Связанные понятия
Эффект владения (обладания) (англ. endowment effect) — психологический феномен, заключающийся в том, что человек больше ценит те вещи, которыми уже владеет, а не те, которыми может овладеть. Был впервые отмечен Ричардом Талером в 1970-х и описан вместе с Даниэлем Канеманом. Чаще эффект владения проявляется в отношении товаров «неповседневного спроса».
Ценообразование с учётом психологических факторов — маркетинговый метод, основанный на теории о том, что у определённых цен есть психологическое воздействие. Розничные цены часто бывают «нечётными»: немного меньше, чем круглое число, например, 19,99$ или 6,95£ (но не обязательно математически нечётными, может быть и 2,98). Теория заключается в том, что эти особенности побуждают к совершению покупок более, чем если бы потребители были совершенно рациональны. Психологическое ценообразование — это одна...
Пирамидальная схема — бизнес-модель, основанная на обещании денежных выплат или иной формы дохода за счёт роста числа участников схемы, а не за счёт инвестирования, продажи товаров или услуг. Так как количество членов схемы увеличивается по законам геометрической прогрессии, привлечение новичков вскорости становится невозможным, из-за чего большинство членов не смогут получить прибыль.
«Бесплатных завтраков не бывает » (англ. There ain't no such thing as a free lunch) — крылатая фраза, подразумевающая, что получение какой-либо выгоды всегда связано с затратами, даже если эти затраты на первый взгляд не видны. В оригинале также There's no such thing as a free lunch или в виде акронимов TNSTAAFL, TANSTAAFL или TINSTAAFL. В переводах на русский также «дармовых завтраков не бывает», «дармовой закуски не бывает», «бесплатных ланчей не бывает».
Экономика (от др.-греч. οἰκονομία, буквально — «искусство ведения домашнего хозяйства») — совокупность общественных наук, изучающих производство, распределение и потребление товаров и услуг. Экономическая действительность является объектом экономических наук, которые подразделяются на теоретические и прикладные.
«Плати сколько хочешь » («Pay what you want», PWYW) — это стратегия ценообразования, согласно которой покупатели платят желаемую ими сумму денег за определенный товар, иногда даже нулевую. В некоторых случаях минимальная цена может быть установлена, и/или предполагаемая цена может быть указана в качестве рекомендации для покупателя. Покупатель может также выбрать цену, выше чем стандартная цена для такого товара. Многие обычные способы применения концепции «Плати сколько хочешь» предполагают установление...
Социальный скоринг — это вид скоринга, который оценивает клиента по его социальным характеристикам и прогнозирует его поведение с помощью анализа его присутствия в социальных сетях.
Планируемое устаревание было впервые развито в 1920—1930-х годах (широко известен пример картеля Phoebus, установившего срок службы ламп в 1 тысячу часов), когда развернулось широкомасштабное поточное производство, и каждая минута производственного процесса была подвергнута анализу.
Хайп (от англ. HYIP — High Yield Investment Program, также Хип, Хи-Айпи) — для финансовых компаний подразумевают мошеннический проект, похожий на инвестиционный фонд с высокой доходностью, разновидность финансовой пирамиды, инвестиционной аферы, которая обещает высокую окупаемость инвестиций, выплачивая прежним участникам деньги за счёт поступлений от новых клиентов.
Подробнее: Хайп-проект
Обязательное раскрытие информации - государственная политика, проводимая для избежания несогласованных стимулов или асимметрии информации между продавцом и покупателем. Ее важное преимущество перед другими способами регулирования рынка заключается в гибкости и невмешательстве в совершенную конкуренцию.
Активные счета — счета бухгалтерского учёта, предназначенные для учёта состояния, движения и изменения хозяйственных средств по их видам.
Подробнее: Активный счёт
Скорость обращения денег (англ. velocity of money, velocity of circulation) — средняя частота, с которой денежная единица используется для покупки новых отечественных товаров и услуг за определённый период времени. Скорость обращения денег во многом зависит от объёмов экономической активности при заданной денежной массе. Если период времени заявлен, скорость может быть представлена числом. В противном случае показатель должен быть задан в форме число за период времени.
В экономике взаимозаменяемость — такое свойство блага или товара, когда отдельные единицы, по сути, являются взаимозаменяемыми.Например, поскольку один килограмм чистого золота эквивалентен любому другому килограмму чистого золота, будь то в виде монет, слитков или в других состояниях, золото является взаимозаменяемым. К другим взаимозаменяемым товарам относятся сладкая сырая нефть, акции компании, облигации, другие драгоценные металлы и валюты. Взаимозаменяемость относится только к эквивалентности...
Механизмы открытия продукта — это способы, с помощью которых потребители находят доступные товары на рынках. В современном мире у потребителей есть много способов узнать о продуктах, но особенно влияют на обнаружение продукта потребителем списки бестселлеров, отзывы и рекомендации, а также вторичные эффекты информации (когда покупатели узнают о продукте А из новостных источников о родственном с А продукте B). Особенно эти механизмы открытия продукта актуальны для рынков с большим количеством продуктов...
Частные деньги (англ. private currency) — негосударственные фидуциарные деньги, эмитируемые и используемые в обращении частными институциональными субъектами.
Виртуальная экономика (иногда также синтетическая экономика) — эмерджентная экономика, наблюдаемая в непрерывных виртуальных мирах, обычно возникающая в результате обмена виртуальными товарами в рамках онлайн-игры. Как правило, пользователи участвуют в виртуальной экономике для развлечения и отдыха, а не ввиду необходимости. Таким образом, в виртуальной экономике обычно отсутствуют те элементы реальной экономики, которые не расцениваются игроками как «веселые» (например, в виртуальном мире персонаж...
Рынки предсказаний — разновидность спекулятивных рынков; их целью является создание прогнозов. На таких рынках создаются активы, чья конечная денежная стоимость связана с определённым событием (к примеру, будет ли следующий американский президент республиканцем) или параметром (к примеру, каковы будут продажи в следующем квартале). Таким образом, текущие рыночные цены могут быть интерпретированы в качестве прогноза вероятности определённого события или значения параметра. Можно сказать, что рынки...
Работа на дому (англ. work-at-home scheme) — схема быстрого обогащения, в которой жертва заманивается возможностью работать, не выходя из дома, делая лёгкую работу, и получать максимум денег за минимум потраченного времени. Настоящая цель преступника-работодателя (англ. job-scammer) — вымогательство денег из жертвы путём взимания выплат за возможность начать работу или принуждение жертвы вкладывать деньги в продукты, чья стоимость преувеличена. Мошенник не всегда выступает в роли работодателя, он...
Модель несовершенной информации , известная также как Модель островов Лукаса (англ. The Lucas-Islands model) — это разработанная Робертом Лукасом экономическая модель, целью которой является моделирование связи между изменениями предложения денег, цены и выпуска в упрощённой экономике, с использованием теории рациональных ожиданий.
Отклонение в сторону статус-кво — одно из когнитивных искажений, выражающееся в тенденции людей желать, чтобы вещи оставались приблизительно теми же самыми, то есть сохраняли статус-кво. Эффект возникает из-за того, что ущерб от потери статус-кво воспринимается как больший, чем потенциальная выгода при его смене на альтернативный вариант.
Това́р — любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи; продукт, произведённый для продажи.
Пожизненная ценность клиента также может быть описана как денежная стоимость отношений с клиентом на основании текущих размеров видимых будущих денежных потоков от отношений с клиентом. Пожизненная ценность клиента — это важное понятие в том плане, что оно стимулирует перевод фокуса компаний с квартальных доходов на долгосрочные здоровые отношения со своими клиентами. Пожизненная ценность клиента — это важная цифра, так как она представляет собой верхний порог затрат на покупку новых клиентов.Одно...
Операции без присутствия карты (англ. Card not present transaction, CNP) — тип транзакций по банковским платёжным картам, при которых держатель карты со своей картой физически не присутствует во время и в месте проведения оплаты. Ситуация чаще применяется при заказе и оплате товара по почте, факсу, телефону (mail order/telephone order (MO/TO)) или через интернет (ECommerce). Такие транзакции весьма подвержены мошенничеству с платёжными картами.
Метафора о разбитом окне (иногда переводится как «притча о разбитом окне») — метафора, приведённая экономистом Фредериком Бастиа в его эссе Ce qu’on voit et ce qu’on ne voit pas («О том, что видно, и о том, чего не видно») 1850 года. По мнению Генри Хэзлитта, эта метафора иллюстрирует одно из распространённых заблуждений об экономике, а именно — что любая катастрофа может способствовать экономическому развитию.
Новое кейнсианство — школа мысли в современной макроэкономике, представляющая собой развитие идей Джона Мейнарда Кейнса. «Новое кейнсианство» пересмотрело роль монетарной политики и механическое разделение микроэкономики и макроэкономики в неокейнсианстве.
Шоппер-маркетинг осуществляется в магазинах, его цель — превратить посетителя магазина в покупателя продукта. Цель шоппер-маркетинга, таким образом, - побудить покупателя принять решение о покупке в магазине, вблизи от товара. Потребитель и потенциальный покупатель товара могут быть разными людьми. Например, мать семейства может отвечать на 90 % за приобретение ежедневных покупок, в то время как потребление может распределяться равномерно на четырех членов семьи.
Парадокс ценности (парадокс воды и алмазов, или парадокс Смита). Автором формулировки парадокса считается Адам Смит. Его суть: почему, несмотря на то, что вода для человека намного полезнее, чем алмазы, цена алмазов намного выше цены воды?
Определялся в СССР путём суммирования всех произведенных товаров и предоставленных услуг за какой-то период (чаще всего - за год). При этом имел место повторный счет. Например, если комплектующие, произведенные одним заводом, проданы другому предприятию, то стоимость этих комплектующих учитывалась еще раз - в стоимости готового изделия . Валовой общественный продукт (ВОП) считался вплоть до 1991 года - до развала СССР. С 1988 года параллельно с этим показателем определялся Валовый национальный продукт...
Подробнее: Валовой общественный продукт
Калькуляционный аргумент — это один из видов критики плановой экономики. Он был впервые предложен Людвигом фон Мизесом в 1920 году и позднее подробно исследован Фридрихом Хайеком.
Система электронных платежей , или электронная платёжная система, — система расчётов между финансовыми организациями, бизнес-организациями и интернет-пользователями при покупке-продаже товаров и за различные услуги через Интернет. Такие системы представляют собой электронные версии традиционных платёжных систем и по схеме оплаты делятся на...
Ловушка нищеты — любой самоподдерживающийся механизм, благодаря которому из нищеты нет выхода . От поколения к поколению уровень бедности только возрастает, если не принимаются направленные против ловушки меры.
Акционер — настольная имитационная игра, созданная киевскими любителями (Александром Яковлевичем Зыряновым и др.) на основе разработанной американскими специалистами игры «Брокер». На территории СССР игра стала популярной после публикации правил в журнале «Наука и жизнь».
Раскаяние покупателя — психологическое состояние, характеризующееся чувством сожаления, возникающим после совершения покупки. Это состояние часто связано с приобретением дорогостоящего предмета, например, автомобиля или недвижимости.
Денежная иллюзия — термин, описывающий склонность людей воспринимать номинальную стоимость денег, а не их реальную стоимость, выражающуюся в покупательной способности. Иначе говоря, большинство людей больше обращают внимание на цифровой номинал денег, хотя важны количественные соотношения при покупке товаров. Это заблуждение вызвано отсутствием самостоятельной ценности фиатных денег, реальной ценностью которых является их возможность обмена на товары и услуги, а также возможность платить налоги...
Лозаннская школа маржинализма — одна из научных школ неоклассического направления в экономической теории конца XIX — начала XX века. Основные представители — Леон Вальрас (1834—1910) и Вильфредо Парето (1848—1923).
Свободные деньги (нем. Freigeld) — понятие, введённое немецким экономистом Сильвио Гезеллем, для того, чтобы обозначить деньги, используемые только как инструмент обмена (мера стоимости и средство обмена) и при этом «свободные от процентов». Гезелль предлагал облагать деньги специальным налогом — демереджем, который стимулирует высокую скорость их обращения.
Бекинг (в английском языке более распространен термин «staking») — один из современных инвестиционных инструментов, получающий все более широкое распространение в последнее десятилетие и связанный с финансовой поддержкой инвесторами игроков в покер.
В теории аукционов, механизм аукциона Викри — Кларка — Гровса (обобщённый аукцион Викри) — это тип многотоварных аукционов закрытой формы. Участники ставят ставки, которые соответствуют их оценкам ценности товаров, не зная ставок других участников.
Двойное расходование (англ. Double-spending) — повторная продажа (отчуждение) одних и тех же активов. Обычно речь идёт о системах электронных платежей, которым органично присуща возможность копирования состояния, что позволяет сделать несколько платежей из одного и того же стартового состояния.
Игровое заблуждение (англ. Ludic fallacy) — когнитивное искажение, которое выражается как злоупотребление играми и моделями для моделирования реальных ситуаций. Термин введен американским экономистом ливанского происхождения Нассимом Талебом в изданной в 2007 году книге «Чёрный лебедь. Под знаком непредсказуемости». Название ошибки происходит от латинского слова ludus — «игра».
Асимметричность информации в микроэкономике (англ. asymmetric(al) information; также несовершенная информация, неполная информация) — это неравномерное распределение информации о товаре между сторонами сделки. Обычно продавец знает о товаре больше, чем покупатель, хотя возможна и обратная ситуация.
Траге́дия антиобщи́н (англ. tragedy of the anticommons) — ситуация, когда участники некооперативной игры, действуя каждый сам по себе и максимизируя свой собственный доход, за счёт исключительного права неоптимально расходуют общий ресурс.
Лутбокс (иногда употребляется название «кейс» или «контейнер») — виртуальный предмет в компьютерных играх, при использовании которого игрок получает случайные виртуальные предметы различной ценности и назначения. Такие получаемые из лутбоксов предметы могут быть как чисто декоративными, лишь меняющими внешний вид игрового персонажа, так и влияющими на игровой процесс — например, редкими доспехами или оружием.
Инфосоциализм — теория, первоначально придуманная Дэвидом Пулвером, Джоном Ф. Зайглером и Шоном Пунчем для ролевой игры Transhuman Space, но затем нашедшая сторонников и в действительном мире. Инфосоциализм рассматривает информацию и идеи как средства производства. Он утверждает, что законодательство об авторском праве является безнравственным и что права интеллектуальной собственности должны принадлежать одному юридическому лицу, например государству или некоммерческой организации типа Free Software...
Партнёрская программа (англ. Affiliate program) или партнёрка — форма делового сотрудничества между продавцом и партнёрами, при продаже какого-либо товара или предоставления услуг. Позволяет продавцу сократить расходы на привлечение конечного покупателя. Особенно широко распространены в деловой модели B2B.
Плата (цена) по принципу «скользящей шкалы» представляет собой переменную плату за товары, услуги или налоги в зависимости от финансовых возможностей клиента. Таким образом, эта плата снижается для клиентов с более низким уровнем дохода.
Подробнее: Скользящая шкала
Аукцион Викри — это алгоритм проведения однораундного закрытого аукциона (участники которого не знают ставок друг друга), при котором право на покупку получает участник, предложивший максимальную ставку, но покупка осуществляется по второй максимальной ставке.
Теория ожиданий (англ. Expectancy theory) была изложена канадским психологом Виктором Врумом в 1964-м году в работе «Труд и мотивация». Согласно теории, уровень мотивации сотрудников зависит от их представлений относительно своих способностей к выполнению тех или иных рабочих задач и получению вознаграждения. Данная теория утверждает, что людей мотивирует к работе ожидание того, что выбранный ими тип поведения действительно приведёт их к желаемому результату.