Связанные понятия
Даймё (яп. 大名, даймё:, букв. «большое имя») — крупнейшие военные феодалы средневековой Японии. Если считать, что класс самураев был элитой японского общества X—XIX веков, то даймё — это элита среди самураев.
Ликвидация ханов и основание префектур (яп. 廃藩置県, はいはんちけん хайхан тикэн) — административно-политическая реформа Императорского правительства времён реставрации Мэйдзи в Японии. Проведена 29 августа 1871 года. Заключалась в переходе страны от федеративного устройства к унитарному. Осуществлена путём ликвидации автономных ханов (княжеств) и образования на их месте зависимых от центрального правительства префектур. Реформа положила конец существованию крупного самурайского землевладения в стране и обеспечила...
Ко́ку (яп. 石, кит. 石, пиньинь: Dàn, (в древнекитайском языке читался как «shí»)) — традиционная японская мера объёма, примерно равна 180,39 литра.
Хатамото (яп. 旗本, «под знамёнами») — самурай в прямом подчинении сёгуната Токугава в феодальной Японии.
Сёгу́н (яп. 将軍 сё:гун) — в японской истории так назывались люди, которые управляли (в отличие от императорского двора в Киото) Японией большую часть времени с 1192 года до периода Мэйдзи, начавшегося в 1868 году. Правительство сёгуна называлось бакуфу (幕府) (слово бакуфу означает «палаточный лагерь» в смысле места расположения полководца, ср. русское ставка). Государственный строй, при котором верховная власть принадлежала сёгуну, обозначается как сёгунат.
Упоминания в литературе
В положении крепостных пребывали райяты, прикрепленные к землям, находившимся в частной собственности (мульк) или пожалованным на условии несения военной службы бекам и служилым узденям (икта). На плоскости на землях
ханов находились целые райятские поселения. В приморском Дагестане весь тюркский народ терекеме считался райатами кумыкских беков. В горах Чечни и Северного Дагестана райатов было немного. Низшую ступень сословной иерархии занимали рабы (лаги, кули, караваши). Они принадлежали отдельным кланам (тухумам, тейпам). Источниками формирования лагского сословия были военные походы и работорговля на невольничьих рынках. В высокогорной части региона рабов было немного. Зато в центральной, предгорной Аварии, в Лакии, у даргинцев и кумыков лагское сословие занимало видное место и играло большую роль в хозяйственной жизни общины. Описанное выше социально-политическое устройство региона с незначительными изменениями просуществовало до присоединения региона к России.
В сторону северно-русских княжеств улус
хана Батыя был отделен обширными лесными пространствами, включавшими течения рек Медведицы, Хопра и Вороны, и требовал также постоянного и прочного наблюдения. В то время когда Батый вел завоевания русских земель, хан Среднеазиатского улуса покорил Кавказ, присоединил к своим владениям Армению и Грузию, и границы с этим улусом проходили по линии кавказских гор и долины Дагестана. В состав пограничного поселения на линии Терека вошли народы русские, Северного Кавказа, пятигорские черкесы и аланы. Население Приазовья и бродники, разбросанные в степной полосе, составили военные поселения по охране морских побережий и поддержания торговли и городского порядка.
Другой особенностью Кокандского
ханства было наличие сильной военной знати. Государство было разделено на 15 бекств, подобных военным округам, которые одновременно были и административными единицами. Управляющие бекствами (беки и хакимы) одновременно являлись воинскими начальниками, командовавшими войсками, расквартированными в округе. Как правило, беками и хакимами назначались сыновья или близкие родственники хана. В наиболее благополучные со всех сторон годы хан был в состоянии собрать до 60 тысяч воинов, и ханы Коканда тяготились присутствием в государстве воинственного племени кипчаков, а потому, чтобы избавиться от их влияния, они пытались набирать в элитные части представителей не местных этносов. Так, большая часть гвардейцев состояла из горных таджиков и выходцев со Среднего Востока. В 1805 г., например, из этих чужеземцев было сформировано несколько кавалерийских частей, общей численностью до 10 тысяч сабель, ставших главной опорой хана. Они содержались за счет ханской казны и не подчинялись ни одному из хакимов.
Сразу после завоевания Руси монголы фактически устранили традиционные формы управления территорией. На юго-западной Руси (Украине) монголы полностью убрали княжескую администрацию, заменив ее своим прямым управлением.[56] В Восточной Руси, а также в Галицкой, Волынской, Смоленской и Чернигово-Северской
землях, монголы установили собственное правление наряду с княжеской администрацией. Даже в тех русских землях где князья остались у власти в качестве вассалов хана, монголы оставляли за собой право лично контролировать определенные местности и группы населения.
Монгольская империя простиралась от Китая и Кореи на востоке до Адриатического моря на западе, от Поволжья и Урала на севере до Персидского залива на юге. В ее составе оказалась значительная часть современной России. Огромная территория, на которой проживали многочисленные народы, плохо управлялась из единого
центра. Поэтому Монгольское государство было разделено на четыре части, в каждой из которой стали править потомки Чингисхана. Земли, завоеванные в ходе западного похода, вошли в состав одного из таких государств – улуса Джучи, известной в русской исторической традиции как Золотая Орда. Ее первым правителем стал хан Бату.
Связанные понятия (продолжение)
Хиросима -хан (яп. 広島藩, ひろしまはん) — хан периода Эдо в провинции Аки и части провинции Бинго (современная префектура Хиросима). Известен также как Гэйсю-хан (яп. 芸州藩, げいしゅうはん).
Самурай (яп. 侍, по-японски также используется слово «буси» (武士)) — в феодальной Японии — светские феодалы, начиная от крупных владетельных князей (даймё) и заканчивая мелкими дворянами; в узком и наиболее часто употребляемом значении — военно-феодальное сословие мелких дворян. Хотя слова «самурай» и «буси» очень близки по значению, но всё же «бу» (воин) — это более широкое понятие, и оно не всегда относится к самураю. Часто проводят аналогию между самураями и европейским средневековым рыцарством...
Княжество
Кария (яп. 刈屋藩 Кария-хан) — феодальное княжество (хан) в Японии периода Эдо (1600—1871), в провинции Микава региона Токайдо на острове Хонсю (современная префектура Айти).
Осакская кампания (яп. 大坂の陣,おおざかのじん, МФА: ) — война в Японии в 1614—1615 годах между сёгунатом Эдо во главе с Токугава Иэясу и самурайским родом Тоётоми во главе с Тоётоми Хидэёри. Велась за установление верховенства власти сёгуната над страной, вокруг Осакского замка, главной цитадели рода Тоётоми.
Род
Ода (яп. 織田氏 Ода-си) — самурайский род в средневековой Японии. Семейный герб — бабочка, а также пятилистный цветок. Принадлежат к клану Тайра (потомков императора Камму), непосредственно от Тайра Сигэмори. Первым главой семьи был Ода Носю родом из Этидзэна. В период Муромати представители рода Ода служили советниками губернатора провинции Овари, происходившего из рода Сиба, в составе совета трёх управляющих Киёсу. В период Сэнгоку один из этих управляющих Ода Нобунага смог подчинить себе всю...
Род
Токугава (яп. 徳川 Токугава-си) — самурайский род в средневековой Японии.Основателем рода Токугава считается Токугава Иэясу, ставший в 1605 г. первым сёгуном династии, передававшей этот титул по наследству до 1868 г.
Княжество
Сакура (яп. (佐倉藩 Сакура-хан) — феодальное княжество (хан) в Японии периода Эдо (1593—1871), в провинции Симоса на острове Хонсю (современная префектура Тиба).
Сага (яп. 佐賀藩 сага-хан) — феодальное княжество (хан) в Японии периода Эдо (1603—1867), в провинции Хидзэн региона Кюсю.
Княжество
Хамада (яп. 浜田藩 Хамада-хан) — феодальное княжество (хан) в Японии периода Эдо (1619—1866), в провинции Ивами региона Санъиндо на острове Хонсю (современная префектура Симане).
Княжество
Оси (яп. 忍藩 Оси-хан) — феодальное княжество (хан) в Японии периода Эдо (1590—1871), в провинции Мусаси региона Токайдо на острове Хонсю (современная префектура Сайтама).
Возвращение земель и населения Императору (яп. 版籍奉還, はんせきほうかん хансэки хо:кан) — административно-политическая реформа Императорского правительства Японии времён реставрации Мэйдзи, ставившая целью централизацию и унитаризацию страны. Проведена 25 июля 1869 года. Заключалась в возвращении Императору Японии и его правительству власти над землями и населением автономных ханов страны.
Война годов Онин , Смута годов Онин (яп. 応仁の乱 О:нин но ран) — гражданская война в средневековой Японии, длившаяся 10 лет (с 1467 по 1477 годы). Её отличительная черта в том, что она происходила не на всей территории Японии, а в основном в её столице — Киото.
Импера́тор Япо́нии (яп. 天皇 Тэнно:) — символ государства и единства нации Японии, исполняющий функции формального главы государства. В условиях конституционной монархии выполняет преимущественно представительские функции, имея намного меньше полномочий, чем, например, британский монарх. Реальной властью обладает глава кабинета министров — премьер-министр Японии. Титул императора передаётся по мужской линии.
Первые письменные упоминания о древней Японии содержатся в китайских исторических хрониках «Двадцать четыре истории» I века. Однако согласно результатам археологических исследований, Японский архипелаг был заселён людьми в период позднего палеолита.
Подробнее: История Японии
Сидзоку (яп. 士族) — сословие нетитулованной знати в Японии, существовавшее в 1869—1947 годах. Было сформировано из средних и мелких самураев.
Тории Сунэмон служил Окудайре Садамасе, вассалу клана Токугава, в провинции Микава. В 1575 году во время осады замка Нагасино армией Такеды Кацуёри Тории Сунэмон незаметно выбрался из осажденного замка и прибыл в Окадзаки, чтобы попросить помощи у Токугава Иэясу. На обратном пути Сунэмон был схвачен врагами и представлен Такеда Кацуёри. Последний потребовал от пленника перейти на службу клану Такеда и сообщил защитникам замка, что никакой помощи им не будет. Однако Тории Сунэмон призвал осажденных...
Род Со (яп. 宗氏 Со-си) — японский самурайский род, который вел своё происхождение от Тайры Томомори (1152—1185) . Клан Со управлял островом Цусима с XIII по конец XIX века (с периода Камакура до конца периода Эдо).
Подробнее: Со (род)
Ронин (яп. 浪人, ро: нин, букв. 浪 «блуждающие волны» + 人 «человек» = «странник») — деклассированный воин феодального периода Японии (1185—1868), потерявший покровительство своего сюзерена, либо не сумевший уберечь его от смерти. Этимология термина ронин восходит к периодам Нара и Хэйан, когда он означал слуг, бежавших с земель своего господина. В редких случаях — странник, не имеющий над собой чужой власти, свободный воин.
Хараки́ри (яп. 腹切り), или сэппуку (яп. 切腹) (букв. «вспарывание живота») — ритуальное самоубийство методом вспарывания живота, принятое среди самурайского сословия средневековой Японии.
Система рицурё (яп. 律令制 рицурё:-сэй, «система уголовного и гражданского права» или «правовая система») — политико-правовая и социально-экономическая система централизированного японского государства VII—XI веков, которая базировалась на уголовном (яп. 律 рицу) и гражданском (яп. 令 рё:) праве, определённом древнеяпонскими кодексами Тайхо, Ёро и другими законодательными и подзаконными актами. Была заимствована из систем соседних китайских империй Суй и Тан и внедрена в ходе реформ Тайка.
Род
Санада (яп. 真田氏 Санада-си) — самурайский род в средневековой Японии. Род Санада долго управлял доменом Мацусиро в провинции Нагано.
Асигару (яп. 足軽, букв. «легконогие», то есть «не прикрытые доспехами») — вид лёгкой пехоты в средневековой Японии, из не-самураев, основным оружием которой были яри, а со второй половины XVI века — аркебузы — танегасима. Асигару называли простых пехотинцев японских армий позднего средневековья, которые являлись самой многочисленной частью самурайских армий и их действия на полях сражений во многом определяли исход противостояний между соперничавшими даймё.
Шугнан (Шигнан, иногда Верхний Вахан; шугн. Xuɣ̆nůn, тадж. Шуғнон, перс. شغنان) — историческая область в юго-западном Памире, расположенная в бассейне реки Гунт и левого притока его реки Шахдара. В настоящее время территория исторической области Шугнан разделена на две части: правобережный Шугнан располагается на территории современного Шугнанского района Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана, а левобережный — Шигнанского района в провинции Бадахшан Афганистана.
Сукхотаи (тайск. อาณาจักรสุโขทัย) — средневековое тайское государство, располагавшееся на территории современного Таиланда вокруг города Сукхотхаи в XIII-XV веках.
Буха́рский эмира́т (перс. امارت بخارا Amārāt-i Bukhārā; узб. Buxoro Amirligi) — узбекское государство, существовавшее с 1753 по 1920 год в Средней Азии на территории современных государств Узбекистана, Таджикистана и части Туркмении. В его состав также временно входили территории северного Афганистана и округа Туркистана в южном Казахстане. Правопреемник Бухарского ханства и часто назывался так же. Официальное название государства было Бухарское государство. Термин эмират используется в академической...
Кашгария (Восточный или Китайский Туркестан, Алтышахар) — ранее южная часть Синьцзянской провинции (Синьцзян, Западный Китай) Китая, общее название 6 городов и территорий под их влиянием в Восточном Туркестане (ныне КНР): Аксу, Жанашар, Кашгар, Хотан, Кушар и города Жаркент на территории современного Казахстана.
История древней Японии охватывает временной отрезок, начиная с палеолита и заканчивая периодом Хэйан. В эту эпоху произошло заселение Японских островов, формирование основ хозяйства и религиозных представлений, а также формирование и становление японской государственности. В дальнейшем правители древней Японии предприняли первые контакты с внешним миром, провели реформы государственного устройства и сформировали государственную идеологию. Вся история древней Японии сопровождалась ассимиляцией народов...
Подробнее: Древняя Япония
Удж-бей (тур. Uc-Bey) — тюркский военачальник, повелитель одного уджа (тур. اوج;: букв. верх, край), который ему обычно выделяло центральное правительство Конийского султаната, надеясь таким образом удалить чересчур воинственные элементы от столицы во избежание угрозы госпереворота.
Хиви́нское ха́нство (узб. Xorazm, حارذم , Xiva Xonligi) — принятое в русской исторической традиции название Хорезмского государства в период его существования (1512—1920). Само государство всегда именовало себя как Хорезм, а Хивинским ханством стало называться у российских историков в честь своей столицы — Хивы. Хивинское ханство, наряду с Бухарским ханством (Бухарским эмиратом) и Кокандским ханством, было одним из трёх узбекских ханств.
История Казахстана — события на территории современного Казахстана с начала расселения там людей .
Миграция в Маньчжурию (кит. трад. 闖關東, упр. 闯关东, пиньинь: Chuǎng Guāndōng, палл.: Чуан Гуаньдун) где Гуаньдун — старое название Маньчжурии) означает массовое переселение в Маньчжурию китайцев-ханьцев, в особенности из Шаньдунского полуострова и Чжили во второй половине XIX — первой половине XX веков. В течение предшествующих двух веков цинское правительство как правило строго ограничивало, а то и вовсе запрещало переселение китайцев в Маньчжурию, стараясь сохранять её как вотчину маньчжуров и монголов...
Подробнее: Китайская колонизация Маньчжурии
Буря́ты (самоназвание — буряад, буряад зон, буряадууд) — монгольский народ, говорящий на бурятском языке. Наиболее северный монгольский народ.
Чагатайский (Джагатайский) улус (Улус Чагатая) — тюрко-монгольское государство, образовавшееся в Средней Азии в 1266 году после распада Великой Монголии. Улус был назван по имени сына Чингисхана — Чагатая. С 1326 года официальной религией Чагатайского улуса стал ислам. В 1340-е годы государство распалось на Могулистан и Мавераннахр.
Джаги́р (фарси, букв. «держащий место») — господствующая форма феодального землевладения в Империи Великих Моголов XVI—XVIII вв. Владелец джагира (джагирдар) фактически являлся полновластным правителем своего владения, получал в свою пользу часть земельного налога и был обязан за это содержать определённый отряд наёмной конницы; при этом формально вся выделенная в джагир земля продолжала принадлежать падишаху. Численность войска, размер налога и участка соответствовали рангу военачальника.
Букеевская Орда (или Внутренняя Орда) — вассальное казахское ханство в составе Российской империи, существовавшее в 1801—1845 в междуречье Урала и Волги. Было создано в 1801 году пятью тысячами семей, переселившимися из Младшего жуза. Административно входило в Астраханскую губернию.
Туркменская степь (также Туркменсахра; дословно — «туркменское пространство»: перс. ترکمنصحرا — сэхра-и торкман; туркм. Türkmensähra) — историко-географическая область в северо-восточной части Исламской Республики Иран, на границе с Туркменистаном. Среднегодовое количество осадков — 150 мм.
Ми́нги , средневековое племя, образованное вначале как военная единица (минг - тысяча), с XVI века упоминаемое на территории Мавераннахра как узбекское племя. В 1709-1876 гг. правящая узбекская династия в Кокандском ханстве.
О столице ядавов в Махабхарате см. статью Дварака.Дваравати (тайск. อาณาจักรทวารวดี) — буддийское государство монов, существовавшее в IV—XI веках на территории современного Таиланда. Название государства, которое может быть переведено как «многовратная», происходит от найденных монет, на которых на санскрите было написано «śrī dvāravatī» («Шри с многими воротами»).
Подробнее: Дваравати
Драви́ды — народы, населяющие главным образом Южную Индию (на территории Пакистана остались только брагуи) и говорящие на дравидийских языках. Антропологически дравиды настолько отличаются от остального населения Индии, что многие исследователи выделяют их в отдельную расу — дравидийскую, или южноиндийскую — очевидно, являющуюся результатом смешения индо-средиземноморской и веддоидной рас.
Термин
Ранние корейские государства (кор. 원삼국시대(Вонсамгукштэ)) относится к периоду в истории Кореи после падения Кочосона и перед началом доминирования Когурё, Пэкче и Силла.
Каси́мовское ца́рство , или Каси́мовское ха́нство (тат. Касыйм ханлыгы, Qasím xanlığı, قاسم خانليغى) — феодальное государство, существовавшее в 1452—1681 годах в западной части Мещёры (ныне — территория Рязанской области). Главный город — Касимов.
Бе́лая Орда ́, или Ак-Орда (каз. Ақ-Орда) — западная часть Улуса Джучи в XIII—XV вв. Столица — город Сыгнак.
Карабахское ханство (азерб. Qarabağ xanlığı, арм. Ղարաբաղի խանություն, перс. خانات قرهباغ) — одно из самых сильных ханств существовавших на территории современного Азербайджана и Армении и части Армении во второй половине XVIII-го начале XIX века. Первоначально под властью Персии а с 1805 года — в составе Российской империи. Ликвидировано в 1822 году и преобразовано в российскую провинцию.
Упоминания в литературе (продолжение)
В течение 175-летнего периода владычества монголов Туркестан сотрясали междоусобицы и войны среди наследников Чингиз-хана, споривших из-за власти и владений. К политическим причинам добавились религиозные и экономические. Споры из-за земли и воды были между кочевым и оседлым населением. Переход монгольских ханов в ислам (первым принял ислам правнук Джагатая Мубарак-шах в 1266 г.) вызвало неоднозначный отклик у монголов-язычников. С течением времени значительная часть монголов приняла ислам в южной части Туркестана, о чем свидетельствуют новые географические термины: Могулистан
(страна монголов) – для обозначения северо-восточной части Туркестана; и Узбекистан (страна узбеков) – для обозначения западной части северного Туркестана.
После поражения от монголов в битве при Коседаге в 1243 году сельджукские правители признали свою вассальную зависимость от монгольских ханов (ильханов). Несмотря на то что формально Сельджуки сохранили свою
власть над большей частью Западной и Центральной Анатолии, тем не менее это поражение ускорило распад Сельджукского государства. В пограничных областях (удж), где сосредоточивалась основная масса кочевых и полукочевых племен, формировались новые политические образования4. Формально они признавали верховную власть монгольских наместников (ильханов), а также правителей Сельджукского государства. Однако на самом деле, пользуясь отдаленностью ильханов и слабостью сельджукских правителей, они вели самостоятельную политику в уджах. В скором времени они превратились в самостоятельные государственные образования. Во второй половине XIII – первой половине XIV в. на территории Западной и Центральной Анатолии возникло уже около двадцати таких княжеств (бейликов)5. Некоторые из них просуществовали недолго и в силу внутренних и внешних проблем быстро распались. Бейлики возглавляли наиболее сильные личности – вожди племен, обитавших на этой территории, или бывшие сельджукские командиры. К тому же многие мусульмане, желавшие влиться в ряды «борцов за веру» (гази) и совершать набеги (акын) на территорию «неверных», устремились в тюркские бейлики, усиливая и укрепляя их. На начальном этапе формирования и развития бейликов возможность совершать грабительские набеги на территорию, населенную христианами, способствовала обогащению участников набегов. Поэтому бейлики привлекали все новых и новых лиц, желавших участвовать в этих набегах. После того как граница бейликов дошла до побережья Эгейского моря и пролива Дарданеллы, возможность совершать успешные набеги на соседние территории уменьшилась, а это привело к уменьшению источников богатства для бейликов6.
Кавказ, который к середине XVIII в. стал ареной героической борьбы между старыми державами Среднего Востока и новыми евро-азиатскими странами, представлял собой пограничную зону, в которой развивались и разлагались самые разные
социальные формы. Здесь древние империи Турции и Персии вступили в контакт с новой, полуевропейской империей Романовых; здесь, на недавно захваченных землях анархические сообщества казаков и группы великорусских крестьян и даже немецких сектантов создавали свои поселения. Здесь существовали иерархические кланы черкесов и демократические хищнические семьи чеченцев, фанатичные племена Дагестана и феодальные мусульманские господа Месхии и Акаристана, деревенские княжества Западной Грузии и мозаика миниатюрных городов-государств, которые объединил в единое царство Ираклий II Картлийский и Кахетинский[11]. Города, расположенные на берегах Куры и Аракса, а также Дербент, Баку, Шеха и Шемаха, имевшие своих независимых ханов, обладали, подобно Тебризу и Ахалцихе с их формально независимыми губернаторскими и мощными купеческими корпорациями, многими чертами городов-государств, в противовес деревенским княжествам Западной Грузии и племенных горных областей.
Обширную территорию в Нагорном Дагестане занимало Аварское ханство (или нуцальство), ядром которого являлось Хунзахское плато, где находилась резиденция аварских ханов – аул Хунзах. На территории Аварии смежно с ханством и отдельно от него располагалось более 40 «вольных» обществ, включавших, по неполным данным, около 270 джамаатов. Население Аварии состояло из представителей 14 мелких народностей и этнических групп.[182] Так же, как в Кайтаге и Казикумухе, аварские союзы сельских обществ (Андалал, Анди, Унцукуль и др.) выступали внушительной силой при решении внутренних и внешнеполитических вопросов. Усилиями аварских
ханов в течение XVIII в. были подчинены многие соседние «вольные» общества, обширные пастбища на плоскости и пограничные с Чечней земли («Мичигика» – Чечен-Гала, Герменчук, Шали, Атака-Атаги)[183] и др.
Очевидно, что кроме наличия общих внешнеполитических интересов объединение Польши и Литвы стало возможно во второй половине XVI в. потому, что только тогда сложилась социальная сословная структура в Литовском княжестве, существовавшая в Польше уже давно. Например, заключение Люблинской унии активно поддерживала выросшая и усилившаяся шляхта, тогда как литовские магнаты стремились не допустить полного соединения Польши и Литвы. Таким образом, только после 1569 г. буферное Литовское государство интегрировалось в восточный (польский) регион европейской цивилизации. В то же время происходили глубокие сдвиги в Евразии, обусловленные затуханием монгольского «ритма Евразии». Вся вторая половина XIV в. сопровождалась ожесточенной внутренней борьбой в Золотой орде (улусе Джучи) и разрушительным столкновением с государством Тимура. Этот завоеватель стремился возродить улус Чагатая в Средней Азии и поставить в зависимость от него улус Джучи. В результате, уже в первой половине XV в. от былого могущества Золотой орды, раздробившейся
на несколько политических образований, мало что осталось. Эти мелкие ханства во второй половине XV в. оказываются в зависимости от Османской империи. В частности, в 1475 г. вассалами этой империи стали ханы возникшего в Крыму татарского ханства. Затем, влияние османов усилилось в других осколках улуса Джучи: в Казанском и Астраханском княжествах.
Очевидно, что кроме наличия общих внешнеполитических интересов объединение Польши и Литвы стало возможно во второй половине XVI-в. потому, что только тогда сложилась социальная сословная структура в Литовском княжестве, существовавшая в Польше уже давно. Например, заключение Люблинской унии активно поддерживала выросшая и усилившаяся шляхта, тогда как литовские магнаты стремились не допустить полного соединения Польши и Литвы. Таким образом, только после 1569-г. буферное Литовское государство интегрировалось в восточный (польский) регион европейской цивилизации. В-то же время происходили глубокие сдвиги в Евразии, обусловленные затуханием монгольского «ритма Евразии». Вся вторая половина XIV-в. сопровождалась ожесточенной внутренней борьбой в Золотой орде (улусе Джучи) и разрушительным столкновением с государством Тимура. Этот завоеватель стремился возродить улус Чагатая в Средней Азии и поставить в зависимость от него улус Джучи. В-результате, уже в первой половине XV-в. от былого могущества Золотой орды, раздробившейся
на несколько политических образований, мало что осталось. Эти мелкие ханства во второй половине XV-в. оказываются в зависимости от Османской империи. В-частности, в 1475-г. вассалами этой империи стали ханы возникшего в Крыму татарского ханства. Затем, влияние османов усилилось в других осколках улуса Джучи: в Казанском и Астраханском княжествах.
Первоначально верховная власть принадлежала великим монгольским ханам, находившимся в столице Монгольской империи – Каракоруме, куда пришлось ездить на поклон и Александру Невскому. В 1260-е годы западный улус Монгольской империи (который монголы называли «улус Джучи» – по имени отца Батыя, а русские –
Ордой) стал самостоятельным государством с кочующей столицей, которая существовала одновременно с постоянной – городом Сараем на Нижней Волге. В отличие, например, от Китая или Ирана, где потомки Чингисхана сменили местных правителей, Русь осталась под властью собственных князей, не входя непосредственно в состав Орды, но признавая ордынского хана легитимным сюзереном – царем. Зависимость выражалась прежде всего в утверждении ханами князей на их престолах путем выдачи соответствующих ярлыков.
Анализ племенных названий и географического расположения перечисленных племен позволяет не только определить эпоху, отраженную в описании, но и получить данные по нашей теме. Привожу список полностью. 1. Племя царя Zama Monan' (Азма Туганя) – род Ашина;[25] 2. Hali – фули, китайское искажение названия телохранителей тюркских ханов – бури (волки);[26] 3. A-ga-ste – Аши-дэ, второй по знатности рода тюркютов;[27] 4. Car-du-li – состоит из этнонима «сир»[28] и заключительного видового определения, относящегося ко всем перечисленным группам населения – толис, название восточного крыла тюркютского эля (державы);[29] поскольку нам известно, что сиры (сеяньто) жили в начале VII века в Джунгарии, то, следовательно, составляя восточное крыло, они относились к Западному каганату и тем самым все перечисленные
собственно тюркские названия должны относиться к западным тюркютам. Дальше перечень племен идет с запада на восток; 5. Lo-lad – аланы, с суффиксом монгольского множественного числа, что естественно, ибо доклад писал уроженец Тогона, т. е. сяньбиец; 6. Par-sil – барсилы; 7. Rni-ke – название тюркского племени, жившего западнее Тарбагатая, отраженное в титуле «Нигю»;[30] 8. So-ni – суни, тюркское племя в Западной Джунгарии;[31] 9. Jol-to – такого названия нет, но можно предположить, что это заключающее список видовое определение «Тардуш», название западного крыла тюркского эля; 10. lan-ti – яньто (?), телесское племя, в неизвестное время объединившееся с сирами и составившее племя сеяньто;[32] затем идут два среднеазиатских племени; 11. He-bdel – эфталиты,[33] включенные в каганат около 626 г., и 12. Gar-rga-pur, название, о котором надо говорить в специальной работе.
3) карательные и полицейские функции. Верховным сюзереном на Руси был монгольский хан, который в качестве своих вассалов, кроме властителей некоторых южных районов, оставил у власти местных русских князей. Русские князья были вправе решать все внутриполитические вопросы.
Сохранялись внутреннее государственное устройство, русское право и другие правовые институты (например, преемство княжеской власти по родовому порядку). Власть русских князей была единоличной в пределах их княжеств, на территориях которых каждый из них мог сам собирать дань для хана. В Киеве, Переяславле и некоторых других южных районах монголо-татары ввели свое прямое правление.
Таким образом, указания источников на быстрое появление у газийского предводителя, осевшего в Хучаде, каких-то исключительных личных прав на обрабатываемую землю и пастбища (причём последнее стало основанием для взимания натуральной ренты) дает сделать вывод, что права его на владение Гидатлем либо были безусловными, либо быстро эволюционировали к таковым. Что же касается характера его собственности на землю, то в косвенных указаниях источника просматривается та же схема, которую можно было видеть в Лудуке: присвоение общинных пастбищ (и, вероятно, верховных прерогатив общинного союза) как главный источник дохода-ренты и
одновременно создание собственного феодального хозяйства как вторичного источника дохода. Предания, кстати, упоминают рабов и дружину «хучадинского хана»[86]: рабы могли эксплуатироваться на земле подобно русским холопам, руками которых главным образом и обрабатывалась земля в личном хозяйстве вотчинника до рубежа XV–XVI вв. Хучада же предстаёт как «газийский центр», превращающийся быстро в центр самостоятельного феодального владения.
Завоеванные русские земли не вошли непосредственно в состав Золотой Орды. Золотоордынские ханы рассматривали русские княжества как самоуправляемые
территории, имеющие свою собственную традиционную власть, но находившиеся в зависимости от ханов и обязанные платить им дань – «выход». Границей между Русью и Золотой ордой оказалась река Дон.
3) карательные и полицейские функции. Верховным сюзереном на Руси являлся монгольский хан, который в качестве своих
вассалов, кроме некоторых южных районов, оставил у власти местных русских князей. Русские князья были вправе решать все внутриполитические вопросы. Сохранялись внутреннее государственное устройство, русское право и другие правовые институты (преемство княжеской власти по родовому порядку). Власть русских князей была единоличной в пределах их княжеств, на территориях которых каждый из них мог сам собирать дань для хана. Такая система государственной власти не была введена монголотатарами в Киеве, Переяславле и некоторых других южных районах, где монголотатары ввели свое прямое правление.
Правители, назначенные в провинции, считались также правителями столичных городов, входящих в состав провинции, и им причитался доход и от этих городов. На этот
доход хан должен был содержать 2-тысячное войско и обеспечивать работающих в его дворце служащих жалованьем и продуктами, и возмещать другие предусмотренные для них затраты. Кроме столичных городов, правителю провинции и ханам передавались в форме ульки города, поселки, населенные пункты, также входящие в территорию провинции, и право собирать налоги в этих пунктах также принадлежало правителю (76, 594–595).
Итак, установление на востоке Великой степи господства киданей вызвало новое перемещение кочевых племён, в том числе и кунов. В сообщении Марвази о кунах отмечалось, что «они были христиане-несториане» (Кляшторный, Султанов, 2004, с.133), а в 998 году кидани («китаи») изгнали от своих границ всех несториан (Гумилёв, 2002, с.664), в том числе и кунов. Хотя далеко не все куны были христианами (о том, что они христиане нет сообщений во всех, кроме Марвази, источниках, упоминавших кунов), они были вынуждены бежать, «боясь Кыта-хана» (Марвази). Поселившись на новых, очевидно тесных пастбищах (возможно, в восточных отрогах Тянь-Шаня), куны стали подвергаться набегам новых соседей – племен каи. Особо масштабное нападение на них каи повлекло за собой целую цепь миграций, вроде «малого переселения народов». Начало переселения можно датировать годом последнего упоминания каи и кунов вместе (1029 г.), а его концом – временем встречи на южной границе Руси князя Всеволода с половцами (сары) хана Болуша (1055 г.). Хотя возможно, что это был один из первых отрядов переселенцев, что миграция ещё не завершилась. Неизвестен точный маршрут следования племён. Известно, что путь их начался с Монгольского Алтая, шёл через Джунгарию и Семиречье, далее продолжался по территории, которая с 1030 г.
стала известна в восточных источниках как Дешт-и Кипчак (эта миграция и способствовала возвышению кыпчаков), в каком-то месте мигранты переправились через Волгу (Итиль) и продолжили движение дальше на запад.
Тем не менее отдельные примеры такого ассоциирования встречаются. В ряде ритуальных текстов упоминается «небеснорожденный Чингис-хан, получивший tцrь народов мира», а также о том, что он получил «tцrь» отдельных правителей – в частности, кераитского Ван-хана и найманского Даян-хана. Хубилай, внук Чингис-хана и монгольский хан (1260–1294), также упоминается как «держатель» торе в силу обладания ханской властью и родовой харизмой[106]. Надо полагать, в имперскую эпоху, и, вероятно, на раннем этапе постимперского периода (конец XIV в.) и в Монголии предпринимались попытки «присвоения» торе Чингис-хану и Чингизидам. Однако в
позднесредневековых монгольских текстах прямая связь между обладанием торе и происхождением Чингис-хана или других ханов, его потомков, не наблюдается: фактически каждый монарх в силу своего положения и своих функций также устанавливал или приобретал торе[107].
Для Василия II Улуг-Мухаммед был и оставался в 1445 г., как и прежде, ордынским ханом, а не только казанским правителем. Для Василия II Казань в то время не являлась центром самостоятельного государства, а продолжала оставаться частью Золотой Орды. Такое положение было выгодно как для Василия II, в условиях длительного противостояния с Дмитрием Шемякой, так и для Улуг-Мухаммеда, считавшего себя законным правителем всей Золотой Орды и, очевидно, мечтавшего возвратить утраченные владения. Признание Казани центром суверенного государства, а Улуг-Мухаммеда – главой этого нового ханства автоматически сделало бы великое княжение Василия II нелегитимным. Вот почему московские политики и отражающие их взгляды и устремления русские летописцы вели себя по отношению к фактическому основателю казанской династии и ханства очень корректно, не изображая его правителем лишь
небольшой части великой империи. Поэтому мирного договора 1445 г. и не существовало, а была лишь, по всей видимости, устная договоренность (возможно, в форме приказа, как всегда и обращались ордынские цари к нижестоящим по иерархии великим князьям) о передаче некоторых русских городов «в кормление» татарам и выплате выкупа в обмен на освобождение великого князя.
Экономическая ситуация в русских княжествах резко меняется после монголо-татарского нашествия. В результате двух походов Батыя (1237—1238, 1240— 1241) монголы завоевали Русь, включив территорию Северо-Восточной Руси (без Новгорода и Пскова) в состав своего государства, которое в русских письменных источниках с XIV в. называлось ордой, а со второй половины XVI в. – Золотой Ордой. Они не стали размещать в русских городах военных гарнизонов, не создавали и параллельной администрации, оставив управление в руках местной княжеской династии, не устраивали гонений на православную церковь. Завоеватели ограничилась лишь тем, что обложили Русь данью и заставили русских князей признать политическое верховенство монгольского хана, который именовался царем и считался правителем более высокого ранга, чем кто-либо из русских князей. Таким образом, с начала 1240-х гг. на Руси установилось иго Орды, означавшее, во-первых,
политическую зависимость от монгольского хана и, во-вторых, экономическое угнетение русских земель.
Именно изменение государственной социальной политики стало визитной карточкой московского княжества. Старые древнерусские обычаи были забыты или, во всяком случае, не становились главной основой для форм и методов управления. За основу государственного устройства была принята государственная система Золотой
Орды. Отличительной чертой государственных порядков этой степной империи было наличие государства – орды с деспотической властью хана (в ее восточных традициях). Хан Золотой орды сосредотачивал в своих руках не только власть, но и собственность, и строго карал за не соблюдение подчинения «по вертикали власти». В обществе Золотой Орды преобладал военно-служилый элемент, основной задачей которого было сбор дани – «ясака» и подавление недовольства населения. Господство Золотой орды изменило вектор цивилизационного развития Руси. Если Древняя Русь была Востоком Европы, то пришедшая ей на смену Московия стала Западом Азии. Именно это цивилизационное изменение, сказавшееся на всей социально-политической системе средневековой Руси, ввело нашу страну и начавшееся вновь формироваться государство, в новую геополитическую систему. В отличие от Западной Европы, где всё большую системообразующую роль играла частная собственность, на Руси, под игом Орды, побеждает восточная традиция государственной власти – собственности. В XIII–XIV вв. в европейских странах появляются первые парламенты, а русские люди сталкиваются с восточно-деспотической властью ордынского хана. При этом историческом процессе государство восточно-деспотического типа растоптало общество. Постепенно на Руси смолкают вечевые колокола, а русские люди знакомятся с восточными казнями: битьё кнутом, отрезание ушей, носа, пытки на дознании и следствии. В социальном плане понятие «обязанность» становится выше понятия «право», ценность власти становится выше ценности права. Восторжествовал принцип: «Не тот прав – кто прав, а тот – у кого больше прав».
Автор уже писал – и довольно подробно – о
фактическом отсутствии в Северной Руси (Великороссии) монголо-татарского гнета в XIII–XIV веках. Ну как можно называть гнетом ситуацию, когда страна с двухмиллионным населением платила дань Орде в сумме 8000 низовых рублей серебра – то есть цене 6000 тонн зерна ржи! Или 3 кг зерна ржи с человека в год. Имела самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику. И вела торговлю с ханами по Волжскому торговому пути, связавшему Амстердам и Пекин.
Таким образом, Казань ведет свое происхождение от полулегендарных времен Волжской Булгарии. Возникнув на перекрестке «цивилизационных транзитов», это государство-ханство со столицей Булгаром-Казанью
стало самым северным регионом распространения мусульманства в мире. После распада золотоордынской государственности эта территория становится, ни много ни мало, одним из геополитических центров Евразии. Даже московские князья платили какое-то время дань казанским ханам, за немалые деньги выкупали русских пленных заложников. Военное присоединение Казани к Москве прекратило подобную практику, обозначило новый вектор формирования межэтнической евразийской государственности.
Право Золотой Орды состояло из четырех элементов: Великая Яса (собрание монгольских обычаев и законов); грамоты, ярлыки, исходившие
от ханов; обычное право монгольских племен; шариат. Правовые нормы не абстрагировались от норм нравственных и религиозных. Уголовные законы отличались жестокостью. Малейшее нарушение установленного порядка преследовалось суровыми карами. Западная часть Орды, под власть которой попала Русь, называлась Золотой, или Белой, Ордой. Это государство было построено по десятичной системе. Первое, что делали завоеватели, – проводили перепись, т. е. считали завоеванных, а затем прокладывали дороги. Счет и связь – два конструктивных элемента, помогавшие держать покоренных в подчинении.
В историческом контексте Туркменский район сравнительно молодой район края, но с его названием связана 350-летняя богатая история. По материалам этнографов, историков XIX–XX веков, в северной, северо-восточной части Ставропольского края кочевья туркмен, исторической родиной которых являлись степи юго-восточного Прикаспия и реки Амударьи, первоначально вели кочевой образ жизни, перегоняя огромные стада овец, лошадей, верблюдов. В середине XVII в.,
в 1653 году, большая часть туркмен под натиском ханов Хивы переселилась на территорию современного Ставропольского края. Согласно преданиям, переселенцев тогда насчитывалось 1665 семей, около 90 тысяч человек [1].
Улясутайское цзянцзюньство делилось на три округа: на востоке – Кулунь (русск. – Урга, монг. – Их-Хурэ), в центре – Улясутай, на западе – Кобдо (монг. – Ховд). В округах имелись специальные чиновники – баньшидачэнь (амбань), которые были в двойном подчинении – цзянцзюню и правительству в Пекине. Амбани, формально считавшиеся помощниками цзянцзюня, в Урге и в Кобдо во многом были самостоятельны. Следует отметить, что кроме цинских знаменных амбаней в этих городах были и вторые амбани, должности которых занимали представители местной монгольской знати. Русский исследователь, посетивший Ургу в 1899 г., писал, что там давно жил и исполнял должность монгольского амбаня Цэцэн-хан18. Британский политик и исследователь М.Ф. Прайс писал, что амбанями обычно были китайцы (Chinamen), но иногда и монгольские ханы и принцы: «Оба амбаня в Урге, китайский и
монгольский, имели специальное назначение – наблюдать за великим духовным сановником Хутухтой-ламой»19.
Северное Причерноморье в XIII веке оказалось под властью Золотой Орды. Из ее состава в 40-х годах XV века выделилось Крымское ханство. Ханы из династии Гиреев контролировали не только Крымский полуостров, но и большую часть Северного Причерноморья от Дуная до Кубани.
После завоеваний Бату и Берке
русские княжества на длительный срок попали в вассальную зависимость от Золотой Орды. Отношения вассалитета не были закреплены каким-либо договором, а были просто продиктованы монголами. Русские князья должны были утверждаться на княжение в Орде, получая от хана ярлык. Русские княжества платили хану дань в виде десятой части всех доходов с населения княжества, население должно было предоставлять лошадей и повозки, уплачивать особые торговые и ремесленные пошлины, предоставлять корм (пропитание).
Последующие отношения России и Крымского ханства складывались чрезвычайно напряженно, поскольку крымские ханы (ставшие вассалами могущественной Османской империи) стремились воссоздать Золотую Орду, захватив Казань, Астрахань, а то и саму Москву. Крымское ханство претендовало также на получение ордынской дани
(как от Московского государства, так и от Великого княжества Литовского). Огромный ущерб русским землям наносили постоянные набеги крымцев. Главной их целью был захват пленников для дальнейшей продажи их в рабство. В этих условиях одной из важнейших внешнеполитических целей России в ХVI – ХVII вв. стала защита своих южных рубежей.
Многие ученые – А. И. Лызлов, П. И. Рычков, Ш. Марджани, Н. П. Загоскин и др., занимавшиеся проблемой установления времени возникновения Казани во второй
половине XX века, – утверждают, что город появился в период существования на татарской земле Золотой Орды, во второй половине XII столетия. Заложена была Казань, с их точки зрения, золотоордынским ханом Батыем или его сыном Сартаком, которые и дали поселению название Саинов Юрт. А стояло оно на Зилантовой горе, что располагалась в устье реки Казанки.
Транзитная торговля окончательно изменила культуру и образ жизни уйгуров. В первую очередь, торговля требовала грамотных людей, и уйгуры уже в конце X века придумали собственный алфавит. Позднее он получил широкое распространение и был при Чингисхане перенят монголами, а уйгурские грамотеи заняли законное и, надо полагать, небезвыгодное положение писцов и счетоводов при ставке хана. Кроме того, богатство, достающееся сравнительно небольшими усилиями, окончательно оттолкнуло уйгуров от военной стези. Они стали мирными людьми, предпочитая откупаться или платить дань потенциальным захватчикам, а не воевать. Так они откупились от победоносного Елюя Даши, признав его верховную, но сугубо
номинальную власть. Так они позднее без всякой крови и войн вошли и в державу Чингисхана. У уйгуров даже властитель назывался своеобразно. У других народов были в ходу эпитеты «великий», «сильный», «могучий», «царь царей» и тому подобное – взять того же кара-киданьского гурхана. Правитель уйгуров назывался идикут, что в переводе означает «господин счастья». Вот как! Поймали счастье за хвост и теперь сидят на нем во главе с его господином. Надо сказать, что и монгольское завоевание отнюдь не нарушило уйгурского счастья – скорее наоборот, время монгольской империи стало эпохой наивысшего расцвета уйгурской транзитной торговли.
Первоначально эти приобретения совершались путем частных полюбовных сделок; но потом пущен был в ход и насильственный захват. Так, сын Дмитрия Донского, Василий, купил у хана Муром, Тарусу и целое Нижегородское княжество и с помощью Татар выгнал владельцев этих княжеств из их владений. Благодаря этим приобретениям территория Московского княжества значительно расширилась в продолжение XIV и XV вв. Владения Ивана Калиты едва ли заключали в себе 500 квадратных миль, так как во всей Московской губернии не более 590 кв. миль. Если по духовной Василия Темного 1462 года очертить
пределы московских владений, увидим, что в них можно считать по меньшей мере 15.000 кв. миль. Таковы были территориальные успехи, достигнутые московскими князьями к половине XV века.
4. В четвертом вопросе следует отметить многоплановость задач внешней политики России в XVI в. На западе – борьба за выход к Балтийскому морю (25-летняя Ливонская война); на юго-востоке и востоке – борьба с Казанским и Астраханским ханствами и начало освоение Сибири; на юге – защита страны от набегов крымского хана. Не все поставленные цели были достигнуты, что свидетельствовало об экономической отсталости России, но территория
государства при Иване Грозном значительно выросла. Опишите эти события, показав значение каждого из них в деле укрепления русского централизованного государства.
Дань
хану была поначалу относительно небольшой, Грузия ежегодно обязана была выплачивать 50 000 перперов (золотые монеты, соответственно 25 000 руб.) и принимать участие в монгольских походах. С этого времени Грузия была вынуждена всеми своими вооруженными силами принимать участие в войнах монголов [278]. Начиная с 1246 г., грузинские думаны обязаны были выставлять значительную часть мужского населения. Длительные походы гибельно сказывались на состоянии феодальных хозяйств, страна разорилась, приходила в упадок [279]. Здесь мы видим уже качественное отличие в отношениях между монголами Ильханов – Хулагуидов с Грузией и между Русью и Золотой Ордой.
Несколько
больше известно о структуре русского общества. Но и она в этот период находилась в процессе становления. К примеру, существовало определенное представление о знати, но в единое сословие с юридически определенными критериями она еще не сложилась. На верхушке социальной пирамиды стояли удельные князья – ближайшие родственники великого князя, получившие в удел определенные владения от отца или брата. Ступенькой ниже их стояли князья служилые, «отъехавшие» со своими владениями к московскому великому князю. Эти владения располагались на московско-литовском пограничье, представляли собой одну из линий обороны по отношению к набегам крымских татар, и поэтому к ним Василий III относился с недоверием: хотя они в отличие от удельных братьев претендовать на престол не могли, всегда сохранялась опасность их «отъезда» обратно в Литву или измены в сношениях с крымским ханом. Отсюда та жестокость, с которой он подчас расправлялся с ними. Так, Василий III в 1523 г. вызвал в Москву новгород-северского служилого князя Василия Ивановича Шемячича, когда же тот получил гарантии безопасности от митрополита Даниила и приехал в столицу, то был вероломно арестован и спустя несколько лет умер в заточении.
В
Западном каганате собственно тюркюты были в абсолютном меньшинстве. Кроме ханского рода, к этому племени принадлежало небольшое количество дружинников и их семьи. Эта кучка должна была господствовать над могучими храбрыми многочисленными племенами и богатыми культурными согдийскими городами. Среди подданных тюркютского хана были вольнолюбивые телеские племена Джунгарии, кангары Приаральских степей, позже получившие широкую известность под именем печенегов, болгарские племена степей Северного Кавказа, барсилы, жившие между Тереком и Волгой, и хазары. Как ни странно, все перечисленные народы поддерживали династию, благодаря чему она просуществовала до 659 г. Очевидно, наличие слабого правительства их устраивало больше, чем постоянные межплеменные войны, которые в ином случае были бы неизбежны. Но двойной удар извне оказался роковым: арабы вторглись в Согдиану, китайцы захватили бассейн Тарима и Джунгарию, последний хан был взят в плен, а члены его рода перебрались в Хазарию, и с этого времени возник Хазарский каганат.
В 1552 г. в Поволжье перестала существовать мусульманская государственность в лице Казанского ханства, что обозначало уничтожение мусульманской городской цивилизации. У нас катастрофически не хватает источников организации жизни махалли в период мусульманской государственности, но в целом она вряд ли могла радикально отличаться от классической мусульманской модели. Следует отметить, что в период расцвета городской цивилизации в Казанском ханстве в 1520–1540-е гг. на престоле
преимущественно находились крымские ханы, бывшие в основном под влиянием Оттоманской империи. Глава оттоманской городской организации – кади[189] – был не только судьей, ответственным за исполнение законов шариата, он также выполнял финансовые, административные и гражданские обязанности. В оттоманских городах абсолютное большинство земель принадлежало не государству, а различным вакфам, контролировавшимся либо основателями и их потомками, либо попечительскими советами: «Институты, ответственные за обеспечение гражданских служб, такие как медресе, публичные бани, караван-сараи, дар уш-шифа (госпитали), тимархане (психиатрические больницы), табхане (помещения для выздоравливающих) и другие, занимавшиеся обеспечением таких служб инфраструктуры, как водоснабжение и канализация, финансировались имаретами (тип организации) и другими религиозными учреждениями. В немусульманских районах такие службы обеспечивались собственными религиозными организациями»[190]. Таким образом, махалли оттоманских городов находилась под властью кади. Стабильные городские и сельские кварталы до сих пор четко определяют жизнь многих районов городских и сельских поселений стран мусульманского мира. Наиболее лаконичное и вместе с тем красочное описание жизни квартала-махалли приводит классик тюркского литературоведения Радий Фиш:
Волна монголо-татарского нашествия к началу 40-х г. XIII в., прокатившись по всей Восточной Европе, на долгие столетия определила весь дальнейший ход исторического развития этой части континента. Ярослав Всеволодович, понимая всю опасность дальнейшей конфронтации с Золотой Ордой, которая могла бы привести к физическому
уничтожению русских княжеств, вынужден был вести осторожную политику: внешне подчиняясь татарским ханам, он исподволь приступил к восстановлению из руин Русской земли.
А вот что можно найти у историка Г. В. Вернадского: «Теперь мы можем обратить наше внимание на регионы, находившиеся под прямым контролем монголов. Население было организовано в общины (десятки) и группы общин (сотни и орды), каждая из которых избирала собственных старшин: сотников и ватаманов (атаманов). Подобные группы организовывали в тех районах внутри русских княжеств, которые были свободны от юрисдикции русских князей и
находились под непосредственным господством хана. Такие группы на Руси назывались «люди сотные», «ордынцы» и «люди копанные»[20].
А вот что можно найти у историка Г.В. Вернадского: «Теперь мы можем обратить наше внимание на регионы, находившиеся под прямым контролем монголов. Население было организовано в общины (десятки) и группы общин (сотни и орды), каждая из которых избирала собственных старшин: сотников и ватаманов (атаманов). Подобные группы организовывали в тех районах внутри русских княжеств, которые были свободны от юрисдикции русских князей и
находились под непосредственным господством хана. Такие группы на Руси назывались «люди сотные», «ордынцы» и «люди копанные»[4].