Год в цирке

Piotr Kacprzak

Это многопоточная история, основанная на фактах и поставленная в реалиях начала 90-х годов, главным образом в уникальном пейзаже среднеазиатской части тогдашнего СССР, снимает мифы и воображение об описанной реальности, функционирующие до сегодняшнего дня. Необычайный мир, проявленный сквозь призму жизни и работы в цирке. История основана на необычных и часто удивительных событиях, которые испытывает главный герой. Книга содержит нецензурную брань.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Год в цирке предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

***
***
* * *

Несколько месяцев назад в третьем часу ночи к нему подъехал водитель одной из четырех «ельчей3», на которых они собирались ехать под немецкую границу. Темно и холодно, потому что это был только конец января. Хорошо, что он взял с собой плед и термос с горячим чаем. Он никогда бы не подумал, что подготовка к сезону начнется еще зимой. Но в данном случае речь шла не об обычном сезоне. Первая работа в ДЦЗ4 — и сразу же зарубежная поездка. Правда, лишь в СССР, но тем не менее. Кто-то должен был отработать на базе не менее двух лет, прежде чем подать заявку на участие в зарубежной поездке. А здесь уже после двух месяцев такая возможность. Однако это не было сюрпризом или неожиданностью. С самого начала было известно, что именно этот цирк снова отправится в Россию в этом году. В конце концов, если бы не это, руководитель не уволился бы с предыдущей работы, которая ему очень нравилась и в которой он реализовал себя сполна. Но здесь перед ним промелькнула иллюзорная, как выяснилось позже, возможность заработать значительно больше, чем до этой поры. Кроме того, эта поездка заключалась в том, чтобы открыть ему путь к контрактам на Западе, где работать было, конечно, тяжелее, но и платили там побольше. И к тому же в долларах. А в то время доллар был намного крепче, чем сейчас.

Дорога в ту сторону была без каких-либо проблем. Конечно, за исключением того, что в «ельче», на котором они ехали, не работала печка и там было просто очень холодно. Тогда еще никто не был слишком обеспокоен рабочим временем водителей. Особенно в цирке, где в течение сезона работа по дюжине часов в день, а иногда и сутки напролет, была нормой. Поэтому остановки регулировались только частотой потребности помочиться. Однако чем ближе они были к цели, тем больше новоиспеченный руководитель нервничал. Но внешне не показывал этого старым ветеранам из Юлинка. Пока он даже не задавался вопросом, как он будет разговаривать с немецким дрессировщиком. А ведь он должен будет каким-то образом с ним побеседовать. Так же как он не думал о том, что и как он должен будет там решать. Вероятно, это следовало из отсутствия жизненного опыта, который сейчас по прошествии многих лет он очень ценил.

На месте, к счастью, оказалось, что, в принципе, даже не нужно будет ничего решать: ходить, искать или выяснять. Немец уже в течение нескольких часов стоял с нашей стороны границы и ожидал. Красивые бело-голубые, как новенькие, цирковые вагончики по сравнению с нашими казались, и не без повода, эксклюзивной автоколонной из ФРГ5. Собственно, так и было на самом деле. Немец был со своей женой и с ней вместе также выступал. На первый взгляд она выглядела значительно моложе его. Типичная немецкая внешность, слегка волнистые длинные светлые волосы, немного угловатые черты лица и голубые глаза. В целом довольно красивая и, казалось, гораздо более обаятельная, чем он.

Но, возможно, он запретил ей принимать участие в беседе, потому что она почти все время молчала. Как, впрочем, и в течение всего сезона. Поэтому улыбка или обмен приветствиями, например пожеланиями хорошего дня, были скорее редкостью. Ему было далеко за тридцать, крепкого телосложения, с усами и бакенбардами. Они вместе занимались дрессировкой тигров и бурых медведей. Как оказалось, он был довольно хорошим человеком, но, несмотря на это, в начале общения чувствовалась культурная пропасть и недоступность. На первый взгляд резкий и жесткий мужчина, с которым лучше не ссориться. Следовало отдать должное Старику, который набирал в свой цирк артистов такого формата. Чем бы был цирк без дрессировки хищников?

Водители прицепили вагончики и после короткого отдыха сообщили о готовности к обратной поездке. Не стоило медлить, потому что становилось поздно, а до базы было довольно далеко. Необычность поездки, ранний подъем и чувство выполненной миссии усилили непреодолимую потребность в отдыхе. В кабине, в отличие от езды в ту сторону, было тепло, а двигатель приятно урчал, способствуя сонному настроению. Кроме того, после такой длительной поездки уже не осталось общих тем для бесед с водителем. Тем более что начальнику не пристало разговаривать с работником по-приятельски. Ну и, конечно же, не на любую тему. Так проходили следующие километры и часы поездки. За окнами мелькал серо-белый пейзаж, но, к счастью, не было дождя и условия для поездки были хорошими.

И вдруг — шок! Где-то сразу после пяти часов вечера, когда они были всего в шестидесяти километрах от Юлинка, руководитель в ужасе обнаружил что-то, что парализовало все его тело и разум на мгновение. Он невольно взглянул на водителя, который тоже уже на протяжении длительно времени молчал.

«Нет… — подумал он. — Мне показалось!» Он взглянул снова и снова.

«Боже… Что же это?» — спросил он себя, пробуя в мыслях отыскать быстрое объяснение и быструю реакцию увиденному. Этот почти пятидесятилетний опытный водитель, который повидал уже многое и не один сезон поездил с цирком, сидел с закрытыми глазами.

Именно так — его глаза были закрыты.

Невзирая на это, он продолжал ехать ровно со скоростью более 70 км/ч на «ельче» с прицепом. За ними ехало еще три таких автопоезда. А в кабине одного из них сидел немец с женой. Глаза водителя то и дело открывались и закрывались. Это была крайняя усталость. Руководитель был уверен, что в такой ситуации опытный водитель сам остановится, чтобы отдохнуть. Это было очевидно. Но это его представление расходилось с суровой реальностью, которую ему пришлось наблюдать. Так стало ясно, что водитель едет и дремлет. На мгновение закрывая и открывая глаза. Руководитель, замерший от ошеломления, воскликнул:

— Пан Савицкий!

Тот незамедлительно отреагировал:

— Что случилось, пан руководитель?

— Нужно остановиться… Съедьте на обочину, — сказал он тоном, не терпящим противоречий.

Водитель без лишних комментариев включил указатель поворота и сразу же съехал на обочину. Вероятно, в тот момент он сам осознал, что произошло. За ним съехали остальные автомобили. Все вышли наружу. Холодный воздух быстро отрезвил их. Разминая кости и потирая покрасневшие от усталости глаза, они говорили вроде как друг другу, а вроде и руководителю.

— Хорошо, что мы наконец остановились.

Это означало, что в других автомобилях ситуация, судя по всему, была аналогичной. Руководитель не комментировал это, но у него создалось безошибочное впечатление, что он отвечал за эту ситуацию. По крайней мере, они были убеждены в этом. Потому что это именно он руководил всей поездкой и это он уже давно должен был потребовать сделать остановку. Однако из-за отсутствия опыта он даже не думал об этом. А они, вероятно, не желая проявлять слабость, не хотели останавливаться самовольно. Он также осознал последствия, которые могли быть результатом усталости этих людей. Почти тысяча километров на грузовике за один день, да к тому же зимой — это немало. Он также осознал, что могла произойти настоящая трагедия, от которой их уберег лишь случай. А может, божественное провиденье. Трагедия, которая могла произойти на национальной дороге №8, где-то между Ловичем и Сохачевым.

Это был один из первых, но, конечно же, не последних жизненных уроков для этого молодого человека. Ему предстояли еще многочисленные месяцы испытаний, проверок, проблем и вся безграничность неизвестного мира.

Несмотря на все это, следовало признать, что это совершенно новое испытание являлось своего рода удачей в лотерее. Потому что без всяких трудностей он сможет выехать на работу, которую некоторые ждут годами, а некоторые лишь мечтают о ней. Конечно, опуская тот факт, что в то время рентабельность поездки в Россию значительно снизилась. Однако это все еще было событие. Кроме того, он не ехал туда как обыкновенный сотрудник, а в качестве заместителя директора крупного государственного цирка, то есть государственного развлекательного предприятия. А самое главное, что благодаря этому он будет иметь многомесячное бесплатное путешествие по азиатской части СССР. И это было, наверное, самым важным, в чем руководитель убедился, лишь прибыв на место и увидев собственными глазами разницу между Европой, где он жил каждый день, и Азией, куда некоторые никогда не поедут. Несмотря на тот факт, что эти различия были связаны с тем, что речь шла о двух совершенно разных странах, уже сама по себе Азия как таковая производила соответствующее и уникальное впечатление на каждого, кто ее посетил. Хотя у него не было слишком много времени на изучение, как у обычных туристов, он многое увидел и многое испытал. Гораздо больше, чем во время любой другой поездки. Кроме того, он смог познать этот мир изнутри, познать жизнь простых людей, в которой он в контексте своей работы также принимал некоторое участие. Это все в сочетании с необычной цирковой жизнью давало мощную дозу экзотики и своеобразного шарма. Это впечатление не оставляло его на протяжении всего времени, проведенного там. Благодаря этой поездке он только укрепил свои непоколебимые убеждения о России и россиянах. Хотя там, где он был, он фактически имел дело со многими различными национальностями, культурами и обычаями. Однако официально это был могучий и нерушимый Союз Советских Социалистических Республик, в просторечье именуемый Россией.

Подготовка к поездке сама по себе не была для нового руководителя источником каких-то особых усилий, помимо обычного стресса, связанного с новой работой и новыми обязанностями. Он просто учился. Он впитывал знания как губка, а времени было немного. Всего лишь за два месяца работы на базе он узнал значительно больше, чем кто-либо за полгода. Своего рода ускоренный курс по управлению цирком. Но это была капля в море того, чему он должен был еще научиться и узнать.

Большинством организационных вопросов занялся нынешний заместитель директора цирка, который до самой поездки давал советы и подсказки, направляя своего преемника. Он работал в этом цирке уже несколько лет, а в России был уже дважды, так что из своего опыта он знал, что и как подготовить. Поэтому было очевидно, что он помогал новому руководителю как мог. Собственно говоря, ему поставили такое условие, чтобы он вообще мог уволиться из цирка и уехать на работу за границу. Вскоре он собирался уехать работать по контракту в Швецию. Skoghs Nöjesfält AB6 — это был крупнейший в Европе мобильный парк развлечений. А он должен был быть там поваром. В этом луна-парке уже в течение трех сезонов работал брат нашего героя. Но это совсем другая история.

В то время поездка в Швецию, Францию или Италию была мечтой всех, но на такой контракт могли рассчитывать лишь единицы. В последние годы наблюдались случаи, когда после двух сезонов работы в Италии или Англии люди строили себе дома на заработанные там деньги. Но такая перспектива была еще очень далекой. И, как выяснилось позже, перемены, произошедшие в нашей стране, изменили эти выгодные финансовые отношения и поездки уже не были настолько прибыльными. Тем временем бывший руководитель в эти последние дни еще должен был отправить цирк в поездку. Подготовить документы и позаботиться о том, чтобы передать все необходимое принимающему его полномочия. А было этого немало. Начиная с документов на подвижной состав и транспортные средства, бесчисленных формуляров и способа ведения административной документации, складских квитанций и заканчивая личными делами сотрудников и передачей всего инвентаря.

В целом последние недели были очень напряженными. Отслеживание всех вопросов и забота о мельчайших деталях требовали кроме большого опыта значительного посвящения. Официальная передача обязанностей и подписание протоколов приема-передачи состоялись однажды днем довольно нетипичным образом. Или, может быть, типичным, учитывая тот факт, что это был цирк. Трудно сказать. А именно за бутылкой водки, да и не одной, в кабинете руководителя. При этом инвентаризация была условной и только на бумаге из-за того, что цирк не был полностью укомплектован. Большая его часть находилась в это время Ташкенте. В этой своеобразной инаугурации принимали участие оба водителя, а также старший водитель, который неофициально пообещал помочь в сложных ситуациях уже там, на месте. Приятная, дружелюбная атмосфера, алкоголь и закуски способствовали тому, что молодой руководитель даже не почувствовал, какое боевое крещение ему предстоит вскоре пройти.

Конечно же, пришлось выслушать целый ряд детальных рекомендаций и советов о том, как поступать, чтобы устранить существующие нарушения, такие как, например, отсутствие нескольких десятков шин на цирковом складе, которые были просто проданы во время предыдущего сезона. В то время это был очень ходовой товар.

С этого момента новый руководитель подписывал все документы и ставил на них свою именную печать. Тем самым он уже нес ответственность за все, хотя в то время он еще не до конца это осознавал. Предложенная старшим водителем помощь, как выяснилось позже, выглядела не так, как должна была. Иногда казалось, что он ждет, когда руководитель совершит ошибку, вовсе не стремясь ее предупредить. Отсутствие с его стороны лояльности к его младшему коллеге сопровождалось лояльностью по отношению к директору, поскольку от него зависела поездка старшего водителя в один из западных цирков. Такую поездку он планировал уже давно, и она была ему обещана после завершения этого сезона. Поэтому в актуальности выражения «своя рубаха ближе к телу» руководитель убедился уже во время сезона. А старший водитель в будущем попадет, так же как и руководитель, на работу в Швецию, но только в другой цирк.

Первый неприятный сюрприз ожидал нового руководителя накануне его отъезда, то есть после того, как его вагончик был найден на грузовом вагоне поезда, подготовленного к отправлению. Проехав эти несколько километров от базы в Юлинке до рампы железнодорожной станции в Блоне, вагончик изнутри выглядел как после взрыва бомбы. Тщательно и с большим усилием обустраиваемый вагончик выглядел теперь как после урагана. Это был очередной урок для желторотого птенца, который дали ему ветераны цирка. Никто не сказал ему, что нужно подготовиться к такой поездке. Правильно закрыть шкафчики, поставить все на пол или сложить в миску или хотя бы в диван. Зафиксировать мебель специальными ремнями, которые следует закрепить на стенах. И, конечно же, не оставлять воду в ведрах или других открытых емкостях. Эффект отсутствия такой подготовки к поездке легко представить. Кроме того, можно предположить, что для усиления такого эффекта был применен соответствующий стиль вождения. Хотя он хорошо знал, чего добивались будущие подчиненные, он не имел к ним никаких претензий.

«Что поделать, будем считать это своего рода боевым крещением, — подумал он. — В конце концов, мы лишь собираемся познакомиться и, возможно, понравиться друг другу». Их поддержка для него сейчас была очень необходима. Но уже тогда отсутствие предупреждения или совета от старшего водителя показалось ему по меньшей мере странным.

***
***

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Год в цирке предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

3

«Ельч» — польский производитель грузовых автомобилей, автобусов, а также троллейбусов из города Ельч-Лясковице.

4

ДЦЗ — Департамент Цирковых Зрелищ.

5

Федеративная Республика Германии.

6

Со швед. Skugs Nojesfelt. Skoghs — фамилия владельца, «nöjesfält» — парк аттракционов.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я