Понятия со словом «откос»

Связанные понятия

Ни́жнее строе́ние пути́ — элемент железнодорожного пути, на котором размещается верхнее строение пути.
На́сыпь — сооружение из насыпного и уплотненного грунта. Используется, как правило, для сооружения автомобильных дорог, железнодорожных линий и каналов, чтобы избежать сильного перепада высот на транспортных линиях. Альтернативой насыпям может служить сооружение объездов или путепроводов. Помимо насыпей для схожих целей используется и выемка, там где грунт расположен изначально выше, чем требуется. Насыпи часто сооружаются с использованием грунта, полученного из выемки. Насыпь должна быть построена...
Подпорная стена - сооружение, удерживающее от обрушения и сползания находящийся за ней грунт на уклонах местности (склонах, откосах, выпуклостях, впадинах).
Эска́рп (фр. escarpe «откос, скат») изначально — крутой внутренний откос рва долговременного или полевого укрепления; в наше время также — противотанковое (противотранспортное) земляное заграждение в виде высокого (2—3 м) крутого среза ската возвышенности (берега реки), обращённого к противнику и имеющего крутизну от 15 до 45°.
Берма (нем. Berme) — так называется пространство между верхним краем канавы и нижним краем откоса выемки или не покрытая насыпью часть кордона стены. Она бывает от 0,10 до 0,50 саж. ширины, смотря по роду грунта и др. обстоятельствам. Берма устраивается с целью уменьшения давлений на бока канавы, отделывается, как и откосы, дёрном; в случае же укрепления откосов булыжным камнем бермы также следует выложить камнем. На берму шириной в 1 аршин и более могут быть временно до просушки выложены грязь и...
Стена в грунте — метод возведения подземных или заглублённых сооружений, фундаментов, ограждений котлованов, подпорных стен, a также противофильтрационных завес c использованием при разработке грунта тиксотропного глинистого раствора.
Низководный мост (НВМ) — искусственное сооружение (мост), возведённое для преодоления препятствия (река, озеро, болото, овраг, пролив и так далее) на небольшой (незначительно возвышается над горизонтом меженных вод) высоте над его поверхностью.

Подробнее: Низководные мосты
Котлова́н — выемка в грунте, предназначенная для устройства оснований и фундаментов зданий и других инженерных сооружений.
Гать — дорога через болото или затопленный участок суши, настил через трясину. Гать делается из брёвен, уложенных обычно поперёк движения. Гатить — строить гать через болото.
Ро́стверк (нем. Rostwerk, от Rost — решётка и Werk — строение) — верхняя часть свайного или столбчатого фундамента, распределяющая нагрузку от несущих элементов здания (сооружения). Как правило, это железобетонная рама под несущими стенами здания и стоящая на вкопанных в землю колоннах, сбоку напоминая стол. Ростверк выполняется в виде балок или плит, объединяющих оголовки столбов (свай) и служащих опорной конструкцией для возводимых элементов здания (сооружения).
Противотанковые на́долбы — врытые в землю рядами в определённом порядке деревянные столбы или гранитные глыбы, позднее пирамидальные бетонные или железобетонные изделия (конструкции) применяемые в качестве инженерного заграждения фортификационного типа.

Подробнее: Противотанковый надолб
Кюве́т (фр. cuvette — «лохань, таз») — небольшая канава, выемка трапецеидальной формы вдоль обочины автомобильной или железной дороги. Может находиться также вдоль велодорожки.
Фаши́на (нем. Faschine от лат. fascis — «связка прутьев, пучок») — связка прутьев, пучок хвороста, перевязанный скрученными прутьями (вицами), верёвками или проволокой.
Земляные работы, переработка грунта — работы, включающие в себя разработку грунта, перемещение, укладку и уплотнение; входят в состав строительных работ.
За́вал — скопление различных предметов, затрудняющих или препятствующих движению, образовавшийся естественным или искусственным путём.
Тайник — фортификационный элемент древнерусских крепостных сооружений в виде хорошо скрытой подземной галереи, ведущей от линии укреплений к источнику воды: скрытому колодцу, реке, оврагу или в крепостной ров. Основной целью возведения тайников являлось водоснабжение гарнизона. Если тайник имел выход за пределами крепостных стен, он также предоставлял силам гарнизона возможность скрытного выхода из укрепления для контратаки с неожиданного направления.
Ряж — деревянный сруб, погружаемый в грунт и заполняемый обыкновенно сухой, вязкой, жирной глиной или булыжником. В основном применяется к постройкам гидротехническим для устройства основания плотин, молов, набережных, иногда и мостовых опор и пр. Ряж рубится из круглых бревен, в виде ящика той формы, которая соответствует плану сооружения, и для большей крепости противоположные стены через известные промежутки стягиваются бревенчатыми якорями. Нередко также (преимущественно в Скандинавии и Америке...
Глуби́нный дрена́ж — метод понижения грунтовых вод и отведения воды за пределы участка (сооружения) с помощью системы дренажных труб (дрен), уложенных по всему периметру осушаемого участка.
Бру́ствер (нем. Brustwehr, от Brust — грудь и Wehr — защита) — насыпь в фортификационном сооружении, предназначенная для удобной стрельбы, защиты от пуль и снарядов, а также для укрытия от наблюдения противника; вместе с тем бруствер служит для образования боевой позиции, а в укреплениях представляет и дополнительную преграду на случай штурма.
Понур — водонепроницаемое покрытие, часть флютбета, создаваемое в верхнем бьефе для удлинения пути фильтрации грунтовых вод и предохранения от размыва поверхностным потоком участка ложа реки, примыкающего к гидротехническому сооружению.
Боевой ход или обход — в древней и средневековой фортификации галерея (ход или проход) с бойницами вдоль крепостной стены. В средневековой Руси назвался «бой». Если расположен по верху стены (верхний бой), то бывает открытым или защищённым тесовой кровлей. Некоторые крепости имеют также проходящие в толще стены средний бой и нижний или подошвенный бой.
Валганг (от нем. Wall — вал, насыпь, и gehen — ходить) — термин бастионной фортификации, верхняя часть крепостного вала, спереди защищённая бруствером и служащая для укрытого сообщения людей, провоза и расположения крепостных орудий. От валганга происходит название «валганговый фасад», то есть внутренняя сторона вала.
Железнодорожный мост — искусственное сооружение, которое строится для укладки полотна через водные препятствия. На небольших водотоках и суходолах устраивают малые мосты, трубы или лотки. Разновидностями мостов являются путепроводы, виадуки и эстакады. В местах пересечения железных и автомобильных дорог или двух железнодорожных линии строят путепроводы. Для пересечения ущелий, глубоких долин и оврагов строят виадуки, для пересечения с городской территорией — эстакады. Эстакады также строят на подходе...
Бутовая кладка — каменная кладка, основу которого составляют крупные (до полуметра в поперечнике) неровные куски плитнякового и постелистого рваного камня — бута (и его разновидностей — булыжника, глыбы), — главным образом плотные горные породы: известняк и ракушечник, песчаник, доломит, гранит, диорит, базальт, туф.
Дрена́жный коло́дец — инженерное сооружение, значимый элемент системы закрытого дренажа, используется для прочистки дренажной системы, наблюдения за её работой, служит в качестве водоприёмника при осушении территории.
Ге́рса (также герс, от фр. herse) или (устаревшее) порт-кулис — в фортификации опускная решётка для крепостных ворот, изготовленная из массивных металлических или деревянных деталей, заострённых внизу. Перемещается в проёме ворот вверх и вниз по вертикальным пазам и подвешивается на канате, который можно обрубить в случае нападения противника и тем самым быстро закрыть проём. В нормальных условиях подъём и спуск герсы производится с помощью лебёдки или системы противовесов.
Укло́н (в геодезии) — показатель крутизны склона; отношение превышения местности к горизонтальному проложению, на котором оно наблюдается. Иными словами, величина уклона равна тангенсу угла между величиной подъёма склона и горизонталью (тангенсу угла наклона).
Плете́нь — плетёная изгородь из прутьев, ветвей и строительный материал аналогичной конструкции.
Бортово́й ка́мень (также бордюр, поребрик) — разделитель между проезжей частью и тротуаром.
Европамост (перевал Бреннер) представляет собой один из нескольких европейских мостов, имеющих такое название. Он находится на трассе европейского автобана E45 на использующемся со времён античности торговом пути через перевал Бреннер : Иннсбрук — Больцано — Модена и в настоящее время обеспечивает кратчайшую авто-транспортную связь Германии и Австрии с Италией.

Подробнее: Мост Европы (перевал Бреннер)
Деформационный шов — предназначен для уменьшения нагрузок на элементы конструкций в местах возможных деформаций, возникающих при колебании температуры воздуха, сейсмических явлений, неравномерной осадки грунта и других воздействий, способных вызвать опасные собственные нагрузки, которые снижают несущую способность конструкций. Представляет собой своего рода разрез в конструкции здания, разделяющий сооружение на отдельные блоки и, тем самым, придающий сооружению некоторую степень упругости. С целью...
Капони́р (фр. caponniere — ниша) или полигональный фронт — фланкирующее сооружение для ведения флангового огня по двум противоположным направлениям.
Транше́я (фр. Tranchée) — открытая выемка в грунте, как правило, трапециевидного сечения, и необходимой длины (от десятков метров до тысяч километров, при прокладке газо-нефтепроводов).
Обделка (англ. Lining; нем. Verkleidung, нем. Verschalung; фр. Blindage, фр. Chemisage, фр. Coffrage; исп. Revestimiento, исп. Cubierta) — строительная конструкция, которая возводится вокруг горной выработки при строительстве подземного сооружения (различные тоннели, машинные залы гидростанций, газовые и нефтехранилища, станции метро и т.п.).
Водоотли́в — отвод и удаление вод из действующих шахт, рудников, карьеров, а также во время проходки вертикальных, наклонных и горизонтальных горных выработок, котлованов, траншей.
Исторических подземелий в Минске не так много, в основном в историческом центре — в районе площади Свободы. Город Минск стоит на песчаной почве, из-за чего длинные подземные ходы строить в старые времена было затруднительно. Раньше в «Верхнем городе» (исторический район Минска, окружающий площадь Свободы) располагалось несколько монастырей. По предположениям, в тех подземельях хранились церковные драгоценности. Во время строительства новых зданий на месте снесённых в 1950—1970 годах строители иногда...

Подробнее: Подземные ходы Минска
Контрэска́рп, Контр-эскарп (фр. contrescarpe, от contre — против и escarpe — откос, скат) — искусственно срезанный под большим углом край склона или берега реки высотой не менее 2—2,5 метра, обращённый передней частью к обороняющемуся.
Противота́нковый ёж — простейшее противотанковое заграждение, представляющее собой объёмную шестиконечную звезду.
Ров — искусственное сооружение, глубокая, широкая канава, окружающая сооружение или поселение либо используемая как полевое инженерное заграждение, ограда.
Кана́ва — открытая горная или геологоразведывательная выработка, имеющая небольшие по сравнению с длиной поперечные размеры.Назначение канавы...
Фланк (фр. flanc «бок») — сторона укрепления, перпендикулярная или почти перпендикулярная (под углом 60–120°) линии фронта.
Булы́жник, булыжный камень (устаревшее — булыга от общеславянского bula — шишка, желвак, ком) — относительно небольшой (12 — 28 сантиметров) природный камень твёрдой породы округлой формы.
Сва́и — деревянные, металлические, или железобетонные стержни или трубы, которые заглубляют в грунт, либо выполняют их в грунте у основании зданий и сооружений для придания прочности и несущей способности фундаменту.
Подъёмный мост — вид разводного моста, пролётное строение которого поднимается и опускается в вертикальной плоскости. К подъёмным относятся простейшие и самые древние крепостные мосты, деревянные образцы которых зафиксированы уже в Древнем Египте, широко использовавшиеся в Средневековье при обустройстве крепостей и замков, а также раскрывающиеся и вертикально-подъёмные мосты.
Кессо́н (фр. caisson — ящик) — конструкция для образования под водой или в водонасыщенном грунте рабочей камеры без воды. Поступление воды в рабочую камеру предотвращается нагнетанием в неё сжатого воздуха. Кессон обычно сооружается на поверхности и погружается в грунт под действием собственного веса и веса надкессонного строения по мере выемки грунта. На кессонных основаниях обычно возводятся опоры мостов (быки).
Фунда́мент (лат. fundamentum) — строительная несущая конструкция, часть здания, сооружения, которая воспринимает все нагрузки от вышележащих конструкций и распределяет их по основанию. Как правило, изготавливаются из бетона, камня или дерева.
Тю́бинг (англ. tubing, от tube «труба») — элемент сборного крепления подземных сооружений (шахтных стволов, тоннелей и проч.). Наиболее распространены тюбинги тоннельной отделки, обычно кругового очертания. Тюбинги изготовляют из металла (чугуна, стали), железобетона.
Ле́нточный фундамент представляет собой замкнутый контур из железобетонных балок, возводимый под всеми несущими стенами здания и передающий подлежащему грунту нагрузку от здания.
Виаду́к (фр. viaduc, происходит от лат. via — дорога, путь, duco — веду) — транспортное сооружение мостового типа, возводимое из камня, железобетона или металла на пересечении дороги с глубоким оврагом, лощиной, горным ущельем.
Ход сообщения — полевое фортификационное сооружение, разновидность траншеи, основным назначением которой является обеспечение скрытного и безопасного передвижения личного состава вдоль фронта или из/в глубину своих боевых позиций.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я