Рондель (музыка)

Ронде́ль (лат. rondellus) — техника трёхголосной музыкальной композиции. Рондель сложился и получил наиболее яркое воплощение в английской полифонии XIII — начала XIV веков. Техника ронделя использовалась преимущественно в многоголосных кондуктах английского происхождения. Она встречается также в полифонических обработках респонсориальных форм григорианики (особенно в версах аллилуй). В редких случаях (Hare, hare, hye / Balaam goudalier / Balaam) рондель встречается также в мотетах.

Специфическая особенность ронделя — перестановка голосов (нем. Smimmtausch букв. «обмен голосов»),— техника, вероятно, заимствованная из парижской школы Нотр-Дам:

A B C D E F

C A B F D E

B C A E F DБуквы, выделенные полужирным начертанием, означают музыку с текстом, прямым светлым — без текста (мелизматику). Тенор (обычно нижний голос) многоголосной композиции мог быть включён в общую процедуру обмена голосов (как на схеме), либо быть мелодически самостоятельным. В последнем случае самостоятельный голос назывался лат. pes (подножие, фундамент), а обмен совершался только в верхней паре голосов.

Оригинальное описание техники ронделя дал Вальтер Одингтон в гл. VI.13 трактата «Сумма теории музыки» (лат. Summa de speculatione musicae, между 1298 и 1316 гг.).

Рондель близок роте — бесконечному канону, в котором также использовалась перестановка голосов. Классический пример такого рода — знаменитый «Летний канон» (Sumer is icumen in), где бесконечный канон используется в двух верхних голосах, а два нижних голоса (образущих pes — гармонический фундамент канона) используют технику ронделя.

На континенте термин rondellus использовался как латинизация термина rondeau (рондо́), популярной твёрдой формы в музыке труверов (например, «ронделями» называл свои рондо Гильом де Машо).

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я