На рубеже веков

Александр Алексеевич Фоминых, 2022

Книга рассказывает о практике работы Государственного учреждения – Кировского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по осуществлению на территории области одного из важнейших направлений социальной деятельности государства – защите от страховых рисков (болезней, несчастных случаев и т.д.) работающих кировчан. с 2002 по 2005 год. Очерки, интервью, зарисовки и другие авторские материалы представляют интерес для преподавателей, студентов, работников предприятий и организаций, всех, кто интересуется вопросами развития социального страхования в России.

Оглавление

Развивая сотрудничество

Проводить согласованную, а значит, эффективную политику в области предупреждения производственного травматизма в Кировской области помогает тесное сотрудничество двух федеральных структур: ГУ-Кировского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации и Государственной инспекции труда по Кировской области.

Актуальность и злободневность проблем производственного травматизма объясняются масштабами потерь от страховых случаев и их негативным влиянием на экономику предприятий и общества в целом.

В соответствии с Положением о Госинспекции труда, Трудовым Кодексом РФ, другими нормативно-правовыми актами о труде и охране труда контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда осуществляется Государственной инспекцией труда. Исполнительные органы Фонда социального страхования обеспечивают государственные гарантии в вопросах выплат возмещения вреда, в результате утраты трудоспособности, связанной с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями. гарантируют решение вопросов медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пострадавших.

О том, как организовано взаимодействие этих федеральных структур в Кировской области в материале нашего корреспондента Александра Фоминых.

Практика осуществления обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний выявила ряд проблем правового порядка и потребовала пересмотра сложившихся форм взаимодействия между исполнительными органами Фонда социального страхования, выступающего в роли страховщика, работодателями и государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации.

Прошло три года как Федеральный закон № 125 — ФЗ от 24.07.1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Время достаточное для того, чтобы проанализировать основные формы взаимодействия, сложившиеся в последние два года во взаимоотношениях госинспекций труда и исполнительных органов Фонда социального страхования, попытаться определить ориентиры их дальнейшего совершенствования.

Обеспечение безопасности труда человека на производстве является одной из актуальных проблем, характерных для общественной жизни России в современный период. Травмы и несчастные случаи на производстве означают физические страдания и зачастую смерть людей, а также влекут за собой огромные экономические потери.

По данным статистики производственные травмы ежегодно получают около 150 тыс. человек, четверть из них — женщины. Около десяти тысяч человек заболевают профессиональными заболеваниями. Ежегодно около шести тысяч работников уходят из жизни из-за травм на производстве, еще десятки тысяч пополняют армию инвалидов труда.

Проблемной была и остается ситуация с производственным травматизмом и в Кировской области. По этому показателю область, по–прежнему, является неблагополучной, достаточно сказать, что показатели травмированных на 1000 работающих у нас в области выше, чем в среднем по России.

Среди причин, способствующих росту производственного травматизма, специалисты отделения и Государственной инспекции труда называют: старение основных производственных фондов, износ которых в некоторых отраслях промышленности достигает 70 процентов; заметное сокращение объемов капитального и профилактического ремонта промышленных зданий, сооружений, машин и оборудования, допуск к работе необученного персонала.

Отмечается, как и в других регионах, и недостаточное финансирование мер по охране труда со стороны некоторых хозяйственных руководителей.

Эти вопросы можно решить только лишь при комплексном подходе к ним: формируя государственную систему управления охраной труда, совершенствуя организационные структуры, вводя экономические механизмы саморегуляции и создавая информационное обеспечение с тем, чтобы, переломить тенденцию воспроизводства рабочих мест с вредными и опасными факторами производственной среды и коренным образом изменить условия труда работающих, сократить производственный травматизм.

Сохранить здоровье людей, помочь им вернуться к труду, полноценной жизни — это общая задача и Фонда социального страхования, выступающего в роли страховщика, и Государственной инспекции труда.

Эта задача и стала в Кировской области хорошей основой для сотрудничества регионального отделения Фонда и Государственной инспекции труда по Кировской области. В своей деятельности и отделение и Гострудинспекция стремятся побуждать работодателей к восстановлению служб охраны труда, заниматься анализом причин травматизма.

Следует отметить, что в Кировской области создана добротная правовая база для решения проблем охраны труда. При участии отделения и инспекции Комитетом по труду разработаны и Областным законодательным собранием и Правительством области приняты следующие нормативно правовые акты по вопросам охраны труда:

— Закон Кировской области от 26.09.2000 № 200–30 «Об охране труда в Кировской области»;

— постановление Губернатора области от 26.03.2001 № 93 «Об утверждении Основных критериев оценки соответствия деятельности организаций на территории Кировской области требованиям законодательных, нормативных правовых актов и других документов по ох — ране труда».

— совместное постановление Правительства Кировской области и Федерации профсоюзных организаций Кировской области «О смотре-конкурсе среди предприятий, учреждений и организаций области на лучшую работу по охране труда в 2002 году», принятого 15.01.2002 г. № 8/6-9;

— постановление Правительства Кировской области"Об утверждении областной целевой программы"Улучшение условий и охраны труда в Кировской области на 2002–2005 годы", принятого 19.03.2002г. за № 12/103; — постановление Правительства Кировской области"Об утверждении состава и Положения о межведомственной комиссии по охране труда Кировской области", принятого 04.06.2002 г. № 18/201.

Одним из направлений совместной работы организация контроля за эффективным использованием средств, вкладываемых в организацию обучения руководителей, специалистов и работников предприятий и организаций по вопросам охраны труда.

Только в 2002 году базовыми учебными центрами обучено по общим вопросам охраны труда более 3000 руководителей и специалистов предприятий и организаций области, из них более 1800 человек, отнесенных к отдельным категориям застрахованных, прошли бесплатное обучение за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации. Такое обучение проведено в Советском, Кикнурском, Свечинском, Малмыжском, Белохолуницком, Афанасьевском, Котельничском районах.

Организовывалась подготовка в научно-методических центрах Минтруда России специалистов по проведению сертификации работ по охране труда. Только в 2002 году и в феврале 2003 года силами специалистов Ивановского НИИ охраны труда в г. Кирове подготовлено свыше 140 специалистов предприятий и организаций.

Сотрудники инспекции и специалисты отделения активно участвуют в процессе обучения руководителей и работников в организациях по применению действующих норм трудового законодательства. Контролируются все обучающие организации. Оценивается качества обучения, квалификация преподавательского состава, количество обученных лиц, согласовываются программы обучения, контрольные вопросы.

Проводятся труда рабочие совещания с руководителями обучающих организаций, на котором рассматриваются перспективы дальнейшей совместной деятельности.

В работе по предупреждению и профилактике производственного травматизма используются разные формы работы. Это и проведение комплексных, тематических, целевых проверок, проверок по письмам и другим обращениям граждан, публикациям в средствах массовой информации и др. После проведения проверок выдаются предписания об устранении нарушений, виновные лица привлекаются к административной и дисциплинарной ответственности.

Органы власти постоянно информируются о состоянии дел по выполнению требований законодательства о труде и охране труда на предприятиях и организациях области.

Практикуется в области совместные проверки. Они позволяют координировать наши совместные действия, и получать более оперативно необходимую информацию. Необходимо отметить и деятельность областной межведомственной комиссии по охране труда, в работе которой принимают участие представители и отделения, и инспекции.

Совместные проверки являются действенным инструментом надзора и контроля, возрастает глубина проверки и охватывается больший спектр вопросов, что позволяет выявить начальные факторы, повлекшие за собой возникновение нарушений, а соответственно и устранение их.

Так, с целью проверки достоверности данных о потерпевших на производстве отделением Фонда совместно с Госинспекцией труда в Кировской области была организована и проведена сплошная проверка личных дел потерпевших.

Результаты проверок госинспекторами оформлялись предписаниями, специалистами отделения Фонда — актами проверок. В результате совместно проведенной работы из 4308 проверенных личных (учетных) дел пострадавших 3620 соответствовали предъявляемым требованиям.

Отделением Фонда, в течение периода подготовки личных дел пострадавших к передаче, во всех районах были организованы и проведены семинары по обучению руководителей предприятий, бухгалтерского аппарата и работников служб охраны труда по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, правильного оформления учетных дел потерпевших и начисления сумм возмещения вреда.

Это позволило качественно провести регистрацию (перерегистрацию) по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний 21084 страхователей, 1890 из которых являются причинителями вреда.

К сожалению, по мнению специалистов и регионального отделения и инспекции по труду, с кем мне пришлось пообщаться по этим вопросам, разное понимание и правовое толкование понятий «несчастный случай на производстве», «несчастный случай, связанный с производством» и «страховой несчастный случай» приводит к неоднозначному толкованию последствий травм и несчастных случаев, происшедших с пострадавшими.

Связано это во многом с правовой непроработанностью, неоднозначным определением данных явлений в законодательстве и ведомственных инструкциях, которыми руководствуются специалисты при расследовании травм.

В Госинспекции по охране труда накопилось огромное количество нормативных актов, ведомственных инструкций, действующих с 50-х, 60-х, 70-х годов. Так, главный государственный инспектор по охране труда Игорь Воробьев привел пример, что акты, регулирующие переработку рыбопродуктов, представляют собой книгу толщиной в восемь сантиметров.

Но самое главное, что во всех этих актах не написано, сколько денег в год работодатель должен в соответствии с законом выделять на охрану труда. И работодатель, естественно, не выделяет нисколько.

Поэтому Фонд социального страхования и Гострудинспекция совместно ищут рычаги воздействия на работодателей, которые заставят повысить безопасность труда, больше внимания уделять вопросам профилактики и предупреждения производственного травматизма.

На встречах, которые периодически проводятся, обсуждаются вопросы правоприменительной практики действующих нормативных актов в вопросах охраны труда и инструктивных писем Фонда социального страхования. Идет деловой поиск наиболее эффективных путей реализации их положений.

Так. Обсуждались вопросы расследования несчастных случаев на производстве, проведения экспертизы страхового случая. Проблемы правильного оформления Акта Н-1. В частности, специалистами Кировского отделения Фонда социального страхования был высказан ряд справедливых замечаний по поводу правильности заполнения бланков документов.

Отрадно, что два ведомства, которые руководствуются в своей деятельности различными нормативными актами, а иногда и различными целями, стараются найти общий язык, приходят к единому решению.

Современным законодательством пока все еще строго не определено понятие «страховой случай», поэтому важно, что в регионе идет процесс налаживания сотрудничества между отделением Фонда социального страхования и Госинспекцией в понимании общей проблемы, что находятся точки соприкосновения.

Главное — соблюсти интересы граждан, защитить права пострадавших на производстве, при этом руководствуясь принципами законности и обоснованности страховых выплат.

Особую роль сыграло Постановление Правительства РФ. Практически сразу не стало недоразумений. Все вопросы решаем, как и рекомендовано в нем, коллегиально. Специалисты отделения часто ездят на расследование несчастных случаев, сотрудничеством с инспекторами удовлетворены. Нравится их принципиальность, высокий профессионализм.

У наших структур и задачи общие. И отделение, и инспекция заинтересованы в снижении производственного травматизма, в повышении культуры труда, трудовой дисциплины.

Это мнение работников отдела страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний отделения.

А вот работники правового отдела по роду своих функций чаще встречаются с коллегами из инспекции в судах.

Приведу примеры, когда, работая совместно представители и отделения, и инспекции в расследовании несчастных случаев занимают общую позицию.

01.11.2001 года работник СПК «Бобино» Л. при размоле зерна получил травму (ампутация левого предплечья). Однако в ходе расследования при непосредственном участии представителя отделения Фонда и государственного инспектора по охране труда правоохранительными органами было установлено, что Л. и еще один работник хозяйства Р. совершили кражу зерна, принадлежащего хозяйству. С целью сбыта зерна решили его размолоть.

В связи с вышеуказанным, в соответствии с п.16. в «Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве» данный случай был признан не связанным с производством, следовательно, и не страховым, т. е. не влекущим обязанности страховщика осуществлять обеспечение по страхованию.

Можно привести и иной пример.

12.02.2002 года с работником ФГУП «Авитек» произошел тяжелый несчастный случай при падении с высоты. В ходе расследования представитель работодателя настаивал на квалификации происшедшего как несчастного случая, не связанного с производством. Мотивируя свою позицию тем, что пострадавший находился в состоянии алкогольного опьянения и рядом других моментов).

Представителю отделения Фонда, принимавшему участие в расследовании вроде бы, выгодно было согласиться с работодателем (т.к. не связанный с производством случай не влечет выплат за счет средств Фонда в рамках Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Но, как говорится, истина дороже. После всестороннего расследования государственному инспектору труда и представителю отделения Фонда удалось отстоять свою точку зрения.

Данный случай признан производственным. При этом факт алкогольного опьянения нашел свое отражение в применении к данному случаю смешанной ответственности.

Однако нельзя сказать, что во взаимодействии Государственной инспекции труда в Кировской области и ГУ-Кировское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации нет проблем.

Возникают они, в том числе и при разногласиях при квалификации несчастных случаев. Разногласия эти решаются в судах.

Расследование обстоятельств и причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний основная форма взаимодействия двух структур, так как имеет первостепенное значение для предупреждения и предотвращения негативных явлений в сфере производства, связанного с повреждением здоровья людей.

В Кировской области разработано в марте месяце 2003 года подписано Соглашение о сотрудничестве ГУ-Кировское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации и Государственной инспекцией труда. В нем зафиксированы сложившиеся за последние годы формы взаимодействия, а также основные приоритеты дальнейшего развития сотрудничества по решению задачи снижения и предупреждения на предприятиях Кировской области производственного травматизма.

На расширенном заседании областной межведомственной комиссии по охране труда были подведены итоги работы за 2002 год и намечены дальнейшие меры по предотвращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний

28 марта на расширенном заседании областной межведомственной комиссии по охране труда были подведены итоги работы за 2002 год и намечены дальнейшие меры по предотвращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, вручены дипломы и денежные премии правительства области и президиума Совета Федерации профсоюзных организаций победителям смотра-конкурса среди предприятий, учреждений и организаций на лучшую работу по охране труда в 2002 году. Ими стали ОАО «Кировэнерго» (1 место), ОАО «Слободской мебельный комбинат» (2 место) и СПК «Родина-2» Вятскополянского района (3 место).

У нас есть предприятия, которые основательно решают вопросы охраны труда и предупреждения производственного травматизма. Это ФГУП «Авитек», Кировский завод по обработке цветных металлов, ОАО «Электромашиностроительный завод «Лепсе» и др.

Итоги 2002 года обнадеживают. Удалось переломить ситуацию и добиться снижения уровня травматизма в основных отраслях экономики Кировской области.

Во многом этих результатов в Кировской области смогли добиться благодаря тому, что региональному отделению и Государственной инспекции труда удалось организации своей деятельности объединить в решении этих вопросов усилия, проводить согласованную, а значит и эффективную политику.

Александр Фоминых, 2003 год

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я