Социосемиотика

Социосемиотика — это раздел семиотики, исследующий поведение людей при определенных социальных и культурных обстоятельствах, который определяет смыслообразование через социальный аспект. Фердинанд де Соссюр рассматривает семиотику как «науку, изучающую жизнь знаков внутри общества». Социальная семиотика продолжает идею Соссюра, исследуя явление, в котором «коды» языка и сама речь формируются социальными процессами. Решающее значение при этом имеет тот факт, согласно которому значение и знаковые системы находятся в отношениях взаимного влияния. Так, изменения в социальной сфере тем или иным образом оказывают влияние на язык, понимаемый как знаковая система.

Социальная семиотика — это наука, изучающая социальные аспекты значения, влияние социальных факторов на языковые знаки и процесс их интерпретации (семиозис) как отдельными индивидуумами, так и обществом в целом. Социальная семиотика уделяет особое внимание процессу социально-обусловленного смыслообразования визуального, вербального или звукового характера (Тибо, 1991). Данные различные системы смыслообразования, или «каналы» (например, речь, письмо, изображения) известны как семиотические системы. Семиотические системы включают в себя визуальные, вербальные, письменные, невербальные и музыкальные способы коммуникации, а также различные «мультимодальные» ансамбли какой-либо из этих систем (Кресс и ван Лиувен, 2001).

Социальная семиотика изучает процесс создания и интерпретации значений. Это наука, изучающая текст, процесс формирования семиотической системы посредством интересов и идеологий, а также процесс их адаптации к изменениям в обществе (Ходж и Кресс, 1988). Структурная семиотика Фердинанда де Соссюра сосредоточена главным образом на теоретическом изучении семиотических систем или структур (язык, который согласно Соссюру изменяется в диахроническом аспекте, то есть в течение длительных периодов времени). Социальная семиотика, напротив, рассматривает речь как фактор изменчивости семиотических систем. Это позволяет показать, как индивидуальный аспект, исторические обстоятельства и новая социальная идентичность влияют на то, как люди пользуются языком и какие языковые изменения происходят (Ходж и Кресс, 1988). В отличие от других наук, рассматривающих исключительно неизменные языковые «коды», социальная семиотика определяет знаки как ресурсы, которые люди используют и адаптируют (или «создают») в процессе смыслообразования. В этом отношении социальная семиотика разделяет идеи прагматики и социолингвистики, а также неразрывно связана с культурологией и критическим дискурс-анализом.

Основная задача социальной семиотики состоит в разработке аналитических и теоретических основ, которые помогут объяснить процесс смыслообразования в социальном контексте (Тибо, 1991).

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я