Понятия со словом «батоно»
Связанные понятия
Цацлоба, иначе сцорпроба — средневековый пшавский обычай, в соответствии с которым незамужняя девушка имела право завести знакомство с мужчиной, подразумевающее высокую степень близости. Петр Крастев приводит мнение Важи Пшавелы о том, что обычай цацлоба должен соединять непременно кровных родственников.
В чеченских личных именах отражены специфики особенности фонетической системы, морфологическое строение нахских языков, а также лексическая единица этого языка.
Подробнее: Чеченское имя
Большинство грузинских фамилий происходят от отчеств, реже от названий местности, с добавлением различных суффиксов. Грузинские фамилии, как правило, различаются в зависимости от той или иной части страны.
Подробнее: Грузинская фамилия
Грузинизация — комплекс мер, осуществляемых официальными властями Грузии (Грузинской ССР), направленных на грузинизацию жителей какой-либо территории, а также и сам процесс такой грузинизации — как в языковом, так и в культурно-религиозном плане. Как целенаправленная языковая и историографическая политика, грузинизация получила распространение в XX веке. В разных регионах грузинизация проходила по-разному и имела разные по глубине и продолжительности последствия. Из неудачных попыток наибольшую известность...
Аджа́рцы (ачарлеби, груз. აჭარლები) — этнографическая группа грузин с небольшим преобладанием православного и частично исламского вероисповеданий. Большинство компактно проживают в Аджарии. Говорят на грузинском языке. По культуре аджарцам близки остальные субэтнические группы грузин. При этом в годы советской власти аджарцы формально придерживались атеизма, а до 1920-х годов они обозначались как грузины-мусульмане. Автономная республика Аджария была основана 16 июля 1921 года, на основе соглашения...
Мегрелия (мегрельск. სამარგალო, Самаргальо; в Российской империи употреблялось ошибочное название Мингрелия) — владетельное княжество (самтавро) в Западной Грузии, существовавшее в XVI—XIX веках.
Подробнее: Мегрельское княжество
Северные осетины — иронцы и дигорцы. Вплоть до смерти Сталина в паспортах и других документах осетин в графу «национальность» вносилась запись: «южный осетин», «северный осетин». И это при том что самого Сталина многие считают южным осетином. Иронцы — это только часть северных осетин, а южные осетины это кударцы, ксанцы и туальцы они не относятся к иронцам. Хотя в последнее время некоторые обманщики начали приписывать их к иронцам, но факт остается фактом — они не являются иронцами.
Кутаисская организованная преступная группировка — крупное преступное сообщество, сформированное по этническому признаку и состоящее преимущественно из грузин. Главой группировки является Тариэл Ониани, имеющий статус «вора в законе». В объединение входит около пятидесяти «воров в законе», а также около пятисот активных участников.
Азербайджанизмы — слова или выражения, заимствованные или происходящие из азербайджанского языка, частный случай тюркизма. В другие языки азербайджанизмы проникали благодаря социально-экономическим, культурно-историческим и торговым связям между носителями этих языков и азербайджаноязычным населением. Азербайджанские заимствования встречаются в русском языке, в грузинском, в армянском, в ряде дагестанских и иранских языков.
Пша́вы (груз. ფშავლები) — этнографическая группа грузин. Живут в Душетском районе Грузии, г. Душети, в бассейне р. Пшавская Арагви, а также компактными поселениями в некоторых районах Восточной Грузии. Говорят на пшавском диалекте грузинского языка. Общая численность около 60,000 человек. В 1886 году их насчитывалось 9115 человек.
Абха́зский язы́к (абх. аԥсуа бызшәа , аԥсшәа , груз. графикой — აფსუა ბჷზშоა) — язык абхазов, распространён в Абхазии и Турции, также в других странах Ближнего Востока (Иордания, Сирия, Ирак), в России и на Западе. Родственными являются абазинский, адыгейский, кабардино-черкесский, убыхский (ныне вымерший) языки.
Бру-га-га (фр. brouhaha «обвальный хохот, шквал хохота») — звукоподражание; междометие, используемое в литературе и повседневной жизни во многих языках мира, означает шумную, нередко негативную реакцию толпы (общественности) на некий внешний стимул (или событие). Выражение пришло из французского языка, где употреблялось с XVI века и поначалу использовалось в театре (обозначая смех дьявола: brou, ha, ha!); указывается также дата упоминания 1552 год.
Хевсу́ры — этнографическая группа грузин, коренное население горной области Хевсурети — на южных склонах Большого Кавказа в бассейне реки Хевсурской Арагви и в верховьях реки Аргун на северных склонах. Сохраняли многие особенности традиционного уклада в советское время — костюм, оружие, обычаи, жилище и пр. В конце 1950-х хевсуров принудительно переселяли на равнины, в результате чего часть высокогорных деревень опустели.
Хрен (лат. Armorácia) — род многолетних травянистых растений семейства Капустные (Brassicaceae).
Аи — собирательное название французских шампанских вин из винодельческого центра Аи. Название происходит от французского ai (или ay), восходит к французскому le vin d’Ay — вино из Аи, центра виноделия Шампани.
Мохевцы (груз. მოხევეები — мохевееби) — субэтнос грузин, жители исторической горной области Хеви (груз. ხევი — «ущелье»). Говорят на мохевском диалекте грузинского языка. Православные, ещё в XIX веке наряду с христианством сохранялись элементы язычества. Общая численность около 17,000 человек.
Су́дарь, суда́рыня — мужская и женская вежливая форма обращения к собеседнику, использовавшаяся в Российской империи.
Мегре́льский язы́к (самоназвание — მარგალური ნინა ) — язык мегрелов, один из картвельских языков северо-западной Грузии.
Депортация месхетинцев — массовое принудительное выселение в 1944 году грузин-мусульман месхской субэтнической группы мусульманского вероисповедания из своей исторической родины — региона Самцхе-Джавахети (Грузия).
Похороны Деда (похороны Сидора, белор. Пахаванне Дзеда) — белорусский обряд (обрядовая игра), совершаемый в первый день Масленицы в некоторых сёлах Витебской области. Для совершения обряда в одном из сельских домов устанавливается гроб с соломенным чучелом деда, которое обладает фаллосом. Замужние женщины оплакивают чучело, как живого человека. После этого гроб с «дедом» выносят на кладбище, где закапывают его в снегу, соломе, или поджигают. Обряд внесён в список элементов нематериального историко-культурного...
Азербайджанский язык относится к огузской группе тюркской языковой семьи. Так как в процессе этногенеза азербайджанского народа принимали участие как тюркские этнические группы, так и местное автохтонное население территории современной Азербайджанской Республики и Иранского Азербайджана (кавказские албаны, ираноязычное население Восточного Закавказья и Иранского Азербайджана), то и азербайджанское имя соответственно испытало на себе влияние не только тюркской, но и в значительной степени арабской...
Подробнее: Азербайджанское имя
Табльдот (фр. table d’hôte — хозяйский стол) — тип меню с единой комплексной ценой в пансионах, курортных гостиницах, ресторанах и иных предприятиях общественного питания, в которую включено все: от закуски до десерта (в различных вариациях). Это позволяет сократить выбор в соответствии с технологическими возможностями предприятия и установить эффективный контроль за качеством приготовляемых блюд, а также ускорить обслуживание посетителей.
Алаверды́ (из азербайджанского) — выражение в кавказском застолье, с помощью которого гость, произносящий тост, передаёт слово другому гостю. В результате образуется «диалог в тостах»
Молча́нка — неподвижная детская игра, в которой проигрывает заговоривший первым; жанр детского потешного фольклора. Число участников не ограничено.Как заметила М. С. Старченко, «Весь интерес этой игры выражен словом и в слове, действие практически отсутствует». Испытанию молчанием предшествует призывающий к нему текст, содержащий «яркие, образные картины», как правило юмористического содержания. Пример текста...
Порядок наследования несуществующего с 1801 года грузинского престола является актуальной проблемой для грузинских монархистов (см. Монархизм в Грузии). Правящей династией в Грузинском царстве до его присоединения к Российской империи была династия Багратионов, в которой было принято наследование по прямой линии с преимуществом мужского пола над женским.
Ислам в Абхазии — одна из традиционных религиозных групп на территории Абхазии. По данным социологического опроса 2003 года, мусульманами считают себя 16 % жителей страны. По данным председателя ДУМ Абхазии, - активными мусульманами являются около 250 человек, 130 из которых проживают в Гагрском и Гудаутском районах.
Ла́зский язы́к (устар. ча́нский) — принадлежащий к картвельской семье язык лазов, проживающих на юго-восточном берегу Чёрного моря. Распространён на территории современной Турции, Грузии. Общее число говорящих составляет примерно 22 000 человек.
Русская народная почта (Комната смеха для одинокого пенсионера) — пьеса российского драматурга Олега Богаева, одна из самых известных его пьес. Написана в 1995 году Впервые была поставлена в Московском театре п/р Олега Табакова в 1998 году...
Аджа́рская му́зыка — одна из многочисленных ветвей грузинской музыкальной культуры, составная часть музыки гурийско-аджарского региона. Она многоголосна. Распространены в Аджарии двух-, трёх- и четырёх голосые песни, которые делятся на обрядовые, застольные, походные, бытовые, любовно-лирические, календарные, трудовые.
Гой еси́ (позднее также искажённое «гоясы») — приветственно-величальная формула в значении «будь жив!» или «будь здоров!». Характерна для устного народного творчества и встречается прежде всего в текстах былин («Ой ты гой еси, добрый молодец!»).
«Мистер Твистер» — сатирическая поэма Самуила Маршака, написанная в 1932 - 1933 году . (См. свидетельство Даниила Хармса о том, что Маршак читал ему поэму 23 ноября 1932 года под названием "Мистер Блистер"). В ней высмеивается расизм.
Дже'оргуба́ (осет. Джеоргуыба; Уастырджийы бонтæ) — осенний праздник в честь осетинского дзуара Уастырджи, покровителя мужчин, путников, защитника слабых и обездоленных. Подготовка к празднику начинается с воскресенья накануне 23 ноября и продолжаются неделю. Вторник этой праздничной недели является особо почитаемым.
Куначество — старинный кавказский обычай, согласно которому двое мужчин, принадлежавших к разным родам, племенам или народностям, вступали в настолько тесные дружеские отношения, что эти отношения по своему смыслу близки к кровнородственным отношениям, что делало для них вопросом чести оказывать друг другу помощь и защиту.
Цили (წ, груз. წილი) — 29-я буква грузинского алфавита, обозначает на письме глухую альвеолярную абруптивную аффрикату . Парный неабруптивный придыхательный звук обозначается буквой цани. Числовое значение в изопсефии — 4000 (четыре тысячи).
Южные осетины — кударцы, ксанцы и туальцы.Вплоть до смерти Сталина в паспортах и других документах осетин в графу «национальность» вносилась запись: «южный осетин», «северный осетин». Южные осетины являются государствообразующим этносом в государстве Южная Осетия.
Гамруль или «Интеллектуальная
Завалинка» или «Надуваловка» — юмористически-интеллектуальная игра, в которой игроки (или команды) соревнуются в написании лучшей энциклопедической статьи для неизвестного им слова.
Шини (შ, груз. შინი) — 25-я буква грузинского алфавита, обозначает глухой палатально-альвеолярный сибилянт . Числовое значение в изопсефии — 900 (девятьсот).
«Два сокола» — советская песня о Ленине и Сталине, созданная в 1930-х годах, слова поэта Михаила Исаковского, музыка Владимира Захарова, также есть вариант с музыкой Константина Массалитинова. В советских источниках говорилось, что это украинская народная песня, переведённая на русский язык.
«Крокоди́л» (крокодили́т, диле́мма крокоди́ла) — логический парадокс (софизм), основанный на самореференции. Авторство приписывается Кораксу. По своей структуре софизм напоминает более известный парадокс лжеца и парадокс Эватла.
«Туру́сы на колёсах» — фразеологизм, означающий «чепуха», «вздор». Согласно словарю Даля, «турусы», «тарусы» — диалектное слово с тем же значением. Происхождение его неизвестно.
Чече́нский язы́к (но́хчийн мотт) — один из нахских языков, национальный язык чеченцев.
Гури́йцы (груз. გურულები) — этнографическая группа грузинского народа. В основном проживают на территории Гурийского края Грузии (Озургетский, Ланчхутский и Чохатаурский муниципалитеты). Разговаривают на гурийском говоре грузинского языка. Гурийцы исповедуют православие и являются паствой грузинской православной церкви. На сегодня в Грузии живут 300 000 гурийцев.
Абхарца (груз. აფხარცა) - народный грузинский инструмент. Инструмент распространился в Грузии из Абхазии. В основном инструмент использовался для аккомпанемента. В сопровождении Абхарца исполнялись сольные песни, стихи воспевающих героев. Абхарца имеет форму «лодки» и выстрогана из цельного куска дерева, полная длина инструмента составляет 480 мм. Верхняя часть инструмента прикреплена к главной части. На верхней части инструмента добавлены две заклёпки для настройки тембра.
Традиционная
даргинская кухня включала блюда из мучных, молочных и мясных продуктов. В приготовлении пищи чаще использовали пшеничную, ячменную, просяную, кукурузную, ржаную муку. На ручной мельнице и зернорушках мололи муку, дробили пшеницу. В прошлом и ныне в кухне большое место занимает чуду. Даргинцы умеют готовить около 50 видов чуду. Популярными среди даргинцев блюдами являются хинкал, курзе, плов, чуду, супы, соусы, шашлыки. Даргинцы научились консервировать овощи и фрукты, сушили и коптили...
Башкирский речевой этикет — коммуникативно-речевая система национально-специфического поведения, направленная на гармоничное, бесконфликтное общение людей.
Языки Азербайджана относятся к 4 языковым семьям — индоевропейской, алтайской, картвельской, нахско-дагестанской. В Азербайджане наиболее распространённым языком является азербайджанский (по переписи 2009 года им свободно владело 98,6 % населения). В качестве языков обучения и общения важную роль играют русский и английский языки (по переписи 2009 года ими владели как родными соответственно 7,6 % и 0,8 % населения страны). Кроме того, коренные народы говорят на лезгинском, талышском, аварском, грузинском...
Данииловы письмена (арм. Դանիելյան նշանագրեր) — древний алфавит, обнаруженный в конце IV-го или в первые годы V века епископом Даниилом.