Связанные понятия
Шиптары (сербохорв. Šiptari / Шиптари от алб. shqiptarët ʃcipˈtaɹət) — славянизированная форма самоназвания албанцев. В южнославянских языках (сербохорватском, македонском и др.) является пренебрежительным передразнивающим разговорным прозвищем этого народа, нежелательным в печати и вызывающим протесты на политическом уровне.
Албаниза́ция — один из видов языковой и этнокультурной ассимиляции, представляющий собой процесс перехода неалбанского населения на албанский язык или принятия албанского этнического самосознания. Албанизация в разное время отмечалась прежде всего в Албании, в Сербии (Косове и Метохии), а также в некоторых регионах Северной Македонии.
Национа́льная иденти́чность или национа́льное самосозна́ние — одна из составляющих идентичности человека, связанная с ощущаемой им принадлежностью к определённому этносу или нации. Национальная идентичность не тождественна понятиям национальности или гражданства, хотя они могут быть факторами, оказывающими на неё сильное влияние.
Братство и единство (сербохорв. Bratstvo i jedinstvo/Братство и јединство, макед. Братство и единство, словен. Bratstvo in enotnost, алб. Bashkim dhe Vëllazërim, венг. Testvériség és egység) — популярный лозунг Коммунистической партии Югославии, который был придуман во время Народно-освободительной борьбы Югославии (1941—1945). В дальнейшем, эти понятия стали руководящими принципами послевоенной межэтнической политики Югославии.
Вопрос существования и идентичности македонского языка является предметом споров среди политиков, лингвистов и обычных людей в Северной Македонии и окружающих её странах. Славянские македонские диалекты действительно представляют собой часть южнославянского диалектного континуума, ведущего от хорватского, боснийского и сербского штокавского диалекта через торлакский диалект на северо-западе к западным и восточным диалектам болгарского языка, и македонский язык, как и болгарский, сербский, хорватский...
Подробнее: Политический статус македонского языка
Сербофо́бия — общий политический и социальный термин, используемый для описания чувства ненависти или вражды по отношению к сербам, Сербии, сербскому языку или сербскому православию. Исторически явление являлось причиной гонений на этот народ и социальную группу. Термин сербофобия (серб. Србофобија) рассматривается в настоящий момент как обозначение исторической ненависти к сербам, по отношению ко всему народу; выражает чувство неприятия и ненависти ко всему сербскому, к самой сербской государственности...
Подгоряне (также прекокамцы, торбеши; самоназвание: нашинские, реже подгоране) — южнославянская мусульманская этнорелигиозная группа, населяющая исторический регион Подгора (в юго-западной части территории Косова и Метохии). Одна из трёх групп исламизированных славян Южной Метохии наряду с горанцами и средчанами.
Сербско-черногорский унионизм (серб. Српско-црногорски унионизам) — славянская политическая идеология, заключающаяся в признании неделимости союза Сербии и Черногории. Она признаёт Черногорию как часть политического союза с Сербией и противопоставляется движению за независимость Черногории и выход из союза с Сербией...
Сербы-мусульмане (серб. Срби муслимани / Srbi muslimani), также известные как сербы-магометане (серб. Srbi-muhamedanci) — группа этнических сербов, исповедующих ислам, которая является частью религиозной группы мусульман Сербии наравне с представителями других национальностей, исповедующих ислам в стране.
Хорватская философия (хорв. Hrvatska filozofija) — это интеллектуальная традиция оформившаяся на территории Хорватии.
Меморандум Сербской академии наук и искусств 1986 года или кратко Меморандум САНИ — проект документа, написанный 16 членами Сербской академии наук и искусств. Фрагменты Меморандума САНИ вышли в свет в сентябре 1986 года в газете «Вечерние новости».
Иллири́зм (хорв. Ilirski pokret) — культурно-политическое движение южных славян, возникшее в 30—40-х годах XIX столетия в Хорватии и Славонии и оказавшее влияние также на общественную жизнь других южнославянских областей.
Ислам на территории современной Боснии и Герцеговины появился в XV—XVI столетиях. Это произошло после завоевани османами средневекового Боснийского государства. Современные боснийцы в большинстве исповедуют ислам суннитского толка.
Балканская федерация (Балканская федеративная республика) — проект федеративного или конфедеративного государства, зародившийся в конце XIX века, которое включало бы в себя Югославию, Болгарию, Румынию, Албанию и Грецию, основанный главным образом на левой политической идеологии.
Балканизация — процесс распада государства или федерации, сопровождаемый дальнейшей фрагментацией вновь образованных политических субъектов, которые вступают в конфликтные отношения друг с другом вплоть до гражданской войны. Термин является производным от названия европейского региона Балканы, который в 1817—1912 из единого пространства под властью Османской империи превратился в несколько небольших государств.
Югославская философия — локальная европейская философская традиция, сформировавшаяся в исторической Югославии.
Революция брёвен (сербохорв. Балван-револуција, Balvan-revolucija) — название протестного движения сербов в Хорватии, существовавшего во время начального этапа гражданской войны в бывшей Югославии в 1990 году. Националистические меры хорватских властей, а также их стремления отделиться от Югославии вызвали волну протестов среди компактно проживавших там сербов, которые переросли в движение за автономию и стремление остаться в едином государстве.
Крещение сербов (серб. Покрштавање Срба) — принятие христианства сербскими племенами после их переселения на Балканский полуостров.
Австрославизм — политическое движение среди славянских народов Австро-Венгрии (особенно среди чехов) во второй половине XIX века. Его последователи стремились реформировать австро-венгерскую двойную монархию в тройственное государство. Главными идеологами австрославизма были старочехи Франтишек Палацкий и Франтишек Ладислав Ригер, а также австрийские социал-демократы Отто Бауэр и Виктор Адлер. Около 1890 австрославизм был заменён политическими идеями радикальных младочехов.
Этнографи́ческие и субэтни́ческие гру́ппы хорва́тов — региональные группы хорватского народа, для которых характерны культурные, бытовые, диалектные и иные особенности, а также в ряде случаев — собственное самоназвание. Формирование этнографических различий у хорватов в тех или иных регионах их расселения происходило в условиях обособленности локальных групп в границах разных исторических государств, под влиянием языков и культур иноэтничного окружения, под влиянием географических и природных особенностей...
Хорватская весна (хорв. Hrvatsko proljeće, также именуется в хорватской литературе «массовое движение», хорв. masovni pokret, MASPOK) — политическое движение, возникшее в Хорватии в начале 1970-х годов и ставившее своей целью расширение прав хорватов в федерации СФРЮ, а также проведение демократических и экономических реформ. Участники движения протестовали против «вытягивания» экономически отсталых регионов Югославии, таких как Косово, за счёт урезания бюджета и политических прав в Хорватии.
Национальная идея в философии — систематизированное обобщение национального самосознания. Национальная идея определяет смысл существования того или иного народа, этноса или нации. Она может выражаться посредством художественных произведений или различных философских текстов.
Майская скупщина (серб. Мајска скупштина) — собрание представителей сербского населения Австрийской империи, прошедшее в городе Карловиц 1—3 мая 1848 года.
Примордиали́зм (от лат. primordialis — первоначальный) или эссенциали́зм — одно из теоретических направлений в гуманитарных науках, рассматривающее культурно отличительные и социальные группы (например, этнические и расовые) как изначальное, обязательное и всеобщее объединение людей. Получило распространение в антропологии, этнологии и социологии.
Этни́ческое самосозна́ние или этни́ческая иденти́чность — эмоционально-когнитивный процесс осознания принадлежности человека в какой-либо этнической общности; является проекцией на сознание людей существующих этнических связей, и проявляется в виде этнонима. Один из видов социальной идентификации. В переписях населения и других видах массового статистического учёта используется как основной этнический определитель.
Среди специалистов, занимающихся исследованиями национализма, выделяют три ведущие школы: примордиализм, модернизм (конструктивизм) и этносимволизм. Основные различия между этими школами лежат в вопросах о том, когда и почему появились нации и национализм. При этом российские исследователи столкнулись с проблемой националистического дискурса, которая до сих пор не решена.
Подробнее: Национализм (изучение)
Балканские турки (тур. Balkanlar'daki Türkler) — обобщённое название всех традиционно тюркоязычных мусульманских групп современных стран Балканского полуострова, кроме собственно Турции, которой принадлежит Восточная Фракия с городом Стамбулом (в которых проживает более 10 млн этнических турок). Общая численность балканских турок за пределами Турции составляет около 1,5 млн человек. Это остатки тюркского и отуреченного населения регионов бывшей Османской империи, которые затем вошли в состав новых...
Этничность — свойство этнической общности, обозначающее её особенные отличия от других общностей, а также синоним более широко распространённого в российской науке понятия этнос. Термин употребляется в русле представления о полиэтническом характере большинства современных обществ.
Средчане (также жупляне, жупанцы, торбеши; самоназвание: нашинцы, нашинские, реже жупляне) — южнославянская мусульманская этнорелигиозная группа, населяющая исторический регион Средска (в юго-западной части территории Косова и Метохии). Одна из трёх групп исламизированных славян Южной Метохии наряду с горанцами и подгорянами.
Большинство политических и культурных явлений до нового времени имело универсальный, а не национальный характер. Громко заявив о себе в конце XVIII века в связи с революциями в Америке и Франции и приведя к распаду европейские империи и колониальные системы в XIX и XX веках, национализм по сей день остаётся одной из ведущих мировых идеологий.
Подробнее: История национализма
Сербская революция (серб. Српска револуција) — термин, используемый для выделения периода истории Сербии в 1804—1835 годах. Впервые этот термин употребил Леопольд фон Ранке в своей книге «Die Serbische Revolution», опубликованной в 1829 году.
Транскультурация – термин, введённый в 1940 году кубинским антропологом Фернандо Ортисом для описания феномена слияния и сближения культур.
Сербское имя — имя, которое даётся представителю сербского народа при рождении и используется ими всю жизнь. В сербской культуре считается, что значение имени влияет на характер человека. Сербы могут носить имена славянского происхождения (Бранимир, Владислава, Весна, Вук), греческого (Доротея, Джордже, Дамьян), еврейского (Йован, Лазарь, Тамара) и даже арабского или тюркского происхождения (Амир, Селма, Эмина). Греческие имена характерны для сербов-христиан, арабские и тюркские — для сербов-мусульман...
Трансильванская школа (также Арделянская школа; Семиградская школа, Латинская школа, рум. Şcoala Ardeleană, Шкоала Арделянэ) — политическое и культурно-языковое движение греко-католической румынской интеллигенции на территории австро-венгерской Трансильвании. Движение зародилось во второй половине XVIII — начале XIX веках как литературно-лингвистическое, но в XIX—XX веках его ответвления постепенно распространились на территории других восточно-романских земель, в том числе в Румынском королевстве...
За́падные страны или Завршье (серб. Западне стране) — средневековая область в западной части современной Боснии и Герцеговины.
Религиозный национализм — это связь национализма с определенной религиозной верой, догмой и принадлежностью. Эту связь можно разделить на два аспекта: политизация религии и влияние религии на политику.
Ю́жные славя́не — современная группа славянских народов, а также племён, говорящих на южнославянских языках и живущих преимущественно на Балканах.
Югосла́вы , или югослове́ны (сербохорв. Jugoslaveni, Југославени) — совокупность южнославянских народов (сербов, хорватов, боснийцев, черногорцев, словенцев и македонцев), составлявших население ныне распавшейся Югославии, а также представители этого населения.
За́друга (серб. задруга, задружна кућа) — маленькое общество, состоящее из нескольких семей, связанных не столько родством, сколько экономическими и территориальными связями. Была распространена до начала XX века у южных и западных славян, особенно среди сербов и некоторых хорватов.
Прешевская долина (серб. Прешевска долина / Preševska dolina, алб. Lugina e Preshevës) — термин, используемый преимущественно албанцами для описания сербских общин Буяновац и Прешево, в которых проживает преимущественно албанское население. Иногда в Прешевскую долину включают и общину Медведжа, хотя там сербы представляют большую часть населения. Сербской стороной эти регионы определяются как отдельные общины.
Боснийцы (серб. Босанци, хорв. Bosanci, босн. Bosanci) — собирательное название населения Боснии и Герцеговины, которое применяется к гражданам этой страны вне зависимости от их этнического происхождения и религиозных мировоззрений, а также название жителей региона Босния в той же стране (по аналогии с названием «герцеговинцы»). Может применяться в словосочетании «боснийцы и герцеговинцы», чтобы охватывать всех граждан страны, проживающих в обеих исторических областях.
За́падные южнославя́нские языки ́ (также юго-западные южнославянские языки) — одна из двух подгрупп южнославянской языковой группы, в которую входят словенский, хорватский, боснийский, сербский и черногорский языки (последние четыре языка активно формируются с 1991 года по этно-территориальному признаку, до 1991 года единым языком хорватов, босняков, сербов и черногорцев считался сербохорватский язык с двумя равноправными нормами — хорватской и сербской). Распространены на части территорий Центральной...
Союз трёх наций (также Союз трёх народов, лат. Unio Trium Nationum) — союзное объединение трёх сословий: дворянства (в основном венгры), горожан (в основном трансильванские саксы и другие немецкие поселенцы) и свободных воинов-секеев. Все они контролировали экономико-политическую жизнь средневековой Трансильвании до 1918 года, а затем частично в 1940—1944 годах и проводили дискриминационную политику институциональной сегрегации и эксплуатации по отношению к православному румынскому крестьянскому...
Болгаризация (болг. побългаряване; българизация) — ассимиляция этнических неболгар, живущих в Болгарии, в некоторых случаях не добровольная. Болгаризации, и шире славянизации, подвергались турки, гагаузы, румыны и аромуны, татары, черкесы и греки.
Этноцентри́зм (от греч. ἔθνος «народ, племя» + лат. centrum «центр <круга>, средоточие») — «предпочтение своей этнической группы, проявляющееся в восприятии и оценке жизненных явлений сквозь призму её традиций и ценностей».Термин ввёл в 1906 году У. Самнер, определив его как «видение вещей, при котором своя группа оказывается в центре всего, а все другие соизмеряются с ней или оцениваются со ссылкой на неё». «Характер этноцентризма определяется типом общественных отношений, идеологией, содержанием...
Модернизм в турецкой литературе — совокупность литературных явлений модернистского толка, характерная для литературы Турции периода второй половины XX века.
Происхождение
хорватов до великого переселения славян остаётся неизвестным. Современные хорваты, несомненно, являются славянами, однако археологические и другие исторические свидетельства о миграции славянских поселенцев, характер коренного населения на нынешней территории Хорватии, а также их взаимоотношения подтверждают различные исторические влияния.
Славянизация — становления славянином по языку и обычаям, придание славянского вида, характера кому-нибудь или чему-нибудь. Иными словами, процесс культурной ассимиляции неславянских народов, которые постепенно изменяют этническое самосознание, перенимают славянскую культуру, употребление иностранных слов на славянский манер, с искажением их произношения или значения, употребление славянского языка во всех областях с целью вытеснения всех иностранных языков. Процесс может быть естественный, так и...
Посткоммунистическая ностальгия (постсоциалистическая ностальгия) — социальное чувство, характерное для определенных социальных общностей бывших стран социалистического лагеря, их рациональная и эмоциональная ориентация на идеализируемый и ушедший в прошлое общественный порядок (коммунистический строй).