Понятия со словом «шпалер»

Шпале́ра (от итал. spalliera, из spalla «опора, плечо») в садоводстве и виноградарстве — конструкция, часто решетчатая, поддерживающая растения. В отличие от трельяжа для вьющихся растений, самостоятельно цепляющихся за опоры, на шпалере побеги растений, обрезающихся определённым образом, закрепляются в установленном порядке.

Связанные понятия

Картон в живописи — рисунок углём или карандашом (или в два карандаша — белый и чёрный), сделанный на бумаге или на грунтованном холсте, с которого уже пишется картина красками.
Резная мебель — это мебель с элементами резьбы, выполненная из камня, кости, ганча, терракоты, лака и древесины различных пород, с использованием разных мебельных стилей.
Инта́рсия (от итал. intarsio) — вид декоративно-прикладного искусства, инкрустация, выполняемая деревом по дереву.
Трелья́ж (фр. treillage, англ. trellis) — решётка для вьющихся растений в садовой архитектуре, крытый сводчатый ход, беседка или стена, образуемая ветвями посаженных у её основания вьющихся или стелющихся растений, например, винограда, плюща, хмеля и других, распространяющимися по поверхности решётки.
Стиль Людовика XV — стиль французского рококо, который в большей степени относится к декоративно-прикладному искусству и, в меньшей степени, к архитектуре.
Рокайль (фр. rocaille, произносится «рокай»: мелкие камни, ракушки, кораллы) — главный элемент орнамента стиля рококо, напоминающий форму завитка раковины. Появился во Франции в начале XVIII века при украшении парковых павильонов-гротов деталями, имитирующими природные элементы (морские раковины, причудливые растения, камни, обломки скал). Этим объясняется происхождение названия «рокайль». Впоследствии термин стал обозначать все изгибающиеся, вычурные, необычные формы, напоминающие раковину, неровную...
Декупа́ж (фр. découper «вырезать») — техника декорирования различных предметов, основанная на присоединении рисунка, картины или орнамента (обычно вырезанного) к предмету и далее покрытии полученной композиции лаком ради сохранности, долговечности и особенного визуального эффекта.
Гобеле́н (фр. gobelin), или шпалера, — один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей:5. Ткач пропускает уточную нить через основу, создавая одновременно и изображение, и саму ткань. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона гобелен определяется как «тканый ковёр ручной работы, на котором разноцветной шерстью и отчасти шёлком воспроизведена картина и нарочно...
Вышивка крестом — вид рукоделия. Это способ вышивания рисунка на канве с помощью иглы и цветных нитей мулине или других нитей для вышивания, в том числе шерстяных, используется техника в полный крест или полукрест.
Альфрейная живопись — разновидность интерьерной росписи, имитирующая различные типы и виды отделки внутреннего помещения (например, ценные породы дерева, гипсовую лепнину, шёлковые драпировки, золотые или серебряные поверхности, растительные узоры и т.п.).
Раппо́рт (фр. rapport, от rapporter — приносить обратно) — базовый элемент орнамента, часть узора, повторяющаяся многократно на ткани, трикотаже, вышивке, ковре, обоях и т. д. Также, наименьшее число нитей, бисера и т. п. при изготовлении узора, после которого повторяется порядок их взаимного перекрытия.
Десюдепо́рт (от фр. dessus de porte, буквально «над дверью») — декоративная композиция, расположенная над дверью. Чаще скульптурная или рельефная, иногда в виде живописного панно. Данное декоративное украшение конструктивно связано с дверным проёмом, в художественном плане является переходным элементом от дверей к стенам.
Квиллинг (англ. quilling; от quill «птичье перо»), также известен как бумагокручение — искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. Готовым спиралькам придаётся различная форма и таким образом получаются элементы бумагокручения, называемые также модулями. Уже они и являются «строительным» материалом в создании работ — картин, открыток, альбомов, рамок для фотографий, различных фигурок, часов, бижутерии и т. д. Искусство бумагокручения...
Кассо́не (итал. cassone, происходит от итал. cassa — ящик, сундук) представляет собой сундук, распространённый в Италии и предназначенный для хранения носильных вещей, тканей, белья, всего того, что женщины обычно приносили в приданое к свадьбе (свадебный сундук). Вначале его украшали стукко, обивали бархатом или камчатой тканью, с XVI века его начинают украшать величественным резным декором. В начале XV века в Тоскане появилась мода украшать кассоне живописными панно на религиозные, мифологические...
Грунт (нем. Grund — основа) — первоначальная обработка материала, предназначенного для живописи, тонкий слой специального состава, который наносят поверх проклеенной основы, чтобы придать поверхности необходимые цветовые или фактурные свойства, а также ограничить интенсивное впитывание связующего вещества.
Макраме́ (фр. Macramé, от араб. مقرمة‎ «тесьма, бахрома, кружево» или с тур. — «шарф или салфетка с бахромой») — техника узелкового плетения. Разновидность прикладного искусства.
Счётные швы — швы, выполняемые по счёту нитей ткани по утку и основе, широко распространены в народной вышивке.
Скальола — особый вид штукатурки, которая может заменить применение натурального камня в облицовке архитектурных поверхностей, а также художественную мозаичную инкрустацию из мрамора и полудрагоценных камней.
Сухая кисть (англ. Drybrush) — графический приём в изобразительном искусстве. Основой этой техники является нанесение краски, малонасыщенной связующими веществами, с помощью кисти на фактурную поверхность. (Используют бумагу, холст, негрунтованное полотно, деревянные и металлические поверхности).
Оранжерея Версаля (фр. L′Orangerie du Château de Versailles), в её современном облике, была построена по проекту архитектора Жюля Ардуэн-Мансара. Строительство велось с 1684 по 1686 год. Её возвели на месте прежней Королевской оранжереи, построенной архитектором Луи Лево в 1663 году, которая вскоре перестала вмещать всю ботаническую коллекцию короля. Оранжерея является свидетельством того, что в грандиозных садах Европы сооружались масштабные вспомогательные объекты, предназначенные не только для...
Мольберт (от нем. Malbrett: доска для рисования) — подставка, обычно деревянная, на которой художник помещает во время работы картину, рисунок и т. д. К вариантам мольберта относятся треножные мольберты, известные уже в античную эпоху, и мольберты, состоящие из вертикальных стоек, укреплённых на горизонтальном основании.
Набойка (набивка) — вид декоративно-прикладного искусства; получение узора, монохромных и цветных рисунков на ткани ручным способом при помощи форм с рельефным узором, а также ткань с рисунком (набивная ткань), полученным этим способом.
Импримату́ра (от итал. imprimatura — первый слой краски) — термин, используемый в живописи: цветная тонировка поверхности уже готового белого грунта.
Што́ры — общее наименование бытовых функционально-декоративных оконных занавесей из тканевых материалов.
Филейное вязание — имитация филейно-гипюрной вышивки (филейных кружев), которая выполняется на специально сплетенной сетке. Простое по исполнению, но эффектное вязаное кружево.
Палитра (сред. ниж. нем. palitter, в свою очередь от др. франк. paleutr, лат. paleterum — «пластинка», «дощечка») — небольшая тонкая и лёгкая доска четырёхугольной или овальной формы, на которой художник смешивает краски во время работы. Часто палитра имеет отверстие для большого пальца руки.
Шинуазри́, шинуазери́ (от фр. chinoiserie), дословно китайщина — использование мотивов и стилистических приёмов средневекового китайского искусства в европейской живописи, декоративно-прикладном искусстве, костюме, в оформлении садово-парковых ансамблей XVIII века.
Фарфоровый Трианон (фр. Trianon de porcelaine) — первый комплекс зданий, построенный в 1670 году на месте деревушки Трианон, по заказу короля Франции Людовика XIV. Поселение очень выгодно располагалось в непосредственной близости от садов Версаля, поэтому было откуплено королём и присоединено к Версальским владениям.
Кьяроску́ро — (итал. chiaroscuro, буквально — светотень) в изобразительном искусстве: градации светлого и тёмного, распределение различных по яркости цветов или оттенков одного цвета, позволяющее воспринимать изображаемый предмет объёмным. С развитием Кьяроскуро в 16-17вв., ночь вышла из фона,утвердившись в самой картине,которая стала прямо-таки сценой манихейской борьбы между Светом и Тьмой.
Панда́н (фр. pendant «висячий») — предмет, парный другому; таким образом, панданами называются...
Обманка, или Тромплёй (фр. trompe-l'œil, «обман зрения») — технический приём в искусстве, целью которого является создание оптической иллюзии того, что изображённый объект находится в трёхмерном пространстве, в то время как в действительности он нарисован в двухмерной плоскости.
Модульный паркет – это паркет, состоящий из отдельных щитов, верхний слой которых выполнен в виде определённого рисунка. Благодаря наборному верхнему слою модульный паркет создаёт на полу сложный повторяющийся узор. Как правило, всё помещение выкладывается щитами с одним и тем же рисунком.
Худо́жественная ро́спись — (от писать) — искусство декорирования красками какой-либо поверхности. Искусство росписи следует отличать от живописи. Если композиции «картинного типа» рассчитаны на автономное восприятие в нейтральном пространстве или на нейтральном фоне, относительно изолированном от окружающей среды, то роспись функционально и, следовательно, композиционно является частью специально задуманного и организованного художником пространства. Искусство живописи и качества живописности подразумевают...
Стеклярус (фр. jais de verre) — стеклянные цилиндрики удлинённой формы с продольным отверстием для нити.
Пу́тто (итал. putto «маленький мальчик», «младенец») или пу́тти, мн. ч. — художественный образ маленького мальчика, встречающийся в искусстве Ренессанса, барокко и рококо как скульптурный или живописный мотив для украшения внутреннего интерьера помещений. В отличие от крылатого эрота (амура), как правило, путти не обладали крыльями.
Комо́д (фр. commode — «удобный») — тумба с несколькими выдвижными ящиками, преимущественно расположенными один над другим.
Ле́йка — сосуд для поливки растений. Лейка — простейший инструмент для капельного полива. Современные системы капельного и микрокапельного орошения более сложны, но и более эффективны.
Фигура-обманка (в английском языке обычно во множественном числе — фигуры-обманки, англ. «dummy boards» — дословно «доски-манекены», англ. «chimney boards» — дословно «каминные экраны», фр. «devant de cheminée» — дословно «перед камином», а позже — англ. «painting cut out of a board», «картина, вырезанная из доски») — изображение-обманка (фр. «trompe-l’oeil») в форме человеческой фигуры или домашнего животного, нарисованное на тонкой деревянной панели, а затем вырезанное. Фигуры-обманки были популярны...
«Семена подсолнечника» (англ. Sunflower seeds) — инсталляция знаменитого современного китайского художника Ай Вэйвэй (1957 г.), впервые открывшаяся в 2010 г. в Турбинном зале Лондонской галереи современного искусства Тейт Модерн.
Вазон — тип малой архитектурной формы, декоративная ваза, обычно каменная, металлическая или гипсовая, установленная на открытом воздухе. Также может быть в бетонном варианте с фактурой камня. Как правило, вазон не имеет никакого утилитарного назначения, но в некоторых случаях может служить клумбой. Вазоны широко использовались в европейской и русской архитектуре 18—19 веков, при декорировании парков, общественных построек и богатых домов. Широко использовали также в 1930—1950-е годы в СССР, в архитектуре...
Севрская фарфоровая мануфактура (фр. Manufacture nationale de Sevres) — мануфактура по производству фриттового фарфора в Севре, Франция.
Пе́ргола (итал. pergola от лат. pergula — навес, пристройка, от лат. per- + regere — направлять) в садоводстве — навес первоначально из вьющихся растений для защиты прохода или террасы от палящего солнца. Опора перголы состоит из повторяющихся секций арок, соединённых между собой поперечными брусьями. Пергола может быть как отдельно стоящим сооружением, так и частью здания, закрывающим открытые террасы.
Ака́нт, также аканф (греч. ἄκανθος) — характерный рисунок украшений коринфских и композитных капителей, модульонов, акротериев. Акантовый орнамент характерен также для декора фризов и карнизов.
Боске́т (фр. bosquet, от итал. boschetto — лесок, рощица) — элемент ландшафтного дизайна, участок регулярного парка или посаженная в декоративных целях густая группа деревьев или кустов, которые благодаря декоративной стрижке образуют сплошные зелёные стены в виде ровных стенок (шпалер), геометрические объёмы, иногда имитирующие архитектуру с арками и башенками и т. п.
Кушетка — мебельное изделие для лежания одного человека с головной спинкой и/или подголовником или без них. В быту кушетка представляет собой одноместную кровать с головной спинкой.
Арсенальная галерея располагалась в Церковном полуциркуле Гатчинского дворца и была обращена окнами в сторону парадного плаца.
Фраму́га — горизонтальная верхняя глухая часть окна, боковая или верхняя часть проема двери.
Лоскутное шитьё, лоскутная техника, лоскутная мозаика, текстильная мозаика (также пэчворк, от англ. patchwork — «изделие из лоскутов») — вид рукоделия, в котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани (лоскутков). В процессе работы создаётся полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой. Современные мастера выполняют также в технике лоскутного шитья объёмно-пространственные композиции. Все швы стачивания в лоскутном полотне находятся на его изнаночной стороне...
Сграффи́то (итал. sgraffito), или граффи́то (итал. graffito), — вид отделки, выполняемый нанесением на грунт двух и более накрывочных различных по цвету слоёв с последующим частичным процарапыванием по заданному рисунку. Сграффито относят к технике росписи, поскольку толщина слоёв обычно не превышает 1 см, что в масштабе здания для глаза почти незаметно. Рельефные эффекты, когда толщина штукатурки 2—5 мм, позволяет отнести сграффито к промежуточному состояние между росписью и рельефом.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я