Связанные понятия
В американской народной архитектуре ведьмино окно (англ. witch window) (также вермонтское окно, англ. Vermont window) — окно на щипцовой стене дома, расположенное под углом ок. 45 градусов так, что его длинная сторона параллельна уклону крыши. Такой наклон позволяет разместить окно стандартного размера в узком длинном пространстве стены между двумя смежными линиями крыши.
Подробнее: Ведьмино окно
Машрабия (араб. مشربية или араб. شناشيل) — элемент арабской архитектуры, представляющий собой узорные деревянные решетки, закрывающие снаружи окна, балконы, либо используемые как ширмы или перегородки внутри здания.
Лоджия (итал. loggia) — помещение, открытое с одной, двух или трёх сторон, где стену заменяют колоннада, аркада, парапет. По другой версии, это модифицированный балкон, как правило, встроенный в стену и имеющий справа и слева стены (у балкона их нет). В русском языке часто слова «балкон» и «лоджия» употребляются как синонимы, а то и вместе.
Балюстра́да (фр. balustrade из итал. balaustrata) — ограждение (обычно невысокое) лестницы, балкона, террасы, и т. д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединённых сверху перилами или горизонтальной балкой; перила из фигурных столбиков. Ограждающие конструкции эскалатора также называются балюстрадой, хотя и не имеют ряда фигурных столбиков. Это результат переосмысления (деэтимологизации) термина (сравните «стрелять» — буквально пускать стрелы). До появления типа L фирмы «Otis» (в 20-х...
Галерейный дом — тип многоэтажного жилого дома, в котором доступ в квартиры осуществляется с открытых галерей с одной стороны здания. Галереи соединяются как минимум двумя лестницами (два пути эвакуации), иногда и лифтами.
Упоминания в литературе
Понятно, что на выбор стиля будущего дома влияет не только факт того, закончили ли вы изошколу и как у вас с чувством красоты и меры, но и каков ваш достаток. Отсюда и разнообразие на рынке проектов. Поэтому сейчас весьма популярны архитекторы, способные создавать в большом количестве непохожие друг на друга проекты, в основу которых положен принцип экономии. Здесь, конечно, слово «архитектура» употребляется условно, зато в итоге мы имеем дом компактный, удобный и добротный. Если вы не стеснены в средствах, то хороший архитектор поможет не потеряться в море вариантов наружного украшения – эркерах, сложных формах кровли,
французских балконах , венецианских террасах. Однако, ухватившись за потрясающую картинку в каталоге, помните: дом должен нравиться вам и через много лет, а значит, не надоесть.
Связанные понятия (продолжение)
Балко́н (фр. balcon, с древневерхненемецкого balko «балка») в архитектуре — разновидность террасы: площадка с перилами, укреплённая на выступающих из стены балках. Современные модели выступают из плоскости стены фасада здания в виде огражденной площадки. Бывают, как правило, открытыми и неотапливаемыми, хотя встречаются закрытые и остекленные варианты, и даже утеплённые.
Ле́стница — функциональный и конструктивный элемент, обеспечивающий вертикальные связи. Лестница состоит из ряда ступеней. Обычно этот термин применяется к элементам зданий или сооружений, являющимся несущей конструкцией. Термин используется также для помещения лестничной клетки, подъёмных элементов служебных машин (например, пожарной), трапов судов, самолётов и вертолётов, верёвочных лестниц, садовых стремянок, эскалаторов и пр.
Двухъя́русная крова́ть — кровать в два яруса (в два «этажа», в два уровня), то есть кровать над другой кроватью. Такие кровати предназначены для экономии места в комнате. Обычно мебельные фабрики делают двухъярусные кровати для детей подросткового возраста.
Балконы зданий исторического центра Лимы являются неотъемлемой частью культурного наследия столицы Перу. Подавляющее большинство зданий с балконами построено в XVII—XVIII веках, во время испанского колониального режима, часть из них сооружена уже после обретения страной независимости. По некоторым оценкам, численность балконов в историческом центре Лимы превышает 1600. Наличие балконов, наряду с другими архитектурными памятниками, послужило основанием для внесения исторического центра Лимы в список...
Фусума (яп. 襖) — скользящая дверь в виде обклеенной с двух сторон бумагой деревянной рамы; используется для деления большой васицу — японской комнаты, на отделы. Бумага достаточно тонкая и пропускает свет, часто на неё наносят рисунки. Размеры фусума примерно совпадают с размером татами. Фусума двигается по деревянным направляющим: верхней — камои (яп. 鴨居), и нижней — сикии (яп. 敷居); в старину эти поверхности натирались воском, сейчас же для облегчения скольжения чаще всего используется специальная...
Мезони́н (итал. mezzanino, фр. mezzanine «промежуточный»; от греч. μέσος «средний»), надстрой, вышка, полуярус, полужильё — надстройка над средней частью жилого дома, часто имеет балкон. Она часто имеет форму креста или квадрата, иногда шестигранника. Может иметь форму цилиндра, реже восьмигранника. Часто эта надстройка не носит функциональный характер, а просто является декоративным элементом.
Подоконник — конструктивный элемент окна, его горизонтальная внутренняя часть, которая укладывается на одном уровне с нижней частью рамы или непосредственно под ней (встык с рамой). Подоконник придаёт окну законченный вид.
Дом на канале (нидерл. grachtenpand) — определённый распространённый тип старых домов в Нидерландах и окрестностях. Типичный дом на канале узкий (два-три окна), высокий (три-пять этажей), глубокий и слегка наклонённый, постройки XVII-XVIII вв. Из-за постоянной угрозы затопления главный вход в такой дом делали в бельэтаже, на который вела каменная лестница — в настоящее время (с конца XIX века) некоторые дома перестроены и имеют вход на первом этаже. Нижний и верхний (мансардный) этажи раньше использовались...
Бесе́дка — лёгкое архитектурное сооружение, расположенное, как правило, в саду или парке, со скамейками и столом, предназначенное для защиты от дождя и прямых солнечных лучей и служащее для отдыха и бесед, что и дало ему название.
Манса́рда (от фр. mansarde) — эксплуатируемое чердачное пространство (как жилое, так и нежилое помещение), образуемое на последнем этаже дома, либо последнем этаже части дома, с мансардной крышей. Популярность домам с подобной архитектурой принёс француз Франсуа Мансар своей работой в Париже в середине XVII века. В 1630 году он впервые использовал подкровельное чердачное пространство для жилых и хозяйственных целей. С тех пор чердачный этаж под скатной крутой изломанной крышей носит название «мансарда...
Палладианизм или Палладиева архитектура — ранняя форма классицизма, выросшая из идей итальянского архитектора Андреа Палладио (1508—1580). В основе стиля лежат строгое следование симметрии, учёт перспективы и заимствование принципов классической храмовой архитектуры Древней Греции и Рима.
Подробнее: Палладианство
Сёдзи (яп. 障子 сёдзи) — в традиционной японской архитектуре это дверь, окно или разделяющая внутреннее пространство жилища перегородка, состоящая из прозрачной или полупрозрачной бумаги, крепящейся к деревянной раме.
Норэн (яп. 暖簾) — традиционный японский занавес, который вешают для отделения пространства в комнате, как штору в дверном проёме или на окне.
Слуховое окно — окно в кровле здания, предназначенное для естественного освещения и проветривания чердачных помещений, иногда — для выхода на крышу. Пышно украшенные слуховые окна, применявшиеся в готической архитектуре и архитектуре эпохи возрождения, называются люкарнами.
Стол-ту́мба — складное мебельное изделие, в разложенном виде, выполняющее функции стола, в сложенном виде напоминающее тумбу. Также в быту называется «столом-книгой» за то, что складывается как книга.
«Дом над ле́сом » — архитектурно-ландшафтный проект Анны Щетининой, осуществлённый в рамках зимнего фестиваля «Архстояние» 2008 года. Находится на территории Парка «Никола-Ленивец» возле деревни Никола-Ленивец.
Маси́я (исп. masía) — тип постройки в сельской местности, распространенный на востоке Пиренейского полуострова (на территории бывшей Арагонской короны) и на юге Франции (в Провансе). Масия происходит от древнеримских вилл, и наряду с арагонскими и эстремадурскими домами, относится к кастильскому типу традиционных испанским жилищ. Это изолированные постройки, всегда связанные с аграрной и животноводческой деятельностью семейного типа.
Минка (яп. 民家) — традиционный японский дом, встречающийся в наши дни, главным образом, в сельской местности.
Терра́са (фр. terrasse «площадка») — открытый настил на подготовленном основании (как правило, опорах).
Столо́вая — помещение в доме, жилище, предназначенное для приёма пищи. В настоящий момент столовая, как правило, прилегает к кухне, хотя в Средние века часто располагалась на отдельном этаже. Исторически в столовой размещается большой стол и несколько стульев. Самой распространённой формой является прямоугольный стол с двумя стульями, расположенными вдоль коротких сторон, и стульями, располагающимися вдоль длинных сторон (в зависимости от длины стола).
Сце́на (др.-греч. σκηνή, букв. «палатка, шатёр») — ключевая часть помещения театра, место основного театрального действия. Расположена перед зрительным залом (чаще всего) и на возвышении. Но есть театры, где зрители расположены вокруг сцены и на одном уровне.
Э́ркер (нем. Erker) — выходящая из плоскости фасада часть помещения, частично или полностью остеклённая, улучшающая его освещённость и инсоляцию. Позволяет увеличить внутреннее пространство жилища. Зачастую эркер остеклён по всему периметру.
Остекление — услуга, представляющая собой установку оконной конструкции на балконе или лоджии. Преследует цель более комфортно организовать жизненное пространство: избавиться от ветра, осадков, шума и пыли с улицы, а также расширить полезную площадь квартиры. Самовольное застекление балконов и лоджий нарушает правила содержания многоквартирных домов. Существует 2 основных типа остекления: «теплый» и «холодный».
Театральный занавес (также наз. главный, портальный) — элемент одежды сцены, отделяющий сцену от зрительного зала, и расположенный ближе всего к зрителям, по границе зеркала сцены.
Подъёмная кровать — кровать, которую можно повернуть в вертикальное положение, тем самым освободив пространство помещения для других целей. Как правило, подъёмную кровать можно вмонтировать в нишу помещения или в шкаф, зачастую имеет свой оригинальный корпус, куда может убираться. Состоит из откидной части, в которой матрац закреплён на кроватной сетке.
Мансардное окно – окно особого устройства, предназначенное для расположения на кровле дома с мансардным помещением. Мансардное окно предназначено выдерживать те же нагрузки, что и крыша здания. Эта особенность отличает мансардные окна от привычных вертикальных окон, которые располагаются в стенах помещений.
Дом Димаксион был разработан изобретателем и архитектором Бакминстером Фуллером в попытке улучшить некоторые слабые места существующего домостроения. Было несколько версий в разное время, но все они были фабричным набором, собираемым на месте и предназначенным для любой точки мира с эффективным использованием ресурсов. Дизайн предусматривал легкую транспортировку и сборку.
Сыхэюань (кит. упр. 四合院, пиньинь: Sìhéyuàn, букв. «четыре с общим двором») — тип традиционной китайской застройки, при котором четыре здания помещаются фасадами внутрь по сторонам прямоугольного двора. По такому типу в Китае строились усадьбы, дворцы, храмы, монастыри и т. д. Обычно здания размещаются вдоль осей север-юг и запад-восток.
Заднепетельная дверь (называемая также заднепетельной и дверью кареты, в англоязычных странах известная как «самоубийственная дверь», англ. Suicide door) — тип двери, которая крепится шарнирно своим задним краем к тыльной части автомобиля. Из-за множества проблем заднепетельных дверей их использование в современных автомобилях встречается довольно редко.
Хо́ган (/ˈhoʊɡən/, на языке навахо hooghan hoːɣan) — основное традиционное жилище народа навахо. Помимо хогана, у навахо распространены такие типы жилищ, как летние домики, подземный дом и индейская парная баня (en:sweat house). Традиционный хоган имеет круглое сечение и коническую форму, однако сейчас всё чаще встречается квадратный хоган. Дверь обычно направлена на восток — считается, что входя через неё, солнце приносит удачу.
Пере́дняя (также Прихожая) — нежилое помещение; первое от входа помещение в квартире (жилом доме).
Навес — уличная неутеплённая конструкция в виде крыши (обычно покатой на одну сторону), расположенной на опорах (столбах), может иметь несколько стен. Основное предназначение в деревнях — защита от атмосферных осадков поленниц дров и другой хозяйственной утвари. В городах используется для защиты уличных торговых прилавков и кафе от лёгких осадков и солнца, как правило в летний период. На дачах используется в большинстве случаев для защиты заезда для автомобиля, крыльца дома, входной группы и летних...
Дверь
для животных (также называемая более конкретно, например кошачья/собачья заслонка, кошачья/собачья дверь) — маленькая дыра в стене, окне или двери, дающая возможность входить в дом питомцам или выходить из него без необходимости в человеческой помощи. Изначально представляла собой простое отверстие, в настоящее время встречаются простые заслонки, пружинные или дистанционно управляемые (электрические).
Ердик (арм. Երդիկ) — световое отверстие в армянской архитектуре, посредством которого в помещение проникал естественный свет. В армянском национальном жилище − глхатуне, посредством ердика освещалась комната.
Комната Эймса — помещение неправильной формы, используемое для создания трёхмерной оптической иллюзии. Была спроектирована американским офтальмологом Альбертом Эймсом в 1946 году.
Мойка окон — процесс удаления загрязнений с внешней стороны окон зданий и сооружений, реже — автомобилей, кораблей и других механизмов и конструкций, имеющих окна. Человек, занимающийся этим, должен иметь минимальные необходимые навыки данного действия, уметь пользоваться чистящими средствами, стремянками, специальным подъёмным и подвесным оборудованием, не бояться высоты. Мойка окон очень важна как для внешнего вида здания, так и для комфорта находящихся внутри людей. Стиль и способы работы мойщиков...
Андаруни (перс. اندرونی — внутри) — термин, использующийся в иранской архитектуре для обозначения внутренних помещений дома. Посторонние принимаются в гостиной комнате, которая называется «бируни».
И́нсула (лат. Insula, МФА (лат.): ) — в архитектуре Древнего Рима — многоэтажный жилой дом с комнатами и квартирами, предназначенными для сдачи внаём. Инсулы появились не ранее III века до н. э.
Второй свет в архитектуре — помещение с отсутствующими потолочными перекрытиями на одном или нескольких этажах. Такая конструкция создает ощущение большого пространства, легкого и воздушного.
Пентха́ус (англ. penthouse) — технический чердак, позже помещение для жилья (квартира, особняк) на крыше небоскрёба или отделённая площадь на верхнем этаже здания. Пентхаус — отдельное жилье на верхнем этаже (или нескольких этажах) многоэтажного дома, который имеет собственную террасу. Структура пентхауса создает эффект изолированного от окружающей среды собственного жилья, виллы, особняка в плотно застроенных центрах больших городов или городских агломераций. Кроме террасы пентхаус также может быть...
Двери-ножницы (двери гильотинного типа, англ. Scissor doors, Lamborghini doors, Lambo doors) — автомобильные двери, открывающиеся вертикально на неподвижном шарнире спереди двери в отличие от обычной двери с отпиранием на внешнюю сторону.
Подробнее: Ламбо-двери
Колёсоотбо́йная ту́мба — элемент, предназначенный для защиты углов зданий от ударов колёс проезжающими экипажами.
Оррео (исп. Hórreo) — тип зернохранилища на севере Пиренейского полуострова. Представляет собой строение, поднятое над землёй с помощью колонн (pegollos на астурийском, esteos на галисийском, abearriak на баскском), заканчивающихся специальными камнями (vira-ratos или tornarratas на галисийском, mueles на астурийском, zubiluzea на баскском). Таким образом обеспечивалась защита от грызунов и влаги.
Чердак — это слабо теплоизолированная и обычно необорудованная комната под крышей дома.
Городские ворота — фортификационный элемент, получивший наибольшее распространение в период Средних веков.