Связанные понятия
Офицерский класс подводного плавания — учебное подразделение Российского императорского флота для подготовки квалифицированных офицеров подводного плавания. Образован в 1906 году в составе Учебного отряда подводного плавания в Либаве.
Флаг-офицер — должность в русском военно-морском флоте, офицер, состоявший при флагмане, ведавший сигнальным делом и выполнявший адъютантские обязанности.
Младший инженер-механик — должностное звание в 1886—1905 годах на русском императорском флоте, соответствовало 10-му классу Табели о рангах.
Младший судостроитель — должностное звание на русском императорском флоте, соответствовало 7-му классу Табели о рангах.
Вахтенный начальник в российском императорском флоте — офицер, возглавлявший вахтенную службу на корабле. Вахтенным начальником назначался офицер в чине лейтенанта и старше. На нем лежала ответственность за безопасность корабля в плавании, за четкое и точное выполнение приказаний командира корабля и старшего офицера. Ему подчинялись вахтенные офицеры, нижние чины и судовой караул. Во время вахты вахтенному начальнику не разрешалось садиться, курить, вступать в разговоры, не касающиеся его служебных...
Упоминания в литературе
В проекте предложено создать отдельные
минные офицерские классы и минную школу для нижних чинов, в состав которых, по мнению автора, должны войти: учебный минный отряд, насчитывающий не менее четырех миноносных судов, минный кабинет, лаборатория и минная мастерская. При утверждении проекта временно управляющий Морским министерством адмирал С.С. Лесовский признал необходимым: «…чтобы Минный офицерский класс и Минная школа были учреждены непременно в Кронштадте, дабы между этими учреждениями и флотом существовала тесная связь, хотя бы для сего и пришлось на первое время несколько усилить расходы на вознаграждение преподавателей».
В связи с внедрением паровых кораблей был создан
Минный офицерский класс , учрежденный 1 октября 1874 г. в Кронштадте (срок обучения 1 год), где повышали квалификацию и проходили переподготовку офицеры механических служб.
М. П. Васильев покинул Дальний Восток 16 октября 1887 г. на пароходе Добровольного флота «Москва», во главе эшелона уволенных в запас нижних чинов Сибирского экипажа. В январе следующего года его официально перевели в Балтийский флот и зачислили в 1-й флотский экипаж. В 1888–1889 гг. Михаил Петрович учился в
Минном офицерском классе – учебном заведении, предназначенном для подготовки офицеров-специалистов, после окончания которого получил звание минного офицера 2-го разряда (с 1892 г. – 1-го).
Революция в области управления силами флота произошла после изобретения радио в 1895 году служащим Морского ведомства России А.С. Поповым.
Минные офицерские классы флота в Кронштадте, основанные в 1874 году, а также функционировавшая при них минная школа Балтийского флота были учебным заведением, готовивших квалифицированных специалистов минного дела, в котором электричество играло важную роль элемента подрыва. Здесь же в одном из лучших физических кабинетов России того времени велись теоретические и практические исследования в области электричества, магнетизма и электромагнетизма. Весной 1889 года преподаватель физики и электротехники Минных офицерских классов (в 1890–1900 гг. одновременно преподаватель Технического училища морского ведомства) Попов в Кронштадтском морском собрании, читая лекцию на тему «Новейшие исследования в отношении между световыми и электрическими явлениями», закончил ее следующими словами: «Человеческий организм не имеет еще такого органа чувств, который замечал бы электромагнитные волны в эфире. Если бы изобрести такой прибор, который заменил бы нам электромагнитное чувство, то его можно было бы применять и в передаче сигналов на расстоянии…»[71]. При этом в Западной Европе некоторые известные ученые (Г. Герц, О. Лодж и др.) идею практического применения электромагнитных волн называли «бредовой», «дикой фантазией». В 1895 году Попов с помощью грозоотметчика обнаруживал грозу на расстоянии 30 км. Таким образом, первым практическим применением радио было применение его как средства обнаружения и наблюдения грозы, молнии, мощной электрической искры. Именно это событие и знаменует собой зарождение принципиально нового средства и метода установления энергетического контакта для связи и наблюдения, а позднее и для радиоразведки[72].
Война с Японией позволила в полной мере оценить изобретенное А.С. Поповым радио, а также выявить значение использования радиосвязи на флоте. Последователи Попова во главе с И.И. Ренгартеном продолжили работу по исследованию феномена радиосвязи, проводившуюся на базе
минных офицерских классов , с целью создания серийных аппаратов отечественного производства и последующей поставкой технически усовершенствованных аппаратов на флот.
Связанные понятия (продолжение)
Кондукто́р (рулевой кондукто́р, сигнальный кондукто́р, артиллерийский кондукто́р и т. д.; от лат. conductor — наниматель, предприниматель, подрядчик) — воинское звание в Российском императорском флоте (РИФ), присваиваемое унтер-офицерам, прослужившим установленный срок и сдавшим экзамен.
Старший судостроитель — должностное звание на русском императорском флоте, соответствовало 6-му классу Табели о рангах.
Морской технический комитет (МТК) — действовавшая с 1867 по 1911 год структурная часть Морского министерства; коллегиальный орган, ведавший техническими вопросами кораблестроения и вооружения военно-морского флота Российской империи.
Инспектор кораблестроения — должностное звание на Русском императорском флоте, соответствовало 4-му классу Табели о рангах. Иногда использовалось в варианте «Инспектор судостроения», нижестоящим для него было звание старшего судостроителя.
Водолазная школа — первая в России водолазная школа для подготовки квалифицированных кадров из числа офицеров и нижних чинов Российского императорского флота для действия в специальных подводных командах.
Старший инженер-механик — должностное звание в 1886—1905 годах на русском императорском флоте, соответствовало 7-му классу Табели о рангах.
Главное управление кораблестроения и снабжений — структурное подразделение Морского министерства Российского императорского флота. Управление было образовано в 1885 году и просуществовало до 1911 года. Управление ведало организацией всей хозяйственной части морского ведомства.
Практическая эскадра Балтийского моря (Учебная эскадра Балтийского флота) — соединение кораблей Российского императорского флота, созданное в период начала строительства паровых броненосных кораблей для подготовки личного состава Балтийского флота. Создана при активном участии адмирала Г. И. Бутакова.
Ми́чман (от англ. midshipman букв. «средний корабельщик») — чин и корабельное воинское звание военнослужащих в ВМФ (ВМС), речных военных флотах и береговой охране либо выполняющих функцию последней формированиях (например в СССР это были Морские Части Пограничных Войск) ряда стран.
Морской генеральный штаб (МГШ, генмор) — высший оперативно-стратегический орган управления ВМФ (ВМС). В Российской империи был впервые создан 24 апреля (7 мая) 1906 года. Входил в состав Морского министерства. МГШ был подчинён министру, но его начальник получил право Всеподданнейшего доклада в присутствии министра. Функционировал наряду с Главным морским штабом (ГМШ). Одновременно с созданием МГШ было упразднено оперативное управление при Главном морском штабе.
Черноморский флот Российской империи — официально создан 2 (13) мая 1783 года. Ведёт своё начало от русского военного флота, созданного на Чёрном море после присоединения Крыма к Российской империи из кораблей Азовской и Днепровской военных флотилий.
Морской кадетский корпус — военно-морское учебное заведение в Санкт-Петербурге. Несмотря на формальный перерыв в преемственности после 1917 года, претендует на то, чтобы считаться старейшим в России.
Старший помощник командира корабля (сокращённо: СПК, неофициально: старпом) — должность в российском и советском флотах. Старший помощник командира корабля является первым заместителем командира и прямым начальником всего личного состава, руководитель боевой подготовки экипажа и повседневной деятельности боевых частей и служб корабля. В царском флоте та же должность называлась старший офицер, в Королевском флоте первый лейтенант.
Морское министерство было образовано в 1802 году, одновременно с учреждением других министерств, под названием Министерство морских сил.
Гардемари́н (фр. garde-marine, дословно — морская охрана) — офицерское звание в ряде государств. Впервые было введено во Франции кардиналом Ришелье, его последователь Кольбер создал подразделения гардемаринов в 1670 году для подготовки кадров военно-морского флота Франции. Кроме Франции, звание гардемарина используется или использовалось в ряде других стран — Бразилии, Италии, Испании, Португалии, России, Аргентине.
Сигнальщик — строевой нижний чин специалиста 1-го, 2-го и 3-го разрядов Русского флота, должность и лицо находящееся на ней, матрос или старшина на корабле или береговом посту, выполняющий обязанности по ведению наблюдения и передаче сигналов.
Флагманский инженер-механик — должностное звание в 1886—1905 годах на русском императорском флоте, соответствовало 6-му классу Табели о рангах.
Миноноска — специальное минное судно водоизмещением от 20 до 100 тонн, основным вооружением которого являются мины или торпеды.
Гвардейский экипаж — лейб-гвардейское формирование (военно-морская часть) Русской императорской гвардии Вооружённых сил Российской империи.
Унтер-лейтена́нт , иногда ундер-лейтенант (нем. Unterleutnant — Подлейтенант) — чин и воинское звание в вооружённых силах (ВС) различных государств и стран мира.
Капитан-лейтенант — чин (Русское царство и Российская империя) и высшее из званий младших офицеров ВМФ некоторых государств и стран; в Германии и России соответствует капитану в армии и авиации.
Учебное судно — специально построенное или переоборудованное служебно-вспомогательное судно для плавательной практики курсантов морских учебных заведений. Термин появился в середине XIX века, однако фактически первые учебные суда появились значительно раньше.
Брандвахта (или брантвахта) — военный сторожевой корабль, несущий караул в акватории порта.
Шту́рман — профессия, специальность, должность, вид деятельности, профессиональное звание людей на флоте, связанных с управлением подводным (подводная лодка, батискаф) или надводным (корабль, судно) транспортом. Должность штурмана присваивается лицам судоводительской специальности. Штурман обычно исполняет следующие обязанности: прокладывает курс, исчисляет перемещения и отмечает передвижение на карте, а также следит за исправной работой навигационных приборов.
Флаг-капитан — должность в военно-морском флоте, соответствующая начальнику штаба флота или соединения кораблей (в случае, если эту должность занимал штаб-офицер, а не адмирал). Флаг-капитану подчиняются все остальные офицеры штаба. В английском флоте XVIII—XIX века флаг-капитан командовал флагманским кораблём эскадры или флота. В российском императорском флоте в штабах командующих флотом предусматривались две флаг-капитанские должности: по оперативной и распорядительной части. Согласно статье...
Лейтенант — чин или воинское звание офицерского состава в Военно-морском флоте ряда государств.
Алекса́ндровские морехо́дные классы — учебное заведение во Владивостоке в 1890—1902 годах, готовившее моряков — шкиперов и штурманов для коммерческого флота Российской империи. Название «Александровские» дано в честь императора Александра II, которому «Амурский край обязан своим присоединением к России и его развитием».
Ми́нный кре́йсер — класс больших миноносцев водоизмещением 400…1600 тонн, существовавший в конце XIX — начале XX века. Отличался усиленным артиллерийским и минным (от устар. самодвижущаяся мина — торпеда) вооружением, предназначенным для уничтожения миноносцев противника. Минные крейсера имели до 15 орудий калибром до 47 мм или 2…3 орудия 120-75 мм, и до 5 торпедных аппаратов. Согласно принятой в то время классификации относились к кораблям 2-го ранга и служили для отражения минных атак и несения...
Электротехническая военная школа была учреждена в 1857 году в столице Российской империи, городе Санкт-Петербурге, под именем технического гальванического заведения, которое вместе с гальванической ротой находилось в распоряжении штаба генерал-инспектора по инженерной части.
Пароходо́фрега́т (Steam frigate — дословно — «паровой фрегат») — фрегат, имевший кроме полного (или почти полного) фрегатского парусного вооружения поршневой паровой двигатель (паровую машину) и гребные колёса либо гребной винт в качестве движителя (одним из первых винтовых пароходофрегатов стал британский «Ютландия»). Имели широкое распространение во второй трети — третьей четверти XIX века (но встречались в военно-морских флотах и позже — например в составе испанского флота деревянные винтовые...
Обер-сарва́ер (сарва́ер от англ. surveyor — инспектор) — чин и должность V класса в Табеле о рангах в русском флоте в XVIII веке.
Брейд-вымпел (от нидерл. brede wimpel, широкий вымпел) — короткий и широкий вымпел с косицами, в отличие от обычного узкого вымпела. Поднимается на стеньге корабля для официального обозначения командира соединения (дивизиона, отряда) на борту.
Ластовый экипаж — в российском императорском флоте нижние чины, не способные нести службу во флотских экипажах и употреблявшиеся для различного рода береговых надобностей.
Боцманмат (от нем. Boοtsmannsmaat) — унтер-офицерское воинское звание строевого состава, существовавшее в русском флоте и во флотах ряда стран мира, а также существующее в ВМФ и ВМС ряда современных государств.
Камели (ед. число камель, англ. camels) — парные понтоны, использовавшиеся для уменьшения осадки корабля и проводки его по мелководью.
Капитан порта (ранее Капитан над портом) — начальник инспекции портового надзора. Отвечает за безопасность судоходства в порту. Наблюдает за порядком в порту и выполнением всех правил и распоряжений по торговому мореплаванию. Капитан порта является также руководителем лоцманской, спасательной и сигнальной служб порта.