Номадическая история Улытау

Muhtar Baqytuly

Работа является первым исследованием, трактующим об истории Улытауского региона, периода от первых насельников до заката и гибели кочевого мира. Автор приводит существенные доводы, подвергающие сомнению гипотезу о том, что степи Казахстана были «историческими воротами народов» и по этим обширным просторам происходили постоянные миграции этносов, а также затрагивает вопросы генеалогической последовательности автохтонных родов. Книга предназначена для широкого круга любителей истории номадизма.

Оглавление

Глава ІІІ. Улытау в эпоху железа

От Огуз кагана до распада его империи. Исторический герой, о котором пойдет речь ниже, претендует на такую же оценку в истории, как «Потряситель вселенной» — Чингиз каган. Историография последних лет ведет изучение прошлого по обратной линии от партии «Алаш», Кенесары хана, ханов Керея и Жанибека и сегодня «признает» Чингиз кагана консолидатором всех тюркских народов. Мы же, в свою очередь, в данной работе пытаемся «оживить» затерянные в научной среде данные о грандиозной исторической личности — Огуз кагане, который имеет огромное значение не только для историографии Казахстана, но и имеет непосредственное отношение к истории Улытау.

Огуз кагана вполне можно назвать «Потрясителем вселенной» номер один, а Чингиз кагана — номер два. Хотя мы не знаем таких художественных и летописных подробностей его завоевательных походов, как о Чингиз кагане, тем не менее, об Огузе подробно описано в «Огуз наме» Рашит ад-Дина и древнем эпосе «Огуз каган». Позже содержание этих произведений вторили Абылгазы и Жалаири. Согласно этих летописей мы можем констатировать тот факт, что Огуз каган завоевал все те же территории, что и Чингиз каган и его потомки, то есть Китай, Среднюю Азию и Персию. Единственное отличие в том, что потомки Чингиз кагана не смогли взять Египет, а Огуз каган завоевал.

Читатель может резонно задать вопрос о связи Огуз кагана и Улытау. Ответ здесь будет однозначный — Огуз каган, согласно всем средневековым летописным источникам имеет к нашему региону прямое отношение. Улытау или Ортак был Отчизной Огуз кагана, его предков и потомков. Об этом мы и будем повествовать ниже. Для этого мы обратились на страницы «Огуз наме»33, «Родословной туркмен»34 и других источников, не верить которым у нас нет никаких оснований. Тем более, что эти труды вполне подробно раскрывают возможности для последовательного повествования истории огузов.

По нашему мнению, историографическая среда слишком глубоко затаила летописи об Огуз кагане и мы в этой книге преследуем цель восполнить это несправедливое «умалчивание» в школьных учебниках роли Огуза в сфере реформирования мощной номадической империи. Период отечественной истории, занимающий вторую половину І тысячелетия до н.э. ознакамливает нас с появлением на степной арене новых кочевых племен, как Кыпчак, Канклы, Калач, Уйгыр, но опять же игнорирует тот летописный факт, что на появление этих этносов непосредственное влияние оказала именно политика Огуз кагана.

Генеологическое происхождение Огуз кагана детально раскрывается в «Огуз наме» Рашид ад-Дина. Абылгазы практически повторяет его повествование, за исключением некоторых добавлений новых имен. Согласно этим источникам, у Мугула было четыре сына: старший — Кара хан, второй — Гур хан, третий — Кыр хан и четвертый — Ур хан. Следуя традиции своих предков, Мугул хан перед смертью передал управление своим юртом старшему сыну Кара хану, который продолжал летовать на жайляу в горах Ортак и Кертак (Улытау и Кишитау), а зиму проводил в устье реки Сыр, в Каракумах и Барсуках.

Старшая жена Кара хана родила сына «краше месяца и солнца». Средневековые летописцы акцентируют на религиозную составляющую этого события, апеллируя на то, что от Яфеса до Алынша хана тюркский народ был правоверным и придерживался тех духовных направлений, которые передавались от поколения к поколению от всех пророков и самого Нуха (Ноя).

Время жизни Огуз кагана определяется разными летописцами по разному. «Татарские повествователи назначают бытие его почти за 2600 лет до Рождества Христова. Страленберг полагает за 600 лет, а мы, напротив, судя по числу ханов, бывших от Огуса до Чингиза и по другим происшествиям, которые с хорошею точностью описаны Абулгазыем и в полученных нами бухарских рукописях, полагаем, не более как за 300 или 400 лет до Рождества Христова.

Мнение сие подтверждено быть может еще следующими обстоятельствами из общей истории. Во времена впадения Огуса в Персию он покорил своему оружию провинции Бухару, Бадахшан, Хоразан, Шамахию, Армению и проч., т.е. те же самые, которые завоеваны были Александром Великим. А как древние ассирийские и персидские истории таковых имен и даже нашествий прежде Александра не представляют; следовательно, Огус вступил в сии земли уже после его и вероятно в то время, когда по разделении Александровой монархии между его полководцами, восточная часть Персии оставлена была греками без всякого внимания и уважения» (Гавердовский, с. 152).

В свете повествования событий на основании «Генеологии тюрков» Абылгазы, нам остается только поддержать точку зрения Гавердовского, тем более, что и дату, приближенную к этой, приводит Алькей Маргулан. Он относит время походов Огуза к периоду после походов Модэ (209—174 гг. до н.э.), то есть приблизительно ко ІІ веку до н.э. (Маргулан, 2011, с. 127).

Но при Алынша «у народа стало много добра и скота; он опьянел от богатства и забыл бога»».35 Это был период раннего железа, когда у степняков сезонно-пастбищное скотоводство стало доминирующим видом деятельности и, в то же время, высокое развитие получила металлургия. Улык-Бакырлык или современный Жезказган стал крупным металлургическим центром, где богатые поверхностные пласты давали древним рудокопам и металлургам медь, серебро и золото.

Освоение железа и совершенствование вооружения привело к усилению кочевой империи. Всеобщий контроль над основными направлениями торговых путей обеспечило номадам доступ к консолидации в их руках золотых запасов.

Золото становится олицетворением верховной власти и атрибутом социального выделения аристократии из основных масс. Приближенные кагана и наместники на местах облачались в золотые одеяния, а также полностью покрывали своих коней в золотые панцири. Золотые седла и золотые поводья отличали человека власти от остального окружения. Такого знатного номада хоронили вместе со всем его одеянием и верным конем и воздвигали над ним каменный курган.

Возвеличивание над народом и культивирование особых личностей привело к отдалению от единого Бога и распространению в духовной жизни степи идолопоклонства, которое стало повсеместным и оставило большой след в сознании людей. Следы поклонения «куклам» мы можем проследить в отчетах Плано Карпини, Гульома Рубрука и Марко Поло, где они приводят свидетельства того, что монголы вышивали куклы своих предков или ушедших в мир иной близких, устанавливали их в юртах или телегах и поклонялись им. То есть у отдельных племен идолопоклонство либо сохранялось на протяжении столетий, либо возвращалось в обыденную жизнь из памяти далеких лет.

В рассматриваемый период ситуация с идолопоклонством поменялась. Этому сопутствовало рождение Огуза. Летописцы показывают его схожим с Исой, который младенцем заговорил речью взрослого человека. Некоторое отличие легенды о рождении Огуза в том, что он заговорил тогда, когда ему исполнился один год. Согласно традиции древних тюрков, имя ребенку давали только по достижению одного года. До этого времени надо было присмотреться к характеру малыша, к его повадкам и только потом, нарекая его дальнейшую судьбу, давали ему соответствующее имя.

Когда Огузу исполнился год, его отец Кара хан созвал по этому случаю совет. Но на этом совете Огуз заговорил речью взрослого человека и объявил всем, что имя его Огуз и он будущий великий царь всего народа. Присутствующие не возражали, им понравилось имя Огуз и решили оставить это имя для царевича.

Летописцы связывают Огуза с человеком, наделенным особым вниманием Всевышнего, который «еще в чреве матери сделал Огуза своим любимцем (bali)». В «Огуз наме» и «Генеологии тюрков» рассказывается о том, что Огуз отказался сосать грудь матери и тайно вынудил ее стать мусульманкой.

Вышесказанное выделяет Огуз кагана из всех правителей степи, которые перечисляются в источниках. Религиозная почва явилась причиной конфликта Огуза со своим отцом Кара ханом. После победы над ним, Огуз каган начал завоевательные походы под идеей борьбы с идолопоклонством и распространения среди народов веры в единого Бога.

Завоевательные походы Огуз кагана и формирование древних тюркских племен. Процесс завоевательных походов Огуз кагана мы повествуем со слов Абылгазы, так как его рассказ с применением географических названий, перечисляемых в труде намного понятнее для современного читателя. Более достовернее рассказывает об этих походах Рашид ад-Дин в «Огуз-наме», но для его изложения требуется множество ссылок и отождествлений.

Выше мы отметили, что значение исторической роли Огуз кагана заключается в распространении единобожия и в объединении Китая, Средней Азии и Ближнего Востока в единую империю, политическим центром которой стали горы Улытау. А началось все с того, что у Кара хана родился сын, миссией которого было искоренение среди народа идолопоклонства. Был неизбежен конфликт отца и сына, ибо смыслом пребывания Адама и Евы, а также их потомков на Земле и является постоянная борьба верующих в единого Бога с неверными.

Период раннего железа ознаменовался формированием социального неравенства, культивирования и обожествления верховной власти, усиления централизации материальных ресурсов вследствие укрупнения хозяйств, что стало возможным за счет освоения степных просторов скотоводческими сезонно-пастбищными хозяйствами. Все это привело к обогащению знати и отдалению их от заветов пророка Нуха.

На этой волне появление на свет Огуза неизбежно становилось детонатором конфликта между правоверными и идолопоклонниками. Он родился в то время, когда вражда между этими двумя партиями была жестокой: отец убивал сына, узнав, что он мусульманин, а сын-идолопоклонник убивал отца-мусульманина.

Когда Огуз вырос и женился, главным его условием для невесты было принятие мусульманства, но та, под страхом смерти, отказалась иметь такую проблему. Такая же ситуация произошла и со второй женой. И только третья жена Огуза согласилась стать верующей.

Кара хан, естественно, не знал, что его сын мусульманин. Он узнал об этом только тогда, когда Огуз отправился на охоту в дальние вилайеты страны. Кара хану было интересно, почему его сын отверг двух первых невест, а третью полюбил. Когда первые жены Огуза рассказали его отцу всю правду, Кара хан созвал чрезвычайный совет своих беков и после обсуждения ситуации было принято решение схватить Огуза на охоте и убить.

Узнав об этом коварном плане, младшая жена Огуза тайком отправила доверенного человека к мужу и оповестила его об опасности. Получив весть, Огуз бросил призыв всему народу: «Отец мой собирает войско, чтобы убить меня; кто держится меня, пусть идет ко мне; кто держится отца моего, пусть пристает к нему». (Саблуков. 1904, с.15).

На удивление, не все поддержали Кара хана и оказалось, что многие его родственники и приближенные на протяжении многих лет тяготились обязанностью поклонения идолам и тайно сохраняли генетическую память об едином Боге. Тем не менее, на стороне Кара хана собралось намного больше войска, чем у Огуза. Но несмотря на это, образовалась партия, которая пошла за Огузом и которую он прозвал Уйгыр, что происходит от древнетюркского слова «ұю»,36 то есть «прилипший сливок» и имеет политический смысл «союзник» или «соратник».

По словам Я. П. Гавердовского, современное многочисленное казахское племя Среднего жуза Аргын происходит от уйгуров. «В Большой орде произошли от сего три главные рода, а именно: род саргамский, ведущий свое начало от карликов, тулатовской — от потомков Тулия, сына Чжингиз-ханова, зюнский — от древних канклов. В Средней, как в многолюднейшей, четыре: собственно древний найманский, кипчатский, аргинский от уйгуров и курейский — от курисов. В Малой — три: алимулы и байулы от потомства Шейбани-хана или, лучше сказать, от двух братьев, детей Фюлата, которым орда была разделена; и третий чжидеруу (семиродский) — из семи поколений и из семи разных мест вышедших в степь Киргизскую».37

Местом локации уйгур после походов Огуз хана и расширения его владений стали те земли, которые перечисляет Гавердовский. По китайским источникам конца І тысячелетия до н. э. Уйгурский каганат уже выступает как самостоятельное государство и имеет прямые торговые отношения с Китаем. Современные уйгуры Восточного Туркестана (СУАР) сохранили первоначальный этноним, а о происхождении этнонима Аргын имеются разные версии.

Но мы возвратимся к нашему повествованию об Огузе… Несмотря на многочисленность войска Кара хана, Господь миров был на стороне Огуза. Кара хан бежал и вскоре умер от полученной раны, нанесенной стрелой в голову. Огуза избрали каганом и он сел на золотой престол своего отца. Соответственно с этого момента начинается модернизация всей политической структуры государства, которая основывается на новых общественно-политических отношениях. Происходит искоренение идолопоклонства и распространения в елях монотеизма.38

Отныне в государственном управлении стал присутствовать принцип поддержки и покровительства тех, кто становился мусульманином и наоборот, все, кто инертно продолжал придерживаться идолопоклонства, подвергались репрессиям: «отцевъ он предавалъ смерти, а дътей ихъ дълалъ рабами». (Саблуков, с. 16).

На огромных владениях государства Кара хана не все влиятельные региональные правители приняли правила новой вертикали власти. Поэтому, Огуз каган каждый год организовывал походы против таких оппонентов и всегда выходил победителем. Свергаемые со своих престолов улусные правители бежали к татарам, которые к этому времени жили в Северном Китае и современной Монголии.

Такое усиление татар создавало неблагоприятную тенденцию для Огуз кагана, поэтому он предпринял поход на татарского хана, победил его и истребил все его войско, несмотря на то, что и мунгулы, и татары были одного «колена». Таким образом, произошло объединение всех кочевых племен, населявших современные территории Казахстана и Монголии.

В этом походе Огуз кагану досталось столько материальной ценности, что невозможно было все это навьючить на коней. Для решения этой проблемы в войске нашелся человек, который смастерил арбу (телегу) и по его образцу все другие сделали такие же телеги. Скрип колес арбы выдавал раздражающий всех звук «канк-канк» и ехавшие навеселе воины в шутку прозвали человека, смастерившего первую арбу Канклы и все его потомки получили этот этноним.

В описании данного события мы являемся свидетелями происхождения племени Канклы, изобретения телеги, хотя колесницы кочевников запечатлены еще раньше, в петроглифах эпохи бронзы и имеют более раннее происхождение. Тем не менее, время формирования племени Канклы соответствует со временем, который указывается в историографии.

После подчинения татар, Огуз каган завоевал Китай, Шуршит (Джурджит), а также Тангут (Тибет) и Каракитай. Во время этих походов произошло зарождение нового рода Кыпчак. Когда великие государи выступают в поход, согласно древнетюркской традиции они брали с собой одну из жен. Один из приближенных нукеров Огуза тоже взял с собой жену, которая в это время забеременела. Нукер погиб в одном из сражений, а когда пришло время рожать, его жена не могла найти приюта, так как условия были походные и укрыться от холода было негде. Тогда она нашла дупло в дереве и, укрывшись в нем, родила сына, которого Огуз каган прозвал Кыпчаком (Каб — кора дерева, шак — дробить), то есть «дуплистым деревом».

Огуз каган взял этого ребенка к себе на воспитание и когда Кыпчак вырос, поручил ему подчинить народы Урус, Алан, Маджар, Башкурт, которые проживали к западу от владений империи. Эти народы давно вели борьбу за сохранение самостоятельности. Закончив завоевания в восточной части Азии, Огуз каган дал Кыпчаку много войска с опытными и закаленными в боях нукерами во главе дружин и отправил в западный поход. Кыпчак подчинил все народы от Итиля (Волги) до Дона и царствовал там много лет. Все население, проживавшее здесь со времен Огуз кагана до Чингис кагана называлось Кыпчак или Дашты Кыпчак («каменистый Кыпчак»).

Усилив свое войско за счет присоединенных татар и других народов, Огуз каган пошел походом на Туран и Индию.39 Сломив сопротивление Ташкента, Самарканда и Бухары, сам осадил Сайрам и Ташкент, а сыновей отправил к Туркестану и Андежану. После этого войска Огуза двинулись на Балх, а затем в область Гур.

В горах Гура выпало много снега и войско отказывалось идти дальше, но Огуз каган, несмотря ни на что, приказал двигаться дальше. Таким образом, ему удалось взять Гур. Когда наступила весна и пришло время с новым годом произвести подсчет войска, оказалось, что нескольких военачальников с их дружинами не достает. Через несколько дней они пришли и рассказали, что во время продвижения по горам произошел сильный снегопад, начался буран, все кони сдохли и они отстали от основных войск, после чего пешком догнали их. Тогда Огуз каган объявил: «Эти люди пусть называются Карлык», то есть «снежные». Так зародилось новое тюркское племя Карлык.

Выступив с области Гура, Огуз каган взял Кабул и Газнин и пошел на Кашмир. Главой Кашмира в то время был Ягма, который пользуясь труднодоступностью своих владений, решил сопротивляться. За целый год осады Кашмира с обеих сторон полегло много войска, прежде чем Кашмир был взят. Ягма был казнен и Огуз каган двинул свои войска обратно в Мунгулию (Улытау) через Бадахшан и Самарканд.

Дав отдохнуть войску один год, Огуз велел готовиться ко многолетнему походу в Персию. На следующий год он выдвинул войска из Каракумов и Барсуков, поднялся вверх по руслу Сырдарьи и прибыл в город Телаш. В это время произошло возникновение племени Калаш, которые после этих походов расплодились и освоили земли Мавераннахра, Хорасана и Ирака. Значение этнонима Калаш — «оставайся, голодный». (Саблуков, с. 20).

Пройдя через Самарканд и Бухару, войска Огуз кагана вступили в земли Хорасана. На тот момент, после смерти единого правителя, персидского царя Кеюмурса, Иранский (Арийан) юрт переживал раздробленность. Кеюмурс, после завоевательных походов Ескендера Македонского и междоусобиц после его смерти, смог объединить юрт под единой властью. После смерти Кеюмурса началась междоусобная борьба за власть, которая закончилась ничем и значительно ослабила Персию.

Взяв Хорасан, Огуз каган захватил Ирак-аджем, Ирак-араб, Азербайджан, Армению, Сирию и Египет. При взятии этих земель он использовал тактику договорного примирения, но при сопротивлении некоторых правителей применял всю мощь оружия и беспощадно карал побежденных. Эту тактику потом, в ХІІІ веке применил Чингиз каган.

Посадив во всех завоеванных землях от Сайрама до Египта своих людей, Огуз каган возвратился в свой родной юрт. Гавердовский по этому поводу пишет: «Огус уже при конце дней своих, после 40-летнего отсутствия из отечества, возвратился с великими добычами паки в степи для обитания по-прежнему в пастушеских шалашах своих, что весьма редко бывает с завоевателями».40 Прибыв домой, в степные просторы от Барсуков до гор Ортак, он устроил большой той в честь удачных завоевательных походов и совершения полезного дела для довольства Всевышнего. «Для того велълъ построить дворецъ, обложить золотомъ концы всъхъ деревъ, украсить ихъ рубинами, ехонтами, изумрудами, бирюзою и жемчугомъ». (Саблуков, с. 22).

На этом тое Огуз каган велел зарезать 900 лошадей и 9000 овец. Также он велел сделать из сафъяна 99 сосудов и девять из них наполнить вином, а 90 — кумысом. В соответствие с заслугами, достигнутыми во время походов, Огуз каган распределил города, области и селения своим нукерам. Таким образом, примерно во ІІ веке до н.э. здесь, в Улытау Огуз каганом было сформировано территориально-административное разделение его огромной империи среди своих шести сыновей.

Кроме этого, согласно Гавердовского, он разделил кочевые народы на девять орд и отдал в подчинение сыновьям: «Первая орда называлась уйгур (Уйгуры, по описанию Абулгазыя, обитали между гор Тубузлук, которые ныне в степи Киргизской называются Буглытаг, а между гор Уксунлуктурга и Кутт, впоследствии называемые Ауроурок, а ныне Мугочжар. Народ сей составлял потомство внуков Могул-хановых. Он первый перешел в сотоварищество к Огусу. В продолжение времени орда сия соделалась сильною и разделилась на две части: унов и токусов, в коих состояло до 120 родов. Из сего можно видеть, что известные у западных писателей уны, огоры, венгры и прочие народы, происходящие от угуров или угров, по сходству названий и местопребывания можно почитать поколениями уйгурскими.), или неэур. Она составляла собственно поколение могульское и распространялось внутри степи Киргизской около рек Ишима и Тургая.

Вторая, найман, поселилась около Туркестана, а потом перешла на восток за Алтайские горы.

Третья, кипчак (Абулгазый-баядур-хан пишет, что кипчаки с предводителем своим по повелению Огуса должны были вести войну на реке Яичжике (Урале), Ателле (Волге) и Тине (Дон) с улаками, мачжарами, башкирцами и урусами. Из сего видеть можно, что русь, или руссы, в сие время жили около Волги, а также и башкирцы несут отродие орды Нагайской, как замечено в «Оренбургской топографии», ибо орда сия восприяла свое основание уже около 15 столетий по Рождестве Христове.), подвинулась к западной части степи Киргизской, заняв реки Илек, Урал и распространилась даже до реки Волга.

Четвертая, канкли, или каткын, кочевала по нынешним Зюнгорским горам.

Пятая, калл-ач, рассеялась по земле Мауреннерской.

Шестая, карлик, или курла, седьмая, эур, или ур-манкаш, восьмая, салчжаут, и девятая, чжелаут, все распространились на восток от Алтайских гор до пределов Китая и к северу оного».41

Согласно заветам Огуз кагана, управление девятью кочевыми ордами и завоеванными землями могли осуществлять только его потомки. Это династийное управление в Улытауском регионе сохранилось вплоть до откочевки огузских племен в земли современного Туркменистана. Таким образом, на протяжении всего Шелкового пути было создано централизованное управление, что стабилизировало политическую жизнь и привело к росту торговых отношений между регионами.

Огуз каган был одним из тех правителей, которые на заре своей славы, возвратившись на Родину, доживали свою старость простой пастушеской жизнью в родных степях, кочуя в своих юртах по землям обетованным. В нашем случае, Огуз каган доживал свою жизнь в нашем Улытауском крае и, скорее всего, захоронен здесь. И возможно, тот самый одинокий и самый крупный курган в урочище Кулман (Акшокы) и есть его гробница.

Кун хан. В І главе нашей книги, упоминая исторических героев, мы остановились на Татаре и Мугуле и отметили, что согласно источникам, Родиной Мугула является Улытау. Вопрос, были ли Татар и Мугул именами конкретных личностей или это, как отмечал Гавердовский о мунгулах, состояние души кочевников, стоял всегда и будет задаваться при рассмотрении генеологических летописей средневековья.

Мы же в этом вопросе можем только допустить, что формирующиеся заново государства номадов брали в качестве идеологического двигателя и подтверждения права на престол в новом общественном объединении имя своего известного и великого в генеологии предка. Таких примеров много: огузы, тюрки, мугулы, хазары, караханиды, русы, узбеки, ногаи.

Кун хан был старшим сыном Огуз кагана и возглавлял крыло Бузок — «сломанный лук». Согласно легенде, которую приводят летописцы, Огуз каган распределил государственное управление своим сыновьям еще во время похода в Сирию. Таким образом, им был утвержден порядок управления огромной империей и династийное продолжение процесса передачи верховной власти.

Произошло это следующим образом: прибывая в Сирии, Огуз каган поручил одному из нукеров спрятать золотой лук и три золотые стрелы. При этом дал указание: «лук зарой в землю в степи, где восходит солнце, в месте, куда не ступала нога человека, один конец его вытащи из земли, а стрелы отнеси в сторону, где заходит солнце, и спрячь их так, как спрятал лук». Через год он позвал к себе трех старших сыновей — Кун, Ай и Йулдуз и, ссылаясь на большую занятость, указал им поохотиться на восточной стороне этой страны, где, по его мнению, должна быть обильная охота.

Отправив старших сыновей, он позвал к себе трех младших — Кок, Таг, Тенгиз и отправил их охотиться на запад. Старшие нашли лук, сломали его на три части и доставили его вместе с обильной охотничьей добычей кагану. Младшие сыновья нашли три золотые стрелы и, разделив между собой, вернулись и тоже вручили отцу. Таким образом, Огуз каган разделил свою империю на два крыла: правое крыло — Бузок («сломанный лук») и левое крыло — Ушок («три стрелы»).

После смерти Огуз кагана, по его завещанию на престол сел его старший сын Кун хан. Его аталыком42 был Иркыл Ходжа, правитель Еникента — города, который был построен Огуз каганом. С приходом к власти Кун хана на политической арене империи Огуза возник вопрос об избежании междоусобиц и сепаратизма, так как от шести сыновей Огуз кагана было по четыре сына.

Поэтому, понимая возможности зарождения тенденции к самообособлению при правлении Кун хана. из-за имением у каждого из региональных правителей огромных сокровищ, бесчисленного количества скота и быстрорастущих городов с подданным населением, Иркыл Ходжа предложил выход из такой ситуации определением каждому из царевичей его ранга, полномочий и распределения каждому из них тамги43 и онгонов44. Об этом подробно расписано и у Рашид ад-Дина, и у Абылгазы.45

При распределении мест и полномочий между своими младшими братьями и сыновьями, Кун хан упорядочил их расселение по регионам, право выбора той или иной части мяса барана и лошади во время собраний и пиршеств, а также предоставление чести резать это мясо, вплоть до того, в чьи обязанности должно было входить держать лошадей у входа в юрту.

В первой юрте по правую руку от каганского шатра Кун хана сидел Кайы, его старший сын. «Ему дали правую голень задней ноги (барана — автор), Байат (второй сын Кун хана) резал ее; Саркы (сын Огуз кагана от наложницы) держал лошадей». (Кононов, с. 51). Среди тех, кто держал коней также были Канклы, Калаш, Кыпчак, Карлык и их статус был наравне со статусом сыновей Огуз кагана, родившихся от наложниц.

В общей сложности Кун хан посадил 24 внука Огуз кагана в 12 юртах по двое и империя была разделена на 12 болеков.46 Потомство этих болеков стали именовать йузлик.47 Таким образом, Кун хан разделил общество на особое сословие, состоящее из представителей династии Огуз кагана и на простой народ — халк.

Вместе с тем, во времена политического становления своих походов в чужие страны, Огуз каган нарек имена сопровождавшим его воинам, таким как Уйгыр, Кыпчак, Калаш, Канклы, Карлык. Их вместе с сыновьями кагана от наложниц тоже насчитывалось 24. Все они заняли привилегированные места у юрт: 12 из них держали коней, а 12 — сидели у дверей. Все потомство, родившееся от них назвали аймак (район).

Таким образом, на этом Курылтае, проходившем в Улытау, Кун хан поделил империю Огуз кагана на 12 йузликов и 24 аймака. Политическим центром для государства стали зимовки в песках Каракума и Барсуков, а также летние кочевья в горах Ортак (Улытау) и Кертак (Кишитау). 24 аймака подчинялись 12 йузликам и функционировали на основе новой фискально-административной системы.

Племенам Бузок, составившим правое крыло войск, в качестве жайляу были выделены «летовки [на землях] от границ Сайрама и гор Башгурда до самого Карабага. Племени Ушок, составлявшему левое крыло, летовки выделялись [на землях] от Куртака, Йеруда, Туг-лука и Бозйака до Акзака Алмалыка.

Зимовки (кышлак) для правого (Бозок) крыла были определены в Барсуке, Актаке, Намалмыше и Басаркуме. Для левого крыла (Учок) крыла они были определены в Кайы-дере, Асанаше, Кум Сенгри, Кайы Дурду и Йар Сенгри».48

Переводчики «Огуз-Наме» не смогли полностью идентифицировать древние топонимы с современными названиями. Но определяя местонахождение Сайрама, Башгурта и Барсуков, можно предположить, что два крыла были разделены на просторах степи по реке Сарысу. Бузоки получили право кочевать в западной части, а Ушоки — в восточной.

Также на этом Курылтае Кун хан определил главные правовые нормы государства. Самая первостепенная норма — это беспрекословное выполнение того порядка приема пищи, который был принят. Второе, за совершенное преступление ответственность назначается несмотря на происхождение и привилегированность преступника. Если в целях наказания за преступление приехали представители хана, то никто не имел права препятствовать следствию и исполнению приговора, а преступника надлежало доставлять к ханскому двору и «ударом меча по спине рассечь его надвое, дабы могущие видеть — видели, а могущие слышать — слышали». (Кононов, с. 54).

Третья норма права определяла порядок избрания главы государства. Им должен был быть избран человек только из потомков Огуза и только из Бузоков, то есть потомков старших сыновей — Кун, Ай и Йулдуз. Запрещалось избирать на ханский престол двух каганов. Это было чревато междоусобицами между царевичами одного из каганов, в случае смерти одного из них. Ибо «в одни ножны два меча не входят, два мужа не могут брать одну жену, в одном юрте двум правителям (торе) не место». (Кононов, с.54).

Все эти заветы (аһднама), принятые на Курылтае были написаны на большом листе бумаги. Этот летописный факт говорит о том, что еще во ІІ веке до н.э. существовала письменность. Скорее всего, это была древнетюркская руническая (тамговая) письменность, свидетельство которой мы находим на дне серебряной чаши, найденной в Иссыкском кургане в 1969 году Бекеном Нурмуханбетовым в составе археологической экспедиции Кемаля Акишева.

Кун хан, его младшие братья, сыновья, беки, лучшие из старейшин и лучшие из храбрецов написали свои имена в Завете (Аһднама), приложили печать и положили грамоту в казну Кун хана. При подписании они поклялись, что не отступят от решений, принятых на Курылтае и завещали потомству «внимать этому завету и поступать согласно ему до окончания мира». (Кононов, с. 54).

Таким образом, примерно в ІІІ-ІІ веках до н.э. или после походов Македонского49 в Улытауском регионе произошло формирование крупной кочевой империи, которая упорядочила отношения многих народов на широких пространствах Евразии. В этот период начинается бурное функционирование Великого Шелкового пути и, впервые китайские источники свидетельствуют об установлении межгосударственной торговли Китая и уйгур. Контроль над торговыми путями, пополнение государственной казны ежегодной данью со всех просторов империи, развитие металлургии и увеличение поголовья скота превратили кочевников в обладателей сильной власти. Тем более, что эта власть требовала своего укрепления за счет организации новых походов против тех, кто поднимал мятеж и отказывался платить налоги.

После смерти Кун хана на престол был поднят его старший сын Кайы, который стал родоначальником той огузской династии, которая в ХІ веке откочевала в Малую Азию. В Х-ХІ веках все приверженцы этой власти стали называться народом Кайы. Этноним сохранили современные турки, которые во главе с Сельджуком-пашой переселились из Средней Азии в Анатолию. Кайи в Турции также сохранили тождественную баганалинской тамгу ІYI, которая, скорее всего, является объединяющим тамги Y Чепни (баһадур) или Шени (герой), четвертого сына Кок хана и тамги // Каркына (хлебосольный), четвертого сына Йулдуз хана. На флаге Осман бея также изображался онгон кречет (аксункар), который также сохранился у баганалинцев.

Саморегуляция межродовых отношений происходила на основе распределения порядкового места каждого рода, его правителей, географического месторасположения и обязанностей, закрепленных в дело вклада в сохранение целостности государства и усиления его мощи.

Вопрос о распределении тамг на разных этапах истории является актуальной темой для прослеживания периодизации формирования племен и этнических объединений. Принадлежность тамг к тому или иному роду или племени дает объяснение по этногенезу этих родственных патриархальных групп. Смысл тамги объясняет географические, социально-политические особенности каждого этноса. Тамга определяет право на частную собственность на главное имущество степняка — скот, а также на право землепользования на пастбища, где тысячелетиями формировались маршруты сезонного кочевания. Тамги, наносимые на надгробные камни, в основном на кладбищах, находящихся на жайляу, являются печатью, свидетельствующей о наследственных правах на пользование этими землями.

Отсутствие людей на летних пастбищах в зимнее время года делало уязвимыми жайляу в вопросе оспаривания своего права. Поэтому, родовые кладбища, в основном, располагались на летовках. Офицеры Генштаба России в 1862 году оставили свидетельства о распространении среди казахов временных похорон — аманат.50 Покойного зашивали в верблюжью кожу, подвешивали баканами51 на возвышенности или укладывали на крышу шошала52 и с наступлением весны, вместе с кочевьем везли зашитый труп до летовок, где и происходило погребение.

Тамги, ураны53 и онгоны играли огромную роль в жизни тюркских этносов для упорядочения войскового строя, опознания генеологического происхождения, легитимизации имущества и приведения в единый организм систему землепользования. К тому же, отсутствие сегодня стран без государственных символик можно объяснить тем, что кочевники в лице саков, а потом и гуннов распространили атрибут государственного опознания в виде тамг на все евразийское пространство и принятие отличительных символик стало общепринятой традицией у всех государственных объединений.

Исследование родовых и племенных тамг оказывает большую помощь в раскрытии истории этого народа. Усилия по расшифровке смысла различных тамг осуществили такие ученые, как А. Левшин, Ш. Уалиханов, Л. Мейер, А. Харузин, Н. Аристов, М. Гордеков, М. Тынышбаев, С. Аманжолов и другие. В процессе поиска причин возникновения тамг в науке сформировались различные мнения.

На вопрос, с какого периода истории человечества берет начало возникновения первых тамг, каждый исследователь приводит свое мнение. В. Радлов считал, что у тюркских народов тамги стали применяться со времен сына Огуз кагана Кун хана, что подтверждается в «Огуз-наме». Да и исследования современных ученых говорят об этом.

Изучение скальных надписей и клановых знаков в урочище Тамгалытас (Танбалы Нура) подтверждают принадлежность самых ранних тамг к огузскому периоду.54 Данный комплекс скальных тамг имеет отношение к самому важному событию в истории Казахстана — объединению казахских племен для создания единой государственности. «В память об этом они высекут на утесе свои родовые тамги. Этот утес, названный Тамгалы-тас (Тамбалы Нура — авт.), казахи будут относить к району Улытау. И само название местности Тамгалы-тас — Кендырлык, говорит о причастности этого места к Улытау.» (А. Маргулан. 2011).

Танбалы Нура является ценным и священным памятником не только для казахов, но и для всего тюркского мира. В поисках комплекса, в 1990-е годы Жезказганским государственным архивом была организована экспедиция, которая визуально обследовала памятник. К этому времени объект глубоко опустился в землю и требовал археологических работ.

Танбалы Нура расположена в 60 км к югу от песков Мойынкума, в 20 км к востоку от левобережья реки Сарысу, на территории Южно-Казахстанской области. Памятник защищен дикими природными условиями, но по некоторым данным, в советское время был подвергнут воздействию промышленного вандализма посредством карьерных работ.

Наскальные рисунки отображают тамги различных эпох, начиная от бронзового века и заканчивая периодом Казахского ханства. Все знаки были нанесены на скалу с целью запечатления в истории следа и передачи последующим поколениям примера единения в условиях грядущих опасностей.

Площадь скалы, расположенной в ущелье глубиной около 47 метров, составляет 6 м². Согласно исследованиям 1890 года омским топографом Ю. А. Шмидтом, на скале было высечено 445 племенных и родовых тамг. Первые сведения о Тамгалы Нура встречаются в трудах Машхур Жусипа. Целенаправленные исследовательские работы на комплексе в 1840 году провели А. И. Шренк, военный врач Л. О. Кузнецов, в 1895 году — переводчик Атбасарского уезда Асанкожа Бекхожин, в 1928 году — главный геолог Карсакбайского медеплавильного комбината К. И. Сатбаев и в 1950 году — ЦКАЭ во главе с А. Х. Маргуланом.

Тамгалы Нура является увековеченной Конституцией всего тюркского мира и ждет исследовательских и реставрационных работ для предоставления памятника на всеобщее внимание.

Основное скопление тамг огузского периода на Танбалы Нура следует отнести к середине ХІ века. Именно тогда происходит смена династийного управления в степи и только баганалинцы с нируунами сохранили в Улытау наследственное право на престол. Но об этом мы подробнее изложим ниже, а сейчас не будем отходить от темы тамг.

До ХІ века наш регион в летописных источниках и трудах географов обозначается как «Муфазат-ат-гузз», что означает «Степь, гузов». Начиная с огузского периода до начала ХХ века прослеживается тамговая связь между древними племенами империи Огуз кагана и современными баганалинцами. Основные две тамги «бакан» — Y и «аксункар» — … присутствуют в применении местных родов на протяжении более чем двух тысяч лет. Эти же тамги встречаются среди туркменских тамг, что подтверждает переселение основной части огузских племен на территорию современного Туркменистана, а потом и в Малую Азию.

Есть еще совокупная тамга «бакана» и «каркына» — ІYI, которая не встречается в Казахстане, но сохранена потомками каев, которые мигрировали во главе с Сельджуком в Малую Азию. Эта тамга и онгон «аксункар» (кречет) стали символикой в основанном Осман-беем нового турецкого государства.

Сохранившаяся у баганалинцев тамга Y и онгон… берут свое начало со времен их распределения Кун ханом среди внуков Огуз кагана. Преемственность тамг прослеживается и у торгайских кыпчаков, которые сохранили знак «каркын» — //.

Генеология правителей державы Огуза расписана в «Огуз-наме» и в «Генеологии туркмен» (перевод Кононова), где повествуется весь процесс смены правителей от Кайы до падишаха Тогрула, который по Рашид ад-Дину «был падишахом двадцать лет до самого пророчества нашего пророка (Мухаммеда), да благословит его Аллах и да приветствует!»

Таким образом, мы можем датировать отраженные в летописях события от ІІІ века до н.э. до начала VII н. э. Но эти летописи трактуют о событиях, имеющих непосредственное отношение к Улытау и Сырдарье, но в то же время, в перспективе исторических процессов отдаляют нас в сторону истории Туркмении, Хивы и Османской империи. Поэтому, для определения автохтонности истории Улытауского края, нам целесообразно обратиться к «Родословному древу тюрков, хивинского хана Абу-л-Гази», в переводе с предисловием Г. С. Саблукова. Перевод этого труда осуществлен в 1854 году, а работа издана в Казани, в типографии Императорского Университета в 1905 году.

Версия Саблукова ведет нас от Огуз кагана и приводит к Добын баяну или Добын мергену, которого Алькей Маргулан отождествляет со знаменитым родоначальником рода Кият Домбаулом, дикокаменный юртообразный мавзолей которого находится на левом берегу реки Кендирлик (Кенгир). Об этом мы и будем трактовать по порядку ниже.

По Абылгазы, в переводе Саблукова, перед уходом к «милосердному Богу» Кун хан возвел на престол своего брата Ай хана. При нем государство живет согласно принятого завета и придерживается установленного его отцом Огуз каганом приоритета развития. После Ай хана во главе империи находится Юлдуз хан. Абылгазы утверждает, что это не младший брат Ай хана, а его внук или побочный брат. Тем не менее, он происходил из рода Огуз кагана и датировать время правления Юлдуз хана можно сразу же после Ай хана. Однозначно то, что дальнейшее престолонаследие передается от Ай хана, но не от третьего сына Огуз кагана Юлдуз хана, который к этому времени также, как и сам Ай хан был преклонного возраста и уже не мог тянуть бразды правления огромной империей.

Перед смертью Юлдуз хан назначил на престол своего сына Менгли, который также был достойным правителем и прожил достаточно энергичную жизнь, решая текущие государственные дела. После него на престол взошел его сын Тенгиз хан, который царствовал много лет и, состарившись, назначил престолонаследником своего сына Ел хана.

Ел хан был сильным государем мунгульского народа и остался в истории как правитель, возглавлявший войны против татар. Во главе татарского еля в это время находился Суйинши хан. Постоянные военные действия, взаимное уничтожение привели к ослаблению единой империи. К тому же, Суюнши хан заключил союз с киргизами и склонил их к совместной войне против мунгулов. В конце концов, непобедимые прежде мунгулы потерпели тяжелое поражение, татары ограбили их аулы и истребили все население.

В результате выжил только сын Ел хана Киян и сын младшего брата Ел хана Нукуз. Они бежали из татарского плена и смогли угнать часть своего скота и стали искать место, где враги не смогут их отыскать до тех пор, пока они не окрепнут. Так судьба их приводит в место, которое они прозовут Ергенекон («беспечный стан»).

Ергенекон. Местонахождение священного Ергенекона является предметом поиска и спора между современными исследователями. В свое время, Алькей Маргулан утверждал, что, скорее всего, Ергенекон располагался в Алтайских горах. Сегодня, такие исследователи, как Кайрат Закирьянов и Кайрат Зарипбай уверенно локализуют Ергенекон в Ферганских горных долинах. Эти утверждения, несомненно, имеют право на жизнь и возникли на основе дословного толкования Абылгазы характеристики горного ущелья, где укрылись наши герои.

В летописи речь идет о горной местности, куда беглецы пробирались по единственной тропе, пробитой горными баранами и, увидев ущелье, куда не было другой дороги, кроме той, по которой пришли они, решили остановиться здесь.

Поэтическая характеристика Ергенекона у Абылгазы сформирована на основе рассказов «лучших чингизидов со всего Света» и тех книг, которых, по его утверждению, в его руках было «осьмнадцать». Поэтому, какая бы горная цепь ни была, поиск истинного географического местонахождения Ергенекона будет являться предметом постоянной дискуссии. Единственное утверждение мы можем внести в рассмотрении этого вопроса — Улытау также может быть Ергенеконом, потому что, это была Родина Кияна и Нукуза, а не чужбина. Вне Ергенекона были обширные просторы, которые прежде принадлежали мунгульским юртам. (Саблуков, с.30).

Тем не менее, Ергенекон стал благодатным местом для спасения рода Огузова, династии великих правителей степи. Датировать трагедию мунгульского народа и заселение Кияном и Нукузом Ергенекона мы можем примерно ІІ веком нашей эры. Наследники расплодились, «ладонь их расширилась, бока их раздались: каждое семейство сделалось особливым аймаком и носило имя своего родоначальника». (Саблуков, с. 30).

По Абылгазы, народ Кияна (кияты во множественном числе) прожили с тех пор в Ергенеконе более четырехсот лет и выросший в численности народ стал переживать неудобства из-за земельной тесноты. Вопрос о столь долгом нахождении в такой изоляции можно объяснить теми трагическими событиями, которые происходили на протяжении ІІІ-ІV веков в следствие двухвековой засухи, охватившей всю степь.

Эта была самая длительная засуха, засвидетельствованная источниками средневековья. Л. Н. Гумилев объясняет усиление аридности в степи перемещением атлантических циклонов в бассейн реки Волга с юга, с бассейнов рек Амударья, Сырдарья и Семиречья. При смещении осадков в Поволжье и Сибирь обесточиваются Арал и Балхаш, в степи скудеет влажность, исчезают плесы и родники, не говоря уже о весеннем половодье горных рек. И так продолжается на протяжении одного или, в рассматриваемом нами случае, двух веков.

Периодичность зафиксированных засух характеризуется цикличностью в шесть веков. Исторические катаклизмы, сопровождаемые исчезновением крупных империй и формированием новых династий и государств, происходили во ІІ веке до н.э., во II—IV веках н.э., в Х и XVI веках.

Двухвековая засуха ІІІ-ІV веков привела к Великому переселению народов и детонатором этих событий являлись гунны. Время от времени миграция из казахской степи происходила по северной части Каспийского моря, когда его границы достигали восточнее Аральского моря. В это время проход в Персию был перекрыт.

Наступление засухи происходит из-за перемещения атлантических осадков на север, в бассейн реки Волга. Осадки переливают Каспий и разливают его, заполняя и переполняя Арал. После этого, за счет испарения и перемещения атлантических циклонов на юг, увеличиваются осадки на Тянь-Шане, Памире и Алатау. Таким образом, в степь приходит плодородие и начинается новый цикл в жизни кочевников. Происходит рост численности скота, соответственно и людей, создаются новые конфедерации племен, а потом и империи. Империи создаются уже тогда, когда берега объединенного Каспия и Арала отступают на запад и открывается проход из степи в Персию. Так происходили завоевательные походы каганов Огуза и Чингиза.

Следы гуннской культуры, имеющихся в Монголии и Семиречье, напротив, никак не прослеживаются в Улытау. Этот факт доказывает изолированность Улытауских гор от влияния гунн. Единственной дорогой в Улытау была река Сарысу, которая, скорее всего, высохла как и все другие горные реки вокруг улытауских гор, тем самым отрезав регион от внешнего мира неприступной пустынной степью. В те времена вокруг Улытау, в радиусе 300—400 км, была пустынная даль без родников и плесов, которую, скорее всего и характеризовал Абылгазы. В то время как Алтай и южные горные цепи были центром всех происходящих событий, ибо шла борьба за каждый клочок земли.

Не случайно все сохранившиеся мавзолеи Улытау, такие как Аяккамыр, Алаша хан, Джучи хан, Болган ана и Кулан ана, имеют главную особенную символику в портальной части в виде П-образной выемки, которая олицетворяет ворота в священный Ергенекон.

Ергенекон стал символом возрождения огузов, местом, где потомкам правящей династии удалось уцелеть и сохранить свою историческую преемственность. Память об Ергенеконе запечатлена на архитектурных памятниках чингизидов, которые таким образом передали нам информацию о важных событиях далеких лет. Выход потомков Огуз кагана из Ергенекона приходится на время смены эпохи железа средневековьем, а потому, мы продолжим наше повествование в следующей главе.

Примечания

33

Фазлаллах Рашид ад-Дин. Огуз наме. «Элм», Баку. 1987.

34

Родословная туркмен. Сочинение Абу-л-Гази хана хивинского. Москва — Ленинград: АН СССР. 1958.

35

А. Н. Кононов. Родословная туркмен. Сочинение Абу-л-Гази хана хивинского. Москва — Ленинград: АН СССР. 1958. Стр. 185.

36

Ұю или коагуляция — превращение мелких частиц в разрозненных системах в большие комплексы.

37

Гавердовский Я. П. Обозрение киргиз-кайсакской степи. 2007 г.

38

Монотеизм — вера в единого Бога.

39

К татарским племенам А. Маргулан относит кереитов, найманов (сегиз), онкутов (уак), кыргызов, бекренов, тангутов, дулатов и коныратов.

40

Гавердовский Я. П. Обозрение киргиз-кайсакской степи. 2007 г.

41

Гавердовский Я. П. Обозрение киргиз-кайсакской степи. 2007 г.

42

Аталык — попечитель царевичей, близкий и верный соратник кагана, который вместе со старшей хатун и везирями при дворе берет опеку над сыновьями кагана. Также на него возлагается обязанность проведения транзита власти, в ходе которого он обозначает приоритеты дальнейшего развития государства и делится с престолонаследником опытом государственного управления.

43

Тамга — родовой или династийный знак, который выжигается на теле скота или высекается на надгробном камне для лигитимизации права на частную собственность и права на землепользование.

44

Онгон — герб, наносимый на флаг правителя, родоначальника или нойона (тысячника), символ-хранитель престола, династии или родо-племенного объединения.

45

А. Н. Кононов. Родословная туркмен. Сочинение Абу-л-Гази, хана Хивинского. АН СССР. М-Л, 1958.

46

Болек — в переводе с казахского (тюркского) означает обособленный или отдельный. В нашем случае обозначает автономную территориальную единицу.

47

Йузлик — облик или лицевая часть. Йуз или жуз традиционно обособил три территориальные части Казахского ханства.

48

Фазаллах Рашид ад-Дин. Огуз-наме. Перевод Р. М. Шукюровой. Баку, «Элм», 1987.

49

Гавердовский Я. П. Обозрение киргиз-кайсакской степи. 2007 г.

50

Аманат — выполнение завещания покойного, объявленного им перед смертью.

51

Бакан — деревянный игрикообразный шест, подпирающий шанырак юрты.

52

Шошала — хозяйственная кибитка, упрощенный вид юрты без уыком и шанырака. Используется для хранения пищи и необходимого для домашних нужд инвентаря.

53

Уран — призыв, клич

54

А. Е Рогожинский. Знаки и надписи «камня Тамгалытас» на окраине Бетпакдалы. Статья во ІІ томе сборника статей «Археологическое наследие Центрального Казахстана. Алматы, 2017. Стр. 297.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я