Хотаносакский язык

Хотаноса́кский язы́к (хотанский) — один из сакских языков, бытовавший в Хотанском оазисе (юг Таримского бассейна). Официальный язык оазиса и язык богатой буддистской литературы.

Хотаносакский хорошо изучен и аттестирован в многочисленных сутрах, документах, включая разговорники и «Книгу Замбасты» на 200 листах, тюркско-хотаносакский словарь и т. д.

Исходя из сравнительно-исторического метода исследования хотаносакской фонетики, Герценберг выделил следующие этапы развития хотаносакского: общесакский, предхотаносакский и засвидетельствованные письменно раннехотаносакский (собственно язык Хотанского оазиса, «Книга Замбасты», несколько сутр и документов) и позднехотаносакский (язык Турфана, деловые документы, разговорники, дорожники).

По наблюдению Л. Г. Герценберга, ряд слов в языке саков Хотана продолжает авестийские «дэвовские» слова: kamalä «голова», ср. авест. kamәrәδә «голова демона», kṣīa «учитель», ср. авест. t kaēša- «лжеучение», что может свидетельствовать о противостоянии авестийцев и древних предков хотанских саков и некоторым образом подтверждает гипотезу о незороастрийском вероисповедании среднеазиатских саков. К этим примерам можно добавить:

  • ggalū «семья» (от *garduv-
  • gaṇḍye «постройка» от *garganta- (DKS, 79), ср. авест. gәrәδә «дом демона»;
  • hīnā- «войско» (DKS, 590), ср. авест. haēnā- «вражеское войско»;
  • paśa uda- «рот» от *pa(ti)-zafta- (DKS, 000), ср. авест. zafar- «рот демона, пасть»;
  • ggośtä- «рука» (DKS, 16) от *gabasti- «рука», ср. авест. gava- «рука демона, лапа» и т. д.

Примечательно, что хотаносакское слово urmaysde, aurmaysde (DKS, 52, 59) — обозначение не верховного божества Ахурамазды, а обычного солнца, как, например, и в хорезмийском rēmažd и ишкашимском rēmuz (эти слова могут считаться результатом позднего зороастрийского влияния).

В начале XI века Хотан был завоеван уйгурами-мусульманами, и письменность, связанная с буддийской культурой, исчезла.

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я