Понятия со словом «мюрид»

Мюри́д (араб. مريد‎ — последователь, ученик‎) — в суфизме, ученик, находящийся на первой (низшей) ступени посвящения и духовного самосовершенствования. В более широком употреблении этот термин может обозначать суфия вообще и даже просто рядового мусульманина.

Связанные понятия

Наи́б (араб. نائب‎ — заместитель, уполномоченный, наместник) — в средневековых мусульманских государствах должность заместителя или помощника какого-нибудь начальника или духовного лица, иногда — начальник местной полиции, старшина сельской общины.
Мюридизм («послушничество»; от араб. مريد‎, мюрид — последователь) — одно из направлений в суфизме. В российской исторической литературе термин традиционно ассоциируется с мюридским движением, которое в 20—50-х годах XIX века охватило значительную часть Кавказа и обострило Русско-Кавказскую войну. Мюридизм существует до настоящего времени во многих странах.
Казикумухское ханство — государственное образование, которое существовало на территории Дагестана после распада Казикумухского шамхальства в 1642 году. Столицей ханства был Кумух. Другой столицей ханства был Хосрех, где правители Кумуха имели свою укрепленную резиденцию. Одно из преданий об этом записал в прошлом веке А.Руновский. Вот оно: «Каким образом фараоны зашли в Дагестан и утвердились в Аварии, предание не говорит; известно только то, что ханы казикумухские происходят от аварских ханов и...
Ава́рское ха́нство (Ава́рское нуца́льство, Хунза́хское ха́нство) — раннефеодальное государство на территории нынешнего Дагестана, существовавшие с XII по XIX век.
Кубинское восстание — восстание крестьян Кубинской провинции, происходившее в 1837—1839 годах на севере Ширвана и юге Дагестана. Восстание было вызвано недовольством местных жителей произволом чиновников царской администрации. Поводом к восстанию послужило нежелание местных жителей служить в русской армии, а также призывы имама Шамиля. К 1839 году все очаги сопротивления повстанцев были подавлены.
Има́м (араб. إمام‎ — стоящий впереди; тот, кто руководит молитвой‎) — в исламе — предводитель молитвы и духовное лицо, которое заведует мечетью; титул, который носят наиболее выдающиеся богословы и религиозные авторитеты; ду­хов­ный и свет­ский гла­ва все­го му­сульманского со­об­ще­ст­ва; гла­ва има­ма­та гор­но­го Да­ге­ста­на и Чеч­ни в XIX веке и других государственных образований.
Кюринское ханство (лезг. Куьредин шарвал) — государственное образование, существовавшее с 1812 по 1864 годы в Южном Дагестане.
Уле́мы (араб. علماء‎ «знающие, учёные»; ед.ч. عالم‎ ) или али́мы — собирательное название признанных и авторитетных знатоков теоретических и практических сторон ислама. Со временем стало уважительным прозвищем.
Шамха́л, Шаухал — титул кумыкских правителей Дагестана и части Северо-Восточного Кавказа (Шамхальство с VIII века по 1867 год). В исторической литературе титул встречается в разных формах как: шаухал, шаукал, шахбал, шамхал (XIII в.) и шевкал.
История ла́кцев (самоназвание — лак), корренного народа Дагестана, принадлежащего к Кавкасионскому антропологическому типу, охватывает период с V века нашей эры до настоящего времени. Исторической столицей лакцев (Лакии) является селение Кумух, расположенное в центре нагорного Дагестана, к северу от хребта Дюльтыдаг. Верующие лакцы — мусульмане-сунниты. Родной язык — лакский.
Джамаа́т (араб. جماعة‎ «общество, коллектив, община») — объединение группы мусульман с целью совместного изучения ислама, совершения религиозных обрядов, взаимопомощи, регулярного общения между собой и т. п.
Абрек — человек, ушедший в горы, живущий вне власти и закона, ведущий партизанско-разбойничий образ жизни; первоначально — кавказский горец, изгнанный родом из своей среды за преступление, обычно убийство. Термин был распространён на Северном Кавказе, в Грузии также абраг, в Абхазии абрагь, а в Азербайджане «Гачаг».
Му́ршид (перс. مرشد, араб. مرشد‎) — наставник, учитель. Принятие суфизма начинается с того, как ученик даёт клятву верности учителю — муршиду, которого он избрал. После этого ученик называется мюридом. Задача муршида состоит в том, чтобы обучать своих послушников пути суфизма.
Куби́нское ханство (азерб. Quba xanlığı, قوبا خان‌لیغی, перс. خانات قبه‎, лезг. Къубадин шарвал; 1680—1810) — одно из самых сильных феодальных государств, располагавшихся на северных территориях Азербайджана и юга Дагестана. В 1765 году в состав было включёно Дербентское ханство. На западе граничило с Шекинским ханством и дагестанскими феодальным образованиями, на юге с Бакинским и Шемахинским ханствами.
Набеги аварцев — грабительские походы правителей Аварии, совершаемые преимущественно в закавказские страны.
Уздень («уздени» — во мн. числе; аналог — «дворянин»; карач.-балк. ёзден, кум. оьзден) — феодальное сословие на Кавказе.
История кумы́ков (самоназвание къумукълар) — история тюркоязычного народа кумыков, исторически проживающем на территории республик Дагестан, Чечня и Северная Осетия.
Ка́ди (араб. قاضٍ‎ — судья‎) — мусульманский судья-чиновник, назначаемый правителем и вершащий правосудие на основе шариата.
Шейх (араб. شيخ‎ - старец, старшина, староста) — почётное название видного богослова в исламе.
Мулла́ (араб. مُلَّا‎ от араб. مَوْلَى‎ — господин, повелитель, владыка) — знаток и служитель мусульманского культа. В Российской империи муллами часто называли всю совокупность существующих мусульманских духовных лиц, иногда учителей медресе и просто грамотных людей.
Гази (араб. غازي‎) — название вольных воинов-добровольцев, защитников веры, правды и справедливости. Понятие встречается в мусульманских источниках c X—XI вв.
Тарика́т (араб. طريقة‎ — дорога, путь‎), или сулюк — метод духовного возвышения и мистического познания Истины (хакк). Слово тарика в значении «путь» употребляется в Коране. Тарикату следуют многочисленные суфийские ордены, сильно влияющие на общественную жизнь мусульманского мира. Сторонники мусульманского аскетизма (зухд), шедшие первоначально путём духовного возвышения и борьбы со своими страстями (нафс), в XI веке объединились вокруг духовных наставников в тарикаты. Центрами тарикатов стали многочисленные...
Шейх-уль-ислам (араб. شيخ الإسلام‎, узб. Shayx ul-islom, азерб. Şeyxülislam, тур. Şeyhülislam) — титул высшего должностного лица по вопросам ислама в ряде исламских государств.

Подробнее: Шейх аль-ислам
Пир (перс. (پیر‎ — старец) — в суфизме руководитель тариката (братства), святой, а также могила, где похоронен пир.
Ваххаби́зм (от араб. الوهابية‎ — аль-ваххабийя) — религиозно-политическое движение в исламе, сформировавшееся в XVIII веке. Движение названо по имени Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба ат-Тамими (1703—1792), являющегося последователем Ибн Таймии (1263—1328).
Почита́ние моги́л (араб. تعظيم القبور‎ — та’зи́м аль-кубу́р), поклонение им и совершение ритуальных обрядов возле них в самом начале распространения религии ислам было запретным и порицаемым, однако со временем, эти действия стали неотъемлемой частью быта многих мусульманских общин.
Наки́б (мн. ч. нукаба'; «старейшина», «глава»; «уполномоченный») — исламский термин, широко употреблявшийся в практике мусульманских конфессиональных общин и религиозно-политических движений. Во времена правления Аббасидов накиб осуществлял юрисдикцию над потомками пророка Мухаммеда и членами их семей. С XV века в Османской империи делами Алидов занимались накиб аль-ашрафы.
Ширванское ханство или Шемахинское ханство (азерб. Şirvan xanlığı, شيروان خانلیغی, перс. خانات شیروان‎) — феодальное государство в Северном Азербайджане,, в районе Шемахи. Ширванское ханство простиралось от Каспийского моря до Геокчая длиною около 150 вёрст, а с севера до реки Куры около 100 верст. На севере оно граничило с Кубинским ханством, на востоке с Бакинским, на юге с рекой Курой, на западе с Шекинским ханством по реке Геокчай.
Ишан (перс. ایشان‎‎ , чагат. — išаn) — титул или прозвище, которым называют руководителей суфийских тарикатов (братств) и глав общин исмаилитов. Кроме того, в Средней Азии ишанами также называют представителей рода, ведущего своё происхождение от пророка Мухаммеда.
Хадж, хаджж (араб. حَجّ‎) — паломничество, связанное с посещением Мекки (Масджид аль-Харам) и её окрестностей (гора Арафат, долины Муздалифа и Мина) в определённое время. Хадж является пятым столпом ислама после Шахады, молитвы (намаз), налога (закят) и поста (саум).
Гилянское ханство — феодальное государство, существовавшее на Иране с 1747 по 1802 год. Столица — город Решт.
Прощальное паломничество (араб. حجة الوداع‎‎) — единственное паломничество (хадж) в Мекку, совершённое пророком Мухаммедом в последний год своей жизни. Хадж был совершён в месяце зуль-хиджа 10 года хиджры. На девятый день этого месяца пророк Мухаммед обратился со своей знаменитой программной речью (хутбой) ко всем мусульманам. В ходе этого паломничества были заложены окончательные традиции совершения хаджа.
Аталычество (Аталык) — древний обычай, зафиксированный в этнографии Кавказа, по которому ребёнок вскоре после своего рождения переходит на некоторое время (для воспитания) в другую семью, а затем возвращается к своим родителям (по истечении определенного обычаем времени). Первые научные исследования выполнил советский этнограф М. О. Косвен с 1931 по 1935 годы.
Зикр (араб. ذکر‎ — поминание‎) — исламская духовная практика, заключающаяся в многократном произнесении молитвенной формулы, содержащей прославление Бога. Зикр совершается после завершения намаза, во время мавлидов, собраний (маджлисов) или в любое удобное для этого время. Зикр в исламе развился в основном как медитативная практика суфизма. Суфии называют зикр «столпом, на котором зиждется весь мистический Путь». Во время произнесения зикра исполнитель может совершать особые ритмизированные движения...
Ада́т, или а́да (араб. عادة‎ — обычай, привычка‎; мн.ч — араб. عادات‎ — ‘а́да́т‎) — обычай, пережиточные нормы доисламских правовых комплексов, а также реалии правовой жизни, не отражённые в шариате. адат представляет собой совокупность обычаев и народной юридической практики в самых разнообразных сферах имущественных, семейных и тому подобных отношений.
Курайши́ты (курейшиты, араб. قريش‎) — хранители Каабы. Правящий клан (племя) древней Мекки; из которого происходит...
Силси́ла (араб. سلسلة‎ — ряд, цепь‎) в суфизме — духовная генеалогия глав суфийских тарикатов; цепь посвящения, обретения благодати от предыдущего шейха. Обычно силсила возводится к пророку Мухаммаду посредством Али (например, Кубравия, однако некоторые суфии возводят свою силсилу к пророку Хизиру. Подключение к силсиле и дальнейшее включение в неё может осуществить только шейх, входящий в силсилу. Если уровня шейха достигли два и более мюрида шейха-учителя, то дальше от шейха-учителя силсила разветвляется...
Гуля́мы (от араб. غُلَام‎ букв. «юноша, молодой человек; раб») — во́ины, непосредственно подчинённые и находящиеся на службе халифов, а позже и других правителей в странах Востока.
Шеки́нское ха́нство (азерб. Şəki xanlığı), — одно из сильных азербайджанских ханств, существовавший в середине XVIII — начале XIX вв, в пределах исторической области Шеки.
Сеи́д, Сейи́д, Сеййи́д (араб. سيّد‎ — вождь, господин, глава) — почётный титул у мусульман для потомков пророка Мухаммеда через его дочь Фатиму и внука Хусейна. Потомки внука Хасана — шерифы. В исламских странах сейиды пользовались особыми привилегиями: они имели право ходатайствовать за преступников и освобождались от телесных наказаний и смертной казни. Отличием сейида у суннитов была, как правило, зелёная чалма, а у шиитов — чалма чёрного цвета. Сейиды пользуются особым почитанием.
Пра́ведный хали́ф (араб. الخليفة الراشد‎‎) — в суннитской традиции титул первых четырёх халифов: Абу Бакра, Умара, Усмана и Али. Государство, в котором правили халифы, — Праведный халифат (632—661).
Де́рвиш (перс. درویش‎ «бедняк, нищий») также каландар или календер — мусульманский аналог монаха, аскета; приверженец суфизма. Почтительное название суфийского проповедника-дервиша — ата (тур. ata — «отец»).
Хати́б (араб. خطيب‎ — проповедник, оратор) — мусульманское духовное лицо, проводящее пятничную молитву (джума-намаз).
Ами́р аль-мумини́н (араб. أمير المؤمنين‎ — повелитель правоверных) — титул халифов и других мусульманских правителей. Если правитель носит титул амир аль-муминин, это означает не только его политическую власть, но и духовную.
Суфи́зм или тасаввуф (араб. التصوف‎) — течение в исламе, проповедующее аскетизм и повышенную духовность, одно из основных направлений классической мусульманской философии. Последователей суфизма называют су́фиями.
Муэдзи́н (араб. مؤذن‎, произн. как «муаз̱з̱ин»), муаззин, муэззи́н, азанчи́, муна́ди, биля́л — в исламе служитель мечети, призывающий мусульман на обязательную молитву (намаз).
Муджтахид (араб. مُجْتَهِدٌ ‎) — высокопоставленный факих (исламский богослов). Муджтахид обладает способностями и правом выносить фетвы по важным вопросам религии и мусульманского права (фикх). Он обязан опираться исключительно на коранические аяты и достоверные хадисы (сахих) пророка Мухаммада, а не на суждения других богословов (факихов).
Эми́р или ами́р (араб. امير‎ — повелитель, вождь‎) — в некоторых мусульманских странах Востока и Африки титул правителя, князя, а также вообще лицо, носящее этот титул.
За́вия (араб. زَاوِيَةٌ — угол) — келья, суфийские обители, уединенное место, в котором суфийские затворники проводят свои дни в молитвах.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я