Клипер (судно)

Кли́пер (от англ. clipper — «стригущий» или нидерл. klipper) — парусное, парусно-паровое торговое или военное судно XIX и XX века с развитым парусным вооружением и особыми, острыми, «режущими воду» (англ. clip) обводами корпуса, как правило, — трёхмачтовое судно (вместе с тем, морские суда подобного класса существуют и строятся в настоящее время).

Первоначально, клиперá были — парусными, впоследствии их стали снабжать паровым двигателем (парусно-винтовой клипер). В эпоху вершины своего развития клипера имели от 2 и (в отдельных случаях) до 5 мачт парусного вооружения.

Первые клипера появились в США. Клипера за их мореходные скоростные качества называли «винджаммерами» (англ. windjammer — буквально «выжиматель ветра»).

Парусные клиперá были самыми совершенными и быстроходными судами своего времени, так как их корпуса строились с бóльшим отношением длины к ширине (L:B), достигавшим 7:1, в результате чего они имели, сравнительно с другими типами современных им судов, — более совершенные, острые и плавные обводы.

Купеческие, то есть коммерческие, торговые клипера, занимавшиеся перевозкой чая из Китая, назывались «чайными клиперами», шерсти из Австралии — «шерстяными клиперами».

В Российском императорском флоте клипера также имелись: парусно-винтовые, с одним гребным винтом.

По типу парусного вооружения в XIX веке клипера были (как правило) трёхмачтовыми барками.

В конце XVIII — начале XIX веков стапели английских и североамериканских судостроительных верфей начали покидать мощные торговые и военные бриги, близкие к ним бригантины, а также — шхуны.

Это были (как правило), двухмачтовые суда со смешанным парусным вооружением и характерным резким переходом от киля к форштевню.

Торговая бригантина — изящный парусник, с мощным бушпритом и многочисленными парусами, которые обеспечивали высокую скорость. У этих узкоспециализированных судов почти полностью исчезло внешнее пышное убранство (ранних периодов времени); вид их стал строже и основное внимание было уделено мореходным качествам.

В те же времена, появилась так называемая североамериканская лоцманская шхуна с простым и достаточно совершенным парусным вооружением, принадлежащая к категории малых парусников прибрежного плавания. Сюда же относилась и североамериканская клипер-шхуна — стройное быстроходное судно (с 2 сравнительно высокими мачтами и весьма развитыми парусами), назначением которого была береговая патрульная служба, а характерным признаком — отклоненный в направлении от носа к корме стоячий такелаж: мачты, ванты и прочее.

Именно клипер-шхуна в дальнейшем, при соответствующем строении корпуса и парусного вооружения, явилась прообразом знаменитых кораблей, которых вначале называли: балтиморскими клиперами, а затем просто — клиперами.

По своему практическому применению, учитывая их скорость, клипера предназначались для дозорной и посыльной службы, а иногда, с учебными целями, совершали дальние походы. В России, наиболее широко известен - поход клипера «Алмаз», доставившего в 1870 году знаменитого русского учёного и путешественника Н.Н. Миклухо-Маклая в бухту Астролябия на берегах Новой Гвинеи.

После Первой мировой войны, когда парусное судоходство в основной своей массе пришло в упадок, в 1920—1930 годах начали возрождаться «Пшеничные» гонки (перевозка пшеницы) мощных парусных судов из Австралии, а также «Селитровые» гонки — (перевозка селитры) парусниками из Чили. В них принимали участие последние в мире сильнейшие клипера — «винджаммеры», в том числе четырёхмачтовые барки: «Магдалена Виннен» (1921 год), «Падуя» (1926 год) и другие.

В изобразительном искусстве парусным клиперам посвящено множество художественных работ. Главное место из них занимают картины британского художника-мариниста Монтегю Доусона.

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я