Понятия со словом «мореходный»

Алекса́ндровские морехо́дные классы — учебное заведение во Владивостоке в 1890—1902 годах, готовившее моряков — шкиперов и штурманов для коммерческого флота Российской империи. Название «Александровские» дано в честь императора Александра II, которому «Амурский край обязан своим присоединением к России и его развитием».

Связанные понятия

Офицерский класс подводного плавания — учебное подразделение Российского императорского флота для подготовки квалифицированных офицеров подводного плавания. Образован в 1906 году в составе Учебного отряда подводного плавания в Либаве.
Шту́рман — профессия, специальность, должность, вид деятельности, профессиональное звание людей на флоте, связанных с управлением подводным (подводная лодка, батискаф) или надводным (корабль, судно) транспортом. Должность штурмана присваивается лицам судоводительской специальности. Штурман обычно исполняет следующие обязанности: прокладывает курс, исчисляет перемещения и отмечает передвижение на карте, а также следит за исправной работой навигационных приборов.
Учебное судно — специально построенное или переоборудованное служебно-вспомогательное судно для плавательной практики курсантов морских учебных заведений. Термин появился в середине XIX века, однако фактически первые учебные суда появились значительно раньше.
Ми́нный кре́йсер — класс больших миноносцев водоизмещением 400…1600 тонн, существовавший в конце XIX — начале XX века. Отличался усиленным артиллерийским и минным (от устар. самодвижущаяся мина — торпеда) вооружением, предназначенным для уничтожения миноносцев противника. Минные крейсера имели до 15 орудий калибром до 47 мм или 2…3 орудия 120-75 мм, и до 5 торпедных аппаратов. Согласно принятой в то время классификации относились к кораблям 2-го ранга и служили для отражения минных атак и несения...
Брандвахта (или брантвахта) — военный сторожевой корабль, несущий караул в акватории порта.
Вахтенный начальник в российском императорском флоте — офицер, возглавлявший вахтенную службу на корабле. Вахтенным начальником назначался офицер в чине лейтенанта и старше. На нем лежала ответственность за безопасность корабля в плавании, за четкое и точное выполнение приказаний командира корабля и старшего офицера. Ему подчинялись вахтенные офицеры, нижние чины и судовой караул. Во время вахты вахтенному начальнику не разрешалось садиться, курить, вступать в разговоры, не касающиеся его служебных...
Российский императорский флот — название военно-морского флота России с 22 октября (2 ноября) 1721 по 16 апреля 1917 года.
Старший помощник командира корабля (сокращённо: СПК, неофициально: старпом) — должность в российском и советском флотах. Старший помощник командира корабля является первым заместителем командира и прямым начальником всего личного состава, руководитель боевой подготовки экипажа и повседневной деятельности боевых частей и служб корабля. В царском флоте та же должность называлась старший офицер, в Королевском флоте первый лейтенант.
Пароходо́фрега́т (Steam frigate — дословно — «паровой фрегат») — фрегат, имевший кроме полного (или почти полного) фрегатского парусного вооружения поршневой паровой двигатель (паровую машину) и гребные колёса либо гребной винт в качестве движителя (одним из первых винтовых пароходофрегатов стал британский «Ютландия»). Имели широкое распространение во второй трети — третьей четверти XIX века (но встречались в военно-морских флотах и позже — например в составе испанского флота деревянные винтовые...
Минный офицерский класс, Минная школа для нижних чинов и Учебно-минный отряд — военные учебные заведения военно-морского флота (ВМФ РИ) Вооружённых Сил Российской Империи.
Каноне́рская ло́дка, каноне́рка, канло́дка (нем. Kanonenboot от итал. cannone «пушка») — класс небольших боевых кораблей с артиллерийским вооружением, предназначенных для боевых действий на реках, озёрах и в прибрежных морских районах, охраны гаваней.
Флоти́лия Се́верного Ледови́того океа́на — российская военная флотилия начала XX века. Базировалась в Романове-на-Мурмане и Йоканьгском погосте.
Баркенти́на (шхуна-барк) — трёх-пятимачтовое (иногда шестимачтовое) морское парусное судно с косыми парусами на всех мачтах, кроме носовой (фок-мачты), несущей прямые паруса.
Младший судостроитель — должностное звание на русском императорском флоте, соответствовало 7-му классу Табели о рангах.
Ранг корабля — вид корабля по классификации военных кораблей в зависимости от его тактико-технических элементов, предназначения, боевой мощи, численности экипажа и сложности управления кораблём.
Миноноска — специальное минное судно водоизмещением от 20 до 100 тонн, основным вооружением которого являются мины или торпеды.
Те́ндер (англ. tender, от tend — обслуживать) — тип парусного судна с косым парусным вооружением, имеющего одну мачту и бушприт, на которые ставятся грот, стаксель и один-два кливера.
Морской технический комитет (МТК) — действовавшая с 1867 по 1911 год структурная часть Морского министерства; коллегиальный орган, ведавший техническими вопросами кораблестроения и вооружения военно-морского флота Российской империи.
Ластовые суда — собирательное название разнообразных малотоннажных плавсредств (барж, плашкоутов) и небольших транспортных судов, которое существовало в XVIII—XIX веках. Их функциями было снабжение парусных боевых кораблей русского ВМФ на рейдах, транспортировка военных грузов по портовой акватории и между портами.
Плавучая база (сокр. плавбаза) — в Военно-Морском Флоте: рейдовое судно обеспечения, предназначенное для обеспечения базирования соединений кораблей, в основном, в пунктах базирования, реже в море. Плавбазами также называются транспортно-рыбоперерабатывающие суда, предназначенные для приема улова в море от добывающих судов и обеспечения добывающих судов промснаряжением и продовольствием.
Сибирская военная флотилия (Сибирская флотилия) — несколько раз создававшееся объединение военных кораблей и судов на Дальнем Востоке России.
Кли́пер (от англ. clipper или нидерл. klipper) — судно или корабль с развитым парусным вооружением и острыми, «режущими воду» (англ. clip) обводами корпуса. Первоначально клиперы были парусными, впоследствии их стали снабжать паровым двигателем (парусно-винтовой клипер).
Старший судостроитель — должностное звание на русском императорском флоте, соответствовало 6-му классу Табели о рангах.
Корве́т — класс военных кораблей, предназначенных для сторожевой и конвойной службы, противолодочной и противовоздушной обороны военно-морских баз (ВМБ).
Кре́йсер (нидерл. kruiser от kruisen — крейсировать, плавать по определённому маршруту; мн. ч. кре́йсеры или крейсера́) — класс боевых надводных кораблей, способных выполнять задачи независимо от основного флота, среди которых может быть борьба с лёгкими силами флота и торговыми судами противника, оборона соединений боевых кораблей и конвоев судов, огневая поддержка приморских флангов сухопутных войск и обеспечение высадки морских десантов, постановка минных заграждений и другие. Со второй половины...
Новоизобретённые корабли — класс парусных кораблей, строившихся в России в конце XVIII века на старых Петровских верфях. Находились в русском флоте около 15 лет.
Камели (ед. число камель, англ. camels) — парные понтоны, использовавшиеся для уменьшения осадки корабля и проводки его по мелководью.
Бло́кшив — обычно старое, несамоходное судно и/или баржа, оставленное в гавани для помещения на нём лазарета, таможенного пакгауза, тюрьмы, склада, казармы и других служб. В редких случаях в блокшив переделывают новые недостроенные суда, достройка которых по каким-либо соображениям была сочтена нецелесообразной. В качестве блокшива могут использоваться корабли самых разных классов, за исключением только самых малых судов.
Иол — 1- мачтовый бот с парусным вооружением «шафшинкен» (нем. schafschincen — овечий окорок; англ. shoulder of mutton — плечо барана) или 1- мачтовый бот с люгерным парусным вооружением.Иол — небольшое парусное судно с двумя мачтами (точнее, полуторамачтовое) — гротом и бизанью. Обе мачты имеют косое парусное вооружение. Бизань-мачта, обычно небольшого размера, расположена позади гельм-порта и выступает за гакаборт. Грот гафельный или бермудского покроя с кливером и стакселем.Йол (иол) — тип косого...

Подробнее: Йол
Броненосец береговой обороны — подкласс броненосцев, существовавший во второй половине XIX — первой половине XX веков. Броненосцы береговой обороны стали логическим развитием мониторов и канонерских лодок. Отличались умеренным водоизмещением, малой осадкой, вооружались артиллерией крупного калибра. Предназначались для действий в прибрежных районах с целью защиты побережья, поддержки флангов сухопутных сил, обстрела береговых укреплений, операций на мелководье, а также на реках и озёрах.
Докование — стоянка судна в доке для проведения осмотра, покраски подводной части и выполнения ремонтно-профилактических работ. Постановка судна может производиться на кильблоки, клетки и смешанным способом (характерен для многих военных кораблей).
Плавучий док (сокр. плавдок) — судоремонтное сооружение технического флота, предназначенное для подъёма из воды судна, находящегося на плаву, его ремонта (или транспортировки) и спуска на воду.
Водолазная школа — первая в России водолазная школа для подготовки квалифицированных кадров из числа офицеров и нижних чинов Российского императорского флота для действия в специальных подводных командах.
Минный заградитель (минзаг) — специализированный военный корабль или летательный аппарат, предназначенный для постановки минных заграждений.
Миноно́сец — надводный мореходный корабль небольшого водоизмещения, основным вооружением которого является торпедное.
Гидрографи́ческое су́дно — судно, предназначенное выполнять морские, речные и озёрные промерные и лоцмейстерские работы. Водоизмещение гидрографического судна составляет 1,5—2 тысячи тонн и зависит от цели и района работ. Если необходимо выполнять работы на мелководье, то используют катера, имеющиеся на судне.
Шху́на (нидерл. Schoener) — тип парусного судна, имеющего не менее двух мачт и косые паруса на всех мачтах. По типу парусного снаряжения шхуны делятся на гафельные, бермудские, стаксельные, марсельные и брамсельные. Брамсельная шхуна отличается от марсельной наличием брам-стеньги и ещё одним дополнительным прямым парусом — брамселем. При этом в ряде случаев марсельную и брамсельную двухмачтовые шхуны (особенно с брифоком) можно спутать с бригантиной. Независимо от типа косых парусов (гафельных или...
Бот (от нидерл. boot — лодка) — в эпоху парусного флота всякое небольшое одномачтовое судно водоизмещением до 60 т, вооружённое 6—8 пушками малого калибра служащее для перевозки значительных грузов. Боты бывали палубные для морских плаваний или беспалубные для прибрежного. В эпоху парового флота под ботом понимают небольшое парусное, парусно-гребное или моторное судно водоизмещением до 15 тонн, предназначенное для грузоперевозок или других целей.
Треба́ка, трамбак, трембакул, трабакколо, требакула (от итал. trabaccolo) — парусное двухмачтовое грузовое, торговое или рыболовецкое судно, распространённое на Средиземноморье в начале XVII века.
Флаг-офицер — должность в русском военно-морском флоте, офицер, состоявший при флагмане, ведавший сигнальным делом и выполнявший адъютантские обязанности.
Корабельный ма́стер — чин и должность 8-го (с 1764 года — 7-го) класса в Табели о рангах в русском флоте в XVIII—XIX веках.
Сторожевой корабль — класс боевых надводных кораблей, предназначенных для несения дозорной службы, охранения крупных кораблей, транспортов и десантных кораблей (судов) от атак подводных лодок, торпедных катеров и авиации противника на переходе морем и при стоянке на открытых рейдах.
Шмак (также шмака, смак или снак от нидерл. Smak) — тип морского парусного судна для прибрежного плавания, распространённого в XVIII — начале XIX века на немецких и нидерландских побережьях Северного и Балтийского морей, а также в России.
Ста́пель (от нидерл. stapel; также эллинг) — сооружение для постройки или ремонта судна и его спуска на воду.
Плавучая база подводных лодок — класс рейдовых судов обеспечения, предназначенный для обслуживания подводных лодок в местах базирования и для пополнения их запасов.
Водоизмещение корабля (судна) — одна из основных характеристик любого водного транспортного средства: общее количество воды, вытесненной подводной частью корпуса корабля (судна). Масса этого количества жидкости равна массе всего корабля, независимо от его размера, материала и формы.
Осто́йчивость — способность плавучего средства противостоять внешним силам, вызывающим его крен или дифферент, и возвращаться в состояние равновесия по окончании возмущающего воздействия. Также — раздел теории корабля, изучающий остойчивость.
Старший помощник судостроителя — должностное звание на русском императорском флоте, соответствовало 9-му классу Табели о рангах.
Существовало два барка с названием «Товарищ». Данная статья о судне (бывшем джутовом клипере) «Лауристон». Для другого судна с таким названием см. статью Горх Фок (барк).

Подробнее: Товарищ (барк)
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я