Апабхранша

Апабхра́нша — группа средних индоарийских языков. Название языков «апабхранша» происходит от санскритского существительного apabhraṃśa ‛отпадение; падение’ (от санскрита или по сравнению с санскритом). Может употребляться в следующих смыслах:

  • В узком смысле этот термин употребляется в работах западных ученых как обозначение самой поздней стадии развития среднего индоарийского языка, лингвистически более продвинутого в своей эволюции по сравнению со сценическими пракритами и непосредственно предшествующего новому индоарийскому — V—XII вв.

В индийской грамматической традиции слово «апабхранша» употреблялось в более широком смысле. Сначала оно могло обозначать самые различные формы среднеиндийского в противоположность санскриту как неправильные разговорные языки в отличие от нормированного литературного санскрита (например, в «Махабхашья» Патанджали II—I вв. до н. э., где это название встречается впервые). В дальнейшем с утверждением пракритов в функции литературных языков под апабхранша стали подразумеваться более продвинутые в своей эволюции формы разговорных языков, не получивших еще литературного признания, то есть в этот период уже имела место оппозиция: пракрит — апабхранша. Наконец, ближе к X в. н. э. словом «апабхранша» называют литературный язык определенного лингвистического типа, закрепленный за рядом литературных жанров: лирическая поэзия, джайнская литература, поздние буддийские гимны. В этот период стихи на апабхранша анализируются в санскритских грамматиках и трактатах по поэтике (прозаических текстов на апабхранша до нас не дошло).Таким образом, апабхранша, обозначая первоначально группы среднеиндийских диалектных говоров, связанных с различными местностями, в дальнейшем становится обозначением позднего среднеиндийского литературного языка, распространившегося на большую территорию и утратившего в значительной степени связь с диалектами, то есть своего рода литературного койне.

Литературный язык, называемый термином «апабхранша», обычно носит смешанный характер: в той или иной (иногда весьма значительной) степени он бывает смешан с пракритами. Поэтому парадоксальная точка зрения, что апабхранша хотя и обладает чертами, предполагающими особую стадию языкового развития, не представляет самостоятельного языка, имеет под собой некоторые основания.

Самый поздний период развития апабхранша с VIII по XII вв. н. э. получил название «авахаттха» (avahattha ‛упавший’). Некоторые индийские авторы называют его также «лаукика» (laukika ‛народный’). Это язык, непосредственно предшествующий новому индоарийскому.

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я