Понятия со словом «ходы»

Кре́стный ход — в православных и восточнокатолических церквях торжественное церковное шествие с большим крестом (от его несения в начале процессии она и получила своё название), иконами и хоругвями вокруг храма или из одного храма в другой (например, в Пасхальную неделю вокруг церкви, в Крещение на водосвятие), или от одного места к другому (например, от храма к реке для освящения воды, от захоронения мученика к освящению нового храма его имени, вокруг городов и т. д.).
Холостой ход — специальный режим работы двигателя внутреннего сгорания на неподвижном автомобиле.
Холостой ход — режим работы какого-либо устройства, обычно источника механической или электрической энергии, при отключенной нагрузке.
За́дний ход может использоваться на транспортных средствах для маневрирования, для симметричного движения в обе стороны (см. Двустороннее транспортное средство) и для торможения (см. Реверсивное торможение). Для обеспечения возможности движения задним ходом используются разные инженерные решения.
Боевой ход или обход — в древней и средневековой фортификации галерея (ход или проход) с бойницами вдоль крепостной стены. В средневековой Руси назвался «бой». Если расположен по верху стены (верхний бой), то бывает открытым или защищённым тесовой кровлей. Некоторые крепости имеют также проходящие в толще стены средний бой и нижний или подошвенный бой.
Ход сообщения — полевое фортификационное сооружение, разновидность траншеи, основным назначением которой является обеспечение скрытного и безопасного передвижения личного состава вдоль фронта или из/в глубину своих боевых позиций.
Система холостого хода (СХХ) - одна из систем карбюратора, которая обеспечивает работу двигателя внутреннего сгорания на холостом ходу и на переходном режиме, а также компенсацию состава смеси на всех остальных режимах работы двигателя.
Режим холосто́го хо́да в электронике — состояние четырехполюсника, при котором к его выводам не подключено никакой нагрузки (то есть, другими словами, сопротивление нагрузки бесконечно).
Чёрный ход — дополнительный вход в старых особняках, обычно через кухню, который использовался для доставки припасов и прохода прислуги; задний, подсобный вход, противоположность парадному входу.
Мёртвый ход — холостое (то есть не передаваемое на ведомое звено) движение ведущего звена механизма, возникающее в момент реверсирования движения: Δм. х. = x − x', где x и x' — положения ведущего звена при прямом и обратном направлениях движения, соответствующие одному и тому же положению ведомого звена. Также понятие мёртвый ход применяется к механизму в целом.
Коньковый ход — один из способов перемещения на лыжах. Изначально применялся в беговых лыжах для прохождения поворотов, для подъёма в гору (подъём «ёлочкой») и как специальное подготовительное упражнение при изучении и совершенствовании техники классического попеременного двушажного хода. В горных лыжах коньковый ход используется для разгона. Действия лыжника при передвижении коньковым ходом напоминают движения конькобежца — отсюда и пошло название хода.
Преимущество первого хода в шахматах — гипотетическое преимущество игрока (белых), который делает первый ход в шахматах. Шахматные практики и теоретики в целом согласны с тем, что белые начинают игру с некоторым преимуществом. Собранная статистика с 1851 года поддерживает это представление; белые последовательно выигрывают чуть чаще, чем чёрные, и обычно набирают от 52 до 56 процентов. Процент побед белых примерно одинаковый для турнирных игр между людьми и между компьютерами. Однако преимущество...
Полугусеничный ход в сельскохозяйственной технике — съёмный гусеничный движитель, устанавливаемый на ведущий мост колёсного сельскохозяйственного трактора или комбайна (и, таким образом, превращающий колёсную ходовую часть машины в полугусеничную) для уменьшения уплотнения грунта и повышения проходимости и тягово-сцепных качеств машины при работе в зонах с влажными и/или рыхлыми почвами либо на снежном покрове.
Выжидательный ход — шахматный термин, обозначающий ход, с помощью которого одна сторона передает очередь хода другой. Как правило, принципиального воздействия на рисунок позиции выжидательный ход не оказывает.
Метрополитен на шинном ходу является технологией рельсового транспорта с использованием некоторых элементов автодорожного. Поезда используют резиновые шины, которые катятся по специальным дорожкам, сделанным из бетона или специальной стали.
Накло́нный ход (эскала́торный тонне́ль, накло́н) — наклонный в профиле тоннель, соединяющий под углом 30° станцию метрополитена глубокого заложения с вестибюлем и предназначенный для размещения эскалаторных машин. Зачастую наклонный ход является наиболее сложным объектом при строительстве станции, поскольку тоннель пересекает различные грунтовые пласты с неоднородными свойствами. В связи с этим у станций глубокого заложения в основном строится лишь один наклонный ход, что негативным образом сказывается...
Критический ход — термин в шахматной композиции, обозначающий переход дальнобойной (критической) фигуры через точку пересечения (критическое поле), где она затем перекрывается запирающей фигурой (например, для замурования). Может также служить для освобождения линии для другой дальнобойной фигуры (Тертоновское сдвоение). Используется в игре как белых, так и чёрных фигур.
Великоре́цкий кре́стный ход — один из крупнейших ежегодных крестных ходов России. Проходит с почитаемой Великорецкой чудотворной иконой Николая Чудотворца ежегодно с 3 по 8 июня.
Маточный ход — система ходов, проделываемая в древесине жуками, питающимися древесиной (короеды, долгоносики, точильщики, златки), в которую они откладывают свои яйца, а также их личинками, питающимися этим субстратом.
Фонарь заднего хода, сигнал заднего хода — световой сигнал белого цвета, реже фара, обозначающая задний ход автомобиля, трактора, прицепа, трамвая и других сухопутных транспортных средств. Включается и выключается автоматически при включении/выключении задней передачи или реверса . Согласно техническому регламенту таможенного Союза "ТР ТС 018/2011 О безопасности колесных транспортных средств" фонарь заднего хода является обязательным для категорий ТС М, N, О2, О3, О4. Факультативно для категорий...
Ход часов — изменение поправки часов на единицу времени;в зависимости от выбора этой единицы различают суточный, часовой, мгновенный и т. д. ход часов. При отрицательном ходе часов часы уходят вперёд, при положительном — всё более отстают. Величина хода часов может быть изменена регулировкой.
Самый красивый ход в истории шахмат (в другом варианте — Самый красивый ход в истории английских шахмат) — джентльменский жест словенского шахматиста Милана Видмара в партии с чемпионом мира кубинцем Раулем Капабланкой во время шахматного турнира в Лондоне, состоявшегося в 1922 году.
Эвристика нулевого хода направлена на ускорение нахождения предполагаемых точек отсечения при сохранении разумного уровня аккуратности. Идея этой эвристики базируется на том предположении, что наиболее приемлемые ходы в шахматах улучшают позицию того, кто их сделал. Так, если игрок в данной точке может передать очередь хода противнику (сделать нулевой ход, что недопустимо в шахматах) и всё ещё имеет позицию, достаточно сильную для создания отсечения, тогда в данной точке почти наверняка возможно...
Задача о ходе коня — задача о нахождении маршрута шахматного коня, проходящего через все поля доски по одному разу.
Промежу́точный ход — шахматный ход, непредусмотренный в основной идее форсированного варианта или комбинации. Промежуточный ход соперника может...
Клапан холостого хода (КХХ) — деталь двигателя внутреннего сгорания в современных автомобилях.
Электронный регулятор хода (англ. ESC, Electronic Speed Controller) — устройство для управления оборотами электродвигателя, применяемое на радиоуправляемых моделях с электрической силовой установкой.
Алгоритм «прямого-обратного» хода — алгоритм для вычисления апостериорных вероятностей последовательности состояний при наличии последовательности наблюдений. Иначе говоря, алгоритм, вычисляющий вероятность специфической последовательности наблюдений. Алгоритм применяется в трёх алгоритмах скрытых Марковских моделей.
Сли́зевые ходы́ — длинные каналы в органах растений, замкнутые полости или отдельные клетки, заполненные слизистым веществом (слизью и камедью). Анатомически сходны со смоляными ходами. Возникают обычно схизогенно (путём расхождением клеток), иногда лизигенно (путём растворения клеток) и схизо-лизигенно (комбинированно). Ходы бывают простые и ветвистые.
Ход сардин, бег сардин — природное явление, наблюдающееся с конца мая по конец июля у юго-восточного берега ЮАР, когда огромные косяки сардин (точнее южноафриканская сардина Sardinops sagax) нерестятся в прохладных водах у Игольного мыса, плывут на север вдоль берегов Восточной Капской провинции и провинции Квазулу-Натал и после Дурбана уходят в океан. Событие популярно у любителей погружения с аквалангом и снорклинга.Миллионы рыб начинают ход вместе с движением холодных водных масс на север от Игольного...
Исторических подземелий в Минске не так много, в основном в историческом центре — в районе площади Свободы. Город Минск стоит на песчаной почве, из-за чего длинные подземные ходы строить в старые времена было затруднительно. Раньше в «Верхнем городе» (исторический район Минска, окружающий площадь Свободы) располагалось несколько монастырей. По предположениям, в тех подземельях хранились церковные драгоценности. Во время строительства новых зданий на месте снесённых в 1950—1970 годах строители иногда...

Подробнее: Подземные ходы Минска

Связанные понятия

Ретроградный анализ (ретроанализ, РА) — жанр шахматной композиции, в котором для выполнения задания необходимо определить предысторию заданной позиции. Согласно международному Кодексу, ретроанализ принадлежит к особым видам шахматной композиции. Ретроградный анализ, в свою очередь, подразделяется на ряд ретрожанров — ретрокомпозиции классического стиля, кратчайшие доказательные партии, ретракторы, нелегальные кластеры, задачи на раскраску, задачи без доски или без фигур и другие.
Псевдодвухходовка — шахматная задача-блок, в которой при ходе чёрных после каждого их хода следует мат белых. Ввиду отсутствия выжидательного хода задача не решается как двухходовка, и белые либо проводят определённый манёвр, чтобы возвратиться в исходную позицию, передавая очерёдность хода чёрным, либо радикально меняют решение. В любом случае белые объявляют мат в большее, чем два, число ходов.
Таск-монстр (англ. task — задача и фр. monstre — чудовище) — рекордная задача на мат в максимальное число ходов. Видным мастером этого жанра был Отто Титус Блати. В современной шахматной композиции рекорд принадлежит английским проблемистам М. Морсу и Д. Хетерингтону, которые добавили к 200-ходовой задаче Вальтера Йёргенсена («Die Schwalbe», 1976 год, специальный приз) ещё 26 ходов (при легальной позиции и использовании обычного комплекта фигур). При увеличении числа фигур (3 белых слона) рекорд...
Задача-блок (англ. block) — задача с начальной позицией, в которой у белых готов ответ на любой ход чёрных. Различают несколько форм блоков (главным образом в двухходовке)...
Туре́цкий уда́р — самый сложный ход в русских, международных, бразильских шашках, основанный на правиле снятия с доски сбитых шашек противоположной стороны после завершения (ударного) хода (но не во время хода). Пересекать за один ход пустое поле можно неоднократно, но перескакивать больше одного раза через шашку при взятии запрещено. Обычно понятие применяется в том случае, где данное правило влияет на результат партии (бьющая сторона проигрывает).
Угро́за в шахматной композиции — игра, возникающая после сделанного хода, которая, без учёта ответного хода противоположной стороны, приводит к выполнению задания.
Ортодокса́льная компози́ция (англ. orthodox composition) — область шахматной композиции, которая подчиняется обычным шахматным правилам, где цель (мат, выигрыш или ничья), материал (доска, фигуры) и средства (правила игры) — шахматные. Включает две группы...
Ферзь против ладьи — вид эндшпиля в шахматной партии, делится на две категории: без пешек и с пешками на стороне ладьи. В первом случае ничья возможна только при ошибке сильнейшей стороны. Во втором возможен вариант построения слабой стороной неприступной крепости, сводящей партию к ничьей.
Маневри́рование — ряд манёвров одной или несколькими фигурами, носящий длительный характер. Манёвр — это несколько ходов одной фигурой с одной конкретной целью. Маневрирование проводится, например, с целью улучшения позиции, централизации фигур, захвата важных пунктов и т. д. Различают также выжидательное, вынужденное и оборонительное маневрирование. Особый вид маневрирования — лавирование.
Два коня против пешки — одно из сложных окончаний; в теории эндшпиля этот раздел разработан в начале XX века А. Троицким, который установил, что мат 2 конями возможен (в ряде позиций) благодаря наличию у соперника пешки; продвигаясь вперёд, она лишает его возможности добиться пата и позволяет стороне, имеющей коней, построить матовую сеть.
«Треуго́льник» — один из способов передачи очереди хода сопернику в окончании партии или этюде с целью поставить его в положение цугцванга. Один из самых простых случаев полей соответствия.
Взятие на проходе (энпассан, анпассан, от фр. en passant — на проходе) в шахматах означает специальный ход пешки, при котором она берёт пешку противника, перемещённую с начальной позиции сразу на два поля. Но под боем оказывается не то поле, на котором остановилась вторая пешка, а то, которое было пересечено ею. Первая пешка завершает взятие именно на этом, пересечённом поле, как если бы пешка противника переместилась лишь на одно поле.
Иску́сственная рокиро́вка — перемещение в несколько ходов короля и соответствующей ладьи на поля, которые они бы заняли при рокировке, выполненной обычным способом. Цель искусственной рокировки, так же как и обычной, — максимальная защита короля.
Фанорона (fanorona: по-малагасийски звучит «фану́руна») — настольная игра, произошедшая от средневековой арабской игры «киркат», в которую, как и вариант Fanoron-Dimyand («Фанорона пятерная»), играли на доске 5×5. Фанорона родом с острова Мадагаскар, где особенно распространена и популярна. Относится к категории игр шашечного типа.
Мат слоном и конём — достигается не позже 33-го хода из любого начального положения только в углу цвета слона (при наилучшей защите слабейшей стороны) совместными действиями этих фигур и короля. Требует точной игры, так как необходимое для мата число ходов близко к предельно допустимому (см. Правило 50 ходов).
Максимуммер (англ. Maximummer, нем. Längstzüger) — вид сказочной шахматной композиции.Задача, где чёрные обязаны делать геометрически самые длинные ходы (дистанция измеряется между центрами полей). В случае, когда существует несколько ходов одинаковой максимальной длины, чёрные имеют право выбора любого из них. Если условие определено для обеих сторон, такая разновидность называется «двойной максимуммер» (double maximummer).
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я