Понятия со словом «аталычество»
Аталычество (Аталык) — древний обычай, зафиксированный в этнографии Кавказа, по которому ребёнок вскоре после своего рождения переходит на некоторое время (для воспитания) в другую семью, а затем возвращается к своим родителям (по истечении определенного обычаем времени). Первые научные исследования выполнил советский этнограф М. О. Косвен с 1931 по 1935 годы.
Связанные понятия
Эндога́мия (от др.-греч. ἔνδον — внутри + γάμος — брак) — заключение брака в пределах определённой социальной группы или категории (например, сословия, касты, конфессиональной общности). Противопоставляется экзогамии. Одно из следствий эпигамии. Обязательная или предпочтительная эндогамия считается одним из признаков этнической общности, наиболее характерной для первобытного племени.
Нахские народы — этноязыковая общность, которая в современном кавказоведении объединяет ингушей (галгай) и чеченцев (нохчий) в России, а также бацбийцев/цова-тушин (бацби) и кистин/кистинцев в Грузии. Этноним введён в научный оборот учёными-лингвистами для обозначения носителей нахских языков. Распространяется и на исторических носителей этих языков — все локальные этно-территориальные группы (тукхумы/шахары, тайпы/фамилии, гары, некъи и др.), сформировавшие выше перечисленные этносы, и две отдельные...
Уздень («уздени» — во мн. числе; аналог — «дворянин»; карач.-балк. ёзден, кум. оьзден) — феодальное сословие на Кавказе.
Побратимство или посестримство — одна из форм ритуального родства (наряду с кумовством, молочным родством, крестильным родством и др., см. родство), известная главным образом у южных и восточных славян. У южных славян побратимство могло заключаться между лицами обоего пола, которые становились «братьями (сёстрами) по Богу», в отличие от родства «по крови». У русских обычай побратимства относился прежде всего к мужчинам, при этом побратимы назывались крестовыми братьями или названными братьями, а...
Матрилинейность (от лат. mater, род. падеж matris — «мать»), счёт происхождения и наследования по материнской линии. Согласно представлениям некоторых советских этнографов, матрилинейность — одна из важнейших особенностей эпохи материнско-родового строя, основной принцип организации людей в материнский род (матриархат) как социально-экономическую единицу первобытного общества. Согласно этим представлениям, матрилинейность — наиболее стойкий институт этой эпохи, долго сохранявшийся даже после распада...
Куначество — старинный кавказский обычай, согласно которому двое мужчин, принадлежавших к разным родам, племенам или народностям, вступали в настолько тесные дружеские отношения, что эти отношения по своему смыслу близки к кровнородственным отношениям, что делало для них вопросом чести оказывать друг другу помощь и защиту.
Тархан — этноним у тюркских народов, происходящий от привилегированного сословного положения; сперва обозначавшее племенную аристократию, аристократический титул тархан, слово затем получило семантику «освобожденный от податей». В частности этноним «тюрки» некоторыми учеными производится от «тархан» через переднеязычный вариант «тǝркǝн», связывающийся со словом «тyрǝ» — господин, родственник, и, таким образом, возводят этноним «тюрки» к корням «тюркун» или «торкен». Это, впрочем, не единственная...
Этнонимы чеченцев — совокупность известных современному кавказоведению этнонимов чеченского народа, включающих самоназвания (эндоэтнонимы) и используемые другими этносами названия (экзоэтнонимы), употреблявшиеся/употребляемые на протяжении существования на Северном Кавказе чеченцев, а также основных нахских племён и этногрупп, ставших компонентами в этногенезе чеченского народа.
Уран (каз. ұран) — боевой клич у тюрко-монгольских народов (казахов, калмыков и т. п.), который использовался во время боевых действий для обозначения племенно-родовых формирований. Кроме этого ураны нередко отражали родовую организацию кочевых племён и были связаны с культами предков.
Ада́т, или а́да (араб. عادة — обычай, привычка; мн.ч — араб. عادات — ‘а́да́т) — обычай, пережиточные нормы доисламских правовых комплексов, а также реалии правовой жизни, не отражённые в шариате. адат представляет собой совокупность обычаев и народной юридической практики в самых разнообразных сферах имущественных, семейных и тому подобных отношений.
Вайна́хи, вейна́хи (чеч. вайнах, ингуш. вейнах — «наши люди») — созданный в начале XX века эндоэтноним чеченцев и ингушей, под которым в современном кавказоведении понимают большую часть носителей нахских языков: вайнахов Чечни и Ингушетии. Также исследователи распространяют это наименование и на исторических (средневековых) предков чеченцев и ингушей: все локальные этно-территориальные объединения-«общества» сформировавшие эти два народа, и два отдельных этноса — аккинцев (самоназв. аккий) и карабулаков/орстхойцев...
Гурхан (от тюрк. и монг. «кур-гур» — собрание, объединение племен) — титул хана, возглавляющего союз равноправных племен. Титул гурхан носил глава каракитаев, потому что это была конфедерация 8 племен, объединившихся добровольно.
Тайп, тейп (нахск. тайпа: «род, племя») — единица организации нахских народов (ингушей и чеченцев), самоопределяющаяся общим происхождением входящих в неё людей, вероятно, изначально имела характер территориального и родоплеменного объединения. Тайповые структуры прослеживаются со времён средневековья и к современному историческому периоду продолжают иметь важное значение для большой части вайнахского этноса, хотя в разных районах Чечни и Ингушетии данный термин может восприниматься немного по-разному...
Аксуйе́к (каз. ақсүйек (голубая кровь) — букв. белая кость) — привилегированная часть традиционного казахского общества, стоящая вне родоплеменного и жузового деления. К аксуйек относились ханы, султаны, которые вели своё происхождение от чингизидов и относили себя к особому роду (торе), представители касты ходжа (қаз. қожа), считавшие себя потомками арабских миссионеров. Из чингизидов-торе избирали ханов, которые управляли жузами. Аксуйек не подлежали суду биев, освобождались от налогов. Правительство...
Тюрки — группа ранних племён тюрков Мавераннахра, вошедших в состав узбекского народа.
Узы — древнее тюркское племя. В XVII—XVIII веках жили в средних течениях Еттисув и Сырдарьи, были в составе Тюркского каганата и Карлукского государства. Узбекистанский историк Эрматов М. предполагал, что этноним узбек было производным от названия тюркского племени узов. Узбек - Уз - бек, уз беклари, князь из узов (племени узов), беки из узов. В основном применялись по отношению к правителям из племени Уз.
Шамха́л, Шаухал — титул кумыкских правителей Дагестана и части Северо-Восточного Кавказа (Шамхальство с VIII века по 1867 год). В исторической литературе титул встречается в разных формах как: шаухал, шаукал, шахбал, шамхал (XIII в.) и шевкал.
Печене́жский язы́к — язык, который являлся языком межплеменного общения в древнем союзе кочевых племен, известном под названием печенеги. Предположительно, по мнению некоторых тюркологов это тюркский язык, на котором говорили печенеги на юге Украины и на Балканах. Исчез примерно в XII—XIII веках, однако западные диалекты турецкого языка сложились, по мнению некоторых лингвистов-тюркологов под сильным печенежским влиянием, и, возможно являются его прямыми потомками.
Башки́рские племена́ (башк. башҡорт ырыуҙары) — исторически сложившиеся родовые объединения в составе башкир.
О древнем городе
Хоны см. КолоссыХоны, один из народов Северного Кавказа неясного этнического происхождения, упоминаемый в древнеармянских источниках. Орбели И. А. и Тревер К. В. считают гуннов и хонов наименованиями разных племён. По их мнению хоны являлись кавказоязычным этносом. У Есаи Хасан-Джалалян хонами называются дагестанские горцы.
Геном двух обитателей грузинской пещеры Дзудзуана (Dzudzuana Cave), живших 26 тыс. л. н., глубоко связан с постледниковыми западноевропейскими охотниками-собирателями из кластера «Виллабруна».
Подробнее: Генетическая история Кавказа
Агнаты (лат. agnati, agnatio) — в древнеримском праве вид родства, основанный не на кровном родстве, а на подчинении одному домовладыке.
Абази́нская аристокра́тия — верхушка средневекового абазинского общества. Этническое деление абазины Шкарауа отражено и в их социальном устройстве. Ещё с середины XIX века Шкарауа управлялись шестью княжескими фамилиями — шестиродными («басхяг» или «алты-кесек») и родами, от них происходящими; — несколькими дворянскими. Князья — «аха», «маршани»; дворяне — «агмиста».
Эпига́мия (греч. έπίγαμία, букв. «равный брак»; лат. ius connubii — «брачный закон») — заключение брака между членами определённых социальных общностей; направленность брака (коннубиум). Обязательность взаимных (эпигамных) браков в первобытных и традиционных обществах имела своим следствием как экзогамию, так и эндогамию. Пережитками эпигамии считаются обязательные и предпочтительные брачные нормы (кузенный брак, кольцевые коннубиумы, австралийские...
Отцовский род — патрилинейный род. Отцовский род представляет собой экзогамный коллектив кровных родственников по линии отца. Этот коллектив отличает осознание своей общности, что отражается в родовых названиях, вере в свою родословную от одного предка. Чаще всего отцовский род имеет место в эпоху разложения первобытнообщинных отношений. Однако его ранние формы наблюдаются в самых отсталых обществах, известных этнографам и сегодня. Это ряд аборигенов Австралии, индейцев Америки и пр.
Казахское шежире (каз. шежіре) — генеалогическая родословная у казахов. Как правило, представляет собой письменное или устное перечисление предков по прямой мужской линии.
Этногенез азербайджанцев — процесс формирования современного азербайджанского этноса, происходивший на территории восточного Закавказья и северо-западного Ирана на базе многочисленных и разнообразных этнических и языковых элементов. Формирование современного азербайджанского этноса представляло собой многовековой процесс, завершившийся, согласно «Истории Востока» (2002), в основном к концу XV века.
Патрони́мия (греч. patronymía — наименование по отцу, от patér — отец и ónyma — имя) — форма общественного устройства, свойственная патриархально-родовому строю. Представляет собой группу семей, больших или малых, образовавшихся в результате разрастания и сегментации одной патриархальной семейной общины, сохраняющих в той или иной мере и форме хозяйственное, общественное и идеологическое единство и носящих общее патронимическое, то есть образованное от собственного имени главы разделившейся семьи...
Кимаки (кит. чумукунь 处木昆) — тюркский кочевой народ, потомки среднеазиатских хуннов, объединения чуйских племён алты чуб; в ряде источников описываются как имеки. Занимали территории восточного и центрального Казахстана. В VI—VII вв. в Западно-тюркском каганате входили в союз племён дулу. В конце IX в. в состав кимакского государства входило семь племенных групп: ишк, ланиказ, аджлад, aйpyм, баяндур, татар, кыпчак. Существует несколько версий о происхождении народа и судьбе его потомков, одной из...
Табы́н - казахский род, являющийся одним из семи подразделений племени Жетыру в составе Младшего жуза.
Древние тюрки — исторический народ в Центральной Азии, гегемон Тюркского каганата. Образовался в результате смешения местного алтайского населения с пришлым родом Ашина. По физическому типу древние тюрки были монголоидами.
Сео́к (южноалт. сӧӧк, кирг. сөөк, хак. сӧӧк) — род у алтайцев, шорцев и хакасов, группа людей, осознающих общность своего происхождения по мужской линии. У киргизов — родственники по линии свойства, сваты (кирг. куда сөөк).
Традиционно считается, что существует 92 рода и племени узбеков кочевого Дешт-и-Кипчакского происхождения, вошедших в состав будущей узбекской нации. Как установил современный историк Т.Султанов — эти 92 «рода» включают в себя «названия большинства тюркских и некоторых нетюркских этносов, населявших Среднюю Азию в то время».Существует легенда, о том что 92 человека отправились в Медину, где приняли участие в войне пророка Мухаммада против кафиров и были обращены в ислам святым Шах-и Марданом. Из...
Подробнее: Узбекские племена
Экзога́мия (др.-греч. εξω, exo — вне, снаружи + γάμος — брак) — заключение брака за пределами определённой социальной группы, чаще всего родственной (например, рода, фратрии, клана, линиджа). На ранних стадиях социальной эволюции была особенно жёстко санкционирована. Противопоставляется эндогамии. У некоторых народов (например, у китайцев) запрещены браки между однофамильцами, потому что одинаковая фамилия считается...
Туркоманы (также туркуманы или туркманы; азерб. Türkümənlər, Türkmanlar или Türkəmənlər, туркм. Türkmenler, тур. Türkmenler) — туркман, в русской литературе как туркоман термин, используемый на западе в качестве названия огузских тюркских народов. Согласно средневековым авторам Аль-Бируни и Марвази, этим термином обозначали огузов, принявших ислам.
Бей, бий — тюркский титул и звание, военное и административное, идущее первоначально от общетюркского титула bək — вождь. В изначальном варианте имело значение вождя рода в составе племени, главой которого выступал хан. Возглавлял родовое ополчение в общеплеменном войске. В общей иерархии древнетюркских титулов шёл вторым после хана.
Кша́трии (санскр. क्षत्रिय, kṣatriya IAST, «властный, благородный»), также ра́джан (санскр. राजन्, rājan IAST, «повелитель») — представители второй по значимости (после брахманов) варны древнеиндийского общества, состоящей из владетельных воинов. Из этой варны в Древней Индии обычно выбирались раджи. Своим главным богом-покровителем кшатрии считали Индру.
Инал (їnal/inäl) — древнетюркский титул с двумя основными толкованиями термина...
Апси́лы, абси́лы — одно из древних племён, проживавших на территории современной Абхазии и сыгравших решающую роль в образовании абхазской народности.
Младший жуз (каз. Кіші жүз) — группа казахских родов и племён, состоящая из трех племенных союзов: алимулы, байулы и жетыру.
Ысык (каз. Ысық) — казахский род, входит в состав родо-племенного объединения Байулы, Алшынского союза племён Младшего жуза.
Линидж (англ. lineage — происхождение; род) — наиболее распространённая в сложных негосударственных (а также архаических государственных) обществах форма устройства родственных объединений, имеющих либо отцовскую, либо материнскую филиацию, основанная на генеалогическом принципе.
Терекеме (азерб. Tərəkəmə) — особая этническая группа азербайджанцев, Это название служило терминологическим обозначением для вообще всех «тюркских» (то есть азербайджанских) кочевых племён, в отличие от оседлых азербайджанцев, не знавших племенного деления. В настоящее время группы азербайджанцев под названием «терекеме» представлены в центральных и южных районах Азербайджана, а также в России (Дагестан) и Турции.
Подробнее: Терекеменцы
А́рии (авест. airya-, др.-инд. ā́rya-, др.-перс. ariya- или ари́йцы (также индоиранцы) — название народов, говорящих на языках арийской (индоиранской) группы индоевропейской семьи, происходящее от самоназвания исторических народов Древнего Ирана и Древней Индии (II—I тыс. до н. э.). Языковая и культурная близость этих народов заставляет исследователей предполагать существование изначальной праарийской общности (древних ариев), потомками которой являются исторические и современные иранские и индоарийские...
Тотем волка — религиозно-социальная система, распространенная среди монгольских народов, в основании которой лежит культ волка.
Субэ́тнос (также субэтни́ческая гру́ппа) — компактно проживающее сообщество людей, которые принадлежат к большему народу (этносу), но отличаются особенностями своей культуры, языком (диалект), более поздним, чем в момент зарождения общего этноса географическим происхождением, и осознают это отличие.
Полове́цкий язы́к (кыпчако-половецкий, западно-кыпчакский, куманский) — язык половцев (куманов, западных кыпчаков), живших в степи между Дунаем и Волгой в XI—XIV веках.