Жили-были сказки

А. Н. Хрусталева, 2022

Народные сказки подобны самоцветам: кочующие сюжеты роднят их между собой, но приглядитесь – и двух совершенно одинаковых не сыщете. Ничто не расскажет о национальном характере лучше и вместе с тем поэтичнее, чем сказка. Ведь сквозь фантастическую фабулу и волшебные образы тут отчетливо проступают главные жизненные принципы народа, нормы его морали, самобытное мироощущение, уникальный бытовой колорит. «Жили-были сказки» – это современные авторские переложения 26 народных сказок: кавказских, азиатских, скандинавских, славянских и т. д. Есть тут и смешные побасенки, больше смахивающие на анекдоты, и поучительные мудрые истории со «вторым дном», и печальные романтические легенды о любви и смерти. Все их можно и нужно читать вместе с детьми. Данное издание – проект не только литературный, но еще и художественный. В работе над книгой приняли участие 27 молодых, при этом уже знаменитых иллюстраторов из России, Италии, Литвы, Германии, Украины, Белоруссии, Казахстана, Грузии, Армении и Эстонии.

Оглавление

Как старый Остап в школу ходил

Украинская народная сказка

Зашёл как-то старый Остап к школьному учителю. А тот как раз обедать садился. На столе перед ним — целый горшок борща. Да такого, что и саму матушку-императрицу попотчевать не совестно: на густых, наваристых, духовитых волнах, как на лимане, безмятежно покачивается целая флотилия бледно-розового нежного сала. У Остапа аж слюнки потекли.

— Как же это получается, господин учитель, в вашем борще ложка стоит, а в моем — буряк за цибулей гоняются, да никак друг друга не словят?

— Что ж в этом странного? — усмехнулся учитель, утирая рот. — Я же образованный, а ты — нет. Вот и вся разница. Да ты ешь, Остап, ешь, не стесняйся.

— А что нужно, чтобы стать образованным и каждый день такой борщ есть? — не унимался Остап.

— В школу ходить нужно, — отвечал учитель, отправляя в рот очередной кусок сала.

— Это я могу, — старик от радости даже из-за стола выскочил.

— Ну, Остап, теперь-то уж поздно, опоздал ты малость…

На следующий день Остап проснулся до первых петухов и, как рассвело, уже стоял на пороге школы.

— Чего тебе, Остап? — удивился учитель, завидев старика.

— Учиться пришел, вы же сами вчера сказали, что уже поздно и я малость опоздал.

Засмеялся учитель:

— Да ты меня не так понял, дед! Не к уроку ты опоздал, а учить тебя уже поздно, больно стар.

Пригорюнился Остап, домой поплёлся. Бредёт по дороге, глядь — в пыли сумка лежит, а в ней золота столько, что и не пересчитать.

Обрадовался старик, сумку схватил, домой принёс, и зажили они со старухой припеваючи. Каждый день на столе у них борщ, да такой, что саму матушку-императрицу не стыдно в гости звать.

Вот только старуха — до чего же вздорная баба! Чуть что не по ней — сразу в драку и ну Остапа за чуб таскать. А тут, в очередной раз поссорившись со стариком из-за какой-то безделки, побежала к уряднику и донесла, что Остап сумку с деньгами украл.

Повязали Остапа, в участок свезли, а там его уже молодой пан дожидается — хозяин, значится, той самой сумки. И пошли они прямиком в суд.

Судья спрашивает:

— Откуда, Остап, у тебя сумка с такими деньжищами?

— На дороге нашел, — пожимает плечами Остап.

— И когда это было?

— Когда-когда?! Когда в школу ходил!

Посмотрел судья на Остапа: тому уж годков семьдесят — не меньше, а пан — совсем юнец, ещё молоко на губах не обсохло. Не мог он потерять сумку, когда дед в школу ходил! И за давностью лет дело закрыл, а деньги старику оставил.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я