Связанные понятия
Паровоз Х — русский грузовой паровоз типа 1-4-0 (первый паровоз такого типа на российских железных дорогах) производства американского завода Baldwin (Балдвин). В начале 1900-х паровозы подвергли модернизации: на них установили пароперегреватели, а паровую машину компаунд заменили простой. Таким паровозам присвоили обозначение Хп.
Паровозы серии Ъ (еръ) — пассажирские танк-паровозы, объединенные по классификации 1912 года в единую серию.
Подробнее: Ъ (паровоз)
Д — обозначение, данное в 1912 г. сериям русских пассажирских паровозов постройки 1883—1906 гг. с осевыми формулами 1-2-0, 0-2-1, 2-2-1 и части 2-2-0 — Двухпарок (т.е. паровозов с двумя сцепными осями), не вошедших в другие серии. Поскольку локомотивы оказались разных типов, большая их часть получило помимо литеры надстрочный индекс, показывающий внутресерийные различия.
Паровоз Я (Ярославская дорога)— пассажирский паровоз типа 1-3-0, производившийся в 1896—1903 гг. для ряда российских железных дорог. Предназначался для вождения «дачных» (пригородных) поездов.
Подробнее: Я (паровоз)
Св — обозначение серии российского пассажирского (курьерского) паровоза типа 1-3-1, выпускавшегося в 1914 и 1915 гг. Коломенским заводом (КМЗ) по заказу Варшаво-Венской ж. д. (В. В. Ж. Д.) — ширина колеи 1435 мм. В 1913 г., вследствие возросшего объёма пассажирских перевозок на В. В. Ж. Д., заказ на новые пассажирские паровозы типа 1-3-1 для этой дороги, решением МПС — был выдан КМЗ. По требованию заказчика, с учётом особых условий эксплуатации паровоза на В. В. Ж. Д. КМЗ, приняв за основу проект...
Паровоз Г — российский пассажирский паровоз, выпускавшийся Брянским и Харьковским заводами. Был создан для замены менее мощных паровозов серии А. Так как паровозы Г строились вместе с товарными серии Ш, то на них были установлены такие же котлы и паровые машины. В целом паровозы Г получились относительно тяжёлыми: нагрузка от движущих осей на рельсы достигала 17 тс. Из-за этого они эксплуатировались лишь на Владикавказской и Китайско-Восточной железных дорогах. На участке Туапсе - Адлер паровозы...
Паровозы серии Т — товарные и пассажирские паровозы русских и советских железных дорог с осевой формулой 0-3-0, 1-3-0 и 0-3-1 («Трёхосные» или «Трёхпарки»), объединенные по классификации 1912 года в одну серию.
Паровоз К (Коломенский, прозвище — Кукушка) — русский пассажирский паровоз, выпускавшийся с 1907 по 1914 годы. Заводской тип 114. Был создан инженерами Коломенского завода Е. Е. Нольтейном и К. Н. Сушкиным для замены паровозов серий Ж и З. Является первым русским паровозом у которого топка была вынесена над рамой (но осталась между ведущими колёсами).
Подробнее: К (паровоз)
Ы — русский грузовой паровоз. Был создан на основе конструкции паровоза Ѵ, но имел меньший вес. В основном, паровозы Ы работали на второстепенных и тупиковых направлениях. Стали первыми паровозами Армавир-Туапсинской железной дороги.
Паровоз А — российский пассажирский паровоз. Был создан конструкторами Владикавказской железной дороги, как альтернатива паровозу Н из-за убеждения многих специалистов в том, что у пассажирского паровоза должны быть две бегунковые оси, а не одна. Первый заказ Коломенскому машиностроительному заводу был сделан на шесть паровозов типа 2-3-0, которые были построены в 1892 году. Они имели двухцилиндровую машину компаунд, парораспределительный кулисный механизм Джоя и движущие колеса диаметром 1830 мм...
USATC S160 — военные паровозы типа 1-4-0, выпускавшиеся американскими заводами для поставок на экспорт по ленд-лизу. Эксплуатировались во множестве стран Европы, Африки, Азии, в том числе и в Советском Союзе, а также в самих США. В СССР данные паровозы получили обозначение серии ША (Ш американский)
Подробнее: ША (паровоз)
Паровоз Фл (системы Фламма. Встречается также написание серии Фл или Ф) — серия грузовых паровозов типа 1-5-0, выпускавшихся на бельгийских заводах Фламма и поставляемых на российские железные дороги в годы Первой мировой войны.
Подробнее: Фл
Паровоз У (Уральский) — пассажирский паровоз, производившийся на Путиловском заводе с 1906 по 1912 год для Рязано-Уральской, Николаевской, Юго-Западной, Привислинской и Ташкентской дорог.
Паровоз И (заводской тип 112) — российский пассажирский паровоз типа 1-4-0, выпускавшийся Коломенским заводом с 1909 по 1911 гг. Был создан специально для Московско-Казанской железной дороги, на которой к тому времени применялись лёгкие пути, но в то же время были достаточно высокими веса пассажирских поездов. Из-за этого поезда часто приходилось водить двойной тягой паровозами серии Ж.
Подробнее: И (паровоз)
Ку (К усиленный, прозвище — Кукушка) — русский пассажирский паровоз выпускавшийся с 1911 по 1914 годы. Был создан на базе паровоза серии К, по сравнению с которым усилен паровой котёл и увеличен диаметр движущих колёс. Ку имел самую большую высоту котла из всех дореволюционных паровозов (высота оси котла над рельсами составляла 3200 мм).
В данный список включены паровозы, работавшие на железных дорогах Российской Империи и Советского Союза, включая Советскую Россию, то есть с 1918 года. Ввиду большого разнообразия, в данный список не включены узкоколейные паровозы (см: Список узкоколейных паровозов), а также попавшие как трофейные и по репарациям (см: Трофейные и репарационные паровозы на советских железных дорогах).
Подробнее: Паровозы советских железных дорог
Паровоз О («Основной») — первый паровоз, ставший основным в локомотивном парке российских железных дорог. В период с 1890 по 1915 год на двенадцати паровозостроительных заводах было изготовлено более 9 тыс. локомотивов этой серии, что сделало паровоз О самым массовым из дореволюционных локомотивов. Этот локомотив работал на всех государственных и большинстве частных железных дорог Российской империи, а также и на всех железных дорогах Советского Союза. Самые известные (и наиболее массовые) разновидности...
Е (прозвища — Русский Декапод, Ефим, Елена) — серия грузовых паровозов типа 1-5-0, поставлявшихся на железные дороги Российской империи и Советского Союза во время Первой и Второй мировых войн для быстрого пополнения паровозного парка. Строились на североамериканских заводах по чертежам, разработанным русскими инженерами. С 1917 года паровозы поставлялись как военная помощь, а с 1943 года — по ленд-лизу. Помимо этого, по различным мотивам, в том числе и политическим, данные паровозы эксплуатировались...
Паровоз Щ (в просторечии «щука») — паровоз типа 1-4-0, выпускавшийся в Российской империи и Советской России с 1906 по 1918 год.
Подробнее: Щ (паровоз)
Б (Брянский завод) — российский/советский пассажирский паровоз, предназначенный для вождения скоростных поездов. Создан на основе конструкции паровозов Г. На момент постройки (по данным 1912 года) был самым быстрым паровозом на российских железных дорогах (125 км/ч).
Паровоз Л (Л — в честь Л. С. Лебедянского; до 1947 года — П — «Победа»; заводское обозначение — П32 — паровоз 32-го типа) — советский магистральный грузовой паровоз типа 1-5-0, разработанный в конце Второй мировой войны совместно Коломенским заводом и ВНИИЖТ под руководством конструктора Л. С. Лебедянского и академика С. П. Сыромятникова, и выпускавшийся с 1945 по 1955 год.
RSD-1 (ДА) — тепловоз типа 3о—3о и мощностью 1000 л. с., выпускавшийся фирмой American Locomotive Company (АЛКО) с 1942 по 1946 год. RSD-1 был разработан по требованию Транспортного корпуса США и конструктивно является шестиосной версией тепловоза RS-1. Изначально строились для Ирана, позже значительная партия (по советским данным — 70, из них 2 утонули в пути) этих тепловозов поступила в Советский Союз, где им присвоили обозначение ДА (дизельный локомотив компании АЛКО, изначально ДА20). В...
Паровозы серии ТЭ (тип 52 или BR 52) — немецкие военные паровозы, в большом количестве полученные СССР в качестве трофеев и по репарациям и эксплуатировавшиеся на железных дорогах СССР в 1940—1970-х годах.
Подробнее: ТЭ (паровоз)
Паровоз ПВ — пассажирский паровоз, строившийся Коломенским заводом с 1877 года для Либаво-Роменской железной дороги.
Паровоз Р (Рыбинская) — серия русских товарных паровозов. Имел четырёхцилиндровую паровую тандем-компаунд (по два цилиндра, расположенных друг за другом, с каждой стороны), что было неудобно при ремонте. Конструкция паровоза предусматривала возможность установки на него плуга для очистки пути от снега. По силе тяги не уступал паровозам серии Щ, которые имели на 21 % бо́льшую сцепную массу.
Паровоз Ж — российский пассажирский паровоз. Паровозы были заказаны Московско-Казанской железной дорогой и построены в 1896—1897, 1903—1904, 1907—1909 годах на заводах Геншель, Коломенский, Невский и Харьковский. Паровоз был признан весьма удачным. Предназначался для вождения тяжёлых поездов со средними скоростями. Имел небольшой диаметр колёс для того времени. 14 паровозов были импортированы из Германии. Позже большинство экземпляров были переделаны в серию З.
Парово́з типа 2-4-0, серии М («Маруся») — 3-х цилиндровый пассажирский паровоз, производившийся с 1926 по 1930 год для обслуживания главных пассажирских направлений сети железных дорог СССР. До замены паровозами серии ИС относился к категории пассажирских паровозов большой мощности.
Подробнее: М (паровоз)
П аровоз П (пассажирский) — серия российских быстроходных пассажирских паровозов типа 2-2-0.
Прототип
паровоза был построен во Франции в 1769 военным инженером Николя-Жозе Кюньо. (Первый прошедший испытания образец выставлен в Musée des arts et métiers.) Второй вариант был построен и испытан в конце 1770 года, но в декабре того же года изобретатель и заказчик были отправлены в ссылку как сторонники оппозиции. Эти разработки предназначались для транспортировки тяжёлых военных грузов (пушек) и представляли собой скорее паровой автомобиль.
Паровозы серии Ь (ерь) — маневровые и промышленные танк-паровозы российских и советских железных дорог, разнообразные по числу осей и конструктивным особенностям, объединенные по классификации 1912 года в одну серию.
Подробнее: Ь (паровоз)
Паровоз Ц — русский грузовой паровоз типа 1-4-0, разработанный инженером Лопушинским В. И. в 1895 году. Поначалу выпускался на зарубежных заводах, но потом его производство было налажено и в России. Поначалу работали на Китайско-Восточной железной дороге, но после поступили и на другие дороги Сибири, а также Кавказа. Были мощнее и экономичней паровозов серии Од, один из паровозов серии даже демонстрировался на всемирной выставке 1900 года в Париже.
Паровоз З — российский пассажирский паровоз с пароперегревателем и простой паровой машиной, переделанный из паровозов серии Ж. Паровозы строились в двух вариантах для Московско-Казанской и Юго-Восточной железных дорог. Было построено 24 паровоза в 1902, 1904, 1906 годах Коломенским заводом.
Эта статья о российском паровозе. О финских паровозах H (буква-латинская) см. Паровозы H (финские)Паровоз Н (от рус. Николаевская железная дорога) — первый российский курьерский паровоз (предназначен для вождения пассажирских поездов со скоростями свыше 80 км/ч). В период с 1892 по 1912 годы на 8 паровозостроительных заводах было изготовлено свыше тысячи паровозов этой серии, что сделало паровоз Н самым массовым и распространённым пассажирским паровозом в дореволюционной России. Из 14 разновидностей...
Подробнее: Н (паровоз)
Паровоз серии С (конструкции Сормовского завода; прозвища — Гончая Малаховского, Русский Прери) — первый российский пассажирский паровоз типа 1-3-1. Спроектирован для вождения курьерских пассажирских поездов небольшого состава. Выпускался с 1910 по 1919 год (в массовом производстве с 1912 года) на ряде российских паровозостроительных заводов. Всего за период производства было выпущено 678 паровозов серии С. .
Подробнее: С (паровоз)
«Вадим » — паровоз, изготовленный на заводе Стефенсона в Англии. В 1840 году он прибыл на Царскосельскую железную дорогу. Данный локомотив имел отличительную особенность — больший диаметр ведущих колес 2134 мм и увеличенный диаметр цилиндров 394 мм, из этого следует сделать вывод — паровоз был мощнее и быстрее серийных моделей. Данные паровозы в России считались как «императорские» и использовались для поездов царской фамилии.
Паровоз ТО (Трофейный, близкий по мощности и характеристикам паровозам серии О) — серия немецких паровозов, попавших в СССР перед и во время Великой Отечественной Войны. Паровоз представляет собой немецкую серию BR 56, адаптированную для эксплуатации на колее 1524 мм и в соответствии с требованиями НКПС СССР.
Паровоз Ш — серия русских товарных паровозов. Спроектирован В. Лопушинским для частной Владикавказской дороги.
ЛК (Лазарь Каганович) — паровозы типа 1-4-2, выпущенные Коломенским заводом в 1941 году. Паровоз возможно предназначался для грузопассажирской работы, так как имел диаметр движущих колёс 1600 мм. Основой для них возможно послужила конструкция пассажирского паровоза ИС. Отличительной особенностью локомотива была повышенная нагрузка от осей на рельсы, которая составляла 23 тс. Рабочая масса паровоза достигала 141,2 т, гружённого тендера — 119,4 т. Полная же длина паровоза с тендером по буферам составляла...
Паровоз Ф — серия сочленённых танк-паровозов типа 0-3-0—0-3-0 системы Ферли, ходовая часть которых состоит из двух свободных трёхосных тележек. Характерная особенность серии — симметричность: два паровых котла, отходящие от будки машиниста, две дымовые трубы, две или одна общая топка, по два цилиндра на каждый котёл. Паровозы серии Ф легко вписывались в кривые малого радиуса и имели достаточно большой сцепной вес, благодаря чему стали основными локомотивами на Сурамском перевале и оставались таковыми...
Военные паровозы или Кригслокомотивы (нем. Kriegslokomotive), также ещё известные как паровозы-солдаты или паровозы без роскоши, по сравнению с обычными серийными паровозами имели упрощённую конструкцию, что позволяло наладить их крупносерийное производство при сложных экономических условиях военного времени. На военных паровозах вместо дорогих меди и бронзы, а также легированных сталей, использовалась обычная углеродистая сталь, а допуски при сборке были существенно свободнее. Всё это позволяло...
Подробнее: Военный паровоз
Паровоз В (с паровой машиной системы Воклена — главный инженер завода Балдвин) — русский пассажирский паровоз американского производства. На российских железных дорогах это был один из первых паровозов с паровой машиной нового типа — цилиндры высокого давления были расположены над цилиндрами низкого давления. Паровозы В были экономичней паровозов А, но их ремонт стоил на 70—80 % дороже чем последних. Из-за неправильной балансировки колёс паровозы В обладали неспокойным ходом. В силу этих недостатков...
Подробнее: В (паровоз)
«Мария » («Шарп») — паровоз, изготовленный на заводе Шарп-Стюарт в Англии. В 1843 году он прибыл на Царскосельскую железную дорогу под именем «Шарп». Стоимость паровоза с тендером составила 13406 руб.
Парово́з — автономный локомотив с паросиловой установкой, использующий в качестве двигателя паровые машины. Паровозы были первыми передвигающимися по рельсам транспортными средствами, само понятие локомотив появилось гораздо позже и именно благодаря паровозам. Паровоз является одним из уникальных технических средств, созданных человеком, и роль паровоза в истории трудно переоценить. Так, благодаря ему появился железнодорожный транспорт, и именно паровозы выполняли основной объём перевозок в XIX и...
В списке представлены
дизель-поезда , когда либо эксплуатировавшиеся на советских, а позже российских железных дорогах нормальной колеи, то есть с шириной 1524/1520 мм, а также выпущенные советскими и российскими заводами на экспорт.