут, угрожают, унижают, хамят.

А я потом осколки вазочки минут 30 собирала, ползая на коленях в слезах и пытаясь переварить все услышанные унижения… И трясло меня ещё эдак неделю после её «долгожданного» визита.

К сожалению, эта история типична для сферы ателье. Скандалящие клиенты — это, увы, явление крайне распространённое. И далеко не всегда для скандала есть повод. Скандалят из-за оттенка ткани. Скандалят из-за того, что изделие проклеили, а не прошили. Скандалят из-за того, что изделие после ремонта не выглядят как новое (о чём их изначально всегда обязательно предупреждают: как новое оно выглядеть не будет!). Скандалят, если после индивидуального пошива костюм, идеально севший на фигуру и сделанный полностью в соответствии с запросом, сидит"недостаточно солидно"(и это реальная цитата!).

Да-да, на этом жутком эпизоде я останавливаться подробнее даже желанием не горю. Просто в 2019-ом году шили мы одной мадам весьма сложный костюм по предоставленному фотообразцу. Я присутствовала на финальной примерке и знаю, что портная справилась отлично и изделие село идеально. Но клиентка устроила скандал и отказалась вносить финальную оплату, унизив меня и мастера последними словами. Потому, что (далее цитирую): «На фото, которое я вам приносила изначально как образец, девушка в этом изделии выглядит солидно, а я — нет. Вы что-то не так сшили, мне не подходит».

Чего я только не наслушалась за эти годы…

С момента конфликта с Виолеттой прошло 2,5 недели.

Мне уже посыпались уведомления с разных соцсетей о том, что она настрочила на нас гневные отзывы, а меня выставила в крайне неприглядном свете, передёрнув половину фактов. Оказывается, это я её довела угрозами и ором до нервного срыва, а не наоборот.

Мне определённо было неприятно читать эти потоки хамства и гадостей. Но с другой стороны, они просто задевали именно меня. Меня на днях обхамили и унизили лично, решив, что клиент всегда прав, а теперь выставляют все факты наоборот…

А на репутацию ателье, в этот момент, мне было уже абсолютно все равно. Я твёрдо решила его закрывать. К этому решению я пришла где-то в июле-августе 2020 года. За несколько месяцев случилось слишком много событий, окончательно заставивших меня отказаться от идеи дальнейшего развития ателье. Причём уже не меньше 8 месяцев до этого я тщательно раздумывала о закрытии, взвешивала все за и против, но не решалась.

Останавливала боль и обида:"Как же так, столько сил, времени и финансов вложено… Ну неужели это всё зря…".

Впрочем, давайте сейчас поговорим детальнее о причинах такого моего решения. Что же побудило меня прийти к нему окончательно? Почему я уже без вариантов знала тогда, в октябре 2020-го, в момент визита и в дальнейшем написания негативных отзывов несносной Виолетты, что хочу однозначно закрывать ателье?

Расскажу далее подробно обо всех ключевых событиях, из-за которых я так решила!

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я