Слова

Olga Sunchali, 2022

Почему я всю жизнь чувствовала себя несчастной? Мир всегда казался мне страшным и жестоким. Я ненавидела всех. Пока я писала эту книгу по воспоминаниям и детским дневникам, я поняла причину. В этом рассказе жизнь такая, какая она есть на самом деле, откровенная до неприличия правда. Все обстоятельства, которые формировали мое восприятие окружающего мира. Эта книга в основном о моей маме, о моих отношениях с мамой…Какими мы были в детстве? А в подростковом возрасте? Каждый день в школе был сущий ад. Родители ругали нас, ничего не понимая в нашей жизни. Нас манили приключения. Было жутко интересно узнать и попробовать все в этом мире, поскорее стать взрослыми. Мы верили всему, а каждый день приносил новые открытия и незабываемые впечатления.

Оглавление

3. Дедушка

В воскресенье мы с мамой пошли к дедушке. Шли два километра на окраину города. На пыльных улицах все дворы загорожены высокими глиняными заборами, у всех ворота. Пришли в небольшой кирпичный домик, вокруг заборчик деревянный. Большой сад и огород: цветы, абрикосы, яблоки, персики, вишня. Зашли в дом. Нас встретила полная пожилая женщина, похожая на мою маму, её старшая сестра, тетя Наташа. Она застыла на пороге в изумлении:

— О! Светка приехала! Паапааа! Светка приехала! — закричала она.

Высокий худой старик с белыми волосами вышел из комнаты. Они сели лепить пельмени по случаю нашего приезда, а я побежала во двор есть фрукты и ягоды прямо с кустов: сладкую малину, клубнику, вишню. Когда пельмени были готовы меня позвали обедать. Мы сели во дворе в тени деревьев. Мама без умолку болтала, рассказывала, как мы плохо жили в России. Потом говорит:

–…завтра надо в райком сходить…

— Он сейчас называется администрация — перебила ее тетя.

— Ой, ну Наташа! — мама закатила глаза и цыкнула — Знаю я! Я что совсем дура что ли?! Просто я привыкла как раньше называть. Что ты меня поправляешь все время? Унижаешь меня перед людьми! Я что совсем тупая да?! За дуру меня считаешь?!!!

Дедушка ушел в свою комнату. Мама последовала за ним. Он пишет что-то, неровные строчки опускаются вниз.

— Мемуары пишу. Вижу только тени, пишу почти на ощупь.

Мама взялась ему помогать, писать под диктовку. Потом искупала его, постригла ногти и волосы. Возвращаемся домой поздно вечером, уже темно. Мама без умолку говорит и говорит, ругает тетю:

— Ох, какая Наташа беспечная. Ой ой ооой, ужас какая у меня сестра! Совсем не смотрит за дедом а. Ногти ему не стрижет, не моет, бурду какую-то ему налила в кружку как собаке. Совсем за человека его не считает. Ужас в каком он состоянии! Ужас! — и здесь она нашла причины быть недовольной. Но неожиданно я услышала от нее похвалу в адрес дедушки — Твой дедушка очень интеллигентный человек, знает девять языков.

— Девять языков? — удивилась я.

— Да — улыбается мама — Он инженер, работал во многих странах, строил электростанции, зажигал лампочки. Благодаря ему в Киргизии есть электричество. Я очень горжусь тем, что я его дочка.

Мы стали ходить к дедушке два раза в неделю. Здесь всегда полно вкусной еды: и фрукты, и конфеты, и мясо. Мама с тетей что-нибудь готовят, мы обедаем, потом все вместе работаем в огороде, девяностолетний дедушка тоже. Во дворе есть милые белые кролики, куры и маленькая худая дворняжка Белка. Я жалею ее, что она на цепи, отвязываю. Она радостно мчится по полю, а я за ней и мне тоже радостно от того, что я её спасла. Бегаем, пока мама или тетя Наташа нас не поймают.

— Не бегай по большой дороге! — кричит мама — Тебя в машину посадят и отвезут в Турцию. Продадут тебя! Ты белая девочка!

Маме уже пятьдесят лет. Идем по дороге, а люди говорят ей:

— У вас такая красивая внучка!

— Это дочка моя — улыбается мама — я её поздно родила. Красивая, только не послушная вот, убегает, не могу угнаться за ней.

Через год дедушка умер. Ему было девяносто три года. Дедушку все в городе знали. Про него даже в газете написали, когда он умер. Были большие похороны, огромная толпа собралась во дворе. Мама и тетя Наташа плакали. Старики киргизы в белых колпаках много рассказывали про моего дедушку, вспоминали с почтением все его труды.

— В саду упал на бетонную дорожку, головой ударился, умер через три дня — сказала тетя Наташа — Если бы не упал, может и до ста лет дожил бы.

Я питалась почти одними фруктами, и к концу лета стала худая как спичка, а на лице остался один нос. В сентябре мама отвела меня в школу. В городе есть одна школа, где преподают на русском. Через неделю мое имя узнали все две тысячи учеников. Каждый раз, когда я иду домой, в меня летят камни и я слышу:

— Эй, желтая жопа!

— Буратино!

— Оля дура!

— Русская свинья!

— Русская алкашка!

— Оля-Коля!

Но есть и воспитанные дети, которые спрашивают:

— Можно я твои волосы потрогаю?

— Трогай.

— О! Такие мягкие!

Даже в школьном туалете мне не давали покоя. Девочки первоклашки окружали меня и спрашивали:

— А у тебя пупок есть?

— Есть.

— А писька у тебя есть?

— Есть.

— Покажи! Мы хотим посмотреть у тебя такая же как у нас или другая.

Мама устроилась в школу на окраине города преподавать английский. Однажды она взяла меня с собой. Пока мама была на уроке, я бегала во дворе. Меня окружила толпа деревенских киргизят, они лапали меня и вырывали волосы. Мама проработала там не долго. Её уволили, потому что это была киргизская школа, а она киргизского не знает. Мы шли домой, мама плакала и её слёзы капали в пыль. Она говорила и говорила всю дорогу, и когда пришли домой, и во время еды, и ночью, круглосуточно говорила сама с собой:

— Во придрались: «Не педагог! Киргизского не знаешь!». У меня три диплома! Я инженер, юрист и переводчик! Я все знаю! Да кому он нужен этот ихний тупой язык! Обезьяны вонючие! Я умнее их всех вместе взятых! Да пошли они в жопу! Плевать я хотела на этих дикарей безмозглых! «Откуда вы приехали?» спрашивают. Я всю жизнь здесь проработала, каналы строила, ночью чертежи чертила, а днем ходила по объектам по солнцепеку. Ничего в жизни не видела кроме каторжного труда. А они ничего не умеют, детей только делать умеют. Бараны безмозглые! Тут пустыня была, мы им все построили, а они еще кочевряжатся, ещё смеют меня унижать! Ишь как расплодились! Бомбу на них надо сбросить!

Она быстро нашла новую работу в садике и в детском доме творчества «Мээрим». Но теперь у нее появилась причина ненавидеть кроме своей сестры еще и всех киргизов. Она ругала всех постоянно день и ночь, никогда не умолкала. Днем кричала на учеников и у неё часто срывался голос, но она все равно не умолкала и шипела круглые сутки:

— Сссволочи! Ссскоты! Плодятся как тараканы! Черти узкоглазые! Туппищие такие дети у этих вонючих обезьян! Ниччччего не понимают, а, ну абсолютно ничего! Совершшенно безмозглые! Поубивать их всех надо, подорвать к чертовой матери! Во у меня какая красивая голубоглазая белая девочка! Самая умная из всех! Пусть все завидуют! Сдохнут пусть от зависти!

Мама отдала меня в школу с шести лет, в то время как всем моим одноклассникам было семь, а некоторым даже восемь. Но я уже умела быстро читать, писать и решала задачки по математике. На перемену я не выходила, а перед тем как идти домой стала прятаться за дверью, складывала ладони и читала молитву:

— Господи, пусть меня никто не тронет.

Иногда Бог и вправду слышал меня, и я спокойно шла домой. Но чаще в меня все равно летели камни и насмешки. И я подумала: Бог не существует. На физкультуру я тоже не ходила, боялась, что побьют там, подножку подставят или затопчут вообще. Когда весь класс вскакивал, и с криками: «Ура! Физ-ра!» выбегал в коридор толкая и давя друг друга в дверях, я спокойно складывала книжки и тетрадки в сумку, оставляла сумку в классе и шла одна гулять по пустынному двору школы. Возле школы был дом с голубыми воротами, там жила мохнатая рыжая собака без передней лапки. Почуяв меня, она поднимала ушки и скакала ко мне как могла на своих трех лапках.

— Привет лисичка — говорила я, взяв ее лапку — Черти отрезали тебе лапку.

На уроках я первой отвечала, удивляя всех длинными рассказами. А потом с гордостью наблюдала за одноклассниками, которые не могут выучить стишок. По дороге домой слушая издевки, я думала: «я умная, отличница, просто школа не знает об этом». Почти отличница, только одна четверка по физкультуре, на которую я вообще не хожу. В коридорах и дверях всегда давка, толпы бегущих детей. Они меня трогают и дергают за яркие волосы. Я возненавидела их всех. Начала драться, кидать камни в ответ, пинать всех. С мыслями: «я огромный дракон, расправляю мощные крылья, взлетаю и пускаю пламя из пасти» я бросалась с яростью на толпу смуглых детишек, кричала и плевала на них. Маму стали часто вызывать к директору, а меня ругали, выгоняли из класса и ставили в угол. Вечером после очередной драки мама часами ругала меня:

— Почему у всех нормальные дети, а у меня такая тварь? Почему ты не можешь спокойно учиться, как все нормальные дети?! Посмотри какие девочки хорошие ко мне на английский ходят. Почему ты не дружишь с ними? Почему с этой Нозой? У нее мать алкашка безработная!

А я плакала, кричала и даже билась головой о стену.

— За что мне такое наказание?! Такой ужасный ребенок! Никак не получается воспитывать. Что-нибудь говорить начинаю, орет как бешеная!

Вскоре мама устроилась в эту школу преподавать, чтобы следить за мной. Она пыталась подружить меня с одноклассницами.

— Смотри какая девочка хорошенькая стоит. Красивая девочка да?

— Да

— Подойти к ней, скажи:"давай поиграем".

Но я уже возненавидела всех. Школа стала жутким местом для меня. Ад и две тысячи чертей! Мне даже в голову не приходило, как можно тут с кем-то подружиться. После школы мама закрывала меня на ключ и уходила в Мээрим. В этой квартире был необъяснимый страшный дух. Каждый раз, когда я оставалась одна, меня охватывал страх. Я залезала под одеяло с головой, а черное пятно на паласе гналось за мной. Оно сходило с паласа, увеличивалось, превращалось в черное облако и нависало над моей кроватью. Я закрывала дверь в спальню, представив, что пятно осталось за дверью и не может выйти. Но в зале висел огромный календарь с рычащим тигром, и он тоже меня пугал. Я брала стопку книг и пряталась под стол, сидела и рассматривала интерьеры дворцов: Эрмитаж, Третьяковская галерея, оружейная палата, Пушкинский дворец-музей, картины, серебряная посуда и украшения, резная позолоченная мебель. Мама приходила вечером и готовила ужин.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я