Год в цирке

Piotr Kacprzak

Это многопоточная история, основанная на фактах и поставленная в реалиях начала 90-х годов, главным образом в уникальном пейзаже среднеазиатской части тогдашнего СССР, снимает мифы и воображение об описанной реальности, функционирующие до сегодняшнего дня. Необычайный мир, проявленный сквозь призму жизни и работы в цирке. История основана на необычных и часто удивительных событиях, которые испытывает главный герой. Книга содержит нецензурную брань.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Год в цирке предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

***
***
* * *

Электричество включали два раза в день — утром и вечером на четыре часа. Оно вырабатывалось двумя мощными агрегатами горения, установленными на вагонах, обслуживаемыми двумя электриками. Электричество подавалось в вагончики при помощи постоянно подключенного к ним электрического кабеля, поэтому электроснабжение осуществлялось таким образом, как будто машины стояли где-то на площадке. То есть нормально, через розетки электропитания. В это время нужно было быстро обогреть вагончик и приготовить что-нибудь поесть или, возможно, помыться. Кроме того, в каждом вагончике были газовый баллон и кухонная плита. Кроме руководителя и электриков, в этом особенном поезде ехал директор цирка, упоминавшийся ранее Ватник, рекламодатель, водитель и технический персонал. Последние должны были периодически на остановках подтягивать провода, с помощью которых были закреплены вагончики, а также несколько дрессировщиков зверей вместе с уборщиками за животными.

Вся экзотика этой поездки заключалась в основном в том, что она должна была продолжаться не менее двух недель. Кроме того, в течение этого времени все находилось в постоянном движении, трясясь и подпрыгивая в ритме колес грузовых вагонов. А грузовые вагоны по определению были подрессорены иначе, чем пассажирские, потому что они рассчитаны на более высокую нагрузку.

Уникальность такого путешествия состояла в том, что в течение почти двадцати четырех часов вагончики, в которых жили путешествующие люди, плавно скользили и довольно сильно подпрыгивали на шинах и рессорах, несмотря на то что они были закреплены при помощи толстого плетеного троса и специальных клиньев под колесами. Внутри, уже в другом ритме, подпрыгивала вся мебель и оборудование.

А к этому всему присоединялся также постоянный рев несущихся на стальных колесах вагонов.

Хуже всего было ночью во время сна. Когда ко всему вышеперечисленному добавлялось подпрыгивание лежащего на кровати человека, а в нем уже в другом, собственном ритме, подпрыгивал желудок и другие внутренние органы. Вероятно, для тех, кто никогда не испытал этого, такое будет довольно сложно представить.

Все эти неконтролируемые движения усиливались благодаря работе жесткой подвески российских вагонов, которые, в отличие от польских, имели совершенно другую систему амортизации соединений. Они не контактировали друг с другом посредством двух подвижных пар буферов, а были практически неподвижно сцеплены одиночными крючками. Нечто, напоминающее по форме две гигантские стальные ладони, повернутые друг к другу со сцепленными пальцами. Такое решение в случае столь длинного состава способствовало тому, что во время того, как поезд трогался, последние вагоны за долю секунды могли переместиться почти на метр. Это было результатом мощного рывка локомотива, а затем нарастающей аккумуляции провисания крючков между отдельными сцепленными вагонами. К счастью, об этом факте всегда предупреждал пронзительный гудок, который позволял подготовиться и схватиться за что-то. Поезд время от времени изменял направление движения таким образом, что те, кто сегодня ехал в начале состава, на следующий день уже могли ехать в его конце и испытать на себе упомянутые выше рывки. Состав тянули два огромных тепловоза, потому что на протяжении всего маршрута не было электрической тяги. А пути на большей части трассы были одинарными. Лишь время от времени на некоторых отрезках пути они расходились, образуя двойные пути, которые после некоторого отрезка вновь сливались в один. Цирковой поезд был настолько длинным, что, минуя другие русские поезда, он медленно проезжал по одной стороне навстречу поездам, в то время как проходящий поезд скрывался за другой его стороной. И только когда цирковой поезд проезжал полностью, встречный поезд мог продолжать движение. В противном случае он был заблокирован остальной частью циркового состава, которая все еще находилась перед встречным поездом.

Хуже всего, что во время поездки не предназначенные для этих целей цирковые вагончики просто пропускали внутрь через свои многочисленные щели холодный воздух до такой степени, что после ночи в ведерках и других емкостях замерзала вода. И не помогало тщательное затыкание щелей в стенах, окнах или дверях всем, чем только возможно (например, пледом). На ночь следовало одеваться как на Северный полюс и спать в шапке, свитере и двух парах теплых носков, с головой, прикрытой двумя пуховыми одеялами и пледом. Конструкция цирковых вагончиков предполагала, что они будут использоваться только в сезон, то есть с весны до осени, а не зимой. Помимо этого, они обычно никогда не двигались с такой скоростью.

Соединение российских грузовых вагонов

В таких вот условиях пришлось этим избранникам судьбы путешествовать в течение двух недель непрерывно всего с несколькими короткими остановками. Остальные сотрудники цирка должны были прилететь в Ташкент на самолете через три недели. Это были в основном артисты и остальная часть административного и технического персонала цирка. К счастью, чем дальше на юго-восток они продвигались, тем теплее становилось. Наконец перед глазами путешественников предстали стада верблюдов, пасущихся на бескрайних степях Казахстана и Узбекистана. С восхищением и восторгом за ними можно было вволю наблюдать из окон вагончиков. Это было одно из немногочисленных развлечений во время этой поездки.

Бактрийские верблюды

Время от времени в небе можно было увидеть огромного степного орла, размах крыльев которого достигал почти двух метров. В Польше вид ястреба был настоящим зрелищем. Иногда можно было увидеть семью степных лисиц. Иногда степную равнину пересекал всадник на характерной небольшой лошади. Исследования показывают, что их одомашнивание в этом регионе началось более пяти тысяч лет назад.

Эти всадники — это охотники, которые охотятся, среди прочего, на лис со специально подготовленными для охоты орлами. Такую птицу забирают из гнезда, когда она еще была птенцом, и приручают, используя затем ее естественные охотничьи навыки для охоты. Обычно это была задача для молодых мальчиков, которые таким образом проходили инициацию вступления во взрослую жизнь. Потому что для того, чтобы это сделать, необходимо было взобраться на скалистый склон, где в труднодоступных местах находились гнезда орлов. В течение последующих нескольких лет мальчик заботился о птице и под наблюдением своего отца тренировал ее.

Охотник с орлом

Чаще можно было увидеть стада овец или коз, охраняемых пастухами. Обычно поблизости находились характерные для Азии круглые шатры, называемые юртами. Интересно, что входы в эти палатки в этом регионе всегда были ориентированы на восток. Огромное пространство и степной пейзаж восхищали своим необычным шармом. Особенно у людей из центральной Европы, у которых не было возможности видеть такие огромные пространства. Вероятно, подобное восхищение характерно для тех, кто впервые увидел море или океан. Дополнительной достопримечательностью являлись немногочисленные города и их экзотическая архитектура.

Рядом с такими поселениями, обычно где-то на холме, располагались небольшие кладбища, обычно состоящие из дюжины гробниц. Иногда их было всего несколько. Они были не менее своеобразными и интересными, нежели остальная архитектура. Изготовленные из красно-рыжего кирпича, они выглядели как небольшие дворцы или мечети, часто с башнями и украшениями. Издалека это выглядело как маленький таинственный городок. Легко восхищаться этим всем можно было благодаря тому, что грузовой поезд, состоящий из столь большого количества вагонов, редко ехал с головокружительной скоростью. Обычно он двигался со скоростью пятьдесят шесть километров в час.

— Жаль, что у меня нет фотоаппарата, — часто думал руководитель с сожалением.

Так же было, когда за окнами среди бескрайних степей простирались белые, словно покрытые снегом участки. Трудно поверить, но в этом регионе как будто из земли наружу выступала настоящая соль. В таких больших количествах, что ее можно было собирать лопатами в ведра. И следует признать, что это было необыкновенное зрелище. Казалось, что на этой территории выпал снег. На самом же деле это были остатки некогда огромного и соленого Аральского озера, расположенного на границе между Казахстаном и Узбекистаном. Еще в 60-х годах это было четвертое по величине озеро в мире. К сожалению, со временем озеро почти полностью высохло вследствие неправильного ведения в СССР хозяйственной деятельности. Хлопковые поля орошали так интенсивно, что озеро начало высыхать, пока в конце концов вода в нем не закончилась. На его месте образовалась своеобразная пустыня, покрытая толстым слоем соли. Однако эту соль никто не собирал, потому что она содержала много вредных веществ, которые в течение многих лет стекали в озеро с интенсивно удобряемых химикатами полей. Через много лет исследования показали, что эти вещества настолько вредные, что они вызвали серьезный рост заболеваемости местного населения. На данный момент осталось лишь относительно небольшое водохранилище, которое продолжает высыхать.

Еще одним интересным и удивительным зрелищем были нефтяные скважины, которые небольшими группками встречались прямо среди обширной степи. Некоторые из них даже работали. Это было странное зрелище, потому что вокруг не было никаких зданий и людей. Довольно большая, казалось бы, простая машина посреди пустыни, которая работает, несмотря на то что поблизости нет никаких следов жизни. Как функционирует такая скважина, руководитель не имел понятия. Он знал лишь, что она используется для добычи нефти, потому что видел нечто подобное по телевидению. Эти районы были богаты не только месторождением нефти, но и газа. В целом СССР обладал неисчерпаемыми богатствами всех природных ресурсов, и в этом отношении он был полностью самодостаточной страной. Как функционирует такая скважина? Ее простая конструкция также обеспечивает простой способ работы. В предварительно пробуренной скважине размещают насос, оснащенный обратными клапанами, приводимыми в действие специальным стержнем, который прикреплен к верхней части головки. Это та часть, которая напоминает гигантский молот.

Головка перемещается благодаря специально соединенным плечам с противовесами, которые приводятся в движение двигателем. Добытая таким образом нефть поступает в резервуар, который может располагаться далеко от места добычи, так как рабочий насос создает достаточно большое давление. Именно так работали нефтяные скважины в Казахстане, несмотря на то что вблизи не было видно ни трубопроводов, ни электрической тяги для электроснабжения двигателей. Это было удивительное зрелище, когда в пустыне день и ночь машины работали без какого-либо надзора, как будто сами по себе. А что касается нефтяных скважин в целом, то самое интересное то, что старейшая из известных в мире была создана в Польше в 1852 году.

Добыча нефти в степи Казахстана

***
***

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Год в цирке предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я