Связанные понятия
Гонча́рное произво́дство — изначально было ремеслом, служившим для изготовления сосудов для приготовления, приёма пищи или для хранения жидких и сыпучих материалов. В настоящее время — обработка посредством формовки на гончарном круге, нанесением глазури и с последующим обжигом глины с целью превращения её в предметы домашнего обихода, строительные материалы, различные декоративные изделия, сувениры, украшения, одним словом, в керамику.
О́бжиг — тепловая обработка материалов или изделий с целью изменения (стабилизации) их фазового и химического состава и / или повышения прочности и кажущейся плотности, снижения пористости.
Фарфо́р (тур. farfur, fağfur, от перс. faghfur) — вид керамики, непроницаемый для воды и газа. В тонком слое просвечивается. При лёгком ударе деревянной палочкой издаёт характерный высокий чистый звук. В зависимости от формы и толщины изделия, тон может быть разным.
Фаянс (фр. faïence, от названия итальянского города Фаэнца, где производился фаянс) — керамические изделия (облицовочные плитки, архитектурные детали, посуда, умывальники, унитазы и др.), имеющие плотный мелкопористый черепок (обычно белый), покрытые прозрачной или глухой (непрозрачной) глазурью. Для изготовления фаянса применяются те же материалы, что и для производства фарфора (меняется лишь соотношение компонентов), и сходная технология (различия в режиме обжига). Высшим сортом фаянса считается...
Глазу́рь (нем. Glasur, фр. glaçure) — стекловидное покрытие на поверхности керамического изделия. Кроме того, глазурью также называют исходный материал или смесь материалов, которые после нанесения на керамическое изделие и обжига дают соответствующее покрытие. В древней Руси глазурь также называли поливой.
Упоминания в литературе
Помимо внедрения новых форм герзейцы, похоже, революционизировали изготовление керамической посуды, особенно в части обжига. В Египте всегда были проблемы с топливом, что объясняет плохой обжиг
керамики бадарийского и амратского периодов. По всей видимости, герзейцы создали улучшенный тип печей, в которых за счет отверстия в основании создавалась и сохранялась высокая температура дольше, чем в амратских печах. Рисунок такой печи для обжига также стал иероглифом. Глиняная посуда герзейского периода была, пожалуй, самой красивой из керамических изделий, производимых в Египте в до-династический период, по всем параметрам: используемому материалу, форме, обработке и цвету. Мелкозернистую глину тщательно отмучивали, обжигали, благодаря чему в ней не было даже следов темных вкраплений и она приобретала желтый или розовый цвет. Перед обжигом изделие расписывали окисью марганца с помощью своеобразной кисточки – тростниковой палочки, расщепленной на конце; такими палочками писали писцы во времена фараонов. Разглядывая узоры, украшавшие керамику, можно увидеть, как мастер начинал выводить рисунок полной кистью и вел линию до тех пор, пока не был вынужден обмакнуть ее в краску. Лучше всего это видно в узорах в виде спиралей.
С периода неолита самым распространенным видом искусства стало декоративно-прикладное искусство, особенно
керамика . Первоначально керамические сосуды (большие – для хранения запасов, средние для варки пищи и малые – для принятия пищи) изготовлялись вручную путем наложения глиняных жгутов слоями друг на друга по спирали. Для нанесения орнамента в ранней керамике применялись гребенчатые плитки – штампы, при помощи которых создавался рисунок из рядов линий и ямочек. В эпоху бронзы керамические сосуды приобретают более правильные формы (в некоторых районах уже был изобретен гончарный круг). Рисунок на поверхности изделия становится упорядоченнее, более обработанным. В период железа помимо орнаментальных мотивов, на сосудах встречаются изображения не только животных, но и людей, воспроизводящие, вероятно, персонажей устного творчества и мифов.
Гончарные терракотовые изделия благодаря глине имеют теплый и спокойный естественный цвет, который прекрасно подходит для цветочных горшков и домашней утвари, выполненной в «деревенском» стиле. В то же самое время темный фон
керамики , произведенной из красножгущихся глин, не позволяет использовать всю цветовую гамму красителей для создания многоцветных рисунков. Поэтому специальные керамические краски под обжиг изготавливают из смеси пигментов, флюсов и оттеночных компонентов. Обычно керамические краски содержат около 20 % пигмента. В качестве стеклообразующих компонентов – флюсов – употребляют фритты, глазури, полевые шпаты. Оттеночными средствами служат прокаленный кварц, обожженный каолин, фарфоровый бой, а также такие оксиды, как кремнезем, глинозем и оксид цинка.
Понимание этого очень важно, когда мы переходим к рассмотрению большого периода культурной истории Армении – так называемой «куро-аракской» культуре раннего бронзового века, которая охватывает большую часть третьего тысячелетия до нашей эры. Единство этой огромной культурной зоны, с центром в Армении, но простирающейся далеко на север, юг и юго-запад, проявляется в наличии особого типа обожженной
керамики ручного изготовления, обычно черной или темно-серой. Эта керамика обратила на себя внимание узором украшения в виде ребер низкого рельефа, нанесенных сверху на поверхность, а также насечек геометрического рисунка. Характерной чертой керамики, найденной в Армении и Грузии, является двойная спираль, напоминающая пару очков. Гончарные изделия раннего бронзового века из Восточной Анатолии и Закавказья (ее называют «куро-аракской», потому что центры этой культуры расположены в долинах рек Куры и Аракса) разнятся своей текстурой в зависимости от типа сосуда. Внутренняя поверхность сосудов обычно черная или серая, и внешняя также может быть того же цвета. Однако обычно внутренность сосудов более светлая и, в больших кувшинах и горшках, необожженная. Выразительный черный цвет получали пропиткой глиняного изделия в растворе сажи перед окончательным обжигом. Лощение чаще всего наносилось непосредственно на поверхность, хотя иногда слой оставляли нетронутым. Лучшие образцы очень блестящие и гладкие. Наиболее распространенными формами посуды являются кувшины и глубокие чаши. Ручки у них встречаются крайне редко, за исключением треугольных ручек-наплывов и «нахичеванской ручки», типичной для керамики из восточной части громадной горной зоны, где процветала куро-аракская культура.
3. Терракота и шамот (обожженная красная глина со специальной пропиткой). Обжиг происходит при низких температурах (менее 1250° С), поэтому по сравнению с двумя предыдущими видами эти материалы менее прочные и более дешевые. Обычный красный кирпич является терракотой. Материал очень пористый и поглощает большое количество влаги, но также легко ее отдает. Поэтому кирпичные стены достаточно прочные и выдерживают определенный промежуток времени перепады температур. Для того чтобы сделать терракоту и шамот устойчивыми к размораживанию, их пропитывают специальным веществом. Но в емкости, изготовленной из пропитанного материала, плохо растут растения, так как их корням не хватает воздуха. Чтобы этого не происходило, в изделиях из терракоты делают вставки из обычной низкотемпературной
керамики , которую после разрушения заменяют на новую.
Связанные понятия (продолжение)
Ангоб (фр. engobe) — покрытие из жидкой глины, которое наносят на поверхность изделия до его обжига в виде сплошного или частичного покрытия для получения более гладкой поверхности, маскировки нежелательной окраски изделий, создания рельефного рисунка и т. п.Роспись ангобами даёт чистый цвет, пластичный рисунок. Его наносят на изделие каплю за каплей, центр – в центр. Растекаясь, капли образуют разноцветные концентрические кольца. Изменять форму кольца можно, наклоняя изделие. Если роспись состоит...
Шамот (фр. chamotte) — огнеупорная глина, каолин, обожжённые до потери пластичности, удаления химически связанной воды и доведённая до некоторой степени спекания. Данное наименование применяется также в отношении других исходных материалов, используемых для производства огнеупоров, обожжённых до окускования смешанных с глиной порошков и стабилизации свойств материала.
Пря́слице (или пря́сло, пря́слень) — грузик в форме диска или невысокого цилиндра со сквозным отверстием по продольной оси, применявшийся для утяжеления ручного веретена и крепления пряжи на нём. Пряслица изготавливались из камня, глины, кости. Иногда пряслица делались из кусков стенок битых горшков. Благодаря малым размерам и прочности пряслица хорошо сохраняются, и их нередко обнаруживают при археологических раскопках.
Стекло ́ — вещество и материал, один из самых древних и, благодаря разнообразию своих свойств, — универсальный в практике человека. Структурно-аморфно, изотропно; все виды стёкол при формировании преобразуются в агрегатном состоянии — от чрезвычайной вязкости жидкого до так называемого стеклообразного — в процессе остывания со скоростью, достаточной для предотвращения кристаллизации расплавов, получаемых плавлением сырья (шихты). Температура варки стёкол, от +300 до +2500 °C, определяется компонентами...
Шликер (нем. Schlicker) — используемая в производстве фарфора кашеообразная, мягкая фарфоровая масса, состоящая из каолина, кварца и полевого шпата. Смешанная с водой и подкрашенная глина, использовавшаяся в древности для росписи керамики, также называется шликером.
Тигель (от нем. Tiegel — горшок) — это ёмкость для нагрева, высушивания, сжигания, обжига или плавления различных материалов. Тигли — это неотъемлемая часть металлургического и лабораторного оборудования при литье различных металлов, сплавов, и пр. Отличительной особенностью тиглей является применение для их конструкции огнеупорных материалов и высокоустойчивых к различным воздействиям металлов и сплавов.
Скребо́к — название самых разнообразных орудий и приспособлений, используемых в промышленности и быту.
Террако́та (от итал. terra «земля, глина» + cotta «обожжённая») — керамические неглазурованные изделия из цветной глины с пористым строением. Применяется в художественных, бытовых и строительных целях. Из терракоты изготавливается посуда, вазы, скульптура, игрушки, изразцы, черепица, облицовочные плитки и архитектурные детали.
Зернотёрка (англ. grinding stone, mealing stone, milling stone, saddle quern; фр. meule) и курант — древнейшее приспособление для помола зерна. Применяется ещё с позднего палеолита и в Старом, и в Новом Свете (культура сандия). С неолита становится массовым предметом. Используются камни прочных пород: гранит, базальт, прочный песчаник и другие. На Американском континенте в настоящее время наиболее распространённым является мексиканское название — «метате» (исп. metate, от ацтекского metlatl). Оно...
Посу́да — обобщённое название предметов быта, используемых для приготовления, приёма и хранения пищи. Вся посуда может быть разделена на несколько категорий...
Бусы — украшение, предмет роскоши. Нанизанные на нить камешки, жемчуг, небольшие округлые предметы — бусины. Бусы обычно надевают на шею, однако бывают бусы для рук и для ног. Также бусы иногда используют как ёлочные украшения.
Креме́нь (праслав. *kremy, род. п. kremene; ст. слав. кремы, род. п. кремене) — минеральное образование, состоящее из кристаллического и аморфного кремнезёма (SiO2) в осадочных горных породах. Часто окрашен окислами железа и марганца в разные цвета, с плавными переходами между ними.
Ва́за — сосуд изящной формы с живописными или лепными украшениями, изготовленный из глины, фарфора, камня, стекла, металла и других материалов.
Гончарный круг — устройство для формирования посуды и керамических изделий, позволяющий использовать инерцию вращения для создания формы изделий и повышения производительности труда. Ручной гончарный круг одной рукой вращают на вертикальной оси и формируют изделие другой рукой. Ножной гончарный круг приводят в движение с помощью махового колеса, расположенного внизу, которое вращают ногами. При этом обе руки гончара остаются свободными, что позволяет формовать изделия не только спиральным налепом...
Гага́т (от греч. γαγάτης, англ.: Jet (lignite), — разновидность каменного угля (из группы «бурых углей»), осадочная горная порода, легко поддающийся обработке и полировке поделочный камень. Известен также под названиями чёрный янтарь, чёрная яшма или гишер.
Талькохлори́т — природный строительный и декоративный материал, горная порода метаморфического происхождения, состоящая из талька (40—50 %), магнезита (40—50 %) и хлорита (5—8 %); минеральный и химический состав непостоянны. Камень серого цвета, непрозрачный, в зависимости от примесей — белый, коричневый, с зеленоватым или желтоватым оттенком, а также (реже) красный или тёмно-вишнёвый. Блеск — матовый, шелковистый. Твёрдость от 1 до 5,5. Плотность ~ 2,75. В природе встречается в виде пластовых залежей...
Зернь — мелкие золотые, платиновые или серебряные украшения в форме шариков диаметром от 0,4 мм, которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент из скани. Зернь создаёт эффектную фактуру, игру свето-тени. Эта техника стала использоваться в Древней Руси с IX—X веков, обычно вместе с эмалью. Также добавлялись драгоценные камни.
Гравиро́вка (гравирование) (нем. gravieren, фр. graver — вырезать на чём-либо) — нанесение рисунка, надписи, орнамента, ручным или механическим способом на поверхности металла, камня, дерева, стекла. Один из древнейших способов обработки материала резанием. При этом рисунок может быть выпуклым (рельефным) или углублённым.
Каменный топор (англ. stone axe; фр. hache; нем. Steinaxt, Steinbeil) — орудие с рабочей частью из камня, имеющее поперечную рукоятку. Сменил в верхнем (позднем) палеолите более древнее рубило (палеолитическое универсальное орудие, не имеющее рукоятки). Материалом служил кремень, обсидиан, роговик, сланец или всякий другой подходящий камень, позволяющий получать при оббивке заготовки острые сколы, а также более «вязкие» породы: сланцы, амфиболит, нефрит, серпентинит и другие, к которым применялись...
Хруста́ль (от др.-греч. κρύσταλλος — лёд) — особый вид стекла, содержащий не менее 24 % окиси свинца (PbO) (или окиси бария (BaO)). Добавка оксида свинца увеличивает показатель преломления стекла и дисперсию света в нём (с ювелирной точки зрения — «игру цвета», «огонь»). Добавка оксида бария в основном увеличивает только показатель преломления. Добавка оксида свинца также увеличивает пластические свойства стекла и, соответственно, возможности по его обработке — огранке, резьбе и т. п. Огранка хрусталя...
Шлифовáние — (разг. шлифовка) механическая или ручная операция по обработке материала (древесина, металл, стекло, гранит, алмаз и др.). Разновидность абразивной обработки, которая, в свою очередь, является разновидностью резания. Механическое шлифование обычно используется для обработки твёрдых и хрупких материалов в заданный размер с точностью до микрона. А также для достижения наименьшей шероховатости поверхности изделия допустимых ГОСТом. В качестве охлаждения обычно используют смазочно-охлаждающие...
Подробнее: Шлифование
Стеклоделие (Стекловарение) — одна из древнейших технологий в материальной культуре, но сравнительно молодая отрасль промышленности. Основное сырьё при получении наиболее употребимых видов стекла — кремнезём. Варка стекла в настоящее время производится по нескольким методам, но общими для них являются достаточно строгие технологические параметры, основными из которых являются условия высокой чистоты производства и управляемый высокотемпературный режим, подразумевающие наличие соответствующего оборудования...
Инкруста́ция (позднелат. incrustatio, буквально — покрытие корой) — украшение изделий и зданий узорами и изображениями из материалов, отличающихся от основной поверхности. Для инкрустации используются мрамор, керамика, различные металлы, дерево, перламутр и поделочные и драгоценные камни. Кусочки, составляющие узор, врезаются в основу.
Слоновая кость — драгоценный материал для выделки предметов роскоши, обычно из бивней слонов. Хорошо обрабатывается резцом и полируется. В настоящее время слоновая кость в основном используется для изготовления мелких резных изделий и украшений.
Художественное литьё — это отливка художественных произведений из металлов, полимеров (вулканизируемых или отверждаемых химически). Из металлов чаще всего это золото, серебро, бронза, олово, медь, чугун, сплавы алюминия. Из полимеров используются резины, силиконы, пластизоль ПВХ.
Теслó, Тесла́, Тесни́к, Шля́хта (англ. adze; фр. herminette; нем. Dechsel, Querbeil) — плотницкий инструмент (плотничье орудие), род топора напоминающий его, но, в отличие от него, имеющий лезвие, перпендикулярное топорищу (как у мотыги).
Подробнее: Тесло
Чеканка — технологический процесс изготовления рисунка, надписи, изображения, заключающийся в выбивании на пластине определённого рельефа. Один из видов декоративно-прикладного искусства.
Скань (восходит к др.-русск. съкань, от глагола съкати «сучить», «свивать в одну нить несколько прядей»), филигрань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.
Горшо́к — (от горншек, горнчек, горнец; уменьшительно от горн) в традиционной русской культуре собирательное название разнообразных, обычно низких устойчивых, керамических сосудов с широким горлом, главным образом кухонных. Предназначались для готовки и хранения пищевых продуктов. Форма их идеально приспособлена для русской духовой печи. Размеры горшков разного назначения различны: от небольших — на 200—300 г каши — до 2—3-ведёрных. Чаще они не имели орнамента или украшались круговыми прямыми или...
Руби́ло , ручной топор (англ. hand axe — ручной топор; фр. coup-de-poing — каменный топор, буквально — каменный кулак) — макролитическое орудие труда первобытного человека. Появилось ещё в эпоху развитого олдувая 1,5—1,0 млн л. н., но более характерное для аббевильской и ашельской культур раннего палеолита. Часто рубила называют «каменными топорами», что не является грубой ошибкой, но вносит определённую путаницу. Рубило было основным (но не единственным) универсальным орудием и могло применяться...
Художественная ковка — изготовление изящных предметов быта из металлов методами ковки. Художественная ковка отличается от просто ковки тем, что кованые изделия приобретают художественную ценность, становятся произведением искусства.
Гравировка камня («гравировка» нем. gravieren, фр. graver — вырезать на чём-либо) — вид обработки камня, при которой на камне посредством гравировки формируется изображение (орнамент, текст, узор, портрет).
Бисер (бусины) — маленькие декоративные объекты с отверстием для нанизывания на нитку, леску или проволоку. Искусство изготовления украшений из бисера называется бисероплетение. Также бисер используется в вышивке, мозаике и вязании.
Ко́вка — это, как правило, высокотемпературная обработка давлением различных металлов, нагретых до ковочной температуры. Особым видом ковки является холодная ковка, осуществляемая без нагрева деформируемого металла.
Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco «украшаю») — широкий раздел изобразительного искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления...
Алеба́стр (от греч. ἀλάβαστρος) — название двух различных минералов: гипса (диаквасульфата кальция) и кальцита (карбонат кальция). Первый — алебастр (алавастор), которым мы пользуемся в наши дни; второе — по большей части название материала в античности.
О́хра (от др.-греч. ὠχρός — изжелта-бледный, бледно-жёлтый) — природный пигмент, состоящий из гидрата окиси железа с примесью глины.
Резьба по дереву — вид декоративно-прикладного искусства (также резьба является одним из видов художественной обработки дерева наряду с выпиливанием, токарным делом), а также искусства в целом (это старинный народный промысел).
Тексти́ль (от лат. textus «ткань, материя») — изделия, выработанные из гибких, мягких волокон и нитей (ткани, вата, сети и т. д.), изготавливаемые обычно из пряжи на ткацком станке. К текстилю относят также материю, не являющуюся тканью: трикотаж, войлок, современные нетканые материалы и пр.
Полирование является отделочной операцией обработки металлических и неметаллических поверхностей. Суть полирования — снятие тончайших слоев обрабатываемого материала механическими, химическими, электролитическими или методами ионного облучения, придание поверхности малой шероховатости и зеркального блеска.
Скребло (в каменной индустрии) (англ. side scraper, фр. racloir) — более крупное и иногда менее функционально выраженное, чем скребок, скобляще-режущее каменное орудие из кремня, обсидиана, кварцита и других видов камня. Наиболее характерно для среднего палеолита. Скрёбла получали из крупных сколов-отщепов камня. Может иметь один или несколько рабочих краёв с лезвиями самых разных форм: выпуклой, прямой, вогнутой, остроконечной, зубчатой и с обработкой по периметру. Рабочие края могут образовывать...
Гли́птика (от др.-греч. γλύφω «вырезаю, выдалбливаю») — искусство резьбы на цветных и драгоценных камнях, геммах (или глиптах). Данный термин преимущественно употребляется в применении к малым формам, то есть по отношению к резьбе по поделочным и ювелирным материалам. Глиптика считается одним из наиболее древних искусств, известных человечеству.
Ме́бель (фр. meuble, от лат. mobile) — совокупность передвижных или встроенных изделий для обстановки жилых и общественных помещений и различных зон пребывания человека.
Ну́клеус (от лат. nucleus — ядро, англ. core, фр. nucléus, нем. Kern) — ядрище, осколок камня (кремня, обсидиана, яшмы и др.), находящийся на какой-то стадии «первичного раскалывания» (англ. knapping, фр. taille, débitage) при производстве каменных орудий. Как и полностью отработанное ядрище, относящееся к категории отходов. Для орудий или сколов-заготовок (англ. blanks, фр. supports) используются отщепы и пластины, скалываемые с ядрища. Сам нуклеус также может использоваться как орудие, сразу или...
Чернь или ниелло (итал. niello, от лат. nigellus, уменьшит. от niger — чёрный) — смесь сульфидов серебра, свинца и меди, с помощью которой украшают изделия из металлов, главным образом из серебра.
Упоминания в литературе (продолжение)
ГЛАЗУРЬ (нем. Glasur) – в технологии художественной
керамики (см.) тонкий стекловидный слой, которым покрывают поверхность керамического изделия в процессе его изготовления. Главное назначение – увеличивая прочность изделия, обогащать его декоративные свойства. Глазурь бывает цветной и бесцветной, прозрачной и кроющей (глухой, опаковой, блестящей, матовой). Особенно богата цветом восстановительная глазурь, которая получается при обжиге с недостатком кислорода, углекислым пламенем. Глазурь теневая наносится на слегка рельефную или гравированную поверхность. Ее назначение – воспроизводить соответствующий рисунок различиями в толщине слоя. Кристаллическая глазурь отличается особым рисунком, напоминающим морозные узоры на стекле. Особый раздел составляют так называемые «соляные» глазури, получающиеся в результате оплавления глиняной поверхности парами поваренной соли. Они отличаются легким, полуматовым блеском и сохраняют все мельчайшие детали скульптурной обработки поверхности; при добавлении в глазурь окиси она теряет свою прозрачность, становится белой и называется в этом случае эмалью. См. также Кракле.
Композитная черепица — это усовершенствованная металлическая черепица, которая, помимо всего прочего, выглядит как листы гораздо меньшего размера, нежели листы металлочерепицы. В основе этого материала – стальной лист, покрытый алюмоцинковым защитным слоем (на практике дает длительную защиту от коррозии). Если говорить о внешнем виде, то цветные гранулы натурального камня помогают имитировать настоящую
керамику .
Техника составления мозаики по стеклу заключается в выборе нужных мозаичных элементов, закреплении их на подготовленном предмете при помощи связующих материалов и окончательной декоративной отделке готового изделия. Если первоначально для мозаики использовали преимущественно различные камни, в том числе и драгоценные, а также
керамику и смальту, то в современном декоративно-прикладном искусстве спектр используемых материалов заметно расширился. Современные мозаики могут состоять из самых необычных на первый взгляд материалов: битого стекла, ракушек, сухоцвета, интересные композиции можно составить из бисера и бусин, кореньев и пеньковой веревки, цветных нитей. Удачные мозаики можно составить даже из обычной яичной скорлупы, которая позволяет создать имитацию дорогостоящей змеиной кожи.
Знаменитый изготовитель
керамики г-н Генри Долтон из Ламбета по моей просьбе провел эксперименты с некоторыми фрагментами этих глянцевитых черных сосудов первого города и получил следующие результаты. Фрагменты, которые он нагрел только докрасна, стали слегка желтоватыми, в то время как те, что он нагрел сильно, фактически добела, так, как нагревают стеклянную посуду, стали краснокирпичного цвета. Материал этой керамики оказался весьма огнеупорным и способным к перенесению больших температур. Таким образом, эксперименты г-на Долтона вполне подтверждают теорию доктора Лиша относительно изготовления керамических сосудов в доисторическую эпоху[43].
Применение
керамики вместо природного камня удешевляет работы, значительно расширяет дизайнерские возможности без ущерба для эстетики и потребительских свойств. Мелкие плитки объединяют обычно в узорчатые коврики, которые именуют мозаикой. Плитки больших размеров могут иметь фактуру керамической плитки или искусственного камня в самых разнообразных его формах.
Трубку для выдувания, благодаря которой появилась стеклянная посуда наших дней, изобрели незадолго до начала христианской эры. Ее изобретение открыло перед древними ремесленниками бездну новых возможностей. Сохранившиеся экземпляры древнего стекла наглядно показывают, что в древности уже были известны все используемые в наши дни технологии – или же существовали их наметки. Например, мастера древности использовали формы для изготовления
керамики ; как только появилось выдуваемое стекло, его стали выдувать в формы. В наши дни эта техника имеет очень широкое распространение.
Морозостойкость керамической плитки – способность подвергаться попеременному замораживанию и оттаиванию без разрушения, эта характеристика тесно связана с пористостью материала: плитка группы В (спрессованная плитка пористостью ниже 3 %) называется «незамерзающей» морозоустойчивой. Однако следует уточнить, что существуют очень пористые строительные керамические материалы, которые, как показывает практика, являются исключительно стойкими к воздействию низких температур. Среди них можно упомянуть грубую
керамику (например, облицовочный кирпич), водопоглощение которой может превышать 10–15 %. Однако хорошая устойчивость этих материалов к воздействию низких температур объясняется характерными для них особыми распределением и размерами пор.
Лицевое покрытие пола может быть выполнено практически из всех строительных материалов (древесины, полимеров,
керамики , природного камня, бетона, металлов и др.)
Согласно типологии А.Ф. Медведева, этот наконечник относится к типу 83, по литовскому материалу этот предмет был отнесён В. Казакявичюсом к типу «черешковый с короткой и массивной головкой ромбовидной формы» (XI в.) (Kazakevi?ius V., 2004, p. 51). Своим юго-восточным краем скопление углисто-золистого грунта, содержавшего массив металлических находок (примечательно, связанных как со снаряжением всадника, так и со снаряжением коня) касается верхнюю часть округлого в плане скопления мелких обломков кальцинированных костей (диам. скопления ок. 0,2 м), перекрытых обломками раннегончарного сосуда № 246. Ниже, на шт. 4 (глуб. +48) обнаружен основной массив этого скопления диам. до 0,38 м. На уровне материка в кв. 3 обнаружено 10 мелких фрагментов кальцинированных костей, 2 обломка костей коня, 3 фрагмента раннегончарной
керамики чёрно-охристого цвета с мелкой дресвой в примеси, частично обожженой вторично (на погребальном костре), в кв. 6 – 2 фрагмента аналогичной по признакам раннегончарной керамики.
Наиболее древние штукатурки киевских и новгородских памятников содержали в своем составе толченую красную
керамику в различных соотношениях с известью. Эти грунты называются цемяночными. Они имеют светло-розовую окраску разной интенсивности. Такие добавки становились препятствием для усадки извести при высыхании. Кроме того, цемянка придавала водостойкость известковой штукатурке. Такая штукатурка издревле использовалась во внутренней обмазке водохранилищ.
Посуда для СВЧ печи. Посуда для СВЧ печи должна быть из диэлектрических материалов: жаропрочного стекла, обычного фарфора и
керамики , но без рисунков и ободков, наносимых металлосодержащими красками. Металл в краске может вызвать искрение (электрические разряды). Наиболее удобными считаются комплекты специальной посуды, предназначенной для приготовленияв СВЧ печи сразу нескольких блюд. Вся посуда должна предусматривать выход пара. Закрытой герметично посудой в микроволновке пользоваться нельзя.
Последними модными тенденциями в мире плитки считались текстура «под мрамор» или «под природный камень», «состаренные» поверхности, специально оформленные в духе ветхих, источенных временем плит, а также комбинированные плитки – сочетающие
керамику с другими материалами (металлом, стеклом, деревом).
Керамическая посуда, конечно, наиболее популярна – эта емкость подходит практически всем растениям. Размеры горшков: высота равна верхнему диаметру, а диаметр основания составляет 2/3 от верхнего диаметра. Эта форма хорошо обеспечивает газообмен чрез расширенную верхнюю часть и сток воды при поливе. Конечно, большим плюсом такой посуды является пористость и воздухопроницаемость. И значит, если керамические стенки в почву пропускают воздух, который так нужен корням, не нужно украшать горшки фольгой или бумагой, покрывать их масляной краской. А вот минус глиняных горшков – это переохлаждение почвы, которое может наступить из-за активного испарения воды сквозь поры
керамики . Не желательна высадка в такую посуду растений, которые чувствительны к температуре почвы – можно повредить корневую систему. Рекомендуется иметь тонкий слой дренажа на дне. Глиняные горшки достаточно тяжелы, и даже маленькие горшочки хорошо удерживают бонсай.
Перенесите себя в тёплые страны, используя насыщенный голубой цвет неба и моря в сочетании с яркими оттенками, характерными для греческих рыбачьих деревушек и Карибских островов, или с лазурью, которую можно увидеть в Средиземноморье. Любые обычные вещи в вашем доме также могут стать более яркими в синих тонах: попробуйте клетчатые или льняные ткани, стеклянные аптечные пузырьки, изделия из бристольского стекла или
керамику , китайский фарфор, расписанный ивами, фаянсовую плитку, веджвудские яшмовые изделия или полосатую корнуэльскую керамику. Естественные земляные пигменты давали первым дизайнерам широкий диапазон красных, коричневых, охровых, серых и зелёных оттенков, однако синих тонов не было среди них. Это означает, что данный цвет поздно появился в домашних интерьерах. Яркие, теплые тона синего могли быть получены по высокой цене из экзотического и дорогого минерала – ляпис-лазури. Однако это было так дорого, что его использование строго ограничивалось, главным образом, сферой изящных искусств. Там его использовали, например, для создания сияющих оттенков одежд Богоматери.
Возникает производство бытовой
керамики . Для обжига глиняных предметов и посуды строят специальные керамические или гончарные печи.
Оштукатуривание фасада по-прежнему остается самым распространенным видом наружной отделки, поскольку обладает рядом неоспоримых достоинств – влаго– и морозоустойчивостью, низким водопоглощением. Чаще всего для этого используют одну из трех классических смесей – известково-песчаную, известково-цементную или каменную крошку. Такая штукатурка покрывается декоративными составами (структурным, фактурным), окрашивается красками или украшается различными элементами, например вставками из фасадной
керамики .
Хорошо смотрится обрешетка из полосовой стали с налажением простейших декоративных элементов. Для предупреждения коррозии металлическую сетку ежегодно подкрашивают. В этом плане выгодно установить на приусадебном участке ограду из кирпича или фасонной
керамики со сквозной обрешеткой (рис. 5).
Древность ткачества «на бердечке» подтверждена многочисленными примерами «текстильной
керамики », в частности «рогожной керамики». Так, на городищах дьякова и городецкого типа, было найдено большое количество образцов так называемой «рогожной керамики», которая считается, по мнению О.Н. Бадера, «сосуществовавшей … с более поздним комплексом «текстильной керамики»[42]. Согласно исследованиям Н.И. Лебедевой, «наличие «рогожной керамики» позволяет предполагать существование бердечек для тканья рогож, потому что другие орудия для производства рогож и решет неизвестны. Бердечко было распространено в рогожном и решетном производствах у всех групп восточных славян. В конце XIX -начале XX веков ткачество поясов на бердечке было известно на территории Псковской области, в ильменском Поозерье, в низовьях Ловати, в Вологодской, Смоленской, Могилевской областях»[43].
Совершенные формы бочки и кадушки на протяжении многих веков развития художественных ремесел служили образцом для подражания. Широко известны токарные изделия в форме бочонка, кухонные коробки для продуктов, подставки для ложек, копилки и др. Формы бондарной посуды привлекали и мастеров – стеклодувов, гончаров, кузнецов. В наше время красивые сосуды в форме бочонков с обручами и донышками и красивой ручкой изготовляют из
керамики . Довольно часто к этой форме обращались и мастера, работающие с металлом. В XVI веке в распоряжении царского двора было много серебряной и золотой посуды, среди которой были и серебряные бочки с золотыми обручами. Знаменитые тульские самовары до середины XIX века выпускались в виде бочонка.
Гладкую плитку можно легко поддерживать в хорошем состоянии с помощью теплой воды и мягкого моющего средства. Однако пористую плитку, такую, как терракота,
керамика и изразец, нужно покрыть герметиком, чтобы предупредить появление пятен. Всегда вытирайте любые подтеки и пятна от жидкостей как можно быстрее и используйте немного нашатырного спирта, чтобы вывести трудные пятна. Как правило, раствор труднее обслуживать. Его можно почистить специальным средством для плиточного раствора (продается в супермаркетах).
Другое вещество, которое следует иметь в запасе, – эпоксидная смола (или готовый клей на основе эпоксидной смолы). В домашних условиях эпоксидная смола является главным компонентом различных клеев для соединения труб, склеивания
керамики и т. п.
Наиболее распространенным среди большинства археологов и этнографов является предположение, что орнаменты в виде ромбов и решетчатых квадратов представляют собой стилизованное изображение солнца и других небесных светил. Чтобы понять происхождение этих фигур Иванов С. В. предлагает обратиться к очень древнему источнику, а именно к орнаменту неолитической
керамики и к более поздней керамике эпохи металла. Иванов С. В. предлагает «рассматривать мотивы ромбов, решетчатых квадратов и составленную из них косую сетку как тот древний орнаментальный фонд, на основе которого развился позднейший орнамент, известный по памятникам средневековья и по современным этнографическим материалам». Перейдя в текстиль, в ткачество и вышивку, эти орнаментальные мотивы превратились из кругов в ромбы и квадраты и стали еще более разнообразны и выразительны за счет включения цвета. По мнению Иванова С. В. «в дальнейшем вышитый и вытканный орнамент стал более сложным и разнообразным, но его древние неолитические основы остались не поколебленными и можно с уверенностью говорить о том, что рассматриваемый комплекс мотивов вышитого и вытканного… орнамента носит черты неолитического искусства».[4]
Эти печи могут быть кирпичными, облицованными изразцами, в металлическом футляре, из гладкой или гофрированной листовой стали, а также в металлическом каркасе без отделки или облицованные листами асбофанеры, листовой сталью или глазурованными деталями. Кроме кирпичных печей, имеются блочные печи из
керамики или жароупорного бетона. Эти печи легко и быстро собираются.
Они изготавливаются из природных (тростник, древесины – доски,
керамики – черепица) или искусственных материалов различного происхождения (рубероид, асбоцементные, полиэфирные плиты и рулонные материалы).
Вначале из
керамики в Китае делали только посуду, но спустя некоторое время принялись создавать керамическую мозаику. Своим появлением она обязана неловкому ученику ремесленника.
Технические алмазы (борт, карбонадо) используют в промышленности для резцов, сверл, наконечников к приборам по определению твердости металлов, для обработки полупроводников, производства оптического инструмента, специальных приспособлений для резки стекла и
керамики , производства хирургического инструмента, коронок для бурения в горной промышленности и т.д.
Для удаления отработанного воздуха погреб рекомендуется систематически проветривать через первое вытяжное отверстие в потолке. Для подачи свежего воздуха в одной из стен погреба, у самого пола, рекомендуется устроить второе отверстие, которое называется приточным. В эти отверстия необходимо вставить вентиляционные трубы, которые изготавливаются из досок, асбестоцемента,
керамики , бетона, а также из металла. Более подробно о вентиляции погребов рассказано в соответствующей главе.
Стенам из поризованной
керамики придаст эстетичность облицовка керамическим или силикатным кирпичом, с которым она хорошо сочетается.