Связанные понятия
Залозный путь — один из древних торговых путей, соединявший древнерусские Киев и Тьмутаракань с Малой Азией и другими городами, государствами и странами Востока.
Путь «из варя́г в гре́ки » (также Варя́жский путь или Восто́чный путь) — водный (морской и речной) путь из Балтийского моря через Восточную Европу в Византию.
Волжский, или Волго-Балтийский торговый путь — самый ранний из трёх великих речных путей Древней Руси, соединявших Скандинавию с Халифатом в раннем средневековье, контролировался (не всегда и не весь) Владимирским великим княжеством.
Сиби́рский тракт или Моско́вский тракт (другие названия: Главный Сибирский почтовый тракт, Большой Сибирский тракт, Большой тракт, Великий тракт, Московско-Иркутский тракт, Московско-Сибирский тракт, Осьмая государственная дорога, Государева дорога и т. п.) — старинный сухопутный маршрут из европейской России через Сибирь к границам Китая и обратно. На востоке (в Сибири) в пределах России заканчивался двумя ветками от Верхнеудинска на Нерчинск и Кяхту. На западе конечной точкой считалась Москва...
Дромо́ним (от др.-греч. Δρόμος — бег, движение, путь, дорога, проход + ὄνομα — имя, название) — вид топонима. Собственное имя любого пути сообщения: наземного, водного, подземного, воздушного, как правило за пределами населенных пунктов. В отличие от улиц в населенных пунктах — употребление этих названий не является обязательным, как само их существование. Множество путей существуют, не имея имен. Название иногда может упоминаться в официальных документах, что тоже не является нормой, а скорее стремлением...
Орегонский маршрут (также иногда Орегонская тропа, англ. Oregon Trail) — историческая дорога, проложенная в 1830-е годы, длиной около 3200 км. Дорога связывала долину реки Миссури с долинами в современном штате Орегон, и была пригодна для передвижения повозок. Эта старейшая из дорог, связывавших Великие Равнины с западом США. Орегонский маршрут сыграл огромную роль в освоении Дикого Запада.
Дороги Шу (кит. 蜀道, пиньинь: shǔdào) были системой горных дорог, соединяющих китайские провинции Шэньси и Сычуань, построенные и поддерживаемые с 4-го века до нашей эры. Техническими особенностями были дороги галереи, состоящие из деревянных досок, возведенных на деревянные или каменные балки, прорезанные в отверстия, разрезанные по бокам скал.
Волгодонская переволока (Царицынский перевоз) — древний торговый и военный путь по кратчайшему расстоянию (около 70 километров) между Волгой и Доном на территории современной Волгоградской области, на котором грузы и корабли перетаскивались вручную или с помощью гужевого транспорта. Существовал с I тысячелетия нашей эры до 1952 года, когда транспортную связь между реками стал исполнять Волго-Донской канал.
Сибирские водные пути были основными путями сообщения в российской Сибири до 1730-х годов, когда дороги начали строиться. Реки имели первостепенное значение в процессе разведки и колонизации Россией обширных сибирских территорий. Так как три «великие сибирские реки» — Обь, Енисей и Лена — все впадают в Северный Ледовитый океан, то основной проблемой было найти части или ветви этих рек, которые текут примерно с востока на запад и найти короткие промежутки между ними, которые можно преодолеть волоком...
Великий колёсный путь (англ. Great Trunk Road (GTR), Shah Rah-e-Azam, урду شاہراہ اعظم, Sadak-e-Azam или Badshahi Sadak) — старинная дорога в Южной Азии длиной свыше 2500 км, которая проходит по северной части Индийского субконтинента от Бангладеш до Пешавара в Пакистане и Кабула (Афганистан). Вдоль дороги стоят города Калькутта, Бенарес, Дели и Лахор.
Донской торговый путь был одним из множеств торговых путей V века. Шёл по реке Дон, который начинался в современной Тульской области и заканчивался в Азовском море. По этому торговому пути древние прибалты (супруты) торговали с хазарами.Чаем, мехами, но в основном серебром. Это было выяснено, когда во время раскопок на месте Супрутского городища были обнаружены арабские серебряные монеты, в количестве от 900 до 1000 штук. Торговый путь угас в X веке, когда славяне (Вятичи) уничтожили Супрутское городище...
Вели́кий шёлковый путь — караванная дорога, связывавшая Восточную Азию со Средиземноморьем в древности и в Средние века. В первую очередь использовался для вывоза шёлка из Китая, с чем и связано его название. Путь был проложен во II веке до н. э., вёл из Сианя через Ланьчжоу в Дуньхуан, где раздваивался: северная дорога проходила через Турфан, далее пересекала Памир и шла в Фергану и казахские степи, южная — мимо озера Лоб-Нор по южной окраине пустыни Такла-Макан через Яркенд и Памир (в южной части...
Чёрный шлях — историческое название дороги, связывающей Крым с Правобережьем Днепра. Использовался для торговли, передвижения людей и скота.
Серебряный путь (лат. Vía de la Plata) — древняя дорога в западной части Пиренейского полуострова, по которой торговые караваны и пилигримы на протяжении многих веков пересекали полуостров в меридиональном направлении. Конечными точками дороги были города Мерида на юге и Асторга на севере, но дорога имела продолжение на юг до Севильи и на север до Гигии (Хихон).
А́втово — исторический район на юго-западе Санкт-Петербурга. Расположен в Кировском районе города.
Добрый Путь (укр. Добрий Шлях) — историческая местность на территории Голосеевского района города Киева. Добрый Путь располагается между Цимбаловым Яром и Голосеевским лесом. Главная здешняя улица — Добрый Путь — известна со второй половины XIX века как часть пути из Киева к Мышеловке, Китаево, Корчеватому и другим пригородным населенным пунктам. Относительно названия существует предание, согласно которому в этой местности традиционно провожали чумаков в Крым, желая им доброго пути.
Московская кругосветка (также «Речное Золотое кольцо») — речной круиз по маршруту Москва-Нижний Новгород-Москва, единственный в мире речной кольцевой теплоходный туристский маршрут. Во время круиза протяжённостью более 1800 километров ни один речной участок не повторяется дважды. Путешествие длительностью от 9 до 15 дней берёт начало на Северном речном вокзале, а завершается на Южном речном вокзале, проходя по каналу имени Москвы, верхней Волге, Оке, Москве-реке. Обычно круиз, с учетом стоянок в...
Трусо — прусский торгово-ремесленный центр (эмпорий). С него в IX—X веках начинался Янтарный путь на юг. Торговый центр Трусо соперничал за главенство в регионе с городом Кауп.
Сакма ́ (вероятно от тюрк. sok «бить») — изначально след на земле, оставленный зверем или конницей.
Великий Северный железнодорожный путь — это общее название многочисленных вариантов неосуществлённого проекта железной дороги, соединяющей берег Баренцева моря с водными магистралями Западной Сибири с дальнейшим продолжением на восток до Татарского пролива. Проект возник в начале XX века. Причиной возникновения проекта была необходимость связать будущие промышленные районы в бассейне рек Печора и Обь с морским портом в Мурманске или Архангельске. Со временем идея стала развиваться, и маршрут продолжили...
Да́рница (укр. Да́рниця) — историческая местность на левом берегу Днепра в Киеве.
Тропа Джомолхари — официальный туристический маршрут Бутана по труднодоступным горным районам под Большим Гималайским хребтом, подходящий к подножию священной горы Джомолхари.
Геркулесова дорога (La Vía Heraclea, Heráclea или Heraklea) это путь, который пролегал по Пиренейскому полуострову, он датируется по крайней мере с VI в. до н. э. Этим путем в основном осуществлялась торговля между греческими колониями, расположенными на Леванте, и территориями Turdetania (провинция Bética).
Луизиана (хорв. Lujzijana) — историческая дорога в Хорватии. Она была сооружена во времена Австро-Венгерской монархии, чтобы заменить старую и очень извилистую дорогу Каролина. Дорога Луизиана соединяет внутреннюю часть Хорватии с побережьем. Она была проложена через гористую местность между городом Карловац (Карлштадт) и основным адриатическим портом Риека (Фиуме). Строительством дороги руководил Йосип Филипп Вукасович.
Вы́боргская сторона ́ — одна из исторических частей Санкт-Петербурга, расположенная на правом берегу рек Нева и Большая Невка. Она, как и левобережная часть Невского района и Нарвская часть (вошедшая в состав Кировского района города), получила известность большим количеством заводов и участием их рабочих в революции 1917 года.
Римские дороги (лат. viae — дороги; ед. ч. via) — дорожная сеть, созданная римлянами для быстрого передвижения войск, торговых караванов и курьеров.
Сюда перенаправляются запросы сакбе и сакбеоб. Статья описывает коммуникации майя, расположенные на земле. О морских и речных коммуникациях этой цивилизации можно узнать в статье Водные коммуникации майя...
Подробнее: Наземные коммуникации майя
Австрийская дорога (Старая австрийская дорога, "Староавстрийка") — дорога в Восточно-Казахстанской области, связывающая Катон-Карагайский район (на севере) и Курчумский район (на юге). Начало дороги — село Чингистай, конец дороги — село Теректы (Алексеевка). Построена в 1915—1916 гг. австрийскими военнопленными Первой мировой войны, отсюда она и получила это название.
Клов (укр. Клов) — историческая местность Киева, урочище на Печерске. Простирается вдоль Кловского спуска, улиц Ивана Марьяненко, Мечникова и прилегающих к ним.
Айгунь (кит. трад. 愛輝, пиньинь: Àihún) или Айгун — в прошлом город в северной Маньчжурии, ниже Благовещенска по Амуру. В настоящее время — посёлок на территории района Айхуэй городского округа Хэйхэ, расположенный в 30 км к югу от центра Хэйхэ.
Дороги инков (кечуа Qhapaq Ñan — Кáпах-Ньан, «Королевская дорога») — сеть многочисленных мощёных дорог, проложенных на протяжении нескольких тысячелетий индейскими цивилизациями в Южной Америке в Андском регионе: Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия, Чили, Аргентина, как на прибрежных равнинах в пустынях, так и в горах, через скалы и ущелья, с помощью навесных мостов и ступеней.
Ца́рская доро́га — известная из сочинений Геродота мощёная дорога, сооружённая персидским царём Дарием I в V веке до н.э..
Прота́сов яр (укр. Протасів яр) — историческая местность, расположенная в Соломенском и частично в Голосеевском районе города Киева. Простирается на восточном склоне Батыевой горы вдоль одноимённых улицы и спуска (спуск в 2003 году получил имя Николая Амосова), которые в советские времена назывались улица и спуск Степана Разина. По улице движение транспорта было одностороннее вверх, а по спуску — одностороннее вниз. За улицей Протасов яр также закрепилось народное название Военно-Грузинская дорога...
Стрелки Чубута (исп. Rifleros del Chubut) — географическая экспедиция, совершившая в 1885—1886 годах 5000-километровый поход по землям современной аргентинской провинции Чубут и составившая первое описание этих земель.
Заво́лочье — историческая область в X—XIV веках, в бассейне Северной Двины и Онеги, за «волоками», связывавшими Онежское озеро с озером Белым и рекой Шексна (которые находятся на территории современной Вологодской области). Территория в древности изобиловала пушным зверем и соляными угодьями. Население преимущественно занималось земледелием, пушным и рыбным промыслами. Понятие «Заволочья» изменялось по мере продвижения новгородских владений. Сперва это была страна за ближайшим волоком озерного бассейна...
Бёзберг (нем. Bözberg) — горный проход в швейцарском кантоне Ааргау, между Аарской и Фрикской долинами.
Янта́рный путь (Великий янтарный путь) — древний торговый путь, по которому в античности из Прибалтики в Средиземноморье доставлялся балтийский янтарь. О нём упоминает «отец истории» Геродот. Изделия из балтийского янтаря были найдены в гробнице Тутанхамона (1400—1392 гг. до н. э.): в Египетском музее Каира хранится корона Тутанхамона с жёлтым балтийским янтарём, окружённым бриллиантами, изумрудами и рубинами.
Древний чайный конный путь (кит. трад. 茶馬古道, упр. 茶马古道, пиньинь: chámǎgǔdào, палл.: чамагудао) — название комплекса торговых путей, на протяжении столетий связывавших Китай с Европой.
Доро́га — путь сообщения для передвижения людей и транспорта, составная часть транспортной (дорожной) инфраструктуры государства или страны.
Каганкату́йк , Каланкатуйк (арм. Կաղանկատույք) — армянское селение в гаваре Ути Арандзнак провинции Утик Великой Армении. Известно как родина средневекового историка Мовсеса Каганкатваци, автора или редактора «Истории страны Алуанк» — одного из основных источников по истории средневековой Кавказской Албании. Впервые упоминается в повествовании об албанском царе Вачагане в книге «История страны Алуанк»...
Гостиная гора — географический объект, находящийся у устья реки Маныч, связанный со средневековой историей Нижнего Дона, историей казачества и становлением Маныческого городка казаков, впоследствии станицей Манычская. В XVIII веке представляла собою остров среди рукавов прежнего Дона. Уже в XIX веке из-за изменения русла реки Дон, Гостиная гора оказалась среди ериков Стародонья, выделяясь небольшой нерукотворной возвышенностью.
Ту́шино — местность и исторический район на северо-западе Москвы. Впервые упоминается как деревня в 1512 году. С 1938 года — город. С 1960 года — в составе Москвы. Ныне территория эта разделена на три района: Покровское-Стрешнево, Южное Тушино и Северное Тушино.
Сукино́ болото — историческая местность, располагавшаяся на территории современных районов Печатники и Текстильщики в Юго-восточном округе Москвы. Было сначала засыпано, а затем частично ликвидировано при помощи установки грунтово-дренажных систем. Сегодня основную часть Сукина́ болота занимают бывший завод АЗЛК (впоследствии «ОАО Москвич», далее — концерн «Автофрамос», а ныне — Рено Россия) и электродепо «Печатники».
Бу́сово по́ле (Бусовая гора, Бусовица, Бусловка) (укр. Бусове поле, Бусова гора, Бусовиця, Буслівка) — историческая местность Киева, расположена в конечной части улиц Киквидзе и Сапёрно-Слободской, Железнодорожного шоссе; Бусовая гора — между улицами Киквидзе и Тимирязевской. Ручей Брусловка течёт через Бусово поле до речки Лыбедь, и который со второй половины ХХ века взят в коллектор. Упоминается с XVIII столетия. На Бусовой горе пролегает улица Бусловская.
Клочки ́ — историческая часть в Невском районе Санкт-Петербурга. Расположены между рекой Невой, Соединительной линией железной дороги, рекой Оккервиль и улицей Коллонтай.
Ди́кое по́ле — историческая область неразграниченных и слабозаселённых причерноморских и приазовских степей между Днестром на западе и Доном и Хопром на востоке.
Арское поле (тат. Арча кыры) — широкая равнина (поле), во времена позднего средневековья занимавшая площадь непосредственно к востоку от Казанского кремля, ограниченная реками Казанкой и Булаком.