Номадическая история Улытау

Muhtar Baqytuly

Работа является первым исследованием, трактующим об истории Улытауского региона, периода от первых насельников до заката и гибели кочевого мира. Автор приводит существенные доводы, подвергающие сомнению гипотезу о том, что степи Казахстана были «историческими воротами народов» и по этим обширным просторам происходили постоянные миграции этносов, а также затрагивает вопросы генеалогической последовательности автохтонных родов. Книга предназначена для широкого круга любителей истории номадизма.

Оглавление

Глава ІV. Улытау в раннем средневековье

Вопрос выхода мунгульского народа из Ергенекона тоже является предметом дискуссии. Его можно повернуть в пользу советской историографии, которая гласила, что выходцы из алтайского Ергенекона заселили современную Монголию и оттуда началось восхождение Темучина на политический олимп.

Мы же склоняемся к версии Абылгазы, который пишет, что «чрез четыреста пятьдесят лет мунгулы отомстили за кровь свою и за имение свое и стали жить в юрте предков». А юртом предков мунгулов, как выше отмечали мы, согласно данных Рашит ад-Дина, были Барсуки и Каракумы, а также Ортак и Кертак. Таким образом, у нас имеется весомое источниковедческое утверждение о том, что мунгулы, не имеющие никакого отношения к современным монголам, во главе с Борте-шени55 вступили в длительные сражения с племенами татар и, «возвратившись из Эркене-кона, поразили татар и, занявши отцовские земли, стали господствовать во всех татарских областях». (Саблуков, с. 31).

Учитывая то, что отцовскими землями мунгул была Сарыарка, Сырдарья и Иссык-Куль, мы однозначно склоняемся к восхождению предков Чингисхана именно в «киргизской степи». Но об этом мы написали ниже, а перед этим мы остановимся на возрождении Огузского государства, политическим центром которого вновь становятся горы Ортак и Кертак.

Если допустить, что вхождение в Ергенекон при Киян хане произошло во ІІ веке, то прожив там 450 лет, мунгулы вышли оттуда во главе с Борте-шени в середине VІ века, то есть во времена формирования Тюркского каганата. Согласно летописям, использованным Абылгазы, со времен Борте-шени до Добын-баяна прожило 13 поколений правителей еля. Перечислим их: Борте-шени — Коймерил — Бешин-киян (в «Тайной генеологии монголов») — Ботшаган — Тимаш (Тамаша) — Кыши-мерген (Коршар-мерген) — Кожын-бурыл (Ужым-бурыл) — Бокебендун — Самсаушы — Калмашы — Темирташ — Менликожа — Жулдыз — его два сына, от одного из них — Добын-баян.

Все выше перечисленные летописные персонажи являются объектами дележа между современными исследователями Монголии и Казахстана. Монголоведы, естественно, «запатентовали» их местонахождение на берегах реки Керулен, а казахские историки дислоцируют мунгул в Семиречье, Бухтарме и Чингизтау. Мы же, со своей стороны, как указали выше, смело локализуем их на берегах Кендирли и причисляем к участию в формировании и развитии Огузского каганата.

Согласно официальной историографии, в V—VII веках среднее течение Сырдарьи и Улытауские степи заселяли племенные объединения кангаро-печенегов, которые были вытеснены огузами. Огузы пришли с востока и в VIII веке обосновались в Западной Сарыарке, а позже расширили свои владения, включив территории Западного Казахстана.

Если допустим, что Абылгазы принимает за татарские племена кангаро-печенегов, то огузы могут смело претендовать на роль предков Чингиз кагана. Трансформацию этого процесса мы разложим ниже при повествовании истории о Домбауле, а пока рассмотрим процесс строительства крупного государства огузов.

С отступлением великой двухвековой засухи и возвращением атлантических циклонов в бассейны рек, впадающих в Аральское море и Балхаш, увеличиваются осадки в Казахстане, а еще большее изобилие происходит в Монголии. В обоих пространствах евразийской части Аридной зоны56 Земли увеличивается влажность, объем осадков, повышается травостой и изобилие воды приводит к увеличению количества родников и речных плесов.

В середине VІ века демографический подъем в степи приводит к образованию централизованного государства тюрков. Основными тюркскими племенами Абылгазы называет племена Кыпчак, Калаш, Канклы, Уйгыр, Карлык. События политического характера в Тюркском каганате происходят в Восточном Казахстане, Монголии и Восточном Туркестане. Поэтому, мы не будем удаляться от Улытауского края и вернемся к Огузскому каганату.

В переводе А. Н. Кононова Абылгазы приводит правителей огузов по линии сына Кун хана Кайы. У Кайы было много сыновей, но еще при жизни Кун хан среди внуков от Кайы отмечал Диб-Бакуй хана и поэтому, народ единогласно избрал его своим ханом. В «Генеологии туркмен» нет упоминания о Ергенеконе и события освещаются вплоть до вытеснения огузов из «Иссык-Куля, Алмалыка, Сайрама, гор Улуг-таг и Кичик-таг и устью реки Сыр». Вытеснены они были хатаями, канклы и найманами.

Эти события приходятся как раз на ІІІ-IV века, когда степь охватила засуха. Перечислим всех правителей от Диб-Бакуй хана до вытеснения огузов в Сырдарью, Мавераннахр и в современную Туркмению. Диб-Бакуй хан умер на охоте и наследниками престола избрали его сына Кузы-Йавы. Следующим правителем упоминается Инал хан, при котором главным визирем был Коркыт-ата из народа Кайы. Сколько лет прошло между жизнедеятельностью Кузы-Йавы и временем созидания Инал хана точных сведений нет, но по подсчетам Кононова, события происходили в начале VIII века.

В это время «на восток юрты огузского иля простирались до Иссык-Куля и Алмалыка, на юг — до Сайрама и гор Казыкурт-таг и Караджык-таг, на север — до гор Улуг-таг и Кичик-таг, в которых медь добывают, на запад — до Йангикента, что при устье реки Сыр, и до Каракумов». По мнению Абылгазы, эти территории были исконными землями огузов, на протяжении 4—5 тысяч лет. Хронологические рамки летописца являются предметом спора, так как имеют тенденцию летоисчисления по библейским параметрам.

Тем не менее, с приходом засухи, в огузской среде происходят междоусобицы, когда между собой стали враждовать много елей из-за нехватки пастбищных угодий. Этим то и воспользовались китаи, канклы и найманы, которые вытеснили огузов. А во второй половине VI века Улытауские пастбища осваивают потомки Огуза, кияты во главе с Борте-шени и заново отстраивают государственность на своих исконных землях. Материальным свидетельством достижений огузского государства являются города-крепости, о которых и пойдет речь ниже.

Конец ознакомительного фрагмента.

Примечания

55

Шени, шепни — герой, баһадур

56

Аридная зона — засушливая часть земного шара, где преобладает сухой климат с высокими температурами воздуха, испытывающими большие суточные колебания и малым количеством атмосферных осадков (около 100 — 200 мм/год) или полным их отсутствием.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я