Связанные понятия
Дублет (фр. doublet) — мужская верхняя одежда, распространенная в Западной Европе в период с 1330-х годов по 1660-е -70-е года.
Нагрудник (англ. breastplate) — часть латного доспеха, закрывающая тело спереди. Появившаяся в конце XIV века и существовавшая до тех пор, пока доспехами вообще пользовались. Нагрудник и наспинник составляют части кирасы, в некоторых случаях нагрудник использовался отдельно.
Хауберк или хоуберк (англ. Hauberk) — вид доспеха. Хауберк появился в конце Х века у норманнов как плотно прилегающий к телу доспех, закрывавший тело до колена и руки до локтей, и зачастую дополнявшийся чулками. Материалом служила кожа или материя, укреплявшаяся нашитыми металлическими кольцами либо пластинками, заклепками, и иногда даже нашитыми цепочками. В дальнейшем хауберк развился в длинную кольчугу с капюшоном и рукавицами (капюшон и рукавицы могли выполняться как отдельно, так и составлять...
Готический доспех — германский доспех второй половины XV века, характерной особенностью которого являются острые углы, особенно заметные на налокотниках, сабатонах (латной обуви) и перчатках, а также шлем — салад, в вариантах без гребня, очертаниями очень похожий на германскую каску.
Поддоспешник или подлатник — термин, используемый для обозначения разновидности одежды, надеваемой под доспех. В другом источнике упоминается как полукафтанье или зипун, который надевается под латы, панцири, кольчуги, бахтерцы, куяки и другое. Основными функциями поддоспешника являются смягчение удара, принятого на доспех (амортизация); защита от холода и натирания тела доспехом или кольчугой (например на плечах). Подлатники шились из разного типа тканей (чаще всего бумажных), и набивались ватой...
Упоминания в литературе
В духе авангарда работает и П. Карден, в 1964 году показавший коллекцию «Космическая эра». Его модели были более приспособлены к жизни, чем у Куррежа и Рабана, что обеспечило больший коммерческий успех его дому. Он вводил отдельные элементы из металла и пластика, которые выглядели не менее современными, но были более удобными, чем у П.Рабана. Он вводит в моду «космический сарафан», короткий, из трикотажного полотна, кожи или синтетики, с огромными проймами, похожий на средневековые
сюрко . Геометрические линии кроя и геометрический декор делали модели Кардена узнаваемыми. Карден предлагает вариант космического стиля и для мужчин – яркие цвета, синтетические ткани, комбинезоны из кожи и винила, похожие на скафандры. Такой комбинезон или брюки сочетались с яркими куртками на молнии. Космический костюм от Кардена с удовольствием носил певец Джонни Холлидей.
Связанные понятия (продолжение)
Бригантина , изначально возникнув в XIII—XIV веках как элемент военного снаряжения, доступный только для феодалов, к началу XV века получила широкое распространение, став типичным доспехом пехотинца.
Мила́нский доспе́х — полный латный итальянский доспех, появившийся в конце XIV и существовавший до начала XVI века. Это первый тип доспехов, в котором латы (стальные пластины) закрывали всё тело. Особенности конструкции...
Плюма́ж (фр. plumage «оперение» от plume «перо») — украшение в виде перяной опушки на головном уборе из перьев типа веера.
Белый доспех (итал. bianco armatura, староангл. alwyte armour) — ранний стиль полного латного доспеха, получивший распространение в начале XV века сначала в Италии, а затем и практически по всей Европе. Предполагал открытое ношение доспеха, без надоспешной одежды (сюрко и т. п.) или обтяжки тканью (как на бригандинах и некоторых ранних кирасах).
Турнирный доспех — доспех для турнирных поединков. Мог, но не обязательно, одновременно являться парадным доспехом. Классические турнирные доспехи (конца XV и всего XVI веков) в связи со слишком узкой специализацией были непригодны для настоящего боя. Так классический доспех для пешего боя не был пригоден для конного боя, а доспех для копейной сшибки не годился не только для пешего боя, но и для того чтобы рубиться на коне. Кроме узкоспециализированных доспехов, существовали также и доспешные гарнитуры...
Перевязь (фр. écharpe, нем. Schärpe) — носимая поверх верхней одежды широкая лента из различных видов ткани или кожи.
Камзо́л (фр. camisole — кофта) — мужская одежда, сшитая в талию, длиной до колен, иногда без рукавов, надевавшаяся под кафтан. Появился во Франции в 1-й половине XVII века; в XVIII веке получил распространение в других странах Западной Европы, а также в России (с введением западноевропейского костюма среди дворян). Камзол делался из сукна, шёлка, бархата, украшался вышивкой, галуном, пуговицами. Камзолом в национальном костюме башкир, татар (тат. камзул), казахов (каз. қамзол) и киргизов (кирг. кемсел...
Капеллина или шапель — общее название наиболее простого вида шлемов в виде металлических колпаков с полями. В шапелях не было предусмотрено бармиц, полумасок или забрал, однако форма их очень значительно варьировалась. Подобные варианты были одними из самых дешёвых и применялись пехотой. К данному типу также можно отнести и шлемы конца эпохи тяжёлых доспехов (XVI—XVII века), как например каски конкистадоров.
Ламинарный доспех (от лат. laminae — слой) — общее название доспеха из подвижно соединённых друг с другом твёрдых поперечных полос.
Рука́в — деталь одежды, покрывающая всю руку или часть руки. Может быть коротким (как на футболках), средним (например, покрывать руку до запястья) и длинным (смирительная рубашка).
О́хабень (о́хобень, о́хобен, от охабить, т.е. охватить) — старинная русская верхняя мужская и женская одежда из сукна домашней выработки или камлота; аналог жупана в Речи Посполитой. Охабень был широко распространён среди знати в XV и XVI веках. В конце 1670-х годов охабень вышел из употребления в среде знати и стал одеждой простолюдинов.
Чешуя ́ — один из древнейших вариантов доспехов, созданный в подражание чешуе животных.
Зерца́льный доспе́х (перс. چهارآئینه букв. «четыре зерцала»; кит. упр. 护心镜, пиньинь: Huxinjing, букв. «зеркало защищающее сердце») — общее название русских и восточных доспехов. Фактически, под термином «зерцала» имелось два различных вида доспехов: полный зерцальный доспех и зерцала личные — усилитель доспеха, надеваваемый поверх кольчатого доспеха. Также существовало две техники соединения пластин у зерцал: на кольцах (кольчато-пластинчатые) и на ремешках (пластинчатые). Общее подражание Востоку...
Жиппон (фр. gippon, также именуемый в разных источниках жюп, жюпель или жюпон) — стёганый камзол, поддоспешник или самостоятельный доспех, деталь мужского костюма XIV—XV веков, французская разновидность дублета.
Епанча ́ (др.-русск. япанча́, япончи́ца, от тур. япунча, тюрк. япынджа) — широкий, безрукавный круглый плащ с капюшоном у мужчин, а у женщин — короткая, безрукавная шубейка (обепанечка). Завезена с арабского Востока.
Свита (сполусвитка, свитка) — название устаревшей мужской и женской верхней длинной распашной одежды из домотканого сукна, разновидность кафтана. Судя по раскопкам, в XIII веке наиболее распространенная верхняя одежда новгородцев. Словом «свита» в Древней Руси обозначали не определенный вид одежды, а как обозначение верхней мужской одежды. Исследователи древнерусского костюма обычно применяют для обозначения верхней распашной мужской одежды термин «кафтан». Однако, слово это в русских письменных...
Плащ : 1. Историческая одежда, представляющая собой накидку из шерстяного сукна, часто с капюшоном, предназначенную для защиты от холода и непогоды.
Тегиляй — самый простой и дешёвый татарский и русский доспех XVI века. Первое упоминание тегиляя в российских источниках приходится на переписку между Иваном III и королём Польши Казимиром IV в 1489 году. В другом источнике упоминается, что это старинный кафтан со стоячим воротом и короткими рукавами (на Руси IX - XVI вв).
Козырёк головного убора — часть головного убора. Представляет собой щиток, закрепляемый горизонтально или с наклоном вниз над лицом.
Бацинет (Bascinet) — вид купола шлема XIV века с кольчужной бармицей (авентайлом).
Тарч , торч (нем. Tartsche,польск. tarcz, от старофр. targa — щит; др.-в.-нем. zarge) — название типа щитов, применявшихся западноевропейскими рыцарями с XIII по XVI век, по другим данным с XIV по XV. Возможно тарчи использовались и на Руси, во всяком случае в радзивилловской летописи они изображены не менее 15 раз, также есть описания относящиеся к XVI веку, которые можно трактовать как описания тарчей.
Бармица — элемент шлема в виде кольчужной сетки (иногда вместо кольчуги использовался ламелляр), обрамляющей шлем по нижнему краю. Закрывала шею, плечи, затылок и боковые стороны головы; в некоторых случаях грудь и нижнюю часть лица.
Подол (деталь одежды) или пола́ — нижняя часть юбки, платья, пальто и любой другой верхней одежды длиной ниже колен, а также нижний край полотнища.
Жабо ́ (фр. jabot — «птичий зоб») — отделка блузки, платья или мужской рубашки в виде оборки из ткани или кружев, спускающейся от горловины вниз по груди, также разновидность воротника. Впервые появилось в европейском костюме в XVII веке как деталь мужского костюма необычайных размеров, пышности и белизны и было богато украшалось кружевами. Практически исчезло из мужской одежды во второй половине XIX века. В женской и детской моде жабо сохраняется поныне.
Ламеллярный доспех (от лат. lamella — пластинка, чешуйка) — общее название доспеха из сплетённых между собой шнуром пластин.
Воротни́к — деталь одежды, впервые появившаяся в XIII веке как узкая полоска в вырезе, которая в XIV-XV веках постепенно трансформировалась в воротник-стойку, характерный для мужских плащей и жакетов и выполненный из меха или бархата.
Нано́сник — часть шлема, предназначенная для защиты. Представляет собой, как правило, узкую металлическую пластину, закрывающую нос.
Байдана — кольчатый доспех из крупных шайбовидных колец, носившаяся, как правило, не самостоятельно, а в качестве верхнего или же парадного доспеха. Кольца байданы изготовлялись путём штамповки из заготовки в виде «проволочного» кольца с перехлёстом, которая ложилась в штамп (нередко имеющий выгравированные надписи, на русском или на арабском) по которому били тяжёлым молотом, в результате чего получалась незамкнутая шайба с перехлёстом концов и надписями, в концах которой иногда делали отверстия...
Гама́ши (фр. gamache) — вязаные или сшитые из плотного толстого материала чехлы со штрипками, закрывающие щиколотки. Удлиненный вариант называется штиблеты и доходит до колен. Гамаши и штиблеты служили заменой онуч.
Ша́пка (фр. chape от лат. cappa — головной убор) — традиционный головной убор русского и других национальных костюмов.
Ша́пка желе́зная — общее название простых лёгких шлемов, применявшихся в Европе в XVI—XVIII веках.
Умбон (лат. umbo) — металлическая бляха-накладка полусферической или конической формы, размещённая посередине щита, защищающая кисть руки воина от пробивающих щит ударов. Под умбоном часто находится ручка, за которую воин держит щит. Также выступает в качестве украшения щита. Нередко умбону придавалась заостренная форма, позволявшая наносить поражающие удары щитом.
Позуме́нт (галу́н) — золотая, серебряная или мишурная (медная, оловянная) тесьма; золототканая лента, повязка, обшивка, оторочка.Хотя слово по своему происхождению (фр. posament, passamenterie) должно бы было означать всякого рода басонное изделие, но обыкновенно принято называть так преимущественно золотой или серебряный басон. Под басоном вообще разумеется плетёное изделие (шнур, тесьма (аграмант), бахрома, синель, кисти и пр), идущее на украшение одежды, мебели, драпировок и пр. Главным материалом...
Бахрома (араб. «mucharramat» — кружева) — тесьма с висящими с одной стороны нитями, мягкими волокнами, шнурками или любыми другими подвесками. Используется как обшивка краев одежды, скатерти и пр. из кручёных или иной формы шёлковых, шерстяных, серебряных или золотых ниток, а также как украшение к занавесям, мебели, абажурам.
По́ножи (или поно́жи) — часть доспехов, которая защищает переднюю часть ноги от колена до щиколотки. Согласно библейской легенде, поножи были частью доспехов Голиафа во время его битвы с Давидом. Поножи получили широкое распространение в античном мире. Применялись, в частности, древнегреческими воинами (гоплитами), а также римскими легионерами времен республики. Также поножи были распространены в Средние века и часто входили в стандартный комплект доспехов, наравне с наручами.
Тесьма ́ (тадж. Тасма: ремень) — узкая тканая или плетёная полоска или шнур, обычно имеющая только одну систему косо переплетёных нитей. Используется для отделки и ремонта одежды, нередко вшивается в готовые изделия для укрепления швов, кроме этого имеет самое разнообразное применение в домашнем обиходе.
Вальтра́п (из немецкого нем. waltrapp), чепра́к, по́тник — суконное покрывало, подкладываемое под седло. Может изготавливаться из хлопчатобумажной ткани, хлопка, войлока и других материалов.
Термин «
испанский костюм », мода Испании охватывает период самобытного существования моды Испании в XV—XIX веках. В более узком смысле испанская мода — стиль жестких каркасных костюмов, принятый при дворе испанских Габсбургов в XVI—XVII веках и оказавший чрезвычайное влияние на моду других европейских королевских дворов.
Личи́на — часть шлема в виде металлической маски. Полностью закрывает лицо, защищая его от не очень сильных ударов, к тому же оказывает психологическое воздействие на противников. Недостатки личин — ограничение обзора и затруднение дыхания.
Чепе́ц , чепчик — женский и детский головной убор. Представляет собой вязаный или шитый чехол, закрывающий волосы, может иметь завязки под подбородком.
Султан (от тур. sultan) — украшение на головном уборе в виде вертикально укрепленного перьевого или волосяного пучка. Был распространён на шляпах, киверах и касках в большинстве европейских армий первой половины XIX века.
Помпон (фр. pompe — «великолепие, торжественность», англ. pom-pon, pom-pom) — шарообразное украшение из ниток. Помпоны могут быть разных размеров и цветов, а также могут быть сделаны из различных материалов, например, хлопка, шерсти, бумаги и других.
Реннцойг — турнирный полудоспех XV века для особого конного поединка на турнире — реннена. Изобретателем последнего считают маркграфа Альбрехта-Августа Бранденбургского.
Русский национальный костюм — сложившийся на протяжении веков традиционный комплекс одежды, обуви и аксессуаров, который использовался русскими людьми в повседневном и праздничном обиходе. Имеет заметные особенности в зависимости от конкретного региона, пола (мужской и женский), назначения (праздничный, свадебный и повседневный) и возраста (детский, девичий, замужней женщины, старухи).
Капюшо́н (фр. Capuchon) — деталь одежды в виде крепящегося к вороту головного убора.