Комментарий к Закону Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» (постатейный; издание третье, переработанное и дополненное)

А. Н. Борисов, 2021

Третье издание комментария к Закону РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» подготовлено с учетом многочисленных изменений и дополнений, внесенных в Закон в 2014-2019 гг. Особое внимание уделено изменениям, внесенным Федеральным законом от 4 ноября 2019 г. № 355-ФЗ. Нормы комментируемого Закона проанализированы в их взаимосвязи с положениями целого ряда законодательных актов. Рассмотрены изданные в соответствии с Законом постановления Правительства РФ, а также нормативные правовые акты и рекомендации Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федерального агентства по недропользованию. Приведены правовые позиции высших судебных органов. Изложены особенности пользования недрами в связи с принятием в состав России Республики Крым. Комментарий адресован руководителям и работникам организаций – пользователям недр, индивидуальным предпринимателям и гражданам, должностным лицам органов государственной власти и органов местного самоуправления. Издание третье, переработанное и дополненное

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Комментарий к Закону Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» (постатейный; издание третье, переработанное и дополненное) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Преамбула

Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.

Настоящий Закон содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.

Положения преамбулы комментируемого Закона определяют понятие недр (абз. 1), а также предмет регулирования данного Закона или, говоря иначе, — сферу применения данного Закона. Согласно правилам юридической техники преамбула (введение) не является обязательной частью законодательного акта. Из юридико-технических требований, предъявляемых к преамбулярной части федерального закона, целесообразно упомянуть о двух следующих: преамбула не содержит самостоятельные нормативные предписания и не формулирует предмет регулирования законопроекта (см. Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов, направленные письмом Аппарата Государственной Думы от 18 ноября 2003 г. № вн2-18/490[76]).

Первый абзац преамбулы комментируемого Закона содержит определение понятия недр. Таковыми являются часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Это определение воспроизведено в национальном стандарте РФ ГОСТ Р 8.645-2008 «Государственная система обеспечения единства измерений. Метрологическое обеспечение работ по геологическому изучению, использованию и охране недр в Российской Федерации. Основные положения»[77], утв. и введ. в действие Приказом Ростехрегулирования от 15 октября 2008 г. № 259-ст[78].

В этом же стандарте даны следующие определения:

геологическое изучение недр — вид пользования недрами, включающий в себя проведение регионального геологического изучения, поисков и оценку месторождений полезных ископаемых;

недропользование — выполнение работ, соответствующих лицензии на право геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых, использования и захоронения отходов производства, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

охрана недр — система мероприятий, осуществляемых с целью наиболее полного (комплексного) извлечения полезных ископаемых из недр и максимально возможного и экономически целесообразного уменьшения потерь при разработке месторождений, а также сохранения геологической среды в состоянии равновесия с техногенными воздействиями.

В положениях абз. 2 и 3 преамбулы комментируемого Закона определен предмет регулирования данного Закона. С общетеоретических позиций определение предмета регулирования законодательного акта представляет собой определение общественных отношений, которые урегулированы нормами этого акта и которые в силу этого становятся правовыми отношениями.

Положения абз. 2 преамбулы комментируемого Закона в качестве элементов предмета регулирования данного Закона называют отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней (до внесения изменения Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 205-ФЗ речь шла об использовании отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств), специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.

Данный абзац изложен с 1 февраля 2015 г. полностью в новой редакции Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 261-ФЗ. В прежней редакции абзаца предусматривалось, что комментируемый Закон регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории России, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер. До внесения Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 219-ФЗ изменения указывалось не на рапу лиманов и озер, а на рассолы и рапу соляных озер и заливов морей.

Упомянутый Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 261-ФЗ (а им внесен ряд изменений в комментируемый Закон), принят в целях совершенствования правового регулирования разработки месторождений углеводородного сырья в части квалификации вод, попутно добываемых и используемых при добыче углеводородного сырья. В рамках характеристики проблемы, для решения которых вносятся изменения, в пояснительной записке к законопроекту, принятому в качестве Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 261-ФЗ, указывалось следующее: в настоящее время в законодательстве РФ неоднозначно квалифицируются попутно добываемые в больших количествах одновременно с нефтью и газом и подвергаемые обратной закачке в глубокие подземные горизонты и пласты горных пород минерализованные пластовые воды и воды, используемые при промысловой подготовке нефти; в российской и мировой практике обратная закачка (размещение) попутно добываемых вод в недра широко применяется как природоохранное мероприятие, требующее от недропользователя значительных затрат; размещение вод в пластах горных пород осуществляется в соответствии с утвержденными в установленном порядке техническими проектами после проведения предусмотренных законодательством экспертиз, в т. ч. — экспертизы на соблюдение природоохранных требований, и получения согласований уполномоченных органов, является согласованным проектным решением, предусмотренным проектной документацией на разработку месторождений углеводородного сырья.

Абзац 3 преамбулы комментируемого Закона содержит положения, которые также можно рассматривать как определяющие предмет регулирования данного Закона. Так, в данном абзаце установлено, что комментируемый Закон содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан России, а также прав пользователей недр. В то же время нельзя не отметить, что эти положения носят в большей степени декларативный характер.

Комментируемый Закон, подписанный Президентом РСФСР 21 февраля 1992 г. и кодифицированный под № 2395-1, заменил собой Кодекс РСФСР о недрах, утв. Законом РСФСР от 9 июля 1976 г.[79] Данный Кодекс, который отсылал также к Основам законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах, утв. Законом СССР от 9 июля 1975 г.[80], признан утратившим силу в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 21 февраля 1992 г. № 2396-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О недрах»[81].

В соответствии с Федеральным законом от 3 марта 1995 г. № 27-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О недрах»[82] комментируемый Закон был изложен полностью в новой редакции, однако это не означает, что в него были внесены радикальные изменения. В дальнейшем в комментируемый Закон неоднократно вносились изменения, которые проанализированы при рассмотрении соответствующих норм данного Закона.

Особенности правового регулирования отношений в сфере пользования недрами в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя определяет Закон об особенностях пользования недрами в связи с принятием в Россию Республики Крым, что и закреплено в его ст. 1.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Комментарий к Закону Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» (постатейный; издание третье, переработанное и дополненное) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

76

СПС.

77

М., Стандартинформ, 2008.

78

СПС.

79

Ведомости ВС РСФСР, 1976, № 28, ст. 895.

80

Ведомости ВС СССР, 1975, № 29, ст. 435.

81

Ведомости СНД и ВС РФ, 1992, № 16, ст. 835.

82

СЗ РФ, 1995, № 10, ст. 823.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я