Понятия со словом «мёртвый»

Всеобщее воскресение из мёртвых — в авраамических религиях — возвращение умерших людей к жизни в восстановленных телах в конце времён.
Мёртвая вода́ — вид воды, распространенный в преданиях и мифах народов мира. Так, например, чтобы оживить мёртвого хозяина, волк из сказки «Иван-царевич и Серый волк» полил его сначала мёртвой водой, которая заживила смертельные раны, а потом живой водой, которая и оживила царевича.
Мёртвый язы́к — язык, не существующий в живом употреблении и, как правило, известный лишь по письменным памятникам, или находящийся в искусственном регламентированном употреблении. Обычно такое происходит, когда один язык полностью заменяется в употреблении другим языком (т. н. «языковой сдвиг»), как, например, коптский язык был заменён арабским, а множество исконных американских языков были вытеснены английским, французским, испанским и португальским языками. При вымирании языка, на последних этапах...
Воскрешение мёртвых — распространённый в мифологиях различных народов и религиях сюжет воскрешения (оживления) умершего существа (человека, в частности), зачастую совершаемого божеством или святым. Является частью представлений о жизни после смерти.
Ве́рхняя мёртвая то́чка (ВМТ) — положение поршня в цилиндре двигателя внутреннего сгорания, соответствующее максимальному расстоянию между любой точкой поршня и осью вращения коленчатого вала (условно начальное положение коленчатого вала, ноль градусов поворота кривошипа).
Мёртвое пространство (непоражаемое пространство) — пространственный участок перед огневой позицией, расположенный в пределах дальности прицельного огня (пуска), находясь на котором точечная цель оказывается вне достягаемости снаряда, пули или ракеты, которая выпущена с данной огневой позиции. Конфигурация и размер мёртвого пространства зависит от различных факторов...
Мёртвая петля — в авиации фигура сложного пилотажа в виде замкнутой петли, в России известная также как «петля Нестерова».
«Живое и мёртвое» — цикл произведений в жанре фэнтези, написанный в соавторстве двумя российскими писателями-фантастами, лауреатами премии «Серебряная стрела» Михаилом Костиным и Алексеем Гравицким. В цикл входят романы «Живое и мёртвое» (2010), «Ученик мага» (2011) и «Третья сила» (2012).
Пра́во мёртвой руки́ (лат. manus mortua — мёртвая рука), норма феодального права, существовавшая в Средние века в странах Западной и Центральной Европы.
Мёртвая то́чка — одно из крайних положений поршня в цилиндре паровой машины или двигателя внутреннего сгорания в момент его возвратно-поступательного движения. При остановке поршня в мёртвой точке для начала движения требуется внешнее воздействие. Для предотвращения заклинивания двигателя в мёртвой точке применяются различные методы: применение нескольких цилиндров, мёртвые точки которых разведены на различные положения выходного вала; в паровозах с компаунд-машиной — специальные схемы парораспределения...
Мёртвый ход — холостое (то есть не передаваемое на ведомое звено) движение ведущего звена механизма, возникающее в момент реверсирования движения: Δм. х. = x − x', где x и x' — положения ведущего звена при прямом и обратном направлениях движения, соответствующие одному и тому же положению ведомого звена. Также понятие мёртвый ход применяется к механизму в целом.
Пасха мёртвых — обычай поминовения предков у восточных славян на Страстной, Пасхальной или Радоницкой неделях.
Хлеб Мёртвых (исп. Pan de Мuerto) — особый вид хлеба, который пекут в Мексике ко Дню Мёртвых. Официально это событие приходится на 2 ноября, но фестиваль может длиться от одного дня до недели в зависимости от региона. Особо популярен этот фестиваль и хлеб, с которым он ассоциируется, в центре и на юге страны.
Мёртвый торговый центр (англ. dead mall) — термин для обозначения торгового центра с высоким процентом свободных торговых площадей, либо низким уровнем потока потребителей, или каким-либо образом устаревающего, либо конструктивно загнивающего.
Из мёртвого дома (чеш. Z mrtvého domu) — опера чешского композитора Леоша Яначека.
Мёртвый попуга́й (англ. Dead Parrot) — скетч из 8-го эпизода «Летающего цирка Монти Пайтона», Full Frontal Nudity. Также известен под названиями «Зоомагазин» (англ. Pet Shop) и «Скетч о попугае» (англ. Parrot Sketch). Это один из самых популярных скетчей Монти Пайтон и вообще в истории британского телевизионного юмора.
Мёртвый якорь — устройство (приспособление), которое служит для постоянного закрепления ко дну с помощью цепи знаков для обстановки фарватера и других плавучих предметов. При плотном грунте дна мёртвый якорь может быть в виде винта с широкими лопастями, завинчиваемого при посредстве длинного стержня с соответственным наконечником, а при мягком грунте — в виде широкой чугунной тарелки, засасываемой песком.
Ассоциация мёртвых людей (хинди «Uttar Pradesh Mritak Sangh») — общественная организация в индийском штате Уттар Прадеш. Цель её деятельности — защита прав граждан Индии, которых коррумпированные власти оформили умершими с целью незаконного изъятия их земель.
В теории компиляторов удалением мёртвого кода (англ. dead code elimination, DCE) называется оптимизация, удаляющая мёртвый код. Мёртвым кодом (так же бесполезным кодом) называют код, исполнение которого не влияет на вывод программы, все результаты вычисления такого кода являются мёртвыми переменными, то есть переменными, значения которых в дальнейшем в программе не используются.

Подробнее: Удаление мёртвого кода
«Укус мёртвой пчелы» (англ. Bit by a Dead Bee) — третий эпизод второго сезона американского драматического телесериала «Во все тяжкие», и десятый во всём сериале. Автор сценария — Питер Гулд, режиссёр — Терри Макдоно.
Мёртвый объём водохранилища — несрабатываемая в нормальных условиях эксплуатации часть ёмкости водохранилища, ограниченная сверху горизонтом (уровнем) мертвого объема (УМО).
Мёртвый покров (также мёртвый напочвенный/поземный покров) — сравнительно тонкий (от миллиметров до 30 сантиметров) почвенный горизонт (слой) на поверхности почвы, состоящий из остатков отмерших растений, в фитоценозе составляет самый нижний ярус напочвенного покрова.
Немые клавиши, «Мёртвые клавиши» (англ. dead keys) — клавиши на компьютерных клавиатурах или пишущих машинках, позволяющие изменить вид следующего вводимого символа. На печатных машинках нажатие на немую клавишу ставит надстрочный символ, но не сдвигает каретку на следующий символ. На компьютерах нажатие немой клавиши изменяет код следующего вводимого символа. К примеру, последовательность ⌥ Option+`, e на Macintosh создаёт символ «è».
«Остров мёртвых», op. 29 — симфоническая поэма С.В. Рахманинова, написанная в 1908—1909 гг. в Дрездене. Произведение посвящено Н.Г. Струве, другу Рахманинова, композитору и музыкальному деятелю.
«Семь проповедей мёртвым» (лат. Septem Sermones ad Mortuos) — сборник из семи мистических (гностических) текстов, приватно опубликованных К. Г. Юнгом в 1916 году. Юнг не признал себя автором публикации и приписал её раннехристианскому гностическому религиозному учителю Василиду из Александрии.
Мёртвая зыбь — обозначение волн на водной поверхности, имеющих место при отсутствии прямого, непосредственного воздействия на неё внешней среды (например, ветров, подземных толчков и т. п.). После прекращения воздействия ветра продолжающееся волнообразное движение вызывается процессами, происходящими зачастую в весьма отдалённых регионах моря либо океана. При появлении мёртвой зыби постепенно уменьшается высота волны и увеличивается её длина. Так, на Средиземном море длина волны в этом случае обычно...
«Слово живое и мёртвое» (в ранних изданиях с подзаголовком «Из опыта переводчика и редактора», в позднейших — с подзаголовком «От „Маленького принца“ до „Корабля дураков“») — книга известной переводчицы и редактора Норы Галь, впервые опубликованная в 1972 году. Книга построена как обзор примеров удачной и неудачной работы с языком и в особенности направлена против неумеренного и неоправданного использования канцелярского стиля и иноязычных заимствований; Нора Галь разбирает множество переводческих...
«Трое мёртвых и трое живых» — сюжет в средневековой литературе и изобразительном искусстве.
Мёртвые головы (лат. Acherontia) — род бабочек из семейства бражников (Sphingidae).
Мёртвая голова, или бражник мёртвая голова (лат. Acherontia atropos) — крупная массивная бабочка с размахом крыльев до 13 см, принадлежащая к семейству бражников (Sphingidae). Самый крупный представитель семейства в фауне Европы и России, является второй по величине бабочкой Европы (после сатурнии грушевой) и первой по размерам тела. Отличительной особенностью является характерный рисунок на груди, напоминающий человеческий череп, что послужило основой для создания целого ряда легенд и суеверий о...
Мёртвый лёд — это остатки ледников, прекративших своё движение, или находящиеся в стадии активной деградации (дегляциации). Мёртвые льды почти всегда встречаются у нижних краёв ледниковых языков и часто не имеют с последними или чёткой границы, или связи.
В теории компиляторов, мёртвым кодом (англ. dead code, так же бесполезным кодом) называют код, который может быть исполнен, но результаты его вычислений не влияют на дальнейшую программу (в частности, не используются). Другими словами это код, определяющий только мёртвые переменные или вообще не определяющий никакие переменные.

Подробнее: Мёртвый код
О́стров мёртвых: в мифологии кельтских и других индоевропейских народов — загробный мир, страна умерших.
Цикл анекдотов о мёртвых младенцах (англ. The Dead Baby Joke Cycle) — цикл анекдотов, возникший в США в начале 1960-х годов и бывший популярным до конца 1970-х годов. Анекдоты, образующие цикл, являются разновидностью чёрного юмора, обычно имеют форму загадки и начинаются с вопроса «что». В российском фольклоре, несмотря на существование сделанных энтузиастами переводов ряда анекдотов на русский язык, цикл распространения не получил.
«Планета мёртвых» — вторая серия специальных выпусков сериала «Доктор Кто» после его четвёртого сезона, специальный пасхальный эпизод. Премьера серии состоялась 11 апреля 2009 года на каналах BBC One и BBC HD. В эпизоде в небольшой роли капитана Магамбо появилась актриса Нома Думезвени. В прошлом году она снимлась в этой же роли в эпизоде «Поверни налево».
День мёртвых (исп. Día de los Muertos) — праздник, посвящённый памяти умерших, проходящий ежегодно 1 и 2 ноября в Мексике, Гватемале, Никарагуа, Гондурасе, Сальвадоре. По поверью, в эти дни души умерших родственников посещают родной дом. Традиция восходит к индейцам майя и ацтекам, которые приносили дары богине Миктлансиуатль и сооружали стены с изображением черепов — цомпантли.

Связанные понятия

В эскимосской мифологии Адливун (те, кто под нами; также известны как Идлирагийенгет) относятся как к духам, ушедшим в другой мир, так и к самому другому миру, расположенному под землей и под морем. Души там очищаются, готовясь к путешествию на Луну (Куидливун), где они обретают вечный покой. В Адливуне, обычно описываемом как замерзшая пустыня, живут Седна, Торнарсук, торнат (духи животных и природных созданий) и тупилак (души мертвых людей). Седна управляет этой землей и лишает свободы души живущих...
Мозг Морбиуса (англ. The Brain of Morbius) — пятая серия тринадцатого сезона британского научно-фантастического телесериала «Доктор Кто», состоящая из четырёх эпизодов, которые были показаны в период с 3 по 24 января 1976 года.
«У чёрта на рога́х» (англ. No Rest For The WicKed) — шестнадцатый эпизод третьего сезона американского телесериала «Сверхъестественное».
Тафоцено́з (от греч. táphos — могила, погребение и koinós — общий) или комплекс захороненных трупов — все органические остатки, погребённые в не затвердевших осадках (утрачены трупы, съеденные трупоедами, механически перенесенные или разрушенные). Термин принадлежит В. Квенштедту (1927).
«Малдер и Скалли встречают двуликого монстра» (англ. Mulder and Scully Meet the Were-Monster) — третий эпизод десятого сезона «Секретных материалов». Автор сценария и режиссёр — Дэрин Морган. Премьера эпизода состоялась 1 февраля 2016 года на телеканале Fox.
Гуль, гул (араб. غُول‎ ; англ. Ghoul) — мифическое существо и фольклорный персонаж, оборотень в арабской, персидской и тюркской мифологии. Обычно изображается как существо с отвратительной внешностью и ослиными копытами, которые не исчезают при любых превращениях.
Ангелы смерти (ивр. ‏מַלְאַךְ הַמָּוֶת‏‎ «вестник смерти») — ангелы, забирающие душу (жизнь).
Ведьма́к (укр. відьмак, відьмар, відьмун, відьмач; белор. вядзьмак, вядзьмар, ведзьмак, ведзьмар) — персонаж славянской мифологии и демонологии, колдун. Является начальником над ведьмами определённой местности; может действовать заодно с ними или, наоборот, защищать людей от проделок ведьм и заложных покойников, заговорами лечить болезни людей и животных.
Зало́жные поко́йники (рус. нечистые покойники, мертвяки, нави, навь; болг. навье, навлянци, навои, навяци; в.-серб. навjе; словен. navje, mavje; польск. nawie) — по славянским верованиям, умершие неестественной смертью люди и не получившие после смерти успокоения. Считалось, что они возвращаются в мир живых и продолжают своё существование на земле в качестве мифических существ.
Упы́рь (вурдалак, вампир, кровосос) — общеславянский мифологический персонаж, заложный покойник, встающий по ночам из могилы; он вредит людям и скоту, пьёт их кровь, наносит ущерб хозяйству.
Чудовище из ямы (англ. The Creature from the Pit) — третья серия семнадцатого сезона британского научно-фантастического телесериала «Доктор Кто», состоящая из четырёх эпизодов, которые были показаны в период с 27 октября по 17 ноября 1979 года.
Пэна, Пойна (др.-греч. Ποινή «возмездие; отмщение; наказание; расплата») — чудовище в древнегреческой мифологии: Аполлон наслал её на Аргос как возмездие за гибель его сына от Псамафы. Пойна похищала детей у матерей, пока герой Кореб не убил её.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я