Связанные понятия
Кааба Зороастра (перс. کعبه زرتشت, «куб Заратуштры») — архитектурное сооружение ахеменидского периода в форме башни, расположенное в археологической зоне Накше-Рустам, датируемое V веком до н.э. Оригинальные название и назначение сооружения не известно. Вероятно, своё название оно получило в XIV веке, когда руины по всей Персии связывались с различными зороастрийскими и мусульманскими именами. Европейским исследователям здание известно с XVII века, когда его посетили и описали в своих путевых заметках...
Зороастри́зм (авест. vahvī- daēnā- māzdayasna- — «Благая вера почитания Мудрого», перс. «بهدین» — behdin, «Благая вера») — одна из древнейших религий, берущая начало в откровении пророка Спитамы Заратустры (перс. زرتشت, «Зартошт»; древнегреческая — Ζωροάστρης, «Зороа́стрэс»), полученном им от бога — Ахура Мазды. В основе учения Заратустры — свободный нравственный выбор человеком благих мыслей, благих слов и благих деяний. В древности и в раннем средневековье зороастризм был распространён преимущественно...
Да́хма , или «башня молчания» (перс. دخمه, ˈdäχ-mä) — погребальное сооружение в зороастрийском религиозном обряде.
Христианство в
Центральной Азии имеет длительную историю. Первые упоминания о среднеазиатском христианстве относятся к III веку. В Раннее Средневековье христианство несторианского толка становится одной из ведущих религий региона наряду с зороастризмом и буддизмом. Закат христианства начинается с арабским завоеванием, после которого христианское население перешло в ислам. Ко времени Высокого Средневековья относится миссионерская деятельность католической церкви в регионе. Возрождение христианства...
Сасани́ды — династия персидских правителей (шахиншахов), правивших в Сасанидской империи с 224 по 651 годы.
Упоминания в литературе
При раскопках одной из древнейших мечетей современной Бухары, Магоки-Аттар, советский археолог В. А. Шишкин углубился на 12 метров ниже поверхности, где были обнаружены обломки, датируемые, возможно, самым началом христианской эпохи. Мечеть Магоки-Аттар может быть идентифицирована как средневековая мечеть Мах, упомянутая исламскими авторами, которые сообщают, что она была построена на месте прежнего
храма огня . Поскольку многие священные места часто продолжали сохранять свое предназначение даже при смене религий, о чем свидетельствует превращение языческих храмов в церкви или церквей в мечети, Магоки-Аттар, находящаяся ныне в центре города, возможно, расположена на месте прежнего буддистского монастыря. Таким образом, на месте храма огня некоего местного культа, который, в свою очередь, построили на месте вихары (санскритский и палийский термин для буддистского монастыря. – Пер.), была воздвигнута мечеть. Эти три религиозных пласта можно приблизительно сопоставить мусульманской, эфталитской (эфталиты, или белые гунны, – племенное объединение раннего Средневековья (IV–VI вв., создавшее обширное государство, в которое входили Согдиана и Бактрия, Афганистан, Гандхара и Северная Индия. – Пер.) и кушанской эпохам истории Бухары.
Весталки были неприкосновенны, и даже за легкое оскорбление, нанесенное одной из них, обидчику грозила смертная казнь. Наказывать их мог только великий понтифик, страж священных дев, который за провинности сек весталок розгами. Поводом для наказания могло послужить то, что весталка небрежно поддерживала в
храме огонь , ведь это было важнейшей и каждодневной обязанностью жриц Весты. Рассказывали историю, как одна весталка, увидев, что священный огонь догорает, взмолилась богине и кинула в пламя кусок своего одеяния, после чего огонь благоволением Весты заново разгорелся.
Связанные понятия (продолжение)
На́кше-Руста́м (перс. نقش رستم , Naqš-e Rostam — рисунки Рустама) — археологическая зона, расположенная в 6 км к северу от Персеполя в Иране. Административно входит в шахрестан Марвдашт провинции Фарс, недалеко от города Марвдашт. Несколько сот метров отделяют Накше-Рустам от Накше-Раджаба.
Ападана (перс. آپادانا из др.-перс. «apa-dāna-» ‘дворец’, парф. «’pdn» ‘дворец’, пехл. «’’ywn» ‘дворец’, кл.перс. ayvān (*apa-dā̊na- > *aβδān > *awyān > aywān) — большой зал площадью около 1000 м² с крышей, поддерживаемой 72 колоннами высотой 24 метра, в древнеперсидском городе Персеполе. В нарицательном смысле термин также используется для обозначения аналогичных по своей структуре сооружений в персидской архитектуре. Зал вероятно использовался для торжественных царских приёмов. В древнегреческой...
Каспийские ворота (греч. Κάσπιαιπύλαι) — историко-географическое название, которым со времён древних цивилизаций обозначали два узких прибрежных прохода, доступ к которым открывал северным первобытно-общинным кочевым племенам дорогу на юг в богатые земледельческие цивилизации древних Персии, Мидии и Месопотамии.
Персидская архитектура или Иранская архитектура — разнообразие архитектурных стилей, существовавших на территории современного Ирана и государств, подпадавших под культурную гегемонию Персии. Первые произведения персидской архитектуры появились в III тысячелетии до н. э., географически образцы персидской архитектуры расположены от Турции на западе до Северной Индии и границ Китая на востоке, и от Кавказа на севере до Занзибара на юге.
Маздакизм (маздекизм; зендицизм) — религиозно-философское учение, распространившееся в Иране и некоторых соседних странах в раннее средневековье. Названо по имени Маздака, сына Бамдада (Mazdak) — руководителя маздакитского движения (хотя само учение возникло ещё в конце III века под влиянием распространявшегося манихейства). Основателем учения является зороастрийский священник Зардушт-и Хурракан (Zaradust-e Khuragen) из города Фесы провинции Фарс, отсюда и другое название этого учения — «зардуштакан...
Парны — античный народ, входивший в союз дахов, вероятно, массагетской (скифской) группы. Обитали в античную эпоху от степей Приаралья и Мангышлака и северных склонов Копет-Дага.
Маскуты — ираноязычный народ, населявший область Маскут, на северо-востоке современного Азербайджана и юге Дагестана.
Маги (др.-перс. ???? maguš) — жрецы и члены жреческой касты в Древнем Иране, а также в ряде соседних с Ираном стран. Маги играли большую роль в политической жизни Древнего Ирана; на ранних этапах государственности в целом поддерживали царскую власть в борьбе против родовой знати; при Сасанидах маги были в основном оплотом консервативных норм общественной жизни. В эллинистический период и позднее слово «маги» стало обозначать волшебников и астрологов.
Арабская мифология — совокупность мифологических воззрений, верований и культов жителей домусульманской Аравии. Была распространена примерно в I тыс. до н. э. — нач. VII века н. э., после чего оказалась полностью вытеснена исламом.
Парфя́нский язы́к — самоназвание пехлевийский — «пехлеви») — (букв. «парфянский»); мёртвый иранский язык северо-западной подгруппы, распространённый в области Парфии (нын. Хорасан). Официальный язык империи Аршакидов и ранних Сасанидов (248 год до н. э. — 224 г. н. э.), один из основных языков проповеди и литературы в манихейских общинах Центральной Азии.
Заречье (аккад. Эбер-Нари; арам. עבר-נהרה, Abar-Nahara, Авар-Наара; ивр. עֵבֶר הַנָּהָר, эвер а-наар; др.-греч. Πέραν τοῦ ποταμοῦ; лат. Regio trans flumen) — название региона в Передней Азии, а также провинции в составе Новоассирийской, Нововавилонской и Ахеменидской империй, территория которого примерно совпадает с теперешним Левантом. Сам термин и в аккадском и в арамейском означает одно и тоже — «за рекой» или «через реку», и подразумевает территории на западном берегу Евфрата с месопотамской...
Гумбаз , Кумбез, Гунбаз — буквально: «земляной купол» в значении «купол, построенный из кирпичей, которые изготовлены из глины».
Хорезмийцы (др.-греч. Ηαρaςμιάη, узб. Xorazmiylar; перс. خوارزمىان) — исторический народ Центральной Азии и составлявшие ядро населения древнего Хорезма (Khwārezm), непрерывное присутствие которых в Центральной Азии засвидетельствовано с середины первого тысячелетия до н. э. Входили в союз сако-массагетских племён. Современные узбеки являются прямыми потомками древных хорезмийцев. Также современные туркмены.
Мака́м (араб. مقام, транслит. maqām; мн.ч.: араб. مقامات транслит. maqāmāt) — гробница мусульманского святого; погребальное сооружение, состоящее, как правило, из небольшого строения кубической формы, увенчанного куполом.
Зороастри́йский календа́рь — солнечный календарь, используемый последователями зороастризма в религиозной и общественно-культурной жизни. В его основу положена последовательность 12 тридцатидневных месяцев, в которых каждый день назван в честь той или иной почитаемой в зороастризме сущности: Ахура-Мазды, Амешаспандов и язатов. Отличительной особенностью календаря является отсутствие понятия недели. В древности зороастрийский календарь был широко распространён в Иране, Средней и Малой Азии. В современном...
Парфя́не — общепринятое название населения Парфянского царства. Самоназвание Pahlavan — парфянин, или Pahlavanig — из парфян.
Алва (Альва, Алоа, Алодия) — древнеафриканское христианское (монофизитское) государство со столицей в Собе, образовавшееся в результате распада Мероитского царства.
Древнеармянская историография — совокупность работ армянских авторов — около ста историков и хронистов, живших между V—XVIII веками включительно. Историография занимала доминирующее место в древнеармянской литературе, одной из наиболее богатых историографических традиций.
Ойконим «
Баку » соответствует древней своей форме и прошёл сложный путь видоизменений, являвшихся следствием исторических факторов. В современном топониме Баку видно древнее его значение, как «город Бога, место Бога», что связано, с горящими фонтанами нефти и газа. Существует предположение о том, что «Баку» произошло от перс. бад кубе — обдуваемый ветром. Но подобное толкование считается народной этимологией и искажает древнюю форму написания слова.
Гиндуку́шская рели́гия — совокупность политеистических верований и культов архаичных нуристаноязычных и дардоязычных племён, распространённых в труднодоступных долинах бассейнов рек Кунар (Читрал) и Алинагар (притоки р. Кабул) к югу от Гиндукушского хребта. Связана происхождением с подвергшимися субстратному влиянию местного неиндоевропейского населения культами индоиранских племён (ариев), вторгшихся в Южную Азию в сер. II тыс. до н. э. Последователи гиндукушского язычества («кафиры»), основную...
Ку́льт святы́х в исламе (араб. تقديس الأولياء) сформировался под влиянием древних языческих верований, которые предполагали существование мелких божеств, почитаемых узким кругом местных верующих.
Рустак — сельское поселение в странах, находившихся под персидским или арабским влиянием в Средневековье. Слово образовалось как арабизированная форма от среднеперсидского термина перс. روستاق, «ростаг» («сельский район», «окрестности», «предместье»).
Вишапы , Вешапы, Аждахаки (вишап арм. վիշապներ — змея, дракон) — древние мифологические существа, которых изображали в виде высоких каменных изваяний, менгиров вишапакаров (от слов — «вишап» и «кар» (арм. камень)). Вишапы распространены в мифологиях стран Армянского нагорья и Передней Азии. Первоначально вишапы являлись божествами или духами воды и, вероятно, были связаны с куро-аракской археологической культурой. Народы, населяющие Армянское нагорье во II тысячелетии до н. э. или ранее, вытёсывали...
Ихшид (согд. xšyδ – xšēδ) — согдийский княжеский титул правителей Согдианы и Ферганы в доисламскую и раннеисламскую эпоху. Как предполагают, титул появился к середине VII века после перенесения столицы Согдианы в Самарканд как верховный титул правителя.
Цилиндр Кира — глиняный цилиндр, на котором Кир Великий повелел выбить клинописью список своих побед и милостивых поступков, а также перечисление предков. Артефакт был обнаружен при раскопках Вавилона в 1879 году и поступил в Британский музей.
Пир (перс. (پیر — старец) — в суфизме руководитель тариката (братства), святой, а также могила, где похоронен пир.
Этническое имя персов впервые упоминается в 836 г. до н. э. в виде Parsuaš — названия одной из областей южнее озера Урмия в архивах ассирийского царя Салманасара III. С Парсуа воюет в 743 г. до н. э. царь Тиглатпаласар. В 639 г. до н. э. Парсуа и Аншан уже упоминаются как союзники Ассирии против Элама.
Подробнее: Древние персы
Коммагенское царство (арм. Կոմմագենեի թագավորություն, греч. Βασίλειον τῆς Kομμαγηνῆς) — древнеармянское царство в Малой Азии периода эллинизма. Царство основал в 163 до н. э. Птолемей Коммагенский из армянской династии Ервандуни. Столицей царства являлся город Самосата (совр. Самсат).
Иску́сство Ура́рту — историко-региональный тип искусства, относящийся к направлению Древнего Востока.
Адиабена (греч. Ἀδιαβηνή, Адиабене, сир. ܚܕܝܐܒ, Ḥaḏy’aḇ, ивр. חדיב Ḥadayeb, арм. Նոր Շիրական Нор Ширакан) — античное государство со столицей в Арбеле (современный Эрбиль, Ирак). Её правители в I веке н. э. перешли из ашуризма в иудаизм.
Древнесемитская религия — политеистическая религия семитских народов древнего Ближнего Востока и Северо-Восточной Африки: древние евреи, финикийцы, а также множество малых родственных народов, таких как эдомитяне, моавитяне и аммонитяне.
Арабские завоевания или мусульманские завоевания начались ещё при жизни основателя ислама Мухаммеда. Он основал исламское государство в Аравии, которое за одно столетие захватило многие страны вне Аравии. Арабы завоевали огромные территории в Азии, Африке и Европе: страны Ближнего Востока, Среднюю Азию, северо-западную Индию, Северную Африку, Испанию, Южную Италию, Сицилию, Мальту, Родос, Крит.
Коло́нна Гелиодо́ра была воздвигнута предположительно в 113 году до н. э. в центральной Индии в Видише, недалеко от современного города Беснагар в штате Мадхья-Прадеш. Согласно надписи на колонне, её установил греческий посол индо-греческого царя Антиалкида по имени Гелиодор. Колонна расположена в 8 километрах от известной буддистской ступы в Санчи.
Иудея под персидским владычеством — история Палестины от возвращения евреев из вавилонского плена (538 до н. э.) до захвата страны Александром Македонским (332 до н. э.).
Бухарский оазис (узб. Buxoro vohasi) — оазис в Бухарском вилояте Узбекистана, один из древнейших и крупных местностей земледелия в Средней Азии.
Ара́бский халифа́т (араб. خلافة إسلامية — Исламский халифат) — теократическое исламское государство, возникшее в результате мусульманских завоеваний в VII—IX вв. и возглавлявшееся халифами. В старорусских источниках известно также под именами царство Агарянское и царство Измаильтянское, что таким образом включало его в общий список царств (империй) мира, известных книжным людям на Руси того времени.
Ара́тта — страна, упоминаемая в шумерской мифологии, связанной с именами Энмеркара и Лугальбанды, двух ранних (полулегендарных) царей Урука, также упоминающихся в Списке царей Шумера.
Яджу́дж и Маджу́дж (араб. يأجوج ومأجوج — йа’джу́дж уа-ма’джу́дж) — в исламской эсхатологии, племена, наводящие порчу на земле, живущие на крайнем востоке земли. Соответствуют библейским Гогу и Магогу.
Шахристан (перс. شهرستان от перс. شهر — город и перс. ستان — место), хисар — в Средние века часть иранского и среднеазиатского города, находившаяся внутри городских стен, но снаружи цитадели. Обычно имел геометрически правильные очертания городских стен и иногда планировку улиц.
Индоиранцы , индо-иранские народы, арии — народы, разговаривающие на индо-иранских языках (индо-арийских, нуристанских и иранских) индоевропейской языковой семьи.
Бактри́йский язы́к — мёртвый среднеазиатский язык, был распространён на территории Бактрии, Греко-Бактрии, Кушанской Империи как государственный язык.
Ба́ктрия (др.-греч. Βακτριανή, Бактриана от др.-перс. Baxtri-; перс. باختر ,بلخ; тадж. Балх, Бохтар; узб. Balx) — историческая область на сопредельных территориях Таджикистана, Узбекистана и Афганистана между горной цепью Гиндукуш на юге и Ферганской долиной на севере. Столицей страны был город Бактры на территории северного Афганистана. Бактрийцы говорили на вымершем бактрийском — иранском языке индо-иранской подгруппы индоевропейской языковой семьи.
Иерогамия (ιερός γάμος, ιερογαμία «священный брак») — сексуальный ритуал, символизировавший брак между мужским и женским божеством, роли которых исполняли люди. Ритуалы иерогамии были частью так называемой ритуальной проституции.
Маза́р (араб. مزار — место, которое посещают) — могила мусульманского «святого» (авлия). В первые века исламской истории поклонение каким-либо объектам считалось проявлением язычества. До середины X века даже могила Мухаммада не была предметом поклонения. В конце IX века зафиксировано сооружение мавзолеев (макамов) и мечетей над могилами сподвижников Пророка (асхабов) и почитаемых исламских богословов (улемов). Культ «святых» и их могил быстро развивается с конца X века. Особенно большую роль в этом...
Шуубия (араб. الشعوبية) — политическое движение в Арабском халифате, отрицавшее исключительные права арабов на господство в государстве и привилегированное положение в умме. Зародилось в VIII веке, в период правления Омейядов. Наибольшего распространения достигло в Иране. Шуубийя нередко выражало интересы региональных элит и проявлялось в сохранении и возрождении местного языка, а также в росте «сектантских» настроений (ши’изм).