Понятия со словом «инструментуемый»

Связанные понятия

Багате́ль (фр. bagatelle — маленькая изящная вещь, безделушка) — это небольшая, лёгкая в исполнении музыкальная пьеса, главным образом для фортепиано.
Вальс-фантазия — музыкальное сочинение М.И.Глинки. Первоначально написано для фортепиано (1839), затем оркестровано (1856).
Вокальная музыка — это музыка, в которой голос главенствует, или равноправен с инструментами, с сопровождением или a cappella.
Песенный цикл — цикл романсов или песен, объединенных общей идеей, а также музыкальным тематизмом. Понятие «вокальный цикл» аналогично поэтическому циклу в литературе.
Де́тский альбо́м Op. 39 — сборник пьес для фортепиано композитора Петра Ильича Чайковского, носящий авторский подзаголовок «Двадцать четыре лёгкие пьесы для фортепиано». Сборник был сочинён Чайковским в мае-июле 1878 года и при первой публикации, последовавшей в декабре того же года в издательстве Юргенсона, посвящён племяннику композитора Володе Давыдову.
Иван Грозный — музыка Сергея Прокофьева к одноименному кинофильму Сергея Эйзенштейна (1942). Получила известность как самостоятельное произведение, в том числе в нескольких исполнительских редакциях, осуществлённых другими композиторами.
Из Италии, op. 16 (нем. Aus Italien) — первая симфоническая поэма немецкого композитора Рихарда Штрауса, написанная в 1886 году под впечатлением от путешествия молодого композитора по Италии.
Интерлю́дия (через позднелатинское interludium, от лат. inter, «между» и лат. ludus, «игра») — короткое музыкальное построение или пьеса, вставленное между частями в музыкальном произведении, например, органная импровизация между двумя строфами хорала или между частями сонаты, сюиты или другой циклической формы.
Интерме́ццо (итал. intermezzo от лат. intermedius — находящийся посреди, промежуточный) — небольшое комическое представление, разыгрываемое между актами или картинами оперы-сериа; небольшая самостоятельная инструментальная пьеса или часть инструментального цикла.
Интроду́кция (лат. Introductio — «введение») в музыке — краткая начальная часть более объемного музыкального сочинения, играющая роль вступления. Часто имеет отдельное название и может исполняться самостоятельно. Интродукцией также называют первую ансамблевую сцену в опере, следующую непосредственно за увертюрой.
Испанская симфония ре минор для скрипки с оркестром Op. 21 — произведение Эдуара Лало, написанное в 1874 году.
Кавати́на (итал. cavatina, уменьшительное от итал. cavata) — небольшая лирическая оперная ария. Произошла от каваты.
Капри́ччио (итал. Capriccio, также каприс, фр. caprice; букв. каприз, прихоть; причудливый изыск) — произведение академической музыки, написанное в свободной форме.
Каприччио на цыганские темы (фр. Caprice bohémien), oр. 12 — симфоническая поэма, созданная С. В. Рахманиновым в 1892—1894 годах.
Скрипичный концерт ми минор, соч. 64 — концерт Феликса Мендельсона для скрипки с оркестром, впервые исполненный в 1845 году. Является одним из наиболее популярных концертов в скрипичном репертуаре.
Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 35 П. И. Чайковского написан в 1878 году, во время пребывания композитора в Швейцарии.
Концерт для фортепиано с оркестром № 4 Соль мажор, соч. 58, написанный Бетховеном в период с 1804 по 1807 гг., почти в одно время с Четвёртой, Пятой и Шестой симфониями, Фантазией для фортепиано, хора и оркестра и Мессой до мажор.
Концертино для виолончели с оркестром, соль минор, соч. 132 - незавершённое сочинение Сергея Сергеевича Прокофьева. В современной практике исполняется в редакциях М. Л. Ростроповича или В. М. Блока (с каденцией А. Г. Шнитке).
«Мимолётности» (фр. Visions fugitives) op. 22 — сборник фортепианных миниатюр, написанных Сергеем Сергеевичем Прокофьевым в 1915-17 гг. Некоторые «Мимолётности» Прокофьев исполнил перед отдыхающими в курзале Кисловодска 14 октября 1917 г. Официальная премьера «Мимолётностей» (сборник целиком) состоялась 15 апреля 1918 г. в Петрограде, также в исполнении автора. Поводом к написанию послужили стихи К. Д. Бальмонта, две строки из которых Прокофьев выбрал к качестве эпиграфа...
Моноопера — опера для одного солиста. Редкий пример в музыке XVIII века — небольшая моноопера «Капельмейстер» Доменико Чимарозы. Также в XVIII веке в Европе были распространены музыкально-театральные произведения для одного актёра (или двух актёров), сопровождаемые музыкой, — они именовались словом «мелодрама» («Пигмалион» Ж. Ж. Руссо — представляет собой лирический монолог главного героя).
Оркестровка (то же, что инструментовка) — изложение музыки для исполнения её каким-либо составом оркестра или инструментальным ансамблем. Традиционная (принятая у многих композиторов XIX—XX веков) практика инструментовки выглядит как переложение клавирного наброска (клавираусцуга) в нотный текст специального типа — партитуру. Процесс инструментовки требует от композитора (любого инструментатора) знания специфики музыкальных инструментов — их технических возможностей, исполнительских приёмов, устройства...
Партита (итал. partita, буквально — разделённая на части) — форма музыкального произведения.
Пассака́лия, также пассакалья (итал. passacaglia, исп. pasacalle, от pasar ― проходить и calle ― улица) ― провожальная песня, позднее танец испанского происхождения, первоначально исполнявшийся на улице в сопровождении гитары при отъезде гостей с празднества (отсюда и название). Впоследствии жанр инструментальной музыки и связанная с ним разновидность вариационной формы. Характерные черты пассакалии: торжественно-трагический характер, медленный темп, трёхдольный метр, минорный лад, форма вариаций...
Патетическое трио (фр. Trio Pathétique) Ре минор для кларнета (или скрипки), фагота (или виолончели) и фортепиано — камерное произведение Михаила Ивановича Глинки. Написанное в 1832 году, Патетическое трио стало последним обращением двадцативосьмилетнего композитора к музыке для камерного ансамбля. Всю оставшуюся жизнь Глинка посвятил созданию сценических, оркестровых, вокальных, хоровых и фортепианных произведений.
Похоронный марш памяти Рикарда Нурдрока (норв. Sørgemarsch over Rikard Nordråk) — пьеса Эдварда Грига, написанная в 1866 году в память о друге и коллеге, безвременно умершем композиторе Рикарде Нурдроке. Примерная продолжительность звучания 8 минут.
Поэма (фр. Poéme) — инструментальная пьеса лирико-драматического характера. Отличается свободой построения и эмоциональной насыщенностью. В большинстве случаев пишется для фортепиано, иногда для смычковых инструментов с сопровождением фортепиано или оркестра. Примерами таких поэм являются поэма для скрипки и фортепиано Зденека Фибиха и поэма для скрипки и оркестра Эрнеста Шоссона.
Пьесы-фантазии для фортепиано ор. 3 (фр. Morceaux de fantaisie) — раннее сочинение Сергея Рахманинова, датированное 1892 годом. Цикл состоит из пяти пьес общей продолжительностью около 21 мин. Цикл впервые исполнен автором 20 сентября 1892 года, опубликован издательством «А. Гутхейль» в 1895 году с посвящением Антону Аренскому, учителю Рахманинова по композиции. Рахманинов не оставил никаких указаний по динамике исполнения пьес, все пометки были сделаны редактором.
Рапсо́дия (греч. ῥαψῳδία — эпическая песнь) в музыке XIX — первой половины XX веков — инструментальное или вокальное произведение, написанное в свободном, «импровизационном» стиле. Для рапсодии свойственно чередование разнохарактерных эпизодов на народно-песенном материале. Оно словно воссоздаёт исполнение древнегреческого певца-рапсода.
Римский карнавал (фр. Le Carnaval romain) Op. 9 ля мажор — увертюра Гектора Берлиоза для симфонического оркестра. Написана в 1844 году на основе музыки из оперы Берлиоза «Бенвенуто Челлини» (1838). Посвящена князю Константину Гогенцоллерн-Гехингенскому. Примерная продолжительность звучания — 9 минут.
Саламбо, или Ливиец — первая опера, над которой Модест Мусоргский работал с 1863 по 1866 годы. Либретто на тему из карфагенской истории было написано самим композитором на сюжет одноимённого романа Флобера, который он прочитал в русском переводе в «Отечественных записках» в 1862 году. Опера осталась незаконченной, а её фрагменты вошли в другие произведения Мусоргского, не исключая и «Бориса Годунова». Инструментовкой оперы занимался советский композитор Виссарион Шебалин.
Свадебка (фр. Les Noces) — музыкальное произведение И. Ф. Стравинского для четырёх певцов, хора, четырёх фортепиано и ударных (1923). Либретто автора на основе русских народных песен из сборника фольклориста П. В. Киреевского. Обозначенная в подзаголовке как «русские хореографические сцены с музыкой и пением» «Свадебка» задумывалась как балет (с пением), ныне исполняется преимущественно на концертной эстраде наподобие кантаты (без костюмов и хореографии). Примерная продолжительность — 23-25 минут...
Симфони́ческая поэ́ма (нем. Tondichtung, Sinfonische Dichtung) — жанр симфонической музыки, выражающий романтическую идею синтеза искусств. Симфоническая поэма представляет собой одночастное оркестровое произведение, допускающее различные источники программы (литература и живопись, реже — философия или история; картины природы). Симфонической поэме свойственно свободное развитие музыкального материала, сочетающее различные принципы формообразования, чаще всего сонатность и монотематизм с цикличностью...
Симфония псалмов (англ. Symphony of Psalms) — трёхчастная симфония И.Ф. Стравинского для хора и симфонического оркестра. Партитура закончена в 1930 году. Ныне исполняется преимущественно во второй редакции (1948).
«Ала и Ло́ллий» (ски́фская сюи́та), op. 20 или «Ски́фская сюи́та» — симфоническая сюита русского композитора Сергея Прокофьева для большого оркестра, созданная на основе музыки к балету «Ала и Лоллий». Закончена в сентябре 1915 года. Премьера состоялась 16 января 1916 года в Петрограде в Мариинском театре под управлением автора. «Скифская сюита» стоит в ряду сочинений, свидетельствующих о создании композитором собственного стиля.

Подробнее: Скифская сюита
Сона́та (итал. sonare — звучать) — жанр инструментальной музыки, а также музыкальная форма, называемая сонатной формой. Сочиняется для камерного состава инструментов и фортепиано. Как правило, соло или дуэта. Ряд инструментальных пьес, написанных для многих оркестровых составов, принято называть не сонатой, а большим концертом (итал. concerto grosso). Также словом «соната» может называться собрание пьес в одно целое, потому что некоторые из этих пьес написаны в сонатной форме.
Соната для виолончели и фортепиано — название нескольких классических произведений...
Список композиторов оперетт включает композиторов, в музыкальном творчестве которых есть сочинения в жанре оперетты.
Польский композитор Фридерик Шопен написал 21 ноктюрн в период с 1827 по 1846 гг. Ноктюрны Шопена под номерами 1-18 были опубликованы при жизни композитора. 19 и 20 ноктюрны были опубликованы после смерти композитора. 21 ноктюрн до 1870 года не считался ноктюрном. Чаще всего под словами «ноктюрн Шопена» подразумевается самый известный ноктюрн №2 из опуса 9.

Подробнее: Список ноктюрнов Фридерика Шопена
Сюита из оркестровых произведений Иоганна Себастьяна Баха (нем. Suite aus den Orchesterwerken von Johann Sebastian Bach) — произведение Густава Малера, представляющее собой перекомпонованные и переоркестрованные части из Сюит для оркестра Иоганна Себастьяна Баха № 2 и 3, BWV 1067 и 1068. Малер создал это сочинение в 1909 году и впервые исполнил, видимо, 10 ноября 1909 года, открыв этой сюитой первый «исторический» (составленный исключительно из музыки XVIII века, что было весьма необычно для того...
Творения Прометея (Die Geschöpfe des Prometheus) op. 43 Людвига ван Бетховена — героико-аллегорический балет в двух действиях. Полное название «Творения Прометея, или Могущество музыки и танца». Либретто по мотивам древнегреческого мифа и хореографию составил Сальваторе Вигано́. Премьера состоялась в Вене 28 марта 1801 года. Несмотря на успех первого представления, балет при жизни композитора ставился редко. Если не считать музыки для драматических спектаклей, кроме данного балета, в жанре театральной...
Увертю́ра (фр. ouverture от лат. apertura «открытие; начало») — инструментальное вступление к театральному спектаклю, чаще музыкальному (опере, балету, оперетте), но иногда и к драматическому, а также к вокально-инструментальным произведениям — кантатам и ораториям или к инструментальным пьесам сюитного типа. Начиная с XX века такого рода музыкальные вступления нередко предваряют и кинофильмы.
«Ученик чародея» (фр. L'Apprenti sorcier) — симфоническое скерцо Поля Дюка, сочинённое им в 1897 году и исполненное впервые 18 мая того же года в концертной программе Национального музыкального общества, дирижировал автор. Сочинение Дюка относится к программной музыке и близко следует сюжету одноимённого стихотворения Иоганна Вольфганга Гёте, созданного ровно на сто лет раньше.
Фанта́зия (итал. fantasia, от лат. phantasia, от др.-греч. φαντασία плод воображения) в европейской музыке — общее обозначение формально и стилистически различных жанров. При всём историческом разнообразии артефактов музыкальной фантазии общим для них была прекомпозиционная идея творческой свободы, которая чаще всего трактовалась как отказ от какой-либо одной и общепринятой формы-конструкции (в этом смысле музыковеды говорят об «импровизационности формы»), а иногда и шире — как творческий эксперимент...
Чако́на (исп. chacona, итал. ciaccona) — изначально средневековый танец карнавального характера. Благодаря испанским инструменталистам XVI века, сумевшим раскрыть в своих сочинениях мелодико-ритмическое богатство иберо-американской народной музыки, музыкальная тема чаконы, равно как сарабанды, фолии и пассакальи, повлияла на общеевропейскую композиторскую практику. Чакона схожа с пассакальей, танцем с иным происхождением, но в дальнейшем развитии сблизилась с последней. В настоящее время оба термина...
«Шехераза́да» — симфоническая сюита Н. А. Римского-Корсакова, написанная в 1888 году. Римский-Корсаков создал «Шехеразаду» под впечатлением от арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Произведение входит в рамки и традиции «Востока» в русской музыке, идущих от «Руслана и Людмилы» М. Глинки. Благодаря восточному колориту, созданному с помощью цитирования восточных мелодий, тем в восточном духе, имитации звучания восточных инструментов и тонов «Шехеразада» по своей форме и стилю — симфоническая сюита...
Шопениа́на (фр. «Les Sylphides», Сильфиды) — балет Михаила Фокина, поставленный на фортепианные произведения Фредерика Шопена, оркестрованные А. К. Глазуновым и М. Келлером, затем С. И. Танеевым, А. К. Лядовым, Н. Н. Черепниным и Гершвином.
Эле́гия (греч. ελεγεια — жалоба) — камерное музыкальное произведение задумчивого, печального характера.
Юмореска — (нем. Humoreske от Humor — юмор) — музыкальная пьеса шутливого, юмористического характера или включающая выдержанные в таком характере разделы.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я