Баркентина

Баркенти́на (шхуна-барк) — трёх-пятимачтовое (иногда шестимачтовое) морское парусное судно с косыми парусами на всех мачтах, кроме носовой (фок-мачты), несущей прямые паруса.

Баркентина — сравнительно поздний тип парусного вооружения, появившийся лишь в середине XIX века, когда торговые суда с полным (корабельным) парусным вооружением столкнулись с конкуренцией со стороны пароходов, требовавших намного меньшего по численности и квалификации экипажа.

Баркентина сочетает достаточно хорошую ходкость (то есть, высокую скорость) при попутном ветре, обеспечиваемую прямыми парусами на фок-мачте, со сравнительно небольшой численностью экипажа, характерной для шхуны, благодаря чему такое парусное вооружение имели многие из последних торговых парусников. Так, именно как баркентина оснащен был в последние десятилетия своей службы в качестве грузового судна знаменитый клипер «Катти Сарк». Баркентиной были вооружены и некоторые парусно-паровые боевые корабли, например — крейсер «Алабама». Также баркентина была последним типом вспомогательного парусного вооружения, устанавливавшегося на крупные пароходы в конце XIX в. Типичный пассажирский лайнер конца XIX в., оснащенный баркентиной — «Ла Бургонь».

Баркентину довольно сложно отличить на вид от трёхмачтовой шхуны, идущей под брифоком и фор-марселями — по сути единственное заметное неморяку отличие состоит в том, что у баркентины на фок-мачте отсутствует гафель.

Современные стальные баркентины имеют водоизмещение до 5 тыс. т и оснащаются вспомогательным двигателем, в основном это крупные яхты или учебные суда.

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я