Феномен Юзефа Ткачука

Феномен Юзефа Ткачука (польск. fenomen Józefa Tkaczuka, fenomen JT) — этнографический и социологический феномен в виде надписей на стенах варшавской Саской Кемпы и Горохува (а затем во всей Польше и во многих местах мира, где бывали поляки), появившийся на рубеже 80-х — 90-х годов XX века и являющийся своеобразным событием в молодежном граффити.

Надписи с этим именем появляются чаще всего сезонно, например, в период избирательных кампаний парламентских или президентских выборов: «Ткачука в президенты», «Ткачук — наш кандидат», «Ткачук — хороший президент, демократ и турок». В период парламентских выборов 1993 года этот феномен превратился в хеппенинг — Юзеф Ткачук имел свои плакаты, как кандидат с № 68, и свою избирательную программу. Надписи этого типа также приписывали на предвыборные плакаты других кандидатов или политических партий.

Популярный тип надписи — «Я был здесь. Юзеф Ткачук» (также в форме «Юзеф Ткачук был здесь» или без имени, только с фамилией), появляется как в Польше, так и за рубежом (например, в Словакии, Венгрии, Великобритании, Франции, Испании, Египте).

В октябре 1994 года надпись «Где Юзеф Ткачук?» была использована в рекламной кампании сигарет Winns, а в 2014 в рекламе одной из телекоммуникационных компаний появился бюст Юзефа Ткачука.

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я