Понятия со словом «туннель»

Мон-Сенисский тоннель (фр. tunnel ferroviaire du Mont-Cenis), он же тоннель Фрежюс (фр. tunnel ferroviaire du Fréjus) — первый железнодорожный тоннель через Альпы, соединивший Италию и Францию. Проходит под горным массивом Мон-Сенис недалеко от перевала Фрежюс (фр. Fréjus). С итальянской стороны у входа в тоннель находится город Бардонеккья, с французской — коммуна Модан. Длина тоннеля 13 км.

Связанные понятия

Тонне́ль, или тунне́ль (из англ. tunnel от старофр. tonel, уменьшительное от tonne — бочка) — горизонтальное или наклонное подземное сооружение, одно из измерений которого (длина) значительно превосходит по размерам два других (ширину и высоту).
Большой холм на Канадской Тихоокеанской железной дороге (КТЖД) Британской Колумбии, Канада, был самым сложным участком пути на железнодорожной магистрали. Он располагался в канадских скалистых горах к западу от континентального водораздела и до перевала Кикинг-Хорс. Хотя Большой Холм был заменен спиральными тоннелями в 1909 году, в районе есть проблемы с движением поездов и по сей день.
Виаду́к (фр. viaduc, происходит от лат. via — дорога, путь, duco — веду) — транспортное сооружение мостового типа, возводимое из камня, железобетона или металла на пересечении дороги с глубоким оврагом, лощиной, горным ущельем.
Ни́жнее строе́ние пути́ — элемент железнодорожного пути, на котором размещается верхнее строение пути.
Поворо́тный мост — разводной мост, через одну из точек которого (обычно, расположенной рядом с его центром масс) проходит вертикальная ось вращения, позволяющая мосту двигаться в горизонтальном направлении. Небольшие мосты могут иметь ось вращения со стороны одного из берегов — в этом случае требуется дополнительное укрепление грунта для поддержки моста и поворотного механизма.
Железнодоро́жный тонне́ль — тоннель, предназначенный для движения поездов. Условно выделяются тоннели, проходящие через горный массив, тоннели, проходящие под водой, внутригородские тоннели, иначе называемые глубоким вводом. Тоннели метрополитена по своей сути также относятся к железнодорожным тоннелям.
Эстака́да (фр. estacade) — протяжённое инженерное сооружение, состоящее из ряда однотипных опор и пролётов, предназначенное для размещения дороги или инженерных коммуникаций выше уровня земли с целью обхода занятой территории (чаще всего в городах) или транспортных потоков. Эстакады зачастую используют в качестве эстакадного подъезда к пролёту моста, а иногда для отделения автомагистрали от городской инфраструктуры (зачастую в метро).
«Поезд в облака» (исп. „Tren a las Nubes“) — это туристический поезд в провинции Сальта, Аргентина. Поезд проходит по восточной части железнодорожной линии Сальта — Антофагаста железной дороги Бельграно (также известна как линия «С-14»), которая соединяет Северо-Запад Аргентины с чилийской границей в Андах, на высоте 4220 метров над уровнем моря, это пятая по высоте железная дорога в мире. Первоначально построенная по экономическим и социальным причинам, сейчас в первую очередь железная дорога интересна...
Обделка (англ. Lining; нем. Verkleidung, нем. Verschalung; фр. Blindage, фр. Chemisage, фр. Coffrage; исп. Revestimiento, исп. Cubierta) — строительная конструкция, которая возводится вокруг горной выработки при строительстве подземного сооружения (различные тоннели, машинные залы гидростанций, газовые и нефтехранилища, станции метро и т.п.).
Багдадский метрополитен (араб. مترو بغداد‎) — строящаяся система наземно-надземных линий метрополитена в Багдаде. Метро соединит кварталы Багдада. В состав системы войдёт действующая с октября 2008 года 24-километровая линия пригородного поезда до южного предместья Багдада Доры, которую иногда уже именуют как метро.
Кана́тная доро́га — вид транспорта для перемещения пассажиров и грузов, в котором для перемещения вагонов, вагонеток, кабин или кресел служит тяговый или несуще-тяговый канат (трос), протянутый между опорами таким образом, что вагоны (кабины-гондолы, кресла, вагонетки) не касаются земли.
Ге́рмозатво́р или Гермети́чная две́рь — специальный затвор (дверь, ворота, люк и тому подобное), способное не пропускать воду, воздух, газы, радиоактивную пыль и тому подобное.
Прохо́дческий щит — подвижная сборная металлическая конструкция, обеспечивающая безопасное проведение горной выработки и сооружение в ней постоянной крепи (обделки). Проходческий щит применяется при сооружении тоннелей различного назначения, при разработке месторождений полезных ископаемых подземным способом. Проходческий щит является элементом конструкции некоторых видов тоннелепроходческих комплексов (ТПК).
Фуникулёр (фр. funiculaire, произв. от лат. funiculus — верёвка, канат) — рельсовое транспортное средство с канатной тягой для перевозки людей или грузов в вагонах на небольшое расстояние по крутой трассе. Фуникулёр является специализированным транспортом, применяемым в условиях тяжёлого рельефа местности.
Основная программа аэропорта (Airport Core Programme, 香港機場核心計劃) представляет собой серию инфраструктурных проектов, реализованных в 1990-х годах в связи с постройкой нового Гонконгского международного аэропорта. Программа была частью более масштабной «Стратегии развития порта и аэропорта», также известной как «Проект розария». Строительство объектов «Основной программы аэропорта» началось в 1991 году и продолжалось восемь лет. На момент окончания строительства программа являлась самым дорогим проектом...
Стена в грунте — метод возведения подземных или заглублённых сооружений, фундаментов, ограждений котлованов, подпорных стен, a также противофильтрационных завес c использованием при разработке грунта тиксотропного глинистого раствора.
Укло́н (в геодезии) — показатель крутизны склона; отношение превышения местности к горизонтальному проложению, на котором оно наблюдается. Иными словами, величина уклона равна тангенсу угла между величиной подъёма склона и горизонталью (тангенсу угла наклона).
Челно́чное движе́ние — способ организации движения рельсового пассажирского маршрутного транспорта (метрополитена, трамвая), при котором один и тот же поезд двигается в обе стороны по одному и тому же пути, без оборота в конечных пунктах.
Шумозащитный экран — конструкция, возводимая вдоль крупных проспектов, автомагистралей, железнодорожных путей для уменьшения шума. Располагается, как правило, на высокоскоростных магистралях проходящих мимо жилых и офисных районов. Установка экрана может значительно повысить цену недвижимости и земли в этом районе, а также уменьшает шумовое загрязнение на 8—24 децибел.
Микротоннелирование — автоматизированная проходка тоннеля с продавливанием трубной конструкции обделки, выполняемая без присутствия людей в выработке. Это бестраншейный метод прокладки трубопроводов и коммуникаций с помощью специальных домкратных станций, когда труба «продавливается» сквозь грунт от одной станции до другой на расстояние до 100-120 м (при использовании специальных промежуточных прессовых станций это расстояние может быть увеличено в несколько раз).
Железная дорога Джамму-Барамулла (хинди जम्मू-बारामूला लाइन, урду کشمیر ریلوے‎ Ҷамму-Барамулла) — железнодорожная линия в Индии соединяющая штат Джамму и Кашмир с остальной страной. Официально называется Джамму Удхампур Сринагар Барамулла железнодорожное Звено (JUSBRL), и начинается в Джамму и идёт 356 км до Барамуллы в северо-западном углу Кашмирской Долины. Дорога пересекает зоны землетрясений, места с огромной разницей температур, негостеприимные и опасные, поэтому дорогу считали невероятно трудоёмким...
Каирский метрополитен (араб. مترو أنفاق القاهرة‎) — первая в Африке и на Ближнем Востоке система метрополитена. Состоит из 3 линий и 64 станций.
Зубчатая железная дорога — особый вид железной дороги, отличающийся от обычной наличием зубчатой рейки (рельса). Зубчатый рельс прокладывается обычно посередине между двумя обычными рельсами. Соответственно, подвижной состав таких железных дорог оборудован зубчатым колесом.
Надземный пешеходный переход — внеуличный пешеходный переход, выполненный в виде инженерного сооружения, расположенного над проезжей частью либо железнодорожными путями. Зачастую ошибочно именуется пешеходным мостом.
Пассажирский конвейер — движущаяся бесступенчатая дорожка, которая позволяет ускорить или облегчить передвижение пешеходов.
Диггерство (от англ. digger — копатель)— исследование подземных убежищ и других подземных объектов. Людей, занимающихся диггерством, называют диггерами. Несмотря на происхождение от английского digger, термин широко употребляется лишь русскоговорящими представителями субкультуры, а также в странах бывшего СССР. Зачинателем диггерского движения в России самими диггерами считается Игнатий Стеллецкий.
На́сыпь — сооружение из насыпного и уплотненного грунта. Используется, как правило, для сооружения автомобильных дорог, железнодорожных линий и каналов, чтобы избежать сильного перепада высот на транспортных линиях. Альтернативой насыпям может служить сооружение объездов или путепроводов. Помимо насыпей для схожих целей используется и выемка, там где грунт расположен изначально выше, чем требуется. Насыпи часто сооружаются с использованием грунта, полученного из выемки. Насыпь должна быть построена...
Серпанти́н (фр. serpentin от лат. serpens, serpentis — «змея») — извилистая горная дорога (или её участки с крутыми витками и петлями), опоясывающая гору, поднимающаяся вверх, как лента серпантин.
Вися́чий мост — мост, в котором основная несущая конструкция выполнена из гибких элементов (кабелей, канатов, цепей и других), работающих на растяжение, а проезжая часть подвешена. Висячие мосты часто называют «подвесными», однако в специализированной литературе по архитектуре и строительству термин «подвесной мост» не используется.
Тунисский трамвай (фр. Métro léger de Tunis, араб. المترو الخفيف لمدينة تونس‎) — система легкорельсового транспорта в виде современного высокопровозного многовагонного скоростного трамвая в городе Тунис, выходящая также в некоторые его пригороды. Несмотря на присутствие слова Métro в названии, метрополитеном не является. Открыта в 1985 году. Общая длина 8-ми линий — 32 км, всего в системе 66 станций. С сетью трамвая связан пригордно-городской поезд TGM, который также обслуживает город и некоторые...
Дождевая (ливневая) канализация — система канализации, предназначенная для организованного и достаточно быстрого отвода выпавших на территории города, пригорода или промышленного предприятия атмосферных осадков или талых вод. В дождевую канализацию, кроме дождевых и талых вод, иногда сбрасывают также так называемые условно чистые воды, образующиеся при технологических процессах на предприятиях.
Плыву́н — насыщенный водой грунт (обычно песок или супесь), который способен разжижаться под механическим воздействием на него, при вскрытии его котлованами и другими выработками.Также про плывун можно сказать, что это герметичный объём в толще грунта, в котором под давлением находятся мелкие и пылеватые пески, насыщенные водой. Его толщина варьируется от 2 до 10 м. Плывуны чаще всего встречаются в болотистых местах и имеют вытянутую форму.
Мост — искусственное сооружение, возведённое над водным препятствием, например, через реку, озеро, болото, пролив.
Дрена́жные машины на железнодорожном транспорте — путевы́е машины для сооружения закрытых продольных или поперечных дренажей земляного полотна на участках, требующих осушения при строительстве, ремонте и текущем содержании железнодорожного пути.

Подробнее: Дренажная машина (железнодорожный транспорт)
Берма (нем. Berme) — так называется пространство между верхним краем канавы и нижним краем откоса выемки или не покрытая насыпью часть кордона стены. Она бывает от 0,10 до 0,50 саж. ширины, смотря по роду грунта и др. обстоятельствам. Берма устраивается с целью уменьшения давлений на бока канавы, отделывается, как и откосы, дёрном; в случае же укрепления откосов булыжным камнем бермы также следует выложить камнем. На берму шириной в 1 аршин и более могут быть временно до просушки выложены грязь и...
Тю́бинг (англ. tubing, от tube «труба») — элемент сборного крепления подземных сооружений (шахтных стволов, тоннелей и проч.). Наиболее распространены тюбинги тоннельной отделки, обычно кругового очертания. Тюбинги изготовляют из металла (чугуна, стали), железобетона.
Пике́т (от фр. piquet — кол) — точка разметки расстояния на железнодорожных линиях, как правило, с шагом 100 м. На местности обозначается столбиком (пикетным знаком) с цифровым обозначением на обочине железнодорожного пути.
Прокладка трубопровода — прокладка инженерных сетей или отдельных трубопроводов для подачи из одной точки в другую необходимого вещества — жидкости (нефти, воды, бытовых и промышленных канализационных стоков, включая продукты питания — алкоголь, молоко и др.), твёрдых веществ (уголь и др.), газа, либо энергии — электричества.
Прое́зжая часть — элемент дороги или дорожного сооружения, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
Метрополитен на шинном ходу является технологией рельсового транспорта с использованием некоторых элементов автодорожного. Поезда используют резиновые шины, которые катятся по специальным дорожкам, сделанным из бетона или специальной стали.
Европамост (перевал Бреннер) представляет собой один из нескольких европейских мостов, имеющих такое название. Он находится на трассе европейского автобана E45 на использующемся со времён античности торговом пути через перевал Бреннер : Иннсбрук — Больцано — Модена и в настоящее время обеспечивает кратчайшую авто-транспортную связь Германии и Австрии с Италией.

Подробнее: Мост Европы (перевал Бреннер)
Эстака́дный тра́нспорт, надземка (англ. elevated railways, в США сокращённо: el) — городская рельсовая скоростная внеуличная отдельная система или часть системы городских железных дорог (S-Bahn), метрополитенов, легкорельсового транспорта (в зависимости от исполнения, количества вагонов и массо-габаритных параметров подвижного состава), проложенная над землёй на эстакаде. Линии эстакадного транспорта строятся в городах мира с конца XIX века. Одной из первых была надземка Нью-Йорка на паровой тяге...
Железнодорожный мост — искусственное сооружение, которое строится для укладки полотна через водные препятствия. На небольших водотоках и суходолах устраивают малые мосты, трубы или лотки. Разновидностями мостов являются путепроводы, виадуки и эстакады. В местах пересечения железных и автомобильных дорог или двух железнодорожных линии строят путепроводы. Для пересечения ущелий, глубоких долин и оврагов строят виадуки, для пересечения с городской территорией — эстакады. Эстакады также строят на подходе...
Метрополите́н (от фр. métropolitain, сокр. от chemin de fer métropolitain — «столичная железная дорога»), метро́ (фр. métro, англ. underground, амер. англ. subway) — подземная (внеуличная) городская железная дорога с курсирующими по ней маршрутными поездами для перевозки пассажиров, инженерно отделённая от любого другого транспорта и пешеходного движения.
Котлова́н — выемка в грунте, предназначенная для устройства оснований и фундаментов зданий и других инженерных сооружений.
Подзе́мная ло́дка (лат. Subterrina), подземохо́д, геохо́д — существующий в виде проектов и в фантастике самодвижущийся механизм, машина, управляемая находящимся внутри экипажем и способная передвигаться под землёй, самостоятельно прокладывая себе путь. В течение XX века проекты подземных лодок разной степени реалистичности разрабатывались во многих странах, в частности, в Германии и СССР.
Баланканче́ (исп. Grutas de Balankanché) — пещера в Мексике, находящаяся на полуострове Юкатан к северу от шоссе № 180 в 3 километрах восточнее Чичен-Ица. Другие названия пещеры: Balancanchе́, Balaamcanchе́, Balaancanchе́, Balankanchе́ и Balancanchйn. Получила известность как место проведения религиозных обрядов индейцев майя. Название пещеры переводится как «трон священного ягуара» (по мнению Брюса Роджерса, название пещеры имеет отношение к вождям майя, а не к животному ягуар). В настоящее время...
Дели́йский метрополите́н (хинди दिल्ली मेट्रो Dillī Meṭro) — скоростная транспортная система Дели, соединяющая его центральные районы и города-спутники в Национальном столичном округе: Фаридабад, Гургаон, Ноида и Газиабад. Вторая система метро, открытая в Индии после метрополитена Калькутты. Управляется и эксплуатируется государственной компанией Delhi Metro Rail Corporation Limited (DMRC) с равным долевым участием правительства Индии и правительства Дели.
Дрена́жный коло́дец — инженерное сооружение, значимый элемент системы закрытого дренажа, используется для прочистки дренажной системы, наблюдения за её работой, служит в качестве водоприёмника при осушении территории.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я