Саукеле
Саукеле ́ (каз. сәукеле, кирг. шөкүлө) — высокий конусообразный головной убор, высотой около 70 сантиметров, украшенный серебряными и золотыми монетами, жемчугом и кораллами, один из древних головных уборов, бытовавший у казахов до самого конца 19 века.
Свадебный головной убор носят только в первое время после замужества, около года, а потом снимают и надевают только на больших праздниках, и то в продолжение четырёх или пяти лет. Через год после замужества женщины начинают носить более простой, практичный и удобный головной убор — «желек». Это упрощенное саукеле , он имеет твердый каркас в форме усеченного конуса, который обшивается глазетом или обертывается фольгой, украшается привесками из золотых и серебряных бляшек со вставками самоцветов. После рождения детей, молодая женщина переходит к третьему виду головного убора — «кимешек». Его обычно носят в возрасте 25-45 лет. Он шьется из белой ткани, часто вышивается гладью.
Саукеле состоит из двух частей: сау (целый, цельный) и келе (верхушка, башня). Каркас саукеле делали из плотного белого войлока, обтягивали бархатом, шелком, атласом или велюром. Бедные шили его из сукна или сатина, украшали стеклянными бусами или бисером. Богатые расшивали убор драгоценностями — рубинами, жемчугом, кораллами.
Саукеле отделывали бахромой, орнаменты составляли из различных мелких золотых и серебряных монет и фигурных пластинок, которые служили оправой для драгоценных и полудрагоценных камней — сердолика, бирюзы, аметиста. Богатые невесты могли позволить себе саукеле с двумя обильно изукрашенными широкими пластинами.
Верх саукеле неизменно венчал укы — пушистый пучок перьев филина. Края шапки украшали мехом норки, соболя или лисицы. Обязательным дополнением к саукеле были длинные подвески — жактау, прикрепляющиеся к нему с боковых сторон, доходящие до пояса или ниже. Тогда на халат невесты на уровне груди пришивали специальные бархатные кармашки, куда прятали тяжелые концы жактау, чтобы нити не оборвались под тяжестью украшений. Число и длина жактау зависели от имущественного состояния родителей невесты. Подвески могли быть выполнены из кораллов, бирюзы, серебряных и позолоченных пластинок, жемчуга, шелковых кистей.
По бокам к саукеле пришивали наушники, которые обшивались мехом, тесьмой, украшались бусами, кораллами или серебром. Также, помимо подвесок, добавлялись височники — шекелик — в форме треугольника или лепестка.
Сверху саукеле покрывались шелковым или бархатным платками. Узоры на платках и лентах вышивались ирисом — толстыми скрученными разноцветными нитками. Центр и края платков часто отделывались «жгутовой вышивкой» и шитьем сетками. Золотые, серебряные и бронзовые подвески, и накладные бляхи для саукеле делали ювелиры, применявшие литье, чеканку, штамповку, филигрань и др.
Платок мог спадать на спину, к саукеле также крепилась большая белая вуаль — желек. В неё закутывали фигуру и лицо девушки во время исполнения ритуальной песни беташар.
Источник: Википедия
Связанные понятия
Соро́ка — старинный русский головной убор замужних женщин или его часть. Был широко распространен в центральной и южной России, а также у некоторых групп карелов, вепсов, марийцев и мордвы. Была самым богатым из женских головных уборов; к началу XX века сорока вышла из употребления.
Бурятский национальный костюм (бур. буряад дэгэл) — традиционная одежда бурятского народа, часть его многовековой культуры. В нём отражаются его культура, эстетика и дух. Традиции в национальной одежде бурят связаны, прежде всего, с кочевым образом жизни и суровым континентальным климатом, с резкими перепадами температур. Национальная одежда бурят хорошо приспособлена к кочевому образу жизни. Длительная езда в седле требовала такой одежды, которая не стесняла бы движения седока. Скотоводство обусловило...
Тюбете́йка (башк. түбәтәй, каз. төбетей, тақия, кирг. тебетей, чеч. пяс, тат. түбәтәй, туркм. tahýa, азерб. araxçın/арахчын) — мужской (у некоторых народов есть и женский) головной убор тюркских народов; в русском языке слово «тюбетейка» произошло от татарского/башкирского слова «түбәтәй», означающего у татар и башкир круглую шапочку.
Узбекский национальный костюм — созданный в древние времена и используемый до наших дней, отражает национальную специфику узбекского народа, тесно связан с его культурой и историей. Имеет характерные для каждого региона отличия и особенности.
Тюрбан — общее название для двух видов головных уборов, которые были популярны у части индейцев Великих равнин, а также у большинства племён восточной лесной части нынешних США. Первый вид тюрбана представляет собой обёрнутую вокруг головы в виде цилиндра шкуру какого-либо животного. Второй вариант создавали из накрученной вокруг головы материи или плетёных поясов. Матерчатые тюрбаны распространились среди индейцев в XIX веке, когда стали массово доступными покупные ткани.
Народный костюм Белгородчины — сложившийся на протяжении веков комплекс одежды, обуви и аксессуаров, который использовался жителями, населявшими территорию современной Белгородской области, в повседневном и праздничном обиходе.
Туркменский национальный костюм — национальное одеяние туркмен. Основные цвета — красный, чёрный, жёлтый и белый; воротники, рукава и края женской традиционной одежды украшаются вышивкой. До 1970-х годов женский национальный костюм туркмен оставался сложнейшим из иранских племенных.
Ингушский костюм — комплекс традиционной национальной одежды, обуви и аксессуаров, использовавшийся ингушами в повседневном и праздничном обиходе.
Русский национальный костюм — сложившийся на протяжении веков традиционный комплекс одежды, обуви и аксессуаров, который использовался русскими людьми в повседневном и праздничном обиходе. Имеет заметные особенности в зависимости от конкретного региона, пола (мужской и женский), назначения (праздничный, свадебный и повседневный) и возраста (детский, девичий, замужней женщины, старухи).
Бахрома (араб. «mucharramat» — кружева) — тесьма с висящими с одной стороны нитями, мягкими волокнами, шнурками или любыми другими подвесками. Используется как обшивка краев одежды, скатерти и пр. из кручёных или иной формы шёлковых, шерстяных, серебряных или золотых ниток, а также как украшение к занавесям, мебели, абажурам.
Гастовех (, англ. gustoweh, kastowah, gastowa, gahsto:wa(h), gahsdo:wa(h), досл. — настоящая шапка) — головной убор торжественных церемоний ирокезов в виде шапочки жёсткой конструкции с укреплёнными на ней перьями. В настоящее время иногда прикрепляют по бокам небольшие рога оленя, которые, по обычаю, символизировали мирного вождя — сахема. Это же делают и современные лидеры ирокезов. Однако есть сведения, что ношение рогов сахемами в историческое время не зафиксировано. В настоящее время гастовех...
Пайе́тка (фр. Paillette — «золотая песчинка, золотинка»), или же блёстка — мелкая плоская либо рельефная чешуйка из блестящего материала круглой или многогранной формы, имеющая отверстие для продевания нитки для крепления на ткани или другом материале. Может иметь самую различную окраску и иметь как блестящую, так и матовую поверхность.
Свита (сполусвитка, свитка) — название устаревшей мужской и женской верхней длинной распашной одежды из домотканого сукна, разновидность кафтана. Судя по раскопкам, в XIII веке наиболее распространенная верхняя одежда новгородцев. Словом «свита» в Древней Руси обозначали не определенный вид одежды, а как обозначение верхней мужской одежды. Исследователи древнерусского костюма обычно применяют для обозначения верхней распашной мужской одежды термин «кафтан». Однако, слово это в русских письменных...
Венец (коруна, повязка, обруч, чильце, почелок, ряска, венчик) — восточнославянский девичий головной убор.
Колпа́к (от тюрк. kalpak — высокая шапка) — головной убор конусообразной, округлой или цилиндрической формы.
Пово́йник (повой, оповойник, повоец от «повивать», шамшура, волосник, сдериха, подубрусник; укр. очіпок; белор. каптур) — старинный головной убор замужних женщин, представлявший собой полотняную шапочку, иногда с твёрдым очельем, украшенным галуном, полностью закрывавший волосы, заплетенные в две косы и уложенные на голове. Повойник надевался под другой головной убор, предохраняя волосы от спутывания, а верхний убор от загрязнения.
Счётные швы — швы, выполняемые по счёту нитей ткани по утку и основе, широко распространены в народной вышивке.
Венец из перьев — головной убор североамериканских индейцев, представляющий собой в различных вариантах головную повязку или шапочку...
Головные уборы с рогами — уборы, снабжённые рогами различных животных, чаще бизона, или их имитацией. Были распространены как военные и обрядовые у индейцев Северной Америки.
Фесто́н (фр. feston) — в прикладном искусстве и живописи, а также в портновском искусстве декоративный элемент, орнаментальная полоса с обращенным вниз узором в форме листьев, цветов, ступенчатых зубцов, равнобедренных треугольников, и т. д. Произошёл от натуральных жгутов, которыми древние греки и римляне в религиозные и прочие праздники (лат. festa) украшали здания, проёмы, головы жертвенных животных. Встречается на монетах и медалях, главным образом в конце XVIII века, например, на пфеннигах Людвига...
Калинковичский строй — одна из локальных разновидностей белорусского национального костюма, которая бытовала в XIX — 2-й пол. XX века в Восточном Полесье: на территории Калинковичского, Светлогорского, Жлобинского районов.
Плахта — нешитая поясная часть женского украинского национального костюма в восточной, южной, центральной Украине типа юбки. Изготавливалась из полотнищ красочной клетчатой шерстяной ткани.
Убру́с (рус. плат, платок; фата; ширинка, полотнище, полотенце; полес. старовіцька хустка, серпанок; белор. убрус; укр. обрус, убрус, плат, рантух, пінка, півка, завійка, рубець, ширінка, пелена, оковит, рубова хустка) — архаичный полотенчатый головной убор или часть убора замужней женщины в виде полотенца, как правило белого цвета, богато украшенного вышивкой. Укладывался вокруг головы поверх подубрусника — мягкой шапочки, закрывавшей волосы, — и завязывался под подбородком, закалывался булавками...
Помпон (фр. pompe — «великолепие, торжественность», англ. pom-pon, pom-pom) — шарообразное украшение из ниток. Помпоны могут быть разных размеров и цветов, а также могут быть сделаны из различных материалов, например, хлопка, шерсти, бумаги и других.
Чепе́ц , чепчик — женский и детский головной убор. Представляет собой вязаный или шитый чехол, закрывающий волосы, может иметь завязки под подбородком.
Хакасская одежда — исторически сложившийся комплекс народного костюма хакасов, не имеющий прямых аналогов в одежде других родственных народов. Этнический костюм бытовал в основном до второй четверти XX века, затем был вытеснен одеждой европейского покроя.
Подол (деталь одежды) или пола́ — нижняя часть юбки, платья, пальто и любой другой верхней одежды длиной ниже колен, а также нижний край полотнища.
Кожу́х (также кожуша́нка, тулуп, беке́ша, кавал, байбара́к, шу́ба, губа́, ко́жанка) — кафтан, подбитый мехом, традиционная славянская одежда, сшитая из овечьих и телячьих шкур.
Ки́ка (кичка, сорока, рога, колотовка, шамшура, увязка, шеломок) — древнерусский женский головной убор с рогами, род повойника (сорока — без рогов, кокошник — с высоким передом).
Костюм майя — совокупность одежды, которую носили представители мезоамериканской цивилизации майя.
Кума́ч (от араб. kumāš) — хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, окрашенная в ярко-красный, реже в синий цвет. В XVIII — первой половине XIX века кумач изготавливался татарами Казанской губернии, со второй половины XIX века производство кумача освоили и на фабриках других губерний России. Со второй половины XVIII века «кумачовый» или «кумачный» воспринимался как красный цвет.
Позуме́нт (галу́н) — золотая, серебряная или мишурная (медная, оловянная) тесьма; золототканая лента, повязка, обшивка, оторочка.Хотя слово по своему происхождению (фр. posament, passamenterie) должно бы было означать всякого рода басонное изделие, но обыкновенно принято называть так преимущественно золотой или серебряный басон. Под басоном вообще разумеется плетёное изделие (шнур, тесьма (аграмант), бахрома, синель, кисти и пр), идущее на украшение одежды, мебели, драпировок и пр. Главным материалом...
Чеченский национальный костюм — сложившийся на протяжении веков традиционный комплекс одежды, обуви и аксессуаров, который использовался чеченцами в повседневном и праздничном обиходе.
Стеклярус (фр. jais de verre) — стеклянные цилиндрики удлинённой формы с продольным отверстием для нити.
Коко́шник (др.-рус. ко́кошь «курица») — старинный русский головной убор в виде гребня (опахала, полумесяца или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма.
Вальтра́п (из немецкого нем. waltrapp), чепра́к, по́тник — суконное покрывало, подкладываемое под седло. Может изготавливаться из хлопчатобумажной ткани, хлопка, войлока и других материалов.
Гребень — индивидуальный предмет быта и одновременно аксессуар, состоящий из основы и нескольких зубчиков, используемый как в качестве расчески, так и в качестве украшения женской причёски (заколки). В таком качестве гребень выступает элементом традиционных костюмов многих народов. Однако необходимо отметить, что наличие декоративного навершия или орнамента ещё не обязательно указывает на то, что предмет использовался как украшение.
Украшения — предметы, дополняющие одежду, имеющие магическое, символическое, функциональное и эстетическое значение. Они отражают мировоззрение, исторический путь, технологические и культурные достижения народа, подчеркивают поло-возрастной и социальный статус человека. Выполняются из твердых элементов в едином технологическом и художественном стиле, обогащают образ и пластику костюма. Как правило, являются съемными принадлежностями для наложения на одежду или непосредственно на части тела, т.е...
Чекмень (тат. чепкен — верхняя одежда) — верхняя мужская одежда в переходной форме между халатом и кафтаном. Обычно изготавливался из сукна. Застёгивали чекмень на левом боку: крючки пришивали на край правой полы, а петли — на левую полу. Чекмени были популярны у тюркских народов, а также являлись элементом одежды у казаков.
Бешме́т — верхняя одежда у тюркских народностей, в виде кафтана со стоячим воротником. Распашной, обычно стёганый, глухо застёгнутый полукафтан, плотно облегающий грудь и талию, доходящий, как правило, до колен, с невысоким воротником-стойкой и рукавами из парчи, бархата. Надевался на рубаху и под халат, хотя в быту мог носиться самостоятельно. Иногда сближается с архалуком (отождествляется с ним или считается закавказской разновидностью). Впоследствии ватный бешмет стал прототипом ватника, а легкий...
Вышивка крестом — вид рукоделия. Это способ вышивания рисунка на канве с помощью иглы и цветных нитей мулине или других нитей для вышивания, в том числе шерстяных, используется техника в полный крест или полукрест.
Сюрко также служило во время плохой погоды, защищая легко разъедаемые ржавчиной кольца от дождя и грязи, а также от крови во время сражения. В конце XIII века под сюрко начали крепить металлические пластины, такое сюрко называлось Coat-of-Plates и представляло собой раннюю бригантину. По другой версии, бригандина происходит от восточных доспехов периода монгольского нашествия.
О́хабень (о́хобень, о́хобен, от охабить, т.е. охватить) — старинная русская верхняя мужская и женская одежда из сукна домашней выработки или камлота; аналог жупана в Речи Посполитой. Охабень был широко распространён среди знати в XV и XVI веках. В конце 1670-х годов охабень вышел из употребления в среде знати и стал одеждой простолюдинов.
Жабо ́ (фр. jabot — «птичий зоб») — отделка блузки, платья или мужской рубашки в виде оборки из ткани или кружев, спускающейся от горловины вниз по груди, также разновидность воротника. Впервые появилось в европейском костюме в XVII веке как деталь мужского костюма необычайных размеров, пышности и белизны и было богато украшалось кружевами. Практически исчезло из мужской одежды во второй половине XIX века. В женской и детской моде жабо сохраняется поныне.
Убор головной — термин, включающий как способы собственно причёски, так и способы убранства и покрытия головы.
Тесьма ́ (тадж. Тасма: ремень) — узкая тканая или плетёная полоска или шнур, обычно имеющая только одну систему косо переплетёных нитей. Используется для отделки и ремонта одежды, нередко вшивается в готовые изделия для укрепления швов, кроме этого имеет самое разнообразное применение в домашнем обиходе.
Архалу́к (также аркалы́к, архалы́г (от тюрк. аркъалыкъ, азерб. arxalıq, груз. ახალუხი, арм. արխալուղ, перс. ارخالق) — кавказский плотно прилегающий к телу кафтан с высоким стоячим воротником. Для шитья архалуков использовали кашемир, атлас, сатин. На поясе архалук дополнялся кушаком. Некоторые архалуки застегивались до самой шеи. Иногда сближается с бешметом.
Плато́к — кусок ткани, обычно квадратный или треугольный, используемый в качестве элемента одежды или дополняющий её.