Комментарий к Закону Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» (постатейный; издание третье, переработанное и дополненное)

А. Н. Борисов, 2021

Третье издание комментария к Закону РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» подготовлено с учетом многочисленных изменений и дополнений, внесенных в Закон в 2014-2019 гг. Особое внимание уделено изменениям, внесенным Федеральным законом от 4 ноября 2019 г. № 355-ФЗ. Нормы комментируемого Закона проанализированы в их взаимосвязи с положениями целого ряда законодательных актов. Рассмотрены изданные в соответствии с Законом постановления Правительства РФ, а также нормативные правовые акты и рекомендации Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федерального агентства по недропользованию. Приведены правовые позиции высших судебных органов. Изложены особенности пользования недрами в связи с принятием в состав России Республики Крым. Комментарий адресован руководителям и работникам организаций – пользователям недр, индивидуальным предпринимателям и гражданам, должностным лицам органов государственной власти и органов местного самоуправления. Издание третье, переработанное и дополненное

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Комментарий к Закону Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» (постатейный; издание третье, переработанное и дополненное) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Раздел II. Пользование недрами

Статья 6. Виды пользования недрами

Недра предоставляются в пользование для:

1) регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;

2) геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

3) разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, размещения в пластах горных пород вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей;

4) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

5) образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);

6) сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых. При этом разведка и добыча полезных ископаемых, за исключением разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр федерального значения юридическим лицом, находящимся под контролем иностранных инвесторов, или иностранным инвестором, могут осуществляться как в процессе геологического изучения недр, так и после его завершения. Разведка и добыча полезных ископаемых на участке недр федерального значения юридическим лицом, находящимся под контролем иностранных инвесторов, или иностранным инвестором могут осуществляться на основании решения Правительства Российской Федерации о возможности осуществления на этом участке недр разведки и добычи полезных ископаемых.

1. В положениях ч. 1 комментируемой статьи перечислены виды возможного пользования недр, предопределяющие соответствующие правовые режимы недропользования:

1) региональное геологическое изучение, включающее региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;

2) геологическое изучение, включающее поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологическое изучение и оценка пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

3) разведка и добыча полезных ископаемых, в т. ч. использование отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств (до внесения с 1 января 2016 г. Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 205-ФЗ изменения указывалось на использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств), размещение в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, размещения в пластах горных пород вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей (до внесения с 1 декабря 2019 г. Федеральным законом от 2 августа 2019 г. № 272-ФЗ изменения указывалось на размещение в случае разведки и добычи углеводородного сырья в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд; указание на размещение в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд было введено Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 261-ФЗ с 1 февраля 2015 г.);

4) строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

5) образование особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);

6) сбор минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Перечень основных видов работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензий на пользование недрами, с обозначением буквенных аббревиатур приведен в п. 26 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по предоставлению государственной услуги по ведению государственного учета и обеспечению ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензий на пользование недрами, утв. Приказом Минприроды России от 3 апреля 2013 г. № 121 (о данном документе см. коммент. к ст. 28 Закона):

геолого-съемочные работы (ГСР);

геолого-поисковые, разведочные работы (ГРР);

гидрогеологические исследования (ГГИ);

геофизические исследования (ГФИ);

геохимические исследования (ГХИ);

инженерно-геологические изыскания (ИГИ);

эколого-геологические исследования (ЭГИ);

мониторинг геологической среды (МОН);

тематические, опытно-методические, научно-исследовательские работы (ТЕМ);

картосоставительские и картоиздательские работы (ККР);

геолого-экономические, технологические работы (ГЭР).

Постановлением Госстандарта России от 25 декабря 2002 г. № 503-ст[145] принят ОК 032-2002 Общероссийский классификатор полезных ископаемых и подземных вод (ОКПИиПВ)[146], который входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) в России.

Классификатор предназначен для: упорядочения геолого-экономической информации по полезным ископаемым и подземным водам; обеспечения классификации и кодирования полезных ископаемых и подземных вод; подготовки государственной отчетности о состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов России; ведения государственных и территориальных балансов запасов полезных ископаемых; удовлетворения потребностей в информации о полезных ископаемых и подземных водах хозяйствующих субъектов, осуществляющих производственную и коммерческую деятельность в области разведки месторождений полезных ископаемых и подземных вод.

Объектами классификации ОКПИиПВ являются полезные ископаемые (природные скопления минералов, горных пород, нефти, газов) и подземные воды в недрах земли.

Понятие такого вида пользования недр, как сбор минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов определено в п. 2 Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов, утв. Приказом МПР России от 29 ноября 2004 г. № 711 (о данном документе см. коммент. к ст. 16 Закона): извлечение единичных образцов горных пород, руд, минералов, окаменелых остатков фауны и флоры из естественных обнажений, отвалов горных пород и продуктов их переработки, действующих и заброшенных горных выработок без проведения горных и других видов специальных работ.

2. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает, что недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых (на основании совмещенной лицензии). При этом разведка и добыча полезных ископаемых могут осуществляться как в процессе геологического изучения недр, так и после его завершения.

Такие положения содержались и в ранее действовавшей редакции рассматриваемой нормы (за исключением того, что раньше говорилось о возможности осуществления как в процессе геологического изучения, так и непосредственно по его завершении только добычи, а не разведки и добычи). Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. № 58-ФЗ дополнил часть 2 комментируемой статьи положением, устанавливающим, что разведка и добыча полезных ископаемых на участке недр федерального значения могут осуществляться на основании решения Правительства РФ о возможности осуществления на этом участке недр разведки и добычи полезных ископаемых пользователем недр только после завершения геологического изучения недр на этом участке недр.

Этим же Законом в ст. 21 комментируемого Закона включена норма (ч. 5), согласно которой в случае, если в процессе геологического изучения недр, осуществляемого, в т. ч. по совмещенной лицензии, пользователем недр, являющимся юридическим лицом с участием иностранных инвесторов или иностранным инвестором, открыто месторождение полезных ископаемых, по своим характеристикам отвечающее установленным требованиям к участкам недр федерального значения, Правительством РФ может быть принято решение об отказе в предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых на данном участке недр федерального значения такому лицу или в случае осуществления геологического изучения недр по совмещенной лицензии решение о прекращении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых на данном участке недр федерального значения при возникновении угрозы обороне страны и безопасности государства.

Соответственно данным положениям Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 459-ФЗ с 1 января 2015 г. часть 2 комментируемой статьи дополнена положением, уточняющим, что в предусмотренном в данной части исключении речь идет о случае разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр федерального значения юридическим лицом, находящимся под контролем иностранных инвесторов, или иностранным инвестором.

Статья 7. Участки недр, предоставляемые в пользование

В соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода — геометризованного блока недр.

При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.

Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со статьей 232 настоящего Закона орган государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части.

Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.

Участку недр, предоставляемому в соответствии с лицензией для геологического изучения без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых), по решению федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа придается статус геологического отвода. В границах геологического отвода могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр. Их взаимоотношения определяются при предоставлении недр в пользование.

При предоставлении участка недр в пользование в соответствии с соглашением о разделе продукции при поисках, разведке и добыче минерального сырья горный или геологический отвод оформляется в границах, определенных указанным соглашением.

В целях обеспечения полноты геологического изучения, рационального использования и охраны недр границы участка недр, предоставленного в пользование, могут быть изменены.

Порядок установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование, порядок подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

1. Как следует из норм комментируемой статьи, в соответствии с лицензией недра передаются в пользование в виде участков, представляющих собой геометризированные блоки недр; участки недр предоставляются в пользование в виде горного или геологического отвода. Именно такие правила и содержатся в подп. 1 и 3 п. 3 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 г. № 3314-1 (о данном документе см. коммент. к ст. 11 Закона).

В части 1 комментируемой статьи установлено, что в виде горного отвода участок недр предоставляется пользователю в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья. Согласно части 5 данной статьи в виде геологического отвода участок недр предоставляется в соответствии с лицензией для геологического изучения без существенного нарушения целостности недр (см. ниже).

2-3. В положениях ч. 2 и 3 комментируемой статьи содержатся правила, в соответствии с которыми устанавливаются границы горного отвода. Так, согласно ч. 2 данной статьи при определении границ горного отвода учитываются:

пространственные контуры месторождения полезных ископаемых;

положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений;

границы безопасного ведения горных и взрывных работ;

зоны охраны от вредного влияния горных разработок;

зоны сдвижения горных пород;

контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями;

разносы бортов карьеров и разрезов;

другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.

В соответствии ч. 3 комментируемой статьи при предоставлении лицензии на пользование недрами устанавливаются предварительные границы горного отвода. При этом предусмотрено, что после разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со статьей 232 комментируемого Закона орган государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством РФ, орган исполнительной власти субъекта РФ (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части.

Часть 3 комментируемой статьи изложена с 1 июля 2014 г. полностью в новой редакции Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 408-ФЗ. В прежней редакции данной части (т. е. в ред. Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ) устанавливалось, что после разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 настоящего Закона документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части. Согласно заключительным положениям ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 408-ФЗ документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода и оформленные до дня вступления в силу данного Закона, не требуют переоформления.

Этим же Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 408-ФЗ признан утратившим силу подпункт 6 п. 3 упоминавшегося выше Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 г. № 3314-1, предусматривавший, что определение границ горных отводов осуществляется по согласованию с органами государственного горного надзора, а для добычи питьевых, минеральных вод и захоронения вредных веществ, отходов и сброса сточных вод в недра — с органами государственного экологического контроля и государственного санитарного надзора. В этом же подпункте устанавливалось, что в случаях, указанных в п. 14 данного Положения, установленные границы горного отвода могут быть уточнены после составления и согласования проекта использования недр.

Требования положений ч. 2 и 3 комментируемой статьи в прежней редакции были детализированы в следующих документах: Инструкция о порядке предоставления горных отводов для разработки газовых и нефтяных месторождений, утв. Постановлением Госгортехнадзора России от 11 сентября 1996 г. № 35[147]; Инструкция по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых (РД 07-192-98), утв. Постановлением МПР России от 7 февраля 1998 г. № 56 и Госгортехнадзора России от 31 декабря 1997 г. № 58[148]; Инструкция по оформлению горных отводов для использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, утв. Постановлением МПР России и Госгортехнадзора России от 25 марта 1999 г. № 18/24[149].

Первый из указанных документов признан не подлежащим применению Приказом Ростехнадзора от 1 ноября 2017 г. № 461 (о данном документе сказано ниже). Второй и третий из указанных документов признаны не подлежащими применению Приказом Ростехнадзора и Минприроды России от 1 ноября 2017 г. № 462/585 «О признании не подлежащими применению некоторых актов в сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по вопросам оформления горных отводов»[150].

В письме Роснедр от 2 декабря 2014 г. № ЕШ-01-29/13650 «О границах горных отводов»[151] в связи с обращением по вопросу определения границ горного отвода указано в т. ч. следующее: принимая во внимание вышеизложенное, добыча полезных ископаемых допускается только в границах участка недр, предоставленного в пользование в установленном порядке; уточнение границ горного отвода не связано с изменением границ участка недр, в связи с чем как до, так и после включения документов, уточняющих горный отвод, в состав лицензии на право пользования недрами, осуществление добычи полезных ископаемых в границах уточненного горного отвода, но за пределами лицензионного участка, не допускается.

Как отмечено в письме Роснедр от 17 декабря 2014 г. № ОК-03-28/14410 «По вопросу разграничения понятий участка недр, горного отвода и геологического отвода»[152], в границах участка недр, предоставленного в пользование по совмещенной лицензии для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, могут находиться геологический отвод и несколько горных отводов; при этом указанный геологический и горные отводы не образуют самостоятельных участков недр и являются единым участком недр в рамках лицензии.

4. Часть 4 комментируемой статьи закрепляет исключительное право пользователя недр, получившего горный отвод, осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Данное исключительное право дополняется положением, устанавливающим, что любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен. Детализируя это положение, подпункт 7 п. 3 упоминавшегося выше Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 г. № 3314-1, предусматривает, что деятельность других лиц, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия владельца лицензии, закрепляемого в договоре между ним и другими лицами). Наряду с прочим пользователь недр согласно п. 5 ч. 1 ст. 22 комментируемого Закона имеет право ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых в границах предоставленного ему горного отвода.

В КС России подавалась жалоба на ч. 4 комментируемой статьи, в которой указывалось, что оспариваемое законоположение препятствует собственнику земельного участка разрабатывать относящиеся к данному участку недра и тем самым противоречит Конституции РФ. Определением КС России от 24 июня 2014 г. № 1314-О[153] отказано в принятии к рассмотрению данной жалобы. При этом среди прочего отмечено следующее:

из положений комментируемого Закона (ст. 7 и 11) вытекает, что недра как часть земной коры не являются частью земельного участка (земной поверхности), находятся в государственной собственности и выступают в качестве самостоятельного объекта гражданских прав. Следовательно, собственник земельного участка не имеет каких-либо прав в отношении недр, находящихся под данным участком;

тем не менее комментируемый Закон устанавливает разрешительный режим пользования недрами: предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии (ч. 1 ст. 11); в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода — геометризованного блока недр (ч. 1 ст. 7). Соответственно, в силу оспариваемого заявителями законоположения обладателю права пользования недрами принадлежит право не допускать всех прочих лиц к пользованию предоставленным ему горным отводом, а также право требования не препятствовать ему в осуществлении своих прав и исполнении обязанностей, связанных с пользованием недрами. Тем самым ограничивается возможность выдачи другому лицу лицензии на пользование недрами в границах того же участка недр на законных основаниях;

таким образом, оспариваемая норма, будучи направленной на защиту прав недропользователей как самостоятельных участников гражданско-правовых отношений, сама по себе не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителей в указанном ими аспекте.

5. Положения ч. 5 комментируемой статьи посвящены второму виду отвода, в виде которого участки недр предоставляются в пользование, — геологическому отводу. Согласно данной норме статус геологического отвода придается по решению федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа участку недр, предоставляемому в соответствии с лицензией для геологического изучения без существенного нарушения целостности недр. При этом прямо указано, что понимается по термином «без существенного нарушения целостности недр»: без проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Как предусмотрено в подп. 8 п. 3 упоминавшегося выше Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 г. № 3314-1, при предоставлении участка недр в виде геологического отвода устанавливается площадь этого участка с ограничением по глубине или без такого ограничения; ограничение по глубине может устанавливаться в метрах, исчисляемых от поверхности, или привязываться к определенному геологическому контакту (литологическому, возрастному, тектоническому и другим).

В соответствии с ч. 5 комментируемой статьи в границах геологического отвода могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр. При этом предусмотрено, что их взаимоотношения определяются при предоставлении недр в пользование. Детализируя данные правила, подпункт 9 п. 3 указанного Положения о порядке лицензирования пользования недрами устанавливает следующее: в границах одного и того же геологического отвода могут проводиться работы по геологическому изучению недр по нескольким лицензиям, как однотипным, так и разным по своему целевому назначению; взаимоотношения между владельцами лицензий, осуществляющими свою деятельность в границах одного геологического отвода, определяются в лицензиях.

6. В части 6 комментируемой статьи предусмотрено, что при предоставлении участка недр в пользование в соответствии с соглашением о разделе продукции при поисках, разведке и добыче минерального сырья горный или геологический отвод оформляется в границах, определенных указанным соглашением.

Согласно пункту 3 ст. 2 Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» (в ред. Федерального закона от 6 июня 2003 г. № 65-ФЗ) перечни участков недр, право пользования которыми на условиях раздела продукции может быть предоставлено в соответствии с положениями названного Закона, устанавливаются федеральными законами. Там же предусмотрено следующее (в ред. Федерального закона от 27 июня 2018 г. № 164-ФЗ[154]):

проекты указанных федеральных законов, а также проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в указанные федеральные законы вносятся в Государственную Думу субъектами права законодательной инициативы и рассматриваются Государственной Думой при наличии заключений Правительства РФ и решений законодательных (представительных) органов субъектов РФ, на территориях которых расположены соответствующие участки недр;

в перечни участков недр включаются участки недр, в отношении которых имеются обоснования Правительством РФ целесообразности включения таких участков недр в указанные перечни;

в отношении расположенного в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов России участка недр требуется решение законодательного (представительного) органа субъекта РФ, на территории которого расположен такой участок недр, принятое с учетом интересов коренных малочисленных народов России, а также соответствующего органа местного самоуправления.

разрешается предоставление на условиях раздела продукции не более 30 % разведанных и учтенных государственным балансом запасов полезных ископаемых.

Наряду с этим в п. 4 указанной статьи установлено, что основанием для включения в перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, является отсутствие возможности геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на иных предусмотренных законодательством РФ условиях пользования недрами, отличных от условий раздела продукции. Там же предусмотрено следующее:

подтверждением отсутствия такой возможности является проведение аукциона на предоставление права пользования участком недр на иных условиях, чем раздел продукции, в соответствии с комментируемым Законом и признание аукциона несостоявшимся в связи с отсутствием участников;

в случае, если недропользователь, которому участок недр был предоставлен в пользование на иных условиях, чем раздел продукции, изъявит желание заключить в отношении участка недр соглашение о разделе продукции, указанный аукцион может быть проведен только после принятия решения о досрочном прекращении права пользования участком недр по заявлению недропользователя. При этом условиями указанного аукциона и условиями аукциона на право заключения соглашения по согласованию с недропользователем предусматривается компенсация затрат прежнего недропользователя;

недропользователь до даты проведения аукциона обязан представить в органы, выдавшие лицензию на пользование недрами, отчет об оценке имущественного комплекса, неразрывно связанного с осуществлением права пользования недрами, произведенный независимым оценщиком, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ, и проект договора о продаже имущественного комплекса в целом или его части;

в случае несогласия лица, подавшего заявку на участие в аукционе, с представленной в отчете оценкой имущественного комплекса, неразрывно связанного с осуществлением права пользования недрами, и (или) иными условиями договора о продаже имущественного комплекса в целом или его части окончательные условия указанного договора устанавливаются в судебном порядке;

в случае подтверждения отсутствия возможности геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на условиях пользования недрами, не предусматривающих заключения соглашения, участок недр может быть включен в перечень участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, при наличии определяемых Правительством РФ следующих условий: если разработка данного участка недр может обеспечить сохранение рабочих мест для градообразующей организации, а прекращение разработки данного участка недр приведет к негативным социальным последствиям; если разработка данного участка недр является необходимой для вовлечения в хозяйственный оборот полезных ископаемых, которые находятся на континентальном шельфе России и в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и залегают в областях, где отсутствуют населенные пункты, транспортная и иная инфраструктура; если разработка данного месторождения требует использования специальных высокозатратных технологий для добычи трудноизвлекаемых значительных по объему запасов полезных ископаемых, находящихся в сложных горно-геологических условиях.

Актами федерального законодателя, устанавливающими перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, являются:

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 112-ФЗ «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции»[155];

Федеральный закон от 1 мая 1999 г. № 87-ФЗ «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Киринском перспективном блоке проекта «Сахалин-3»)»[156];

Федеральный закон от 31 мая 1999 г. № 106-ФЗ «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Лугинецком, Федоровском и других нефтегазоконденсатных месторождениях)»[157];

Федеральный закон от 20 ноября 1999 г. № 198-ФЗ «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (участке недр «Северные территории»)»[158];

Федеральный закон от 20 ноября 1999 г. № 199-ФЗ «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Приобском (Северном лицензионном участке) нефтяном месторождении)»[159];

Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 1-ФЗ «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Ванкорском газонефтяном месторождении)»[160];

Федеральный закон от 4 мая 2000 г. № 60-ФЗ «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Северо-Астраханском перспективном участке)»[161];

Федеральный закон от 27 мая 2000 г. № 73-ФЗ «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Штокмановском газоконденсатном месторождении)»[162];

Федеральный закон от 27 мая 2000 г. № 79-ФЗ «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Тасеевском месторождении золота)»[163];

Федеральный закон от 8 октября 2000 г. № 129-ФЗ «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Харампурском нефтегазоконденсатном месторождении)»[164];

Федеральный закон от 8 октября 2000 г. № 130-ФЗ «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Комсомольском нефтегазоконденсатном месторождении)»[165];

Федеральный закон от 8 октября 2000 г. № 131-ФЗ «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Тянском нефтяном месторождении)»[166];

Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. № 13-ФЗ «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Ковыктинском газоконденсатном месторождении)»[167];

Федеральный закон от 4 августа 2001 г. № 106-ФЗ «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Нежданинском золоторудном месторождении)»[168];

Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 6-ФЗ «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Майском месторождении золота)»[169];

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 118-ФЗ «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Яламо-Самурском и Центральном перспективных участках)»[170];

Федеральный закон от 28 мая 2003 г. № 63-ФЗ «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Наталкинском золоторудном месторождении)»[171].

7-8. Часть 7 комментируемой статьи предусматривает возможность изменения границ участка недр, предоставленного в пользование, в целях обеспечения полноты геологического изучения, рационального использования и охраны недр.

Данная часть введена Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 222-ФЗ, разработчиками проекта которого в отношении необходимости внесения такого дополнения отмечалось следующее: законодательством в сфере недропользования не предусмотрена возможность корректировки границ участков недр, предоставленных в пользование; вместе с тем в ряде случаев при доразведке месторождения полезных ископаемых выясняется, что оно выходит за границы предоставленного участка недр; кроме того, месторождение полезных ископаемых может выходить за нижнюю границу участка недр, при этом право осуществлять добычу полезных ископаемых нижележащего участка недр может быть предоставлено только по результатам проведения соответствующего конкурса или аукциона, что значительно усложняет освоение данного участка недр.

В части 8 комментируемой статьи предусмотрено установление Правительством РФ порядка установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование, порядка подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода. Данная часть введена тем же Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 222-ФЗ, но указание на установление Правительством РФ порядка подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, введено Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 408-ФЗ.

На основании ч. 8 комментируемой статьи Постановлением Правительства РФ от 3 мая 2012 г. № 429 утверждено Положение об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование[172], которое согласно его п. 1 устанавливает порядок установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование для геологического изучения недр и (или) разведки и добычи полезных ископаемых. Данным Положением (в ред. Постановления Правительства РФ от 18 мая 2017 г. № 595[173]) наряду с прочим предусмотрено следующее.

Установление и изменение границ участков недр осуществляется:

а) Роснедрами — в отношении участков недр федерального значения и участков недр, по которым объем балансовых запасов или прогнозных ресурсов месторождений полезных ископаемых превышает максимальное значение, определенное Роснедрами;

б) уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ — в отношении участков недр местного значения;

в) территориальными органами Роснедр — в отношении участков недр, за исключением участков недр, указанных в подп. «а» и «б».

Описание границ участка недр включается в лицензию на пользование недрами в качестве ее неотъемлемой составной части.

Границы участка недр обозначаются с помощью географических координат. Верхняя и нижняя границы участка недр устанавливаются в метрах, исчисляемых от земной поверхности, абсолютными отметками или привязываются к определенному геологическому объекту. В описании границ участков недр, предоставляемых в пользование с правом добычи полезных ископаемых, указываются также верхняя и нижняя границы в контуре месторождения полезного ископаемого. В описании границ участков недр внутренних морских вод Российской Федерации, территориального моря России и континентального шельфа России указываются площадь морского дна с географическими координатами ее границ и глубина недр. В описании границ участков недр, предоставляемых в пользование для добычи подземных вод, указываются границы зон округа санитарной охраны (зон строгого режима) и контуры размещения проектных водозаборных сооружений.

Органы, указанные выше, при установлении границ участков недр учитывают:

а) геологическую и иную информацию о недрах;

б) данные государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации об участках недр (в случае, если такая экспертиза проводилась);

в) границы особо охраняемых природных территорий (режим которых не позволяет осуществлять пользование недрами);

г) предложения Минобороны России, ФСБ России, Росприроднадзора, а также Федерального агентства по рыболовству (в случае установления границ участка недр внутренних морских вод Российской Федерации, территориального моря России или континентального шельфа России), представляемые ими при подготовке в установленном порядке проектов решений о предоставлении права пользования участками недр, — в отношении участков недр федерального значения.

На основании ч. 8 комментируемой статьи также издано Постановление Правительства РФ от 29 июля 2015 г. № 770, которым утверждены Правила подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода[174]. Названными Правилами наряду с прочим предусмотрено следующее.

Документами, удостоверяющими уточненные границы горного отвода, являются горноотводный акт и графические приложения, в которые включаются план горного отвода с ведомостью координат угловых точек горного отвода и разрезы участка недр, составленные по форме, установленной Ростехнадзором (далее, соответственно, документация, орган государственного горного надзора).

Документация оформляется:

а) органом государственного горного надзора — в отношении участков недр, предоставленных в пользование в соответствии с лицензией на пользование недрами, в том числе участков недр местного значения, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, разработка которых осуществляется с применением взрывных работ;

б) уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ, в ведении которых находятся вопросы регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (далее — органы исполнительной власти субъекта РФ), — в отношении участков недр местного значения, за исключением участков недр, указанных в подп. «а».

Если участки недр местного значения расположены на территориях двух и более субъектов РФ и (или) если нормативными правовыми актами субъекта РФ не определен орган исполнительной власти субъекта РФ, документация оформляется органом государственного горного надзора.

Во исполнение названных Правил подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода Приказом Ростехнадзора от 1 ноября 2017 г. № 461 утверждены Требования к содержанию проекта горного отвода, форме горноотводного акта, графических приложений, плана горного отвода и ведению реестра документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода[175]. Названные Требования согласно их п. 1 устанавливают структуру и содержание проекта горного отвода при обосновании границ горного отвода, форме документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, и ведению реестра горноотводной документации.

Статья 71. Исправление технических ошибок в лицензии на пользование недрами

Технические ошибки (описки, опечатки, грамматические или арифметические ошибки либо подобные ошибки), допущенные при оформлении или переоформлении лицензий на пользование недрами, в том числе в сведениях о границах участков недр, исправляются федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом, относительно участков недр местного значения — уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в течение 15 календарных дней после обнаружения ими технических ошибок или в течение 60 календарных дней после получения от владельца лицензии на пользование недрами заявления об исправлении в этой лицензии технических ошибок в случае подтверждения указанными органами наличия таких ошибок.

Заявление об исправлении технических ошибок в лицензии на пользование недрами подается владельцем лицензии на пользование недрами в федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальный орган, относительно участков недр местного значения — в уполномоченный орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальный орган, относительно участков недр местного значения уполномоченный орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации информируют владельца лицензии на пользование недрами об исправлении технических ошибок в лицензии или об отказе в их исправлении в течение семи календарных дней после принятия решения об их исправлении или об отказе в их исправлении. Исправление технических ошибок в лицензии на пользование недрами осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход права пользования недрами.

Споры, возникшие при исправлении технических ошибок в лицензии на пользование недрами, подлежат разрешению в судебном порядке.

1. Комментируемая статья регламентирует исправление технических ошибок — описок, опечаток, грамматических и арифметических ошибок либо подобных ошибок — в лицензии на пользование недрами, а точнее таких ошибок, допущенных при оформлении или переоформлении лицензий на пользование недрами, в т. ч. в сведениях о границах участков недр. Данная статья введена Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 459-ФЗ с 1 января 2015 г., причем в ч. 2 ст. 5 данного Закона установлено, что технические ошибки (описки, опечатки, грамматические или арифметические ошибки либо подобные ошибки), допущенные при оформлении или переоформлении лицензий на пользование недрами, в т. ч. в сведениях о границах участков недр, и не исправленные до дня вступления в силу данного Закона, исправляются в соответствии с положениями комментируемой статьи.

В положениях ч. 1 комментируемой статьи определены органы, наделяемые полномочиями на исправление соответствующих технических ошибок в лицензии на пользование недрами. В частности, это: по общему правилу — федеральный орган управления государственным фондом недр или его соответствующий территориальный орган; в отношении участков недр местного значения — уполномоченный орган исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.

Данная часть также предусматривает два случая исправления технических ошибок в лицензии на пользование недрами:

1) при самостоятельном обнаружении ошибки органом, уполномоченным на исправление ошибки. В этом случае отводится срок для исправления ошибки в 15 календарных дней после обнаружения ошибки;

2) при подаче владельцем лицензии на пользование недрами заявления в орган, уполномоченный на исправление ошибки, об исправлении ошибки в этой лицензии и подтверждении данным органом наличия такой ошибки. В этом случае отводится срок для исправления ошибки в 60 календарных дней после получения такого заявления.

2-3. Положения ч. 2 и 3 комментируемой статьи регламентируют исправление технических ошибок в лицензии на пользование недрами во втором из указанных выше случаях, т. е. при подаче владельцем лицензии на пользование недрами заявления в орган, уполномоченный на исправление ошибки, об исправлении ошибки в этой лицензии и подтверждении данным органом наличия такой ошибки.

В части 2 комментируемой статьи определены органы, в которые подлежит подаче такое заявление: по общему правилу это федеральный орган управления государственным фондом недр или его соответствующий территориальный орган, а в отношении участков недр местного значения — уполномоченный орган исполнительной власти соответствующего субъекта РФ. Соответственно, речь идет об органах, которые в соответствии с ч. 1 данной статьи наделены полномочиями на исправление технических ошибок в лицензии на пользование недрами.

Часть 3 комментируемой статьи предусматривает два вида решений, принимаемых органом, наделенным полномочиями на исправление технических ошибок в лицензии на пользование недрами, по результатам рассмотрения указанного выше заявления: об исправлении технических ошибок в лицензии или об отказе в их исправлении. В данной части также закреплена обязанность соответствующего органа информировать владельца лицензии на пользование недрами о принятом решении. Эта обязанность подлежит исполнению в течение семи календарных дней после принятия соответствующего решения.

Наряду с прочим в ч. 3 комментируемой статьи предусмотрено, что исправление технических ошибок в лицензии на пользование недрами может быть осуществлено только при условии, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход права пользования недрами. Необходимость соблюдения данного условия представляется очевидной, поскольку прекращение, возникновение, переход права пользования недрами может означать лишь изменение условий лицензии на пользование недрами по существу.

4. Часть 4 комментируемой статьи на случай возникновения споров при исправлении технических ошибок в лицензии на пользование недрами предусматривает возможность разрешения этих споров в судебном порядке. Порядку разрешения споров по вопросам пользования недрами, в том числе судом, посвящены положения ст. 50 комментируемого Закона (см. указанную статью и коммент. к ней).

При рассмотрении таких дел арбитражными судами подлежат применению положения гл. 24 «Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц» АПК РФ (наименование главы в ред. Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 228-ФЗ[176]), а при рассмотрении таких дел судами общей юрисдикции — положения гл. 22 «Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» КАС РФ.

Статья 8. Ограничение пользования недрами

Пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей среды.

Пользование недрами на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи может быть частично или полностью запрещено в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей среде.

Пользование недрами на особо охраняемых территориях производится в соответствии со статусом этих территорий.

1. В части 1 комментируемой статьи установлено, что пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей среды (до внесения Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ изменения говорилось об окружающей природной среде). Основа такого регулирования заложена в норме ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, в соответствии с которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Данная конституционная норма воспроизведена и в положении п. 2 ст. 1 части первой ГК РФ применительно к возможности ограничения гражданских прав.

Упоминая о норме ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, представляется целесообразным привести правовую позицию, которую КС России изложил еще в Постановлении от 18 февраля 2000 г. № 3-П[177]: определяя средства и способы защиты государственных интересов, законодатель должен использовать лишь те меры, которые необходимы, строго обусловлены этими целями и исключают для конкретной правоприменительной ситуации возможность несоразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина; публичные интересы, перечисленные в ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ, могут оправдывать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату; цели одной рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод.

2. Согласно ч. 2 комментируемой статьи пользование недрами на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи может быть частично или полностью запрещено в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей природной среде (до внесения Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ изменения говорилось об окружающей природной среде).

В соответствии с п. 1 ст. 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. В пункте 2 указанной статьи предусмотрено, что границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий и что границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам. Следует обратить внимание на то, что данные положения земельного законодательства приведены в редакции Федерального закона от 18 декабря 2006 г. № 232-ФЗ[178], устранившего различие понятия «поселение», установленного в ЗК РФ и Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Так, в соответствии с данным Кодексом черта поселений отделяет земли поселений от земель других категорий, а согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ граница поселений отделяет его от других муниципальных образований, при этом в границы поселения как муниципального образования входят не только земли поселений, но и земли других категорий. Исходя из этого Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. № 232-ФЗ понятие земель поселений заменено понятием земель населенных пунктов.

В прежней редакции п. 1 ст. 86 ЗК РФ (т. е. в ред. Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 141-ФЗ[179]) предусматривалось, что в состав пригородных зон могут включаться земли, находящиеся за границами населенных пунктов, составляющие с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входящие в состав земель иных поселений. Однако указанная статья признана утратившей силу с 1 марта 2015 г. Федеральным законом от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ.

В отношении же объектов промышленности, транспорта и связи следует отметить, что в ЗК РФ (ст. 7) в качестве самостоятельной категории земель названы земли промышленности и иного специального назначения. Как предусмотрено в п. 1 ст. 87 данного Кодекса (в ред. Федерального закона от 18 декабря 2006 г. № 232-ФЗ), землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ.

Согласно пункту 2 ст. 87 ЗК РФ земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на: 1) земли промышленности; 2) земли энергетики; 3) земли транспорта; 4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики; 5) земли для обеспечения космической деятельности; 6) земли обороны и безопасности; 7) земли иного специального назначения.

3. Как предусмотрено в ч. 3 комментируемой статьи, пользование недрами на особо охраняемых территориях производится в соответствии со статусом этих территорий. Определение понятия особо охраняемых территорий следует из п. 1 ст. 94 ЗК РФ, согласно которому к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

В соответствии с п. 2 указанной статьи (здесь и далее в ред. Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 406-ФЗ[180]) к землям особо охраняемых территорий относятся земли: 1) особо охраняемых природных территорий; 2) природоохранного назначения; 3) рекреационного назначения; 4) историко-культурного назначения; 5) особо ценные земли.

Данной статьей также предусмотрено следующее:

порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством РФ на основании федеральных законов (п. 3);

порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (п. 4);

земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия России, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных данным Кодексом, федеральными законами (п. 6)

Согласно пункту 1 ст. 1 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» законодательство РФ об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции РФ и состоит из названного Закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

В пункте 2 ст. 2 данного Закона (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 406-ФЗ[181]) предусмотрено, что с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий: а) государственные природные заповедники, в т. ч.е биосферные заповедники; б) национальные парки; в) природные парки; г) государственные природные заказники; д) памятники природы; е) дендрологические парки и ботанические сады.

Статья 9. Пользователи недр

Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.

Пользователями недр на участках недр федерального значения, за исключением участков недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации и участков недр федерального значения, расположенных на территории Российской Федерации и простирающихся на ее континентальный шельф, могут быть юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, если Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом не установлены дополнительные ограничения допуска к участию в аукционах на право пользования такими участками недр созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации юридических лиц с участием иностранных инвесторов, а также если Правительством Российской Федерации в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, и (или) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности не установлены дополнительные требования к созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации юридическим лицам с участием иностранных инвесторов, которые вправе осуществлять геологическое изучение участков недр федерального значения внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации в целях поиска и оценки месторождений нефти, газа и газового конденсата.

Пользователями недр на участках недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации, а также на участках недр федерального значения, расположенных на территории Российской Федерации и простирающихся на ее континентальный шельф, могут быть юридические лица, которые созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют опыт освоения участков недр континентального шельфа Российской Федерации не менее чем пять лет, в которых доля (вклад) Российской Федерации в уставных капиталах составляет более чем пятьдесят процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц.

Пользователями недр на условиях соглашений о разделе продукции могут быть юридические лица и созданные на основе договоров о совместной деятельности (договоров простого товарищества) и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц при условии, что участники таких объединений несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из соглашений о разделе продукции.

В случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).

Пользователями недр при ведении работ по добыче радиоактивных веществ и захоронению радиоактивных отходов, отходов I–V классов опасности могут быть юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие выданные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти разрешения (лицензии) на ведение работ по добыче и использованию радиоактивных веществ, по использованию отходов I–V классов опасности.

Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции — с даты вступления такого соглашения в силу.

Пользователи недр — юридические лица, которые созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации, в уставном капитале которых доля (вклад) Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации имеют право прямо или косвенно распоряжаться в совокупности более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал таких юридических лиц, дочерние общества таких юридических лиц, которые осуществляют геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых в границах предоставленных им в соответствии с настоящим Законом горных отводов и (или) геологических отводов, могут осуществлять добычу попутных полезных ископаемых (за исключением попутных вод, углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых), не указанных в лицензиях, после получения заключения государственной экспертизы, предусмотренной статьей 29 настоящего Закона, и внесения соответствующих изменений в лицензию.

Пользователями недр на участках недр местного значения, которые указаны в пункте 1 части первой статьи 23 настоящего Закона и которые предоставляются в пользование в соответствии с абзацем восьмым пункта 6 статьи 101 настоящего Закона, могут быть юридические лица, с которыми заключены гражданско-правовые договоры на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

1. Как предусмотрено в ч. 1 комментируемой статьи, пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в т. ч. участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица. При этом сделана оговорка «если иное не установлено федеральными законами», которая означает, что в случаях, предусмотренных актами федерального законодателя, возможны ограничения в предоставлении определенным лицам права пользования недрами. Ряд таких случаев предусмотрен непосредственно в нормах комментируемой статьи. Указание в рассматриваемой части только на федеральные законы основано на положениях ч. 3 ст. 55 Конституции РФ (см. коммент. к ст. 8 Закона).

Законодательное определение предпринимательской деятельности содержится в п. 1 ст. 2 части первой ГК РФ, согласно которому (здесь и далее в ред. Федерального закона от 26 июля 2017 г. № 199-ФЗ[182]) гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг; лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено данным Кодексом.

Под субъектами предпринимательской деятельности понимаются юридические лица (организации) и индивидуальные предприниматели. Юридическим лицом согласно п. 1 ст. 48 части первой ГК РФ (здесь и далее в ред. Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ) признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. В соответствии с п. 3 ст. 49 данного Кодекса правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении. Согласно п. 1 ст. 23 данного Кодекса: гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением случаев, предусмотренных абзацем 2 данного пункта (абз. 1); в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (абз. 2).

Простое товарищество регламентировано положениями гл. 55 части второй ГК РФ. Как определено в п. 1 ст. 1041 данного Кодекса, по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели. В соответствии с п. 2 указанной статьи сторонами договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.

Определение понятия иностранной организации следует из положения п. 2 ст. 11 части первой НК РФ (в ред. Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 294-ФЗ[183]), в которой дано определения понятия «организация» для целей налогообложения: организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, международные компании (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории России (иностранные организации).

Иностранный гражданин согласно определению, данному в п. 1 ст. 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», — это физическое лицо, не являющееся гражданином России и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

2-3. Положения ч. 2 и 3 комментируемой статьи устанавливают требования к пользователям недр на участках недр федерального значения. Данные части введены с 7 мая 2008 г. Федеральным законом от 29 апреля 2008 г. № 58-ФЗ в связи с принятием Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», которым геологическое изучение недр и (или) разведка и добыча полезных ископаемых на участках недр федерального значения отнесены к видам деятельности, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 29 апреля 2008 г. № 58-ФЗ положения ч. 2 и 3 комментируемой статьи не применяются, если пользование участком недр федерального значения осуществляется лицом, которому право пользования данным участком недр было предоставлено до дня вступления в силу данного Закона. Согласно ч. 31 ст. 12 Федерального закона от 29 апреля 2008 г. № 58-ФЗ (в ред. Федерального закона от 2 мая 2015 г. № 121-ФЗ) положения ч. 3 комментируемой статьи не применяются в отношении участка недр, право пользования которым предоставляется в целях разведки и добычи полезных ископаемых месторождения, открытого в результате проведения работ по геологическому изучению недр на участке недр федерального значения, расположенном в Балтийском море, если право пользования участком недр в целях геологического изучения недр было предоставлено до дня вступления в силу данного Закона.

В части 2 комментируемой статьи установлено требование к пользователями недр на участках недр федерального значения, за исключением участков недр федерального значения континентального шельфа России и участков недр федерального значения, расположенных на территории России и простирающихся на ее континентальный шельф: таковыми могут быть юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, т. е. российские организации. При этом сделана оговорка «если Правительством РФ в соответствии с настоящим Законом не установлены дополнительные ограничения допуска к участию в аукционах на право пользования такими участками недр созданных в соответствии с законодательством РФ юридических лиц с участием иностранных инвесторов». Указанное полномочие Правительства РФ закреплено во введенной тем же Федеральным законом от 29 апреля 2008 г. № 58-ФЗ части 2 ст. 131 комментируемого Закона (после изложения указанной статьи полностью в новой редакции это часть 3 этой статьи).

В отношении создания и ликвидации коммерческой организации с иностранными инвестициями в ст. 20 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 169-ФЗ[184]) предусмотрено следующее: создание и ликвидация коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляются на условиях и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом РФ и другими федеральными законами, за изъятиями, которые могут быть установлены федеральными законами в соответствии с п. 2 ст. 4 данного Закона (п. 1); юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в порядке, определяемом федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц (п. 2).

Федеральным законом от 4 ноября 2019 г. № 355-ФЗ с 3 февраля 2020 г. часть 2 комментируемой статьи дополнена положением, предусматривающим, что Правительством РФ в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, и (или) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности могут быть установлены дополнительные требования к созданным в соответствии с законодательством РФ юридическим лицам с участием иностранных инвесторов, которые вправе осуществлять геологическое изучение участков недр федерального значения внутренних морских вод и территориального моря России в целях поиска и оценки месторождений нефти, газа и газового конденсата. Первым из указанных федеральных органов исполнительной власти в соответствии с п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации»[185], является Минобороны России, вторым согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. № 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации»[186], — ФСБ России. Издание соответствующего нормативного правового акта Правительства РФ в настоящее время лишь ожидается.

Пользователями недр на участках недр федерального значения континентального шельфа России, а также на участках недр федерального значения, расположенных на территории России и простирающихся на ее континентальный шельф, в соответствии с ч. 3 комментируемой статьи могут быть только юридические лица, которые одновременно отвечают следующим условиям: 1) юридические лица, созданы в соответствии с законодательством РФ, т. е. являются российскими организациями; 2) юридические лица имеют опыт освоения участков недр континентального шельфа России не менее чем пять лет; 3) доля (вклад) России в уставных капиталах юридических лиц составляет более чем 50 % и (или) в отношении юридических лиц Россия имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50 % общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы юридических лиц.

В отношении последнего из указанных условий следует отметить, что согласно ч. 7 ст. 2 Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (в ред. Федерального закона от 4 ноября 2014 г. № 343-ФЗ[187]) положения названного Закона, которые регулируют отношения, связанные с осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства и осуществляющие пользование участками недр федерального значения, не распространяются на отношения, связанные с осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства и осуществляющие пользование участками недр федерального значения, если до совершения соответствующих сделок Россия имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50 % общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, и сохраняет за собой такое право после их совершения.

Однако, из данной нормы предусмотрено исключение. В соответствии с ч. 3 указанной статьи сделки, которые совершаются иностранными государствами, международными организациями или находящимися под их контролем организациями и в результате совершения которых иностранные государства, международные организации или находящиеся под их контролем организации приобретают право прямо или косвенно распоряжаться более чем 25 % общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, или иную возможность блокировать решения органов управления таких хозяйственных обществ либо приобретают право прямо или косвенно распоряжаться более чем 5 % общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства и осуществляющих пользование участками недр федерального значения, подлежат предварительному согласованию в порядке, предусмотренном данным Законом.

Необходимо также иметь в виду, что согласно ч. 9 ст. 171 комментируемого Закона в случае, если данным Законом не установлено иное, запрещается переход права пользования участком недр федерального значения к созданному в соответствии с законодательством РФ юридическому лицу с участием иностранного инвестора или группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, которые:

1) имеют право прямо или косвенно распоряжаться (в т. ч. на основании договора доверительного управления имуществом, договора простого товарищества, договора поручения или в результате других сделок либо по иным основаниям) более чем 10 % общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал такого юридического лица;

2) имеют право на основании договора или по иному основанию определять решения, принимаемые таким юридическим лицом, в т. ч. условия осуществления им предпринимательской деятельности;

3) имеют право назначать единоличный исполнительный орган и (или) более чем 10 % состава коллегиального исполнительного органа и (или) имеют безусловную возможность избирать более чем 10 % состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления такого юридического лица.

При этом в ч. 10 указанной статьи (части 9 и 10 включены в статью тем же Федеральным законом от 29 апреля 2008 г. № 58-ФЗ) предусмотрено, что по решению Правительства РФ в исключительных случаях допускается переход права пользования участками недр федерального значения к указанным субъектам предпринимательской деятельности.

4. В части 4 комментируемой статьи определены лица, которые могут быть пользователями недр на условиях соглашений о разделе продукции, а именно:

юридические лица. При этом не указано на то, что юридические лица должны быть созданы в соответствии с законодательством РФ, т. е. речь идет как о российских, так и об иностранных организациях;

созданные на основе договоров о совместной деятельности (договоров простого товарищества) и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц. Обязательным условием является то, что участники таких объединений несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из соглашений о разделе продукции. Следует обратить внимание на то, что в рассматриваемой норме, в отличие от ч. 1 данной статьи, как о пользователях недр говорится не об участниках простого товарищества, а о самом простом товариществе.

Часть 4 комментируемой статьи согласуется с положениями ст. 3 Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» (в ред. Федерального закона от 6 июня 2003 г. № 65-ФЗ), в соответствии с которыми:

инвесторами как стороной соглашения о разделе продукции являются юридические лица и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложение собственных заемных или привлеченных средств (имущества и (или) имущественных прав) в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения (п. 1);

в случае, если в качестве инвестора в соглашении выступает не имеющее статуса юридического лица объединение юридических лиц, участники такого объединения имеют солидарные права и несут солидарные обязанности по соглашению (п. 2).

Строго говоря, солидарная ответственность участников простого товарищества — инвестора в соглашении о разделе продукции предопределена правовым режимом такого объединения юридических лиц, поскольку согласно п. 2 ст. 1047 части второй ГК РФ в случае, если договор простого товарищества связан с осуществлением его участниками предпринимательской деятельности, товарищи отвечают солидарно по всем общим обязательствам независимо от оснований их возникновения.

Права кредитора при солидарной обязанности определены статьей 323 части первой ГК РФ. Согласно ст. 324 данного Кодекса в случае солидарной обязанности должник не вправе выдвигать против требования кредитора возражения, основанные на таких отношениях других должников с кредитором, в которых данный должник не участвует. Статьей 325 данного Кодекса регламентировано исполнение солидарной обязанности одним из должников. О солидарных требованиях говорится в ст. 326 данного Кодекса.

5. Как предусмотрено в ч. 5 комментируемой статьи, в случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии) (указание на возможность привлечения лиц, имеющих соответствующие разрешения (лицензии), введено Федеральным законом от 14 июля 2008 г. № 118-ФЗ).

Данная норма основывается на положениях п. 1 ст. 49 части первой ГК РФ, согласно которым (ред. Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ[188]) юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ. Как разъяснялось в п. 19 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»[189], после введения в действие данного Кодекса виды деятельности, подлежащие лицензированию, могут устанавливаться только законом.

Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулирует Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»[190], что и закреплено в ч. 1 его ст. 1. Однако, следует иметь в виду, что в ч. 5 комментируемой статьи речь идет о необходимости наличия разрешений (лицензий) на осуществление именно отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, но не лицензий на пользование недрами — специальных государственных разрешений, которыми оформляется предоставление недр в пользование (см. коммент. к ст. 11 Закона).

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Комментарий к Закону Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» (постатейный; издание третье, переработанное и дополненное) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

145

СПС.

146

М., ИПК Издательство стандартов, 2003.

147

РВ, 1996, 17 октября, № 197.

148

БНА ФОИВ, 1998, № 7.

149

РГ, 1999, 16 июня, № 112.

150

pravo.gov.ru, 2017, 1 декабря.

151

СПС.

152

СПС.

153

СПС.

154

pravo.gov.ru, 2018, 27 июня.

155

СЗ РФ, 1997, № 30, ст. 3584.

156

СЗ РФ, 1999, № 18, ст. 2213.

157

СЗ РФ, 1999, № 23, ст. 2809.

158

СЗ РФ, 1999, № 47, ст. 5616.

159

СЗ РФ, 1999, № 47, ст. 5617.

160

СЗ РФ, 2000, № 2, ст. 122.

161

СЗ РФ, 2000, № 19, ст. 2026.

162

СЗ РФ, 2000, № 22, ст. 2262.

163

СЗ РФ, 2000, № 22, ст. 2268.

164

СЗ РФ, 2000, № 41, ст. 4041.

165

СЗ РФ, 2000, № 41, ст. 4042.

166

СЗ РФ, 2000, № 41, ст. 4043.

167

СЗ РФ, 2001, № 7, ст. 618.

168

СЗ РФ, 2001, № 32, ст. 3314.

169

СЗ РФ, 2002, № 2, ст. 132.

170

СЗ РФ, 2002, № 30, ст. 3035.

171

СЗ РФ, 2003, № 22, ст. 2067.

172

СЗ РФ, 2012, № 19, ст. 2445.

173

pravo.gov.ru, 2017, 22 мая.

174

pravo.gov.ru, 2015, 3 августа.

175

pravo.gov.ru, 2017, 4 декабря.

176

СЗ РФ, 2010, № 31, ст. 4197.

177

СЗ РФ, 2000, № 9, ст. 1066.

178

СЗ РФ, 2006, № 52 (ч. I), ст. 5498.

179

СЗ РФ, 2008, № 30 (ч. I), ст. 3597.

180

pravo.gov.ru, 2013, 30 декабря.

181

pravo.gov.ru, 2013, 30 декабря.

182

pravo.gov.ru, 2017, 26 июля.

183

pravo.gov.ru, 2018, 3 августа.

184

СЗ РФ, 2003, № 50, ст. 4855.

185

СЗ РФ, 2004, № 34, ст. 3538.

186

СЗ РФ, 2003, № 33, ст. 3254.

187

pravo.gov.ru, 2014, 5 ноября.

188

pravo.gov.ru, 2014, 5 мая.

189

РГ, 1996, 13 августа, № 152.

190

СЗ РФ, 2011, № 19, ст. 2716.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я