На рубеже веков

Александр Алексеевич Фоминых, 2022

Книга рассказывает о практике работы Государственного учреждения – Кировского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по осуществлению на территории области одного из важнейших направлений социальной деятельности государства – защите от страховых рисков (болезней, несчастных случаев и т.д.) работающих кировчан. с 2002 по 2005 год. Очерки, интервью, зарисовки и другие авторские материалы представляют интерес для преподавателей, студентов, работников предприятий и организаций, всех, кто интересуется вопросами развития социального страхования в России.

Оглавление

Актуальные проблемы производственного травматизма в Кировской области

Как и во всех регионах, работа по финансированию мер по профилактике травматизма и снижению профзаболеваний, началась в регионе сразу после выхода постановления Правительства РФ от 28.02.2002 г. № 136, которым утверждено"Положение о финансировании в 2002 году предупредительные мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников". Время, отведенное на его реализацию, было мало. Поэтому потребовалась максимальная концентрация усилий, как специалистов отделения, так и служб по технике безопасности и охране труда предприятий и организаций. Насколько эффективными окажутся совместные усилия, покажет время. А первые итоги работы, проведенной отделением Фонда в Кировской области, можно подвести уже сегодня.

Каждый случай производственного травматизма — это чье-то утраченное здоровье, трагедия человека, семьи. Для нашей страны производственный травматизм и профессиональная заболеваемость сегодня одна из актуальнейших социально-трудовых проблем. Поданным редакции журнала, в России каждые полтора часа на своем рабочем месте погибает человек, каждые три минуты на производстве кто-то получает травму, после чего каждый двадцатый становится инвалидом. Количество людей, потерявших здоровье в несчастных случаях на производстве, увеличивается, в том числе, у нас в Кировской области. Ситуация на предприятиях Кировской области остается тревожной. Свой вклад в решение проблем предупреждения производственного травматизма вносит Кировское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.

Прошло больше двух лет как Федеральным Законом “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний” государство взяло на себя осуществление обязательств и гарантий по оказанию помощи лицам, получивших производственные травмы и профессиональные заболевания на производстве. Наше региональное отделение за это время как исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации полностью решило вопросы, связанные с реализацией закона на территории области. Проделана огромная работа. Надо было принять все дела пострадавших на производстве, обеспечить разъяснительную работу с предприятиями — страхователями. Кроме того, важно было наладить взаимодействие с организациями, кто в той или иной мере причастен к решению проблем производственного травматизма и профзаболеваний: Государственной технической инспекцией труда, органами СЭС, лечебно-профилактическими учреждениями, департаментами социального развития, комитетом по труду и, конечно, со специалистами и службами предприятий, отвечающих за вопросы охраны труда и техники безопасности.

Главную задачу этого вида страхования — обеспечение социальной защиты застрахованных, возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью при исполнении трудовых обязанностей, мы решили. Создан соответствующий механизм. Он эффективно работает.

Так, 1272 пострадавших, получивших травмы на производстве и профзаболевания, а также лиц, имеющих право на получение страховых выплат в связи с потерей кормильца, погибшего в результате несчастного случая на производстве, осле января 2000 года, обратились в Фонд за назначением страховых выплат. Всем им перечисляются ежемесячно и регулярно выплаты. Раньше эти выплаты делали предприятия — причинители вреда. Пострадавшие полностью зависели от финансового состояния предприятия, его возможностей. Сейчас и объемы, и сроки выплат не зависят от финансового состояний предприятия. Оплату гарантирует Фонд. Здесь в Кировской области — наше региональное отделение. Причем выплаты индексируются. Так, например, с 1 мая мы в соответствии с увеличением ставки минимальной заработной платы в 1,5 раза проиндексировали их. И с мая месяц наши подопечные получают их в большем объеме. Это, несомненно, повышает их социальную защищенность. Задержек с выплатами у нас нет.

Но сегодня надо идти дальше. Необходимо уделять значительно большее внимание и причинам травматизма. Ищем совместно с предприятиями формы и методы его снижения. Пытаемся создать предприятиям условия, в том числе экономические, которые содействовали бы дальнейшему совершенствованию условий и охраны труда, усилению мер, способствующих безопасности человека в процессе его производственной деятельности, снижению травматизма и профессиональной заболеваемости.

Как и в целом по стране, ситуация с травматизмом остается очень напряженной. Вдумайтесь, по данным статистики каждый день в России несколько сот человек получают травмы на производстве.

В 2000 году зарегистрировано у нас в области 3958 несчастных случаев, в 2001 — 3793, за первое полугодие 2002 г. — 515. Из них 15 — смертельных, 72 — тяжелых и 3 групповых. В 2001 году впервые выявлено 137 случаев профессиональных заболеваний, а в первом полугодии текущего уже 52. Во многом это вызвано и сложившейся производственно-промышленной структурой региона.

Вот почему так важно профилактике травматизма на предприятиях Кировской области уделять особое внимание, необходимо анализировать на предприятии состояние охраны труда, отслеживать сложившиеся тенденции. Эта работа имеет особое, исключительное социальное значение, она многоплановая, всеобъемлющая, поскольку охватывает все отрасли экономики, все производства, любой вид труда

В области 19519 предприятий-страхователей. Из них 1390 являются “причинителями вреда. Фонд социального страхования — это специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве Российской Федерации. И вроде бы, прямых рычагов воздействия на работодателей у нас нет. Но специалисты отделения ищут возможности использовать законодательную базу. Существующие рекомендации Фонда.

Не секрет, что на некоторых предприятиях с передачей Фонду функций обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве ряд специалистов и служб ослабили внимание к проблемам предупреждения производственного травматизма, созданию условий для организации безопасного труда, сокращению вредных факторов производства, а также к вопросам трудовой, производственной и технологической дисциплины.

Экономическая заинтересованность предприятий в снижении профессионального риска может возникнуть только при обоснованной дифференциации страховых взносов, в основе расчета которых должен лежать принцип максимального их приближения к тем расходам, которые возникают как следствие производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Такие возможности сегодня у Фонда есть.

Законом нам дано право устанавливать страхователям надбавки и скидки к страховым взносам в размере до 40 процентов от тарифа. Создан и в области уже начинает работать новый механизм экономической заинтересованности предприятий в снижении и предупреждении производственного травматизма. Поэтому, определяя свою политику страховых взносов, мы учитываем особенности производства, состояние работы на предприятии по предупреждению травматизма.

Причин немало, но основными из них, определяющими являются: все еще высокий уровень производственного травматизма и профзаболеваний являются: старение основных производственных фондов, износ которых в некоторых отраслях промышленности достигает 70 процентов; заметное сокращение объемов капитального и профилактического ремонта промышленных зданий, сооружений, машин и оборудования; прекращение разработок по созданию новой техники и технологии и технического обновления производства на этой основе; ухудшение контроля за технической безопасностью производств в результате разрушения отраслевой системы управления охраной труда, сокращения служб охраны труда на предприятиях; ослабление ответственности работодателей и руководителей производств за состояние условий и охраны труда; ухудшение производственной и технологической дисциплин.

К тому же, по данным Госкомстата России, в промышленности, строительстве, на транспорте и в связи в условиях, на отвечающих требованиям санитарно-гигиенических норм, работают еще более 3-х миллионов человек, Отмечен рост числа работающих в таких условиях из года в год так же, как и занятых тяжелым физическим трудом. Неблагоприятной остается и ситуация в сфере условий и охраны труда женщин. В целом 12,1 процента из них трудятся в условиях, также не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам.

При определении страховой политики отделения мы учитываем такие показатели, как уровень условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональных заболеваний в организации, а также уровень расходов на обеспечение по страхованию.

На наш взгляд, осуществлению предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний может способствовать решение Фондом социального страхования Российской федерации вопросов льготного кредитования и прямого финансирования мероприятий по улучшению охраны труда на предприятиях в рамках свободного остатка средств по страхованию. Я уже отмечала, что в 2002 году нам дано право с учетом именно особенностей производства, состояния работы по предупреждению травматизма и улучшению условий труда устанавливать либо надбавки, либо скидки к страховому тарифу до 40 процентов.

Мы этим воспользовались. Практика показала, что это очень эффективный механизм, в том числе и по решению проблем предупреждения производственного травматизма.

Среди предприятий, получивших надбавку к страховому тарифу, можно назвать Кировское отделение ГЖД (20%), ОАО “Вятка-текс”, ОАО “Кировский кондитерско-макаронный комбинат”, ОАО “Завод Физприбор”. Среди предприятий — страхователей, получивших надбавку много предприятий лесной отрасли. Среди них АООТ “Верхнекамсклес”, ОАО “Полеко”, ОАО “Пинюгский леспромхоз” и др. Всего у нас таких предприятий сегодня 83.

В полной мере мы решили использовать в этом году и предоставленную возможность по направлению двадцати процентов страховых взносов предприятий на решение проблем профилактики и предупреждения травматизма.

Расходуем мы их в соответствии со статьей 2 Федерального закона"О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2002 год"от 29.12.2001 г. № 184-ФЗ постановлением Правительства от 28.02.2002 г. № 136 утверждено"Положение о финансировании в 2002 году предупредительны мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников".

Средства на финансирование предупредительных мер направляются страхователями в счет начисленных в 2002 году страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на основании приказа регионального отделения Фонда и не могут превышать 20 процентов суммы страховых взносов, перечисленных страхователем за 2001 год.

Согласно перечню предупредительных мер согласованному с Фондом социального страхования РФ, утвержденному Министерством труда и социального развития РФ 25.03.2002 г. № 22 частичному финансированию за счет страховых взносов подлежит: проведение периодических медицинских осмотров застрахованных, оплата стоимости путевки на санаторно-курортное оздоровление (в санатории, санатории-профилактории) для работников, занятых на работах с вредными и опасными веществами и производственными факторами, а также проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и приобретение приборов контроля за состоянием условий труда.

Специалисты отделения совместно со службами по охране труда предприятий — страхователей провели за этот короткий отрезок большую организационную и аналитическую работу. Дело — это новое, поэтому мы очень большое внимание уделили, прежде всего, организации разъяснительной работы со страхователями.

Все предприятия, организации и учреждения получили информационные письма, в которых рассказано о порядке и условиях применения постановления Правительства. Наши предложения были опубликованы в областных газетах. Подключились к организации разъяснительной работы и специалисты отделения. Совместно с государственной телерадиокомпанией «Вятка» подготовили телепередачу, посвященной этой проблеме. В ней, на примере одного из крупнейших наших предприятий, федерального государственного унитарного предприятия «Вятское машиностроительное предприятие «Авитек» показано, как должна быть поставлена работа по предупреждению травматизма и профзаболеваний. Рассказано также, об одном из первых России реабилитационных отделений, которое мы открыли несколько лет назад при государственном учреждении «Санаторий «Вятские увалы».

В общем, на наш взгляд, к организации разъяснительной работы подошли комплексно. В результате, охвачены практически все предприятия, учреждения, организации.

Что, несомненно, дало свои результаты. Около 300 предприятий уже обратились в Фонд с предложениями по финансированию предупредительных мер, направленных на сокращение производственного травматизма и профзаболеваний. Они дали очень интересные предложения. Это, в основном, проведение медицинских осмотров работников предприятий, разработку и проведение мероприятий по аттестация рабочих мест. 188 предприятиям разрешено использовать эти средства. Их общая сумма значительна. Около шести миллионов рублей. Это отрадно. Значит сообща можно проблемы предупреждения производственного травматизма решать.

Проблема предупреждения травматизма — довольно широкая, многогранная. Работая над ней, мы, прежде всего, решали задачу разработки и реализации совместно с предприятиями — страхователями предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Для нас, также было важно также, работая над выполнением Постановления, найти и опробовать новые формы и методы взаимодействия по предупреждению травматизма, создать предприятиям условия, в том числе экономические, которые содействовали бы дальнейшему совершенствованию условий и охраны труда, усилению мер, способствующих безопасности человека в процессе его производственной деятельности, снижению травматизма и профессиональной заболеваемости.

Планы финансирования, подготовленные крупными предприятиями, такими как ФГУП Вятское машиностроительное предприятие «Авитек», ОАО «Кировэнерго», ОАО «Кировэлектросвязь», направлены на согласование в Фонд социального страхования (как предприятия, численность работников которых свыше 5000 чел.)

Мы убедились, что Постановление очень актуально, так как для страхователей поддержка Фонда в решении этих вопросов ощутима. Многим из них без финансовой помощи Фонда, реализовать мероприятия по предупреждению травматизма было бы затруднительно, особенно это касается аттестации рабочих мест, приобретения путевок на санаторно-курортное лечение и приборов контроля за соблюдением условий труда.

Среди промышленных предприятий, которые особое внимание уделяют вопросам охраны труда и техники безопасности, можно назвать ЗАО «Кировский молочный комбинат», Вятское машиностроительное предприятие «Авитек».

На этих предприятиях отработаны механизмы совместной с отделением работы по организации медицинских осмотров, санаторно-курортного лечения. Так, например, в ВМП «Авитек» в 2001 году израсходовано на лечение в санатории — профилактории работников предприятия, занятых на участках с вредными условиями труда более 500 тысяч рублей. А в 2002 году на профилактику и предупреждение травматизма и снижение профзаболеваемости Кировским отделением Фонда планируется выделить предприятию уже свыше одного миллиона рублей.

А согласованный с ЗАО «Кировский молочный комбинат» план финансирования содержит все четыре предусмотренных Постановлением Минтруда мероприятия, причем значительную часть финансирования этих мероприятий предприятие намерено осуществить, в том числе и за счет собственных средств.

Приступили к реализации согласованных с отделением программ Кировское муниципальное предприятие тепловых сетей, ОАО «Булочно-кондитерский комбинат», Нолинское ДУ-27, филиал ООО «Волготрансгаз» — Кировское ЛПУМГ, ООО «Котельничское УПП ВОС», ОАО «Яранский комбинат молочных продуктов», КГОУП “Автоколонна 1217”, ОАО “Кировский шинный завод” и другие.

Есть предприятия, которым отделение вынуждено отказать. Среди тех, кому отказано в финансировании ОАО «Залазнинский лесокомбинат», ООО «Тандем», ОАО «Верхневятский леспромхоз», ОАО «Вятско-Полянский машиностроительный завод «Молот» и др. Основная причина отказа — значительный размер задолженности по перечислению страховых взносов.

Как показала практика, в этом вопросе региональное отделение выступило как надежный партнер работодателей. Именно в сотрудничестве участников системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний залог ее успешного функционирования, а наиболее эффективным методом решения этих проблем является наличие экономической заинтересованности предприятия в улучшении условий и повышении безопасности труда, снижении производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

Конечно, жизнь сложна и многогранна. Надо еще много работать, чтобы добиться результатов, собственно говоря, ради которых и принимались и 125 Закон РФ и 136 Постановление Правительства. Закон, несомненно, решил основные задачи. Он обеспечил самое главное — социальную защиту лиц, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Постановление развивает основные идею и создает основу для организации совместной с предприятиями эффективной работы по предупреждению и снижению производственного травматизма. Мы получили конкретные формы работы, опробовали их. И уже можно сделать определенные выводы.

По мнению специалистов, экспертов практика применения закона выявила и ряд проблем, решать которые надо сообща.

В частности, как обеспечить экономическую заинтересованность субъектов страхования в снижении профессионального риска, улучшении условий труда. Как заинтересовать органы здравоохранения в применении более эффективных методов лечения и восстановления трудоспособности пострадавшего. Наконец, как повысить заинтересованность пострадавших в возвращении к труду?

Эти проблемы требуют более конкретной проработки, и нам рано или поздно также придется прорабатывать их в конкретных программах.

Если остановиться на практике применения на территории области 136 — го Постановления Правительства, то здесь тоже есть ряд вопросов, над которыми надо еще работать. Ясно, что заложенный принцип реализации предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний верен. Это принцип базовый. Его надо развивать дальше.

Но есть и вопрос. В частности, согласно перечню предупредительных мер, которое утвердило Министерство труда и социального развития РФ 25.03.2002 г., частичному финансированию за счет страховых взносов подлежат: проведение периодических медицинских осмотров застрахованных, оплата стоимости путевки на санаторно-курортное оздоровление (в санатории, санатории-профилактории) для работников, занятых на работах с вредными и опасными веществами и производственными факторами, а также проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и приобретение приборов контроля за состоянием условий труда.

Но проведение периодических медицинских осмотров работников, занятых на вредных условиях труда предприятие уже обязано обеспечить и регулярно проводить в соответствие с требованиями ранее действующих нормативных актов. Насколько целесообразным было включение этого направления деятельности по предупреждению профзаболеваний в этот перечень. Это вопрос. Ведь, по сути, многие предприятия получили возможность проводить эту работу за счет страховых взносов. Насколько это целесообразно?

Практика показывает, что эффективнее было бы часть этих средств вкладывать в аттестацию рабочих мест, улучшение условий труда, приобретение средств контроля за условиями труда на участках с вредными производствами.

Есть неясные вопросы, которые требуют проработки ученых и экспертов в вопросах оценки эффективности предупредительных мер на конкретном предприятии, в разрезе региона. Как нам контролировать эффективность принятых мер? Кто будет отслеживать динамику заболеваемости, в каких формах? Какие методики будут использованы?

На эти вопросы ясных и четких ответов пока нет.

Тем не менее, практика деятельности отделения показывает, что круг вопросов, рассмотренных в этой статье, можно решить только лишь при комплексном подходе к ним: формируя государственную систему управления охраной труда, совершенствуя организационные структуры, вводя экономические механизмы саморегуляции и создавая информационное обеспечение, с тем, чтобы, переломить тенденцию воспроизводства рабочих мест с вредными факторами производственной среды и коренным образом изменить условия труда работающих, сократить производственный травматизм.

Александр Фоминых, 2002 год

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я