Связанные понятия
Экспозиция — основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путём демонстрации музейных экспонатов, организованных, объяснённых и размещённых в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественных решений.
Музе́й (от греч. μουσεῖον — Дом Муз) — учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.
Вы́ставка — публичное представление достижений в области экономики, науки, техники, культуры, искусства и других областях общественной жизни. Понятие может обозначать как само мероприятие, так и место проведения этого мероприятия.
Коллекция (от лат. collectio — собирание, сбор) — систематизированное собрание предметов, объединённое по какому-то конкретному признаку, имеющее внутреннюю целостность и принадлежащее конкретному владельцу — частному лицу, организации, государству.
Диорама (др.-греч. διά (dia) — «через», «сквозь» и ὅραμα (horama) — «вид», «зрелище») — лентообразная, изогнутая полукругом живописная картина с передним предметным планом (сооружения, реальные и бутафорские предметы). Диораму относят к массовому зрелищному искусству, в котором иллюзия присутствия зрителя в природном пространстве достигается синтезом художественных и технических средств. Если художник выполняет полный круговой обзор, то говорят о «панораме».
Упоминания в литературе
Первоначальной заботой заведующего музеем стало приведение в порядок выставочных материалов. Вскоре после перемещения
экспонатов Международной строительно-художественной выставки Н. И. Шевлягин сделал небольшую экспозицию, для которой в городской типографии специально был заказан этикетаж[36]. Организаторы музея изначально не были удовлетворены предоставленным помещением, которое не позволяло разместить все перевезенные выставочные экспонаты, значительное количество предметов хранилось в упакованном виде[37]. Правда, это скорее говорит о масштабе экспозиции городского самоуправления на выставке, для размещения экспонатов которой не хватило 300 кв. м. Многие отечественные местные и городские музеи начинали свою деятельность в схожих или еще более стесненных условиях.
На экспозиции устоявшаяся форма музейного показа и возможности новейших технологий образуют сложную систему взаимосвязей, которые дополняют, а не исключают друг друга. Новый посетитель – новые подходы и способы в организации пространства уже существующей экспозиции, создававшейся как постоянно меняющаяся и дополняемая. Научно-исследовательские и экспедиционные работы являются основой постоянного пополнения как информационного, так и предметного ряда. Перспектива развития данной экспозиции – в расширении площадей и тематических разделов не только в близлежащих постройках, но и на прилегающих территориях, где можно разместить крупногабаритные
экспонаты прямо под открытым небом. Работы продолжаются.
При работе музейного коллектива с целым ансамблем или территорией в рамках музеев-заповедников, музеев-усадеб и других музеев под открытым небом вся территория может рассматриваться как единый экспозиционный комплекс. Конечно, недвижимость памятников, уже расставленных по местам самим историческим процессом, накладывает серьезные ограничения. Но если экспозиционер не может разместить и сгруппировать
экспонаты в соответствии с экспозиционным замыслом, он может выстроить в соответствии с этим замыслом процесс восприятия экспозиции посетителем. Для этого нужно заставить посетителя воспринять территорию или ансамбль в определенной экспозиционером последовательности, остановиться и зафиксировать внимание в ключевых точках, подчеркнуть одни детали и проигнорировать другие и т. п. В задуманной последовательности и в определенных местах посетитель получает ту или иную информацию. Маршрут, система дорог и троп, устройство смотровых площадок, посадка зеленых кулис, организация микрорельефа, освещения, состав растительности, малые архитектурные формы, система указателей и текстов, создание специальных произведений пластического искусства – средства достижения поставленной цели. Важной проблемой является создание цельного образа территории. Важным документом проектирования при этом может стать сценарий.
В августе 1975 года утверждается новая структура Государственных музеев Московского Кремля, которая более соответствовала новому этапу развития музея и задачам, стоявшим перед ним. Прошедшая в начале 70-х годов проверка работы музея Комиссией Министерства культуры СССР показала, что необходимо значительно улучшить работу по учету и хранению
экспонатов , поднять ее на новый качественный уровень. С этой целью существовавший ранее отдел хранения и учета был разделен на отдел фондов и отдел учета экспонатов и экспертизы драгоценных металлов. С целью улучшения учета, хранения и использования архивных и библиотечных фондов на базе Научного архива и Научной библиотеки создается отдел рукописных, печатных и графических материалов. Создание отдела выставочной и издательской работы способствовало развитию этих направлений деятельности музея.
Голограммы широко используются для сохранения ценнейших памятников мировой культуры. Редкие
экспонаты многих музеев заменяются на их голографические копии. Это позволяет улучшить условия их показа, поскольку не надо соблюдать жесткий режим температуры и влажности, а также и уберечь их от возможной кражи.
Связанные понятия (продолжение)
Произведе́ние иску́сства , худо́жественное произведе́ние — объект, обладающий эстетической ценностью; материальный продукт художественного творчества (искусства), сознательной деятельности человека.
Репроду́кция — воспроизведение предметов искусства путём фотографии, клише (копирование) или ручного воспроизведения оригинала. Самая главная цель — сохранить подлинность объекта, максимально точно передать информацию о нём и его внешний вид.
Сувени́р (фр. souvenir «воспоминание, память») — предмет, предназначенный напоминать о чём-то, например, о посещении места паломничества туристов, музея и так далее.
Антиквариа́т (лат. antiquus «старый») — художественно-исторический термин, применяемый для описания различных категорий старинных вещей, имеющих значительную ценность. Антиквариат в целом — это старые или редкие художественные произведения или другие ценные вещи, которые являются объектами коллекционирования и торговли. К антикварным предметам наиболее часто относят мебель, книги, картины, предметы домашнего обихода и т. д. Увлекаются антиквариатом как частные коллекционеры, так и государство, для...
Катало́г (устар. и проф. ката́лог, от греч. κατάλογος — список) — в общем случае некий список информации об объектах, составленный с целью облегчения поиска этих объектов по какому-то признаку...
Культурный артефакт — что-либо, созданное людьми и передающее информацию о культуре своих создателей и пользователей; любой искусственно созданный объект, имеющий как определенные физические характеристики, так и знаковое, символическое содержание. Термин используется в социальных науках, в частности в антропологии, этнология, и социологии.
Экску́рсия (от лат. excursio — вылазка, набег, вторжение) — коллективное посещение достопримечательных мест, музеев и прочих мест с учебными или культурно-просветительскими целями; часто сочетается с туризмом. Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста — экскурсовода, который передаёт аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом. Экскурсии могут быть как самостоятельной деятельностью, так и частью комплекса...
Таксидерми́я (др.-греч. τάξις — приведение в порядок и δέρμα — кожа, шкура) — способ изготовления реалистичных изображений (чучел) животных, основой при котором является шкура животного. Она собирается на некую основу, а полость внутри заполняется наполнителем. Современная таксидермия использует «манекены» (внутреннюю основу из пенополиуретана с анатомическим сохранением пропорций всех частей тела и объёма мышц). В основном таксидермия применяется для изготовления музейных экспонатов, а также для...
Коллекциони́рование (от лат. collectio «собирание, сбор») — деятельность, в основе которой лежит собирание коллекции, то есть систематизированное собирание и изучение каких-либо объектов (как правило, однородных или объединённых общностью темы). Это могут быть произведения искусства (книги, картины, музыкальные произведения, кинофильмы, видеоигры), историко-культурные и технические ценности и предметы (монеты, значки, почтовые марки, модели, автомобили) или объекты природы (насекомые, минералы, раковины...
Аудиогид — фонограмма, используемая для самостоятельного знакомства с экспозицией музея, выставки, местностью, а также устройство для её воспроизведения.
Изобрази́тельное иску́сство (искусство запечатления образов) — раздел пластических искусств, вид художественного творчества. Понятие объединяет различные виды живописи, графики и скульптуры.
Филокарти́я (от греч. «φιλέω» — люблю и фр. «carte» — карточка) — область коллекционирования, изучения и систематизации открыток.
Статуэ́тка (фр. statuette, от лат. statua — маленькая статуя) — небольшая скульптура, выполненная из дерева, кости, глины, камня, металла и других материалов, изображающая антропоморфные образы, фигуры животных, неодушевлённые и абстрактные предметы. Относится к скульптуре малых форм, то есть высотой не более 80 см и длиной не более 1 м. Статуэтки могут иметь множество назначений — от культового до утилитарного. В настоящее время статуэтки широко используются в качестве сувениров, комнатных украшений...
Артефа́кт (лат. artefactum от arte – искусственно + factus – сделанный) — в археологии — объект, подвергнутый в прошлом направленному механическому воздействию, обнаруженный в результате целенаправленных археологических раскопок или какого-либо единичного, иногда случайного события. Примерами артефактов являются каменные инструменты, ювелирные изделия, оружие, керамика, постройки и их детали, угли древнего костра, кости, имеющие следы воздействия человека и др. Артефакты изучаются археологами, которые...
Копия в искусстве (лат. copia — множество, запас) — художественное произведение, повторяющее другое произведение с целью его воспроизведения в той же манере, материале и с сохранением размеров подлинника (иногда в уменьшенном или увеличенном виде).
Максимафили́я (реже ма́ксимум-филатели́я, аналогофили́я) — особая область филателии, занимающаяся изучением и созданием картмаксимумов. Она признана Международной федерацией филателии (ФИП) и как одно из направлений в филателии курируется специализированной комиссией ФИП.
Худо́жественная галере́я — пространство, предназначенное для демонстрации изобразительного искусства. Выставленные произведения часто предлагаются на продажу. Иногда художественными галереями называются художественные музеи.
Фотогра́фия — технология записи изображения путём регистрации оптических излучений с помощью фотоматериала или полупроводникового преобразователя. В отличие от некоторых других языков, в русском слово «фотография» используется только применительно к неподвижным изображениям. В то же время, в профессиональном кинематографе этот термин обозначает изобразительное решение фильма, создаваемое кинооператором. Фотографиями также называются конечные отпечатки фотографического изображения, изготовленные на...
Витри́на в контексте понятия «торговля» рассматривается в нескольких смыслах. Витриной могут называть остекленную часть экстерьера здания магазина, торгового комплекса или музея, которая дает возможность видеть со стороны улицы экспозицию товара внутри помещения. Второе значение витрины относится к сфере торгового оборудования. В данном смысле, витрина представляет собой полностью или частично остекленный шкаф со средней высотой 2,1 м, предназначенный для демонстрации продукции потенциальному покупателю...
Аукцио́н — публичная продажа товаров, ценных бумаг, имущества предприятий, произведений искусства, и других объектов, которая производится по заранее установленным правилам аукциона. Общим для всех аукционов принципом является принцип состязательности между потенциальными покупателями. В процессе состязания между покупателями за право приобрести товар выявляется победитель аукциона. Победителем аукциона признаётся лицо, выигравшее аукцион в соответствии с его правилами. В этом случае объект приобретается...
Краеведческий музей — музей, объектом деятельности которого является документация и презентация исторического, природного и культурного развития определённого населённого пункта или географического региона. Основными фондами такого музея являются связанные с историей этого региона экспонаты, в числе которых могут быть, например, археологические находки; произведения искусства или ремесла; документы и изобразительные материалы, фиксирующие исторические события, происходившие в этой местности; предметы...
Кабинет редкостей , или кунсткамера (англ. Cabinet of curiosities, нем. Wunderkammer, Kunstkammer) — комната для размещения и хранения тематических коллекций, состоящих из естественно-научных экспонатов или разнообразных древних, редких и курьезных вещей, как природных, так и рукотворных. Кабинеты редкостей появились в Европе в XVI веке, их расцвет пришёлся на XVII век — период барокко. Такие коллекции создавались, как правило, либо представителями высшей аристократии, либо учёными-натуралистами...
Фотоискусство — основанное на технологиях фотографии искусство создания художественной фотографии — то есть фотографии, отражающей творческое видение фотографа как художника.
Музей под открытым небом — в наиболее общем значении, любой музей, чья экспозиция выставляется вне помещений. К таким музеям относятся парки скульптур, парки миниатюр, многие технические музеи (под открытым небом часто размещаются экспонаты музеев авиации, военной техники, транспорта).
Минералогический музей — научно-просветительное учреждение, разновидность музея. Предназначен для экспозиции кристаллов, камней и других экспонатов минерального происхождения. Музей осуществляет комплектование, хранение, изучение и популяризацию минеральных объектов, памятников естественной истории. В музее хранятся объекты, представляющие историческую и познавательную ценность. Сотрудники музея регулярно проводят экспозиции, выставки, осуществляют другие формы научной популяризации и воспитательской...
Картина в живописи — произведение искусства, обладающее законченным характером (в отличие от эскиза и этюда) и самостоятельным художественным значением. В отличие от фрески или книжной миниатюры, картина не обязательно связана с определенным интерьером или определенной системой декорирования. Картина — один из наиболее типичных видов станкового искусства. Создавая полотно, художник опирается на натуру, но в этом процессе большую роль играет творческое воображение. В развитии живописи картина играет...
В библиотековедении специальные коллекции — это конкретные хранилища или отделы, состоящие, как правило, из 15 и более предметов, расположенные в пределах библиотеки, в которых хранятся материалы «специального» характера, в том числе редкие книги, архивы и собрания рукописей. Работы хранятся в специальных коллекциях (в отличие от общей коллекции библиотеки), потому что они необычайно ценные, редкие (возможно, уникальные), или хрупкие, или потому, что они не должны, в силу некоторых особых причин...
Музей кино в Жироне не ограничивается только лишь экспозициями: кроме постоянной выставки в нём реализуется активная образовательная программа о кино, выполненная в движущихся картинках, проводятся временные экспозиции, открыт музейный магазин, создан Институт исследований (Instituto de Estudios) с библиотекой, видеотекой и архивом. На базе музея существует клуб актёров (Club de Actores), ставший частью Музея кино.
Музей живой истории — не научный термин, применяемый для определения некоторых видов музеев. Соответствует зарубежному понятию: археологический музей под открытым небом, или музей экспериментальной практической археологии.
Музей занимательных наук «
Экспериментаниум » — первый частный музей науки в Москве, открывшийся в 2011 году с целью изучения посетителями законов точных наук и явлений окружающего мира. Экспозиция охватывает основные разделы школьного курса и рассказывает о законах электричества, механики, оптики и других разделах науки.
Музей Джорджа Истмана (George Eastman Museum) — старейший в мире музей, посвященный фотографии, и один из старейших в мире киноархивов. Открыт для посетителей в 1949 году в Рочестере, штат Нью-Йорк, США.
Компьютерный музей — музей, посвящённый истории вычислительной техники и программному обеспечению, как и всякий музей, является «постоянным учреждением, призванным служить обществу и способствовать его развитию, доступным широкой публике, занимающимся приобретением, хранением, исследованием, популяризацией и экспонированием материальных свидетельств о человеке и среде его обитания в целях изучения, образования, а также для удовлетворения духовных потребностей», по определению Международного совета...
Это обзорная статья о музеях Москвы. О конкретных музеях см. Список музеев Москвы.
Подробнее: Музеи Москвы
Библиоте́ка (греч. βιβλίον, книга + θήκη, хранилище, вместилище, ящик) — учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования, а также осуществляющее справочно-библиографическую работу. В настоящее время всё более распространяются и входят в фонд библиотеки микрофиши, микрофильмы, диапозитивы, аудио и видеокассеты, также всё более широкое распространение получают электронные носители (CD-ROM, DVD-ROM).
Коллекция исторических карт Дэвида Рамзи (англ. David Rumsey Historical Map Collection) является одной из крупнейших частных коллекций географических карт в мире. Она содержит около 150 000 карт и других картографических предметов. Коллекция создана Дэвидом Рамзи, который после того, как заработал состояние на недвижимости, сосредоточился на коллекционировании географических карт Северной и Южной Америк XVIII и XIX веков, поскольку именно по той эпохе отчётливее всего прослеживается «подъём современной...
Национальный музей природы и науки (яп. 国立科学博物館 Кокурицу кагаку хакубуцукан) — музей, расположенный в северо-восточной части парка Уэно в японской столице Токио. Музей предлагает экспозиции, рассказывающие об эволюции живых организмов на Земле, экосистемах, истории развития научных знаний, о современных технологиях. Также посетители имеют возможность провести интерактивные научные эксперименты.
Музей оптических иллюзий (англ. Trick Eye Museum) — интерактивный музей, расположенный в Сеуле (Южная Корея). Экспонаты музея представляют собой увеличенные полотна и инсталляции, создающие эффект оптической иллюзии. Название музея происходит от французского слова «Trompe-loeil», дословно означающего «обман зрения». Большой приток посетителей обеспечивается за счет удобного расположения музея в одном из самых оживленных районов Сеула — Хондэ. Одной из особенностей музея является возможность беспрепятственно...
Цифровая фреска (англ. Frescography) – метод воспроизведения традиционной классической фрески на бумаге, холсте, стекле или плитке с помощью программного обеспечения Computer-aided mural (CAM) и цифровой печати. Метод был разработан немецким художником-монументалистом Райнером Марией Латцке в 1998 году.
Музей электричества (порт. Museu da Electricidade) — это культурный центр индустриальной археологии, который представляет собой прошлое, настоящее и будущее энергии, делая науку доступной для всех. Где существуют бок о бок тематические и экспериментальные выставки и различные культурные и деловые мероприятия, занимая таким образом место в культурном маршруте по Лиссабону.
Государственный
технический музей Мекленбурга-Передней Померании (нем: Das Technische Landesmuseum Mecklenburg-Vorpommern ) был основан в 1961 году в Шверине как Политехнический Музей и был расположен в Шверинском замке . Сегодня продолжает своё существование и деятельность в Висмаре как PhanTECHNIKUM .
Свобо́да панора́мы (нем. Panoramafreiheit) — возможность фотографировать и свободно распространять изображения защищённых авторскими правами объектов (зданий, скульптур и т. д.), находящихся в общественных местах.
Упоминания в литературе (продолжение)
На основании печатных публикаций и выставочной экспозиции мы не имеем возможности увидеть действительное значение дизайна в экономической жизни современного Запада. Специальные журналы, естественно, эту роль преувеличивают, а
экспонаты выставок существенно превосходят по техническим и эстетическим качествам средний уровень промышленной продукции.
Музей расположен на территории Национального Молла. Специализируется музей на африканском искусстве и культуре и расположен под землей. Вначале, когда создавался музей, он был частным. Затем, в августе 1979 года он стал частью Смитсоновского института. В музее более чем 7000 экземпляров
экспонатов . В основном они собраны с территории расположенной к югу от Сахары, но много и других, собранных со всех частей Африки. Среди экспонатов скульптуры, мебель, деревянные музыкальные инструменты, маски, амулеты и талисманы. В музее ежедневно проводятся мероприятия и программы для детей.
Автор следующим образом определяет жанр книги – это серия документальных очерков, основанных на фактах, датах и цифрах, относящихся к реальным явлениям окружающего нас мира. Единственное отступление от действительности – вымышленное место действия, Музей Техносферы, расположенный в фантастическом Дизайнленде. Собирательный образ Экскурсовода позволяет читателям ознакомиться с многочисленными
экспонатами , собранными в одном месте, но созданными в разное время. Проводимые им виртуальные экскурсии отражают метаморфозы промышленной продукции непроизводственного назначения, а подобный художественный прием, по мнению автора, способствует точности изображения явлений, ради которых эти очерки и написаны.
Самую привлекательную особенность Эрмитажа составляет архитектура залов. Внутреннее пространство музея, декор помещений и вся старинная обстановка выступают в качестве самостоятельной ценности. Посетители музея часто не задумываются о том, насколько трудно размещать разнородные
экспонаты в специфичных дворцовых интерьерах. Эффектная отделка, как бы ни была красива, не должна затмевать выставленные произведения искусства. Однако невозможно оспорить тот факт, что коллекции Эрмитажа сохранили бы свое значение и без драгоценной архитектурной оправы. Тем не менее в целом музей воспринимается как исторически сложившийся комплекс, а его богатое убранство служит обрамлением для прекрасного содержимого залов.
О серьезности отношения к татуировке говорит и тот факт, что в США началось издание ряда журналов, посвященных этой тематике. Они занимаются научной стороной и популяризацией проблем, касающихся исключительно татуировки. Неутомимый популяризатор искусства украшения тела, создатель музея Истории татуировки в Оксфорде и многолетний председатель Британского клуба татуировщиков Лайонел Тиченер издает ежемесячник. Были создан Музей искусства татуировки в Сан-Франциско, Музей татуировки в Амстердаме, отдел татуировки в музее анатомии при Токийском университете, а также отделы татуировки в некоторых музеях искусства и при больничных архивах во многих странах Запада. В архиве при больнице св.Вита в Лондоне в качестве
экспонатов хранятся фрагменты татуированной человеческой кожи 1608 и 1808 годов. Выделена в отдельную экспозицию коллекция 19 века, представляющая портреты татуированных маори, – в городской художественной галерее в Окленде (Новая Зеландия). Чак Элдридж, знаток и историк татуировки, собирает, обрабатывает и открывает доступ к документации со всего мира, посвященной татуировке, в созданном им самим архиве татуировки в Беркли (США).
В русскоязычных контекстах это название встречается преимущественно на английском – coffee table book (букв, «книга для кофейного столика») и обозначает иллюстрированное подарочное, обычно крупноформатное издание в твёрдой обложке, используемое, главным образом, как предмет интерьера, элемент дизайна, статусный атрибут либо выставочный
экспонат .
Сегодня ювелирные изделия стали музейными
экспонатами . Нам сейчас трудно представить, как выглядели эти сокровища «на фоне эпохи», когда они действительно «работали», находясь на роскошных платьях, украшая раззолоченные мундиры. Впрочем, для большинства из нас эти караты и шатоны представляют, скорее, некий абстрактный интерес или некую взрослую «сказку», поскольку к реальной жизни обычных людей они, как правило, не имеют отношения… Но все же… все же…
С 1921 года музей стал называться Государственный исторический музей (ГИМ). Тогда же, в 20‑е годы ХХ века, в ГИМ поступали коллекции из расформированных музеев, таких как «Старая Москва», Румяцевский музей, Военно-исторический музей и других. Поступали
экспонаты и из Государственного музейного фонда.
Например, на последнем парижском биеннале в Гран Пале в сентябре 2006 года более ста дилеров представили свыше 7 тысяч произведений искусства на сумму 1 млрд долл. Среди
экспонатов были выставлены портрет Ольги Хохловой, написанный Пикассо в 1917 году, по цене 17 млн долл., «Невеста и жених» Модильяни стоимостью 12 млн долл., картина нашего соотечественника Сутина за 13 млн долл.