Морская романтика и мечты

Александр Моисеевич Шехтер

Книга написана по велению сердца, ведь душа просит воли. В ней описаны становление характера молодого человека и нелегкая судьба моряка.

Оглавление

Первая морская плавательная практика

И, вот, наступил долгожданный миг: меня послали на практику учеником моториста в Мурманск на СРТ (средний рыболовецкий траулер).

Я с волнением вступил на его палубу. Нашёл старшего механика и представился, что прибыл из Москвы на практику.

Первым моим наставником стал (как сейчас помню, по прошествии более 50 лет) Петрушкин Илья Андрианович.

Он самозабвенно любил свою профессию. Корни его происходили их Рязани.

Посмотрев моё направление, он спросил:

— А ты с двигателями работал?

— Да! Уверенно ответил я.

— Я работал в Москве на речных теплоходах. Знаю устройство дизеля, его топливную аппаратуру.

— Хорошо! Сказал он.

— Посмотрим.

Вахту мне пришлось нести с ним вместе. Он мне показывал и рассказывал про силовую установку «Букау Вольф» в 400 лошадиных сил.

Знакомил со вспомогательными двигателями и механизмами: такими, как

паровой котёл, лебёдками и брашпилем.

Я его внимательно слушал.

Иногда он останавливался и спрашивал:

— Что это за механизм?

Я отвечал.

— Хорошо — говорил он.

— А, как устроен?

Я начинал говорить и вдруг запинался. Тогда он, взглянув на меня не добрым взглядом говорил:

— Разбирай.

Я разбирал.

Он снова командовал: — Собирай!

Я собирал и… у меня оставалось пол ведра запасных частей, то есть

я уже не мог запустить механизм.

Тогда он учил:

— Разбирая, учитывай при разборке последовательность частей,

а при сборке собирай в обратном порядке, и у тебя все получится.

Он помогал собрать механизм.

Потом снова командовал: — Разбирай!

Я разбирал и собирал — снова и снова.

Так я постепенно овладевал знаниями.

Он был строгий, но справедливый наставник.

Придя в порт, команда делала короткий перерыв, а затем занимались само ремонтом. Перебирали механизмы и делали им профилактику для другого рейса.

И, вот, придя в порт, наступило время само ремонта.

Третий механик загулял, приходил с опозданиями или совсем прогуливал.

С кадрами дизелистов в ту пору было тяжело. Старики в основном знали паровые установки, а дизелистов ещё выпускали мало.

По этим причинам, приходилось мирится с нарушениями.

Прошла неделя, механик кутил.

Я тоже мог гулять, ведь я был учеником. На берегу мне не полагалась зарплата.

Ко мне подошёл старший механик и спросил:

— Чем будешь заниматься?

— Не знаю. — Ответил я.

— Поможешь в само ремонте, если хочешь? Будет для тебя неплохая практика.

— Попробую. — Согласился я.

Всю неделю разбирали, чистили и смазывали мы механизмы.

Когда мы закончили профилактические работы и были готовы в новый рейс

Пришёл и третий механик.

— Нагулялся? — Спросил старший механик.

Тот хмуро ответил:

— До чёртиков.

— Ну, ну. Иди работай уже, и чтоб больше не пил.

Пришло время зарплаты.

Все получали зарплату.

Получил зарплату и третий механик.

Пересчитав деньги спрашивает:

— Почему так мало? Где деньги за само ремонт?

— За какой? Ты ведь прогулял его. Всю неделю пил. — Говорит ему старший механик.

— За тебя ученик работал, а ты ещё что — то хочешь.

— Ну и ладно. — Соглашается третий механик.

Старший механик собрав всю команду, пригласил и меня.

Затем торжественно объявил:

— За хорошую работу и усердие, награждаем ученика моториста

денежным вознаграждением.

Я ошалел.

Команда одобрительно зашумела:

— Правильно.

Старший механик подошёл и торжественно вручил мне деньги.

Я был, конечно, очень горд.

Во-первых, я справился с работой, во-вторых, меня наградили,

в-третьих, восторжествовала справедливость.

До сих пор я с благодарностью вспоминаю его строгие, но правильные наставления:

— Человека надо ценить по труду.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я