Год в цирке

Piotr Kacprzak

Это многопоточная история, основанная на фактах и поставленная в реалиях начала 90-х годов, главным образом в уникальном пейзаже среднеазиатской части тогдашнего СССР, снимает мифы и воображение об описанной реальности, функционирующие до сегодняшнего дня. Необычайный мир, проявленный сквозь призму жизни и работы в цирке. История основана на необычных и часто удивительных событиях, которые испытывает главный герой. Книга содержит нецензурную брань.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Год в цирке предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

***
***
* * *

— Проволока?.. Какая проволока? — удивился он.

Речь шла о прокаленной специальным образом проволоке, она была пластичной и в то же время крепкой.

— Организуйте около восьми тонн. Она понадобится нам позже для строп.

— Проволока?.. Организовать?.. Стропы?.. О чем вообще речь? Или я ослышался? — пытался уловить смысл руководитель.

И только такие мысли приходили ему на ум. Как и тот факт, что раз было известно, что проволока понадобится, то следовало ее взять с базы, как и все остальное. А не теперь ночью искать ее как ветра в поле. Однако оказалось, что здесь и сейчас это будет намного дешевле. Но это будет требовать от руководителя новых навыков, которыми он еще не успел овладеть, заключающихся в умении заботиться обо всем, что может понадобиться в будущем. А, соответственно, это будет очередным серьезным испытанием, а также новым опытом.

— Хорошо, пан директор. Сейчас я займусь этим, — сказал он без особой уверенности.

Не имея еще представлений и плана, как это сделать, где искать и с кем разговаривать. Было только известно, что на железной дороге проволока наверняка есть, и он должен был ее найти и позаботиться о том, чтобы соответствующее количество ее имелось в вагоне их поезда. Вот и все.

К счастью, без особого труда он нашел подходящего человека в форме в лице старшего смены на местной грузовой станции, а скорее на рампе и подъездных путях. Пока не на очень хорошем русском он кое-как смог договориться и объяснить, что ему нужно. Русский был вполне настроен на оказание помощи. Таким образом, успех был близок. А его цена казалась относительно небольшой. За восемь тонн проволоки в нескольких больших мотках он должен был отдать всего лишь восемь бутылок польской водки. По одной за тонну. Никто, конечно, не вникал, есть у руководителя водка для таких целей. И есть ли она у него вообще? Он просто должен был решить этот вопрос — и все. А как? Это были его проблемы. Привыкший за годы к приказам или командам, приравниваемым к ним, он даже не думал о том, что он мог не выполнить эту задачу. К счастью, в эту поездку он взял с собой почти тридцать бутылок польской водки. Как говорится в России — на всякий случай.

Поэтому они пошли к вагончику, где толстый, одетый в папаху, ватник и резиновые сапоги начальник рампы вложил оплату за полы одежды, затянутой снаружи ремнем.

— Подождите, у меня есть еще одно условие, — сказал он. — Одну бутылку выпьем здесь в качестве подтверждения сделки!

Его красное от мороза лицо расплывалось в искренней улыбке, как будто он был уверен, что то, что они сейчас делают, было совершенно нормальным и необходимым. Никакие отговорки руководителя о том, что он вообще не пьет, что у него еще много работы и что у него болит голова и т.д., не помогли.

Русский был готов в случае отказа расторгнуть договоренность, и руководитель цирка не мог этого себе позволить. Как хозяин дома он откупорил бутылку «Отборной» и, основываясь на общем и распространенном мнении, что русские пьют стаканами, налил две третьих стакана, подавая его толстому и улыбающемуся железнодорожнику. Это мнение, как он быстро убедился, было не столько неправильным, сколько неполным. Оказалось, что здесь, в России, каждый наливает себе сам. Вот почему почти полный стакан водки пришлось выпить тому, кто так давно вообще не употреблял алкоголь. Но тогда пути назад уже не было. Пытаясь держать марку, он одним глотком опрокинул стакан холодной как лед водки. И уже после третьего круга, закусывая польской сухой колбасой, они опустошили всю бутылку, а затем направились к месту загрузки проволоки. Удивительно, но в то время, когда они распивали водку, казалось, что это вода, и только после нескольких минут выпитая водка начала действовать. Когда они пришли на место, загрузка проволоки уже заканчивалась.

— Вот это номер! — подумал руководитель.

Русский с самого начала знал, каков будет финал сделки, и сразу же приказал крановщику загружать мотки проволоки на вагоны. Если бы руководитель был более настойчив, ему, возможно, не пришлось бы пить эту четвертушку водки. Но откуда он мог это знать? После обмена приятными словами, приветствиями и объятиями с новым приятелем, руководитель отправился сообщить об успехе Старому, то есть директору. Он уже покачивался и невнятно разговаривал.

— Пан директор, я достал эту проволоку…

— Тогда сейчас вы можете прилечь и отдохнуть, — как бы с заботой сказал директор.

Интересно, что на следующий день у него даже не было похмелья, хотя он не привык пить алкоголь в таком количестве. Но это было лишь начало его приключений с водкой. И массовое потребление было еще впереди. Время плыло лениво, а поезд все еще стоял, и неизвестно, когда он отправится в путь. Ничего не происходило с утра, а уже было около 14.00. Лишь цирк был уже на русских вагонах и на их стороне границы. Никто не знал, чего ожидать и сколько времени еще ожидать. А затем выяснилось, что россияне по неизвестным причинам не прикрепили последние три вагона. На одном из них была «волга» и кемпинговый прицеп Юрка по прозвищу Ватник. Это прозвище было дано ему, так как он крутил и продавал сахарную вату во время выступлений. На двух других вагонах был еще один склад и какое-то цирковое оборудование. Нетерпеливый директор вызвал руководителя и дал ему очередное поручение.

— Мы же не будем стоять здесь до вечера. Пойдите и посмотрите, что там произошло, и решите этот вопрос.

С этого момента эти слова стали неотъемлемой частью большинства приказов директора. Молодой руководитель, воодушевленный вчерашним успехом, смело пошел искать диспетчерскую и диспетчера управления железнодорожным движением. Грузовая станция в Бресте огромна, а бесчисленные рельсовые пути и разъезды, казалось, не имели конца. Несмотря на это, диспетчерскую и диспетчера удалось найти без труда. Это был худощавый высокий мужчина с искренним взглядом.

Несомненно, он догадался, по какому вопросу к нему пришел посланник из цирка, который они всю ночь загружали на российские вагоны. Поэтому, объясняя, в чем заключается проблема, он недвусмысленным дружелюбным жестом показал, что речь идет лишь об одной маленькой бутылке польской водки. Все стало ясно. Руководитель даже обрадовался, что так легко ему удастся решить очередную задачу. Необходимо было только вернуться к вагончику и принести очередную бутылку «Отборной».

«Если так пойдет дальше, то водка закончится, прежде чем мы приедем», — подумал он, быстро пересекая заснеженные рельсы.

Интересным фактом, вызывающим у него изумление, было то, что на рельсах работали в основном женщины. Одетые в телогрейки, небольшими группками они чистили рельсы от снега и смазывали многочисленные стрелочные переводы. Точно так же это было и на дорогах, например, во время асфальтирования. В Польше никто никогда не видел женщин на работах такого типа. И, вероятно, никому такое бы даже не пришло в голову. В России это было нормально. Ибо здесь даже на строительной площадке работали женщины. Может быть, это означало меньшее уважение к противоположному полу, а, возможно, большее равенство, за которое в то время шла борьба по всей Европе. Независимо от причины такого положения дел, следует признать, что празднование 8 Марта — международного женского дня — здесь всегда имело больший и более значимый масштаб. Это неправда, что в СССР, как и в Польше в те дни, этот день отмечался лишь бы как. То есть стандартный цветок, концерт, и на этом все. Здесь этот день был официальным выходным. В Польше это как бы подверглось трансформации, и, возможно, поэтому в начале 1990-х годов официально перестали повсеместно и торжественно отмечать этот праздник. Этому способствовали политические изменения, а также и ошибочное убеждение, что это коммунистический праздник.

В 1910 году Социалистический интернационал определил 8 марта как День женщин, но этот обычай берет свои корни в Древнем Риме, где отмечались матроналии10. А затем имели место определенные события в Соединенных Штатах, которые непосредственным образом посодействовали возникновению этого праздника. Но сегодня, наверное, уже все об этом знают.

Но главным диспетчером был мужчина, и, вероятно, по этой причине, способ решения вопроса был аналогичным — принесенную бутылку нужно было распить на месте. Сценарий довольно интересный и нетипичный. В конце концов, нечасто приходится пить водку с диспетчером железнодорожного движения, стоя среди шкафов управления и приборных панелей огромной железнодорожной станции в Бресте. Во время потребления, закусывая яркими конфетами, похожими на наши леденцы, диспетчер сделал один телефонный звонок и подошел к окну.

— Вот ваши вагоны, — указывая рукой и улыбаясь, произнес он.

Руководитель потер глаза от удивления, потому что весь вопрос был урегулирован в течение двух минут. А еще недавно казалось, что существует какая-то серьезная проблема, в связи с которой вагоны ожидали, пока их прицепят к поезду. И никто не имел на это влияния. Теперь на его глазах по довольно отдаленному пути, одному из многих путей этого крупного железнодорожного узла, небольшой локомотив толкал последние три вагона к цирковому поезду.

Варшава — Чирчик. Более 4500 км.

Всего их было семьдесят пять, и это был самый длинный поезд, на котором ему до этого времени пришлось ехать. Затем еще в течение многих лет при каждой возможности он считал вагоны в грузовых поездах в Польше. Но никогда их не было больше сорока пяти. И только недавно в Гливицах был построен электрический локомотив под названием «Дракон», который сможет тянуть до пятидесяти двух вагонов. Он был впервые представлен в 2009 году на железнодорожной ярмарке в Гданьске. Но их производство началось только в 2012 году, а сейчас таких машин девять.

Теперь отъезд поезда был вопросом всего лишь часа. А может, двух? А цель поездки — город в Узбекистане, где-то далеко за Уралом, который назывался Чирчик. А страна эта, расположенная в Центральной Азии, скоро увлечет молодого человека своей уникальностью, экзотикой и непревзойденной красотой.

***
***

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Год в цирке предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

10

Римский праздник замужних женщин отмечался 1 марта. В этот день женщины получали подарки от своих мужей.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я