Фригийский оборот

Фриги́йский оборо́т (нем. phrygische Wendung) в музыке — нисходящий ход по ступеням звукоряда натурального минора, от первой к пятой ступени. У Н. А. Римского-Корсакова, впервые систематически описавшего фригийский оборот на русском языке, носит название «фригийской последовательности». Названием фригийский оборот обязан сходству с нижним тетрахордом фригийского лада.

Типичная гармонизация фригийского оборота в мелодии выглядит как I-III-IV-V:

Фригийский оборот в басу (типичные гармонизации I—V6-IV6-V или I-VII-IV6-V) заканчивается фригийской каденцией (которая может возникать и в других, кроме упомянутых, звуковысотных контекстах):

Фригийский оборот довольно часто встречается в музыке барокко — у А. Корелли (Concerto grosso, op. 6 № 3, Grave), И.С. Баха, Г.Ф. Генделя (оратория «Иуда Маккавей»), редко в музыке венских классиков, затем возобновляется (в качестве осознанного модализма) у западноевропейских романтиков (Ф. Лист, Ф. Шопен и др.), в русской национальной композиторской школе (А.Л. Гурилев, М.И. Глинка, Н.А. Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский, А.К. Глазунов и др.). В южно-испанской народной музыке фригийский оборот (именуемый там «андалусийской каденцией») — специфическая особенность многих жанров (palos) фламенко.

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я