Связанные понятия
Ахемени́ды (греч. Ἀχαιμενίδαι) — династия царей Древней Персии (705(?)—330 до н. э.).
Сатра́пия (др.-перс. xšaθra; перс. شهر) — административная единица — военно-административный округ (провинция) в государстве Ахеменидов, возглавлявшаяся сатрапом.
Диадо́хи (др.-греч. διάδοχος — преемник) — полководцы Александра Македонского, после его смерти разделившие его империю в ходе серии войн, длившихся с 323 по 301 год до н. э. Борьба между диадохами завершилась битвой при Ипсе и привела к образованию государства Селевкидов (Сирии), эллинистического Египта, Вифинии, Пергама и Македонии, составлявших эллинистический мир.
На этой странице приведён список царей древней Македонии, правивших с VIII в. до н. э. по 168 до н. э.
Подробнее: Македонские цари
Ка́рия (др.-греч. Καρία) — историческая область на юго-западном побережье Малой Азии, где обитал народ карийцев.
Упоминания в литературе
Сатрап пользовался неограниченной гражданской властью. Во многих областях продолжали существовать прежние, местные правители: царьки, представители жреческой верхушки, родовые вожди, но они во всех гражданских делах подчинялись сатрапу. Военные силы сатрапий были подчинены военачальникам, которые были независимы от сатрапов. Этим путем мог быть достигнут взаимный контроль гражданского управления над военным и обратно при непосредственном подчинении сатрапа и военачальника царю. Большое значение имел и контроль, осуществляемый специальными чиновниками – «государевым глазом», «государевым ухом», т.е. инспекторами, которые посещали сатрапии, узнавали и следили за тем, чтобы не возникали восстания, заговоры, мятежи, не появлялись всякого рода сепаратистские тенденции. Военачальники имели обычно под своим началом войска нескольких сатрапий (четырех или пяти). Воины вербовались из местных жителей: греков, нубийцев, египтян и вавилонян, но основной организующей силой и ядром войска были не эти «иноплеменники», а персы. Персов и мидийцев в отрядах, по сравнению с другими, было сравнительно небольшое число. Войско было рассредоточено по всей области, но в экстренных случаях его передвигали, направляя на границы государства или в области, требовавшие особого внимания.
Преемник Кира, Камбиз, предпринял поход на Египет, который был подчинен, однако это стоило царю жизни, а Персии – гражданской войны. Победивший в ней царь Дарий провел реформу управления, в результате которой вся империя была поделена на сатрапии, те – на «провинции», а провинции – на отдельные общины. К западу от Иордана образовалось 5 провинций: Иудея, Самария, Галилея, Идумея и Ашдод. Финикийские города и Кедар, входя в сатрапии, не подчинялись правителям провинций, они сохранили автономию и свои царские династии. Все земли, находившиеся к западу от Евфрата (то есть Сиро-Палестинский регион), включили в провинцию «Заречье» (по Геродоту это пятая сатрапия), с центром, видимо, в Дамаске. Первый известный
сатрап Вавилона и Заречья, Уштан, был назначен в 520 г. до н. э.; его сменил некий Татнай; позже сатрапом Заречья был хорошо известный Мегабаз, подавивший восстание Вавилона в начале 480-х гг. Примерно тогда же ввели новый ежегодный налог на каждую сатрапию, от которого иудейская гражданско-храмовая община была вскоре освобождена. Из других повинностей, существенным было участие финикийцев и арабов в военных походах персидских царей.
Непрерывные битвы ослабили как парфянское государство в целом, так и его власть над Иранским нагорьем. Александр Широкорад пишет: «
Сатрап Фарса (Парсы) Ардашир… объявил себя правителем как прямой потомок Ахеменидов. Он разбил несколько парфянских армий и убил в битве последнего парфянского царя Артабана V, взял Ктесифон и нанес сокрушительное поражение коалиции, пытавшейся восстановить власть Аршакидов». Так была основана вторая Персидская империя – Ираншахр. Ее столицей стал город Фирузабад. Правящая династия получила имя Сасанидов в честь ее родоначальника Сасана, деда царя Ардашира.
Вскоре после завоевания Урарту армянами, даже до того, как новые правители смогли организовать и консолидировать земли под властью, подобной монархии, Армения была завоевана Киром (558–529 гг. до н. э.), а затем Дарием (524–485 гг. до н. э.). После стремительного наступления Александра Македонского на восток она перешла в руки македонян. Но в 190 году до н. э. два
сатрапа , подчиненные Антиоху Великому, сбросили иго Селевкидов. Одним из них был Арташес, который с помощью покинувшего Карфаген Ганнибала спроектировал и построил свою столицу Арташат на реке Араке. За годы правления династии этого царя, ставшего легендарным героем, страна процветала и при Тигране Великом (94–54 гг. до н. э.) достигла небывалого величия. В 66 году н. э. ветвь парфянской династии Аршакидов укрепилась в Армении под сюзеренитетом и покровительством Рима. Первым царем из этого рода был Трдат I, ранее возглавлявший магов[1] своей страны и, возможно, сделавший очень многое для установления в Армении зороастризма. А при Трдате II, потомке этого же царского рода, в начале IV века н. э. распространилось христианство, уже долго существовавшее в стране, но до этого часто преследуемое.
В середине III в. до н. э. ситуация в восточных сатрапиях Селевкидов стала напряженной. Северо-восточным границам постоянно угрожало вторжение кочевников из Центральной Азии. Тем не менее,
сатрапы были вынуждены тратить ценные ресурсы, помогая центральному правительству вести войну в Египте. Действовали и другие факторы. Распри между греками и македонцами и личные амбиции побуждали сатрапов стремиться к независимости. Ситуацию там обострило присутствие полукочевого иранского племени парнов. Когда в племени появился выдающийся вождь Аршак, сцена была полностью готова к первому акту. Происшедшие события по-разному освещались в различных древних источниках. Два самых ранних отчета – Страбона и Трога (в пересказе Юстиниана) – не только достоверны, но и подтверждают друг друга. Поэтому можно восстанавить события на основе того, что говорится в них. Начало яростной гражданской войны на западе в 245 г. до н. э., которая повлекла за собой военные действия в Египте, дала возможность восстать сатрапу Парфии, которого, скорее всего, звали Андрагор. За его изменой последовало восстание Диодота, правителя Бактрии (возможно, в 239 г. до н. э.). Тем временем Аршак и парны следили за ходом событий. Поражение, которое правящий монарх Селевк II потерпел около 238 г. до н. э. от кельтов при Анкире, позволило Аршаку изгнать Андрагора и занять Парфию. Целая сатрапия Селевкидов оказалась в руках иранцев.
Связанные понятия (продолжение)
Древнегреческие наёмники (др.-греч. μισθοφόροι) — феномен наёмничества расцвёл в античном мире в V веке до н. э. после Пелопоннесской войны. Они пришли на смену полисно-племенному ополчению, превратив военное ремесло в профессию. Отчасти этому способствовало развитие военного искусства, появление тяжеловооружённых гоплитов и построения фаланги. Наёмники нередко становились личной гвардией тиранов. Впоследствии для нейтрализации негативных аспектов наёмничества были созданы военные поселения (клерухия...
Великое восстание сатрапов — восстание в империи Ахеменидов нескольких сатрапов против власти персидского царя Артаксеркса II Мнемона.
Войны диадохов — вооружённые конфликты IV—III вв. до н. э. между наследниками (диадохами) империи Александра Македонского за раздел сфер влияния...
Ионийское восстание (499—493 гг. до н. э.) — восстание греческих городов в Ионии (Малая Азия) против Персидской империи, ставшее началом греко-персидских войн. Восстание было вызвано недовольством жителей восточного побережья Эгейского моря и Кипра властью персов. Инициаторами восстания стали тираны Милета Гистией и Аристагор.
Ми́дия (др.-греч. Μηδία, староперсидское Māda, ассирийское и вавилонское Mādāya) — древнее восточное государство, а также древняя этногеографическая область на западе Ирана, от р. Аракс и гор Эльбурс на севере до границ Персиды (Фарса) на юге и от гор Загроса на западе до пустыни Деште-Кевир на востоке, населенные ираноязычными племенами. Мидийское царство существовало в 670 до н. э. — 550 до н. э. и в годы своего расцвета было гораздо шире границ этнической Мидии.
Эллинисти́ческий Еги́пет (332 до н. э. — 30 до н. э.) — период в истории Египта, начинающийся со вхождения в состав державы Александра Македонского. Столицей Эллинистического Египта стал основанный Александром город Александрия (Египетская) в дельте Нила, превратившийся в один из основных центров греческой эллинистической культуры. Первый египетский царь Птолемей Сотер использовал местные традиции, сохранившиеся от династического периода, для закрепления своей власти, и основал династию Птолемеев...
Земля и вода (др.-греч. γῆ καί ὕδωρ, ге кай хюдо́р) — согласно наблюдениям историка Геродота, ультиматум, предъявлявшийся персидскими властями всем городам и заключавшийся в требовании полнейшего подчинения.
Стратег (др.-греч. στρατηγός «воевода, военачальник, полководец»; от στρατός «войско» + ἄγω «вести, веду») — в древнегреческих городах-государствах главнокомандующий войском с полномочиями распоряжаться финансами и вершить суд во вверенном ему войске, а также строить внешние отношения в пределах, необходимых для достижения задач, поставленных перед вверенным ему войском. В Афинах стратегом обычно назывался также и командующий флотом.
Первая война диадохов (321—320 годы до н. э.) — война диадохов за раздел империи Александра Македонского.
Этническое имя персов впервые упоминается в 836 г. до н. э. в виде Parsuaš — названия одной из областей южнее озера Урмия в архивах ассирийского царя Салманасара III. С Парсуа воюет в 743 г. до н. э. царь Тиглатпаласар. В 639 г. до н. э. Парсуа и Аншан уже упоминаются как союзники Ассирии против Элама.
Подробнее: Древние персы
«Анабасис Александра » (греч. Αλεξάνδρου Ανάβαση) — историческое сочинение Арриана. Известно также как «История походов Александра Великого».
Коринфский союз , также иногда называемый эллинским, официально — «эллины» (др.-греч. Έλληνες) — союз греческих городов-государств, созданный Филиппом II Македонским после победы над объединённой армией Фив и Афин в сражении при Херонее в течение зимы 338 год до н. э./337 год до н. э. для содействия своим войскам в войне против Персии. Название «Коринфский союз» дано современными историками.
Заречье (аккад. Эбер-Нари; арам. עבר-נהרה, Abar-Nahara, Авар-Наара; ивр. עֵבֶר הַנָּהָר, эвер а-наар; др.-греч. Πέραν τοῦ ποταμοῦ; лат. Regio trans flumen) — название региона в Передней Азии, а также провинции в составе Новоассирийской, Нововавилонской и Ахеменидской империй, территория которого примерно совпадает с теперешним Левантом. Сам термин и в аккадском и в арамейском означает одно и тоже — «за рекой» или «через реку», и подразумевает территории на западном берегу Евфрата с месопотамской...
Спа́рта (др.-греч. Σπάρτη, лат. Sparta) или Лакедемóн (др.-греч. Λακεδαίμων, лат. Lacedaemon) — античное государство в Греции в области Лакония на юге полуострова Пелопоннес, в долине Эврота.
Сирийские войны — серия из шести войн между государством Селевкидов и Птолемеями, правившими в Египте, происходившие с участием Македонии во III—II веках до н. э. за контроль над территорией Келесирии.
Тира́н (др.-греч. τύραννος) — 1) в Древней Греции (в основном в VII—VI веках до н. э.) лицо, насильственно захватившее власть; 2) В современности означает букв. жестокий деспот, злой мучитель иногда слово употребляют как синоним слова «диктатор», что крайне неточно.
Четвёртая война диадохов (308—301 годы до н. э.) — завершающая из войн диадохов, результатом которой стало уничтожение державы Антигона I Одноглазого и расширение владений Селевкидов.
Птолемеи (др.-греч. Πτολεμαῖοι, Лагиды) — династия правителей Египта в IV—I веках до н. э. — в эпоху эллинизма. Основана диадохом Александра Македонского Птолемеем I.
Парфянское царство (пехл. Aryānšaθr / Aryānšahr (также Парфянская держава или Парфянская империя; ориг. Parθava — Pahlav/Pahlavanigh) — древнее государство, располагавшееся к югу и юго-востоку от Каспийского моря на территориях современных Туркменистана, Ирана, Ирака, Афганистана и Пакистана. Возникло около 250 года до н. э. в сатрапии Парфия, подконтрольной Селевкидскому государству. Коренное население — парфяне. В период расцвета (середина I в. до н. э.) царство подчинило своей власти и политическому...
Ба́ктрия (др.-греч. Βακτριανή, Бактриана от др.-перс. Baxtri-; перс. باختر ,بلخ; тадж. Балх, Бохтар; узб. Balx) — историческая область на сопредельных территориях Таджикистана, Узбекистана и Афганистана между горной цепью Гиндукуш на юге и Ферганской долиной на севере. Столицей страны был город Бактры на территории северного Афганистана. Бактрийцы говорили на вымершем бактрийском — иранском языке индо-иранской подгруппы индоевропейской языковой семьи.
Халкидский союз — политическое объединение городов Северной Греции полуострова Халкидика во главе с Олинфом.
Кори́нфская война ́ (395—387 до н. э.) — военный конфликт в Древней Греции между Пелопоннесским союзом и коалицией четырёх союзных государств — Фив, Афин, Коринфа и Аргоса, которые первоначально были поддержаны Персией.
Делосский союз (также Делосская симмахия, Первый афинский морской союз) — союз, выделившийся из общего союза государств Эллады против персов после того, как спартанцы, несколько раз тщетно пытавшиеся после битвы при Платеях сохранить за собой морскую гегемонию, окончательно уступили её афинянам (477 год до н. э.). В создании и расширении афинского морского союза сыграли видную роль Аристид и Кимон.
Кипрская война 390—380 до н. э. — восстание царя Саламина на Кипре Эвагора против власти персидского царя Артаксеркса II.
Ахейский союз (др.-греч. Ἀχαϊκὴ Συμμαχία, Ἀχαϊκὴ Συμπολιτεία, официальное название — др.-греч. τὸ κοινὸν τῶν Ἀχαιῶν) — военно-политическое объединение городов Древней Греции на полуострове Пелопоннес. Существовал с периода возрождения старого племенного союза ахейских городов 279 г до н. э. до завоевания Римом в 146 г. до н. э.
Гетайры , также этеры (др.-греч. ἑταῖροι ) — конная гвардия постоянного войска македонского царя из тяжёловооружённых всадников времён Александра Великого.
Иони́йский сою́з (др.-греч. κοινὸν τῶν Ἰώνων) — объединение древнегреческих полисов, расположенных на западном побережье Малой Азии — в Ионии.
Свадьба в Сузах — массовое бракосочетание эллинской знати и солдат македонской армии с девушками персидских благородных семейств, организованное Александром Македонским в 324 году до нашей эры в персидском городе Сузы. Свадьба длилась 5 дней подряд.
Эфоры (от др.-греч. ἔφορος, «надзирающий») — в Древней Спарте, а позже и в Афинах — выборные должностные лица (эфорат из 5 эфоров), обладавшие широким и не всегда чётко зафиксированным кругом полномочий.
Ило́ты (др.-греч. εἱλῶται, у спартанцев тж. δουλεῖαι) — в древней Спарте земледельцы, находящиеся на промежуточном положении между крепостными и рабами.
Галльское нашествие на Балканы — серия военных походов кельтов конца IV века до н.э — начала III века до н. э., описанная в древнегреческих источниках и подтверждаемая археологическими находками.
Одризы (лат. Odrysae, др.-греч. Όδρύσαι) — фракийское племя, жившее на притоке Гебра Атриске, по другим свидетельствам — на равнине Гебра.
Тала́нт (др.-греч. τάλαντον, лат. talentum) — единица массы и счётно-денежная единица, использовавшаяся в античные времена в Европе, Передней Азии и Северной Африке.
Килики́я , Ма́лая Арме́ния (арм. Կիլիկիա, др.-греч. Κιλικία, лат. Cilicia) — историко-географическая область на юго-востоке Малой Азии. В её честь названа извилина Киликия на спутнике Юпитера Европе.
Парфя́не — общепринятое название населения Парфянского царства. Самоназвание Pahlavan — парфянин, или Pahlavanig — из парфян.
Египетская экспедиция (459—454 годы до н. э.) — военная экспедиция афинян и их союзников против Персии во время Греко-персидских войн. Началась под предлогом помощи восставшим египтянам. Афиняне имели целью отторгнуть Египет от Персии, что нанесло бы сильный удар Персидской державе и отдало бы всё Восточное Средиземноморье в сферу влияния афинян.
Полемарх (от др.-греч. πολέμαρχος, polemarchos) — в Древней Греции один из старших военачальников, которому была поручена забота обо всем, что касалось войны.
Фокидский союз (др.-греч. το κοινόν τών Φωκέων) — племенной союз фокидских городов, существовавший в V—II вв. до н. э. Фокидский союз, как и другие племенные объединения Древней Греции раннего времени, являлся постоянным военно-политическим содружеством, цель которого состояла в коллективной обороне родственных полисов.
Молосцы , молоссы (др.-греч. Μολοσσοί) — народ, обитавший в Древней Греции в области Эпир. «Молосским» считался оракул Додоны. После вторжения в Эпир греков были ассимилированы ими, но сохранили самоназвание. Крупнейшими городами молоссов были Пассарон, Текмон, Додона. Название области «Молоссия» сохранилось до наших дней. Известна также крупная порода собак, использовавшаяся молосцами для охраны стад и домов, на основе которой в последующие века был выведен ряд современных пород.
Фи́ла (др.-греч. φυλή) в древней Аттике — родовое объединение, община. Позже филами стали называться территориальные единицы Аттики, населённые этими общинами. Родовые филы обычно делились на три фратрии (у дорийцев на четыре). Фила образовывала сообщество со своими жрецами, воинским подразделением (также называемым филой). Во главе этого воинского подразделения стоял филарх (φύλαρχος).
Иони́йцы , или ионя́не (др.-греч. Ἴωνες, греч. Ίωνες) — одно из главных древнегреческих племён. Название получили от легендарного героя Иона, считавшегося родоначальником племени. Занимали территорию Аттики, часть о. Эвбея, другие острова Эгейского моря, за исключением Лесбоса, Родоса и Тенедоса (Бозджаады). В XI—IX вв. до н. э. ими были колонизированы средняя часть западного побережья Малой Азии (область Иония), потом побережья Чёрного и Мраморного морей. Ионийский диалект получил широкое распространение...
Беотийский союз — федерация древнегреческих полисов, существовавшая в исторической области Беотия в V—II вв. до н. э.
Армия Спарты — сухопутные войска города-государства Спарты. Считалось, что «спартанский воин стоит нескольких других воинов».
Упоминания в литературе (продолжение)
Вся история Армении могла только усилить это дву-единство народного духа, так как армянский народ попеременно подвергался разным влияниям, то со стороны своих восточных, то – западных соседей. На заре ее истории Армении суждено было испытать сильное воздействие персидского иранизма, так как она входила, как отдельная сатрапия, в состав державы древне-персов (с VI по конец IV в. до P. X.). Армянами управляли персидские
сатрапы , армяне судились по персидским законам и участвовали в персидской армии; в народе получил широкое распространение персидский язык и многие чисто персидские обычаи; наконец, в значительной степени усвоили армяне и национальную религию древне-персов. Персы – народ арио-европейского корня; их язык принадлежит к семье арийских языков. Но держава древне-персов была прямой наследницей ассиро-вавилонской (семитической) империи. Персы испытали могучее давление той семитической культуры, которая сложилась за несколько тысячелетий до нашей эры в Передней Азии, преимущественно в бассейнах Тигра и Евфрата, включив в себя и элементы культуры Египта, с которым ассиро-вавилоняне были в постоянных сношениях. Поддаваясь иранизации, армяне восприняли и известную долю культурных начал Ассиро-Вавилонии.
После шести лет восстания Египет опять стал персидской сатрапией. Только в болотах Западной Дельты продолжал действовать Амиртей. А
сатрапом Египта Артахшасса I назначил Аршаму. Но тут по неизвестным причинам поднял мятеж сатрап Сирии Мегабиз. Он в двух сражениях победил царские войска, а затем заключил мир, сохранив пост сатрапа.
Началом эллинизма стал знаменитый поход Александра Македонского, сына Филиппа II (334-323 гг.). Весной 334 г. примерно 30-тысячная армия Александра пересекла Дарданеллы и разбила армию персидских
сатрапов на реке Граник, а затем подчинила греческие города Малой Азии. Весной 333 г. при Иссе Александр разбил главные силы Дария и захватил Сирию и Финикию, и только Тир отказался впустить македонян. После 7-месячной осады (декабрь 333 – июль 332 гг.) город был взят. В ноябре 332 г. Александр вошел в Египет и был с восторгом встречен местным населением. Весной 331 г. царь двинулся в Месопотамию, а в октябре 331 г. при Гавгамелах была разбита еще одна персидская армия. Александр стал хозяином Персидской Империи. Заняв Экбатаны, Александр вторгся в области Ирана, Парфию и Бактрию. В это время персидские сатрапы убили Дария и сделали царем сатрапа Бактрии Бесса. Восстание было подавлено, Бесс был казнен, однако наиболее сильное сопротивление македонянам оказал сатрап Согдианы Спитамен. Только к 327 г. Александр подчинил Согдиану. Последним походом великого завоевателя был поход на Индию. После победы на реке Гидасп, наступил сезон дождей, заставивших македонян отступить. С боями армия дошла до устья Инда, после чего армия и флот с большими потерями вернулась в Месопотамию. Итогом похода стало создание огромного государства от Инда до Египта и от Черного моря до Персидского залива. Хотя держава Александра распалась, завоеванная им территория превратилась в единое экономическое, политическое и культурное пространство. Новая эпоха была отмечена небывалым ранее уровнем технического прогресса и синтезом культур, европейской и древневосточной. Синтез языков, религий, философских систем и канонов искусства должен был создать качественно иную цивилизацию.
В VI веке н. э. ближневосточные владения Византии регулярно подвергались нашествиям персидских войск.
Сатрап Фарса (Парсы) Ардашир, сын религиозного лидера, объявил себя правителем как прямой потомок персидских царей Ахеменидов. Он разгромил несколько парфянских армий и убил в битве последнего парфянского царя Артабана V, взял Ктесифон и нанес сокрушительное поражение коалиции, пытавшейся восстановить власть Аршакидов.
Царь Дарий I прославился как крупный государственный деятель, политик и военный реформатор. При нем огромное Персидское государство было разделено на сатрапии – административно-податные округа. Во главе их стояли царские наместники –
сатрапы , которые одновременно являлись военачальниками тех военных сил, которые находились на территории сатрапий. Среди прочего, в их обязанности входила охрана государственных границ от разбойных нападений соседей, прежде всего кочевых племен, ведение военной разведки и обеспечение безопасности на путях сообщений.
Но, подобно большинству восточных империй, персидское государство унаследовало и неизбежные слабости – самодержавное царское правление; пышный двор со всеми его доносчиками, аферами и интригами придворных; правители, не имеющие никакого контакта с народом; крайне малая доля военных из собственных граждан; все возрастающее преобладание наемных войск; громадные расстояния, делающие необходимым разделение всей державы на многочисленные области, во главе каждой из которых стоял полунезависимый (и обычно весьма амбициозный)
сатрап , – все это привело империю к окончательному краху. Мощный удар острого меча Александра Македонского почти мгновенно развалил эту внушавшую всем страх, но хрупкую конструкцию, и ни доблесть персидской конницы, ни упрямая отвага «бессмертных» уже не могли спасти ее.
Это вызвало новую вспышку гнева Дария I против Афин. Подготовка к походу против Греции стала вестись с удвоенной энергией. Летом 490 г. до Рождества Христова армия вторжения находилась в Элейской долине в Киликии, близ побережья. На побережье был собран флот из шестисот триер и транспортных судов для доставки и высадки конных и пеших воинов. Номинально командование армией было поручено мидийскому полководцу Датису и сыну
сатрапа Сард Артаферну, являвшемуся также племянником царя Дария I. Из слов греческого летописца, рассказывавшего о Датисе, можно заключить, что, возможно, он был полководцем, который на самом деле являлся единоличным командующим персидским войском. Нам неизвестны подробности предыдущей карьеры этого военачальника, но можно предположить, что своим талантом и храбростью, доказанными годами службы, он заслуживал этот пост. Возможно, Датис был первым уроженцем Мидии, которому персидские цари доверили командование армией после того, как был раскрыт заговор мидийских вельмож против персов незадолго до воцарения Дария I. Датис получил приказ полностью подчинить Грецию. Относительно Эритреи и Афин ему были даны особые указания. Он должен был захватить эти города, а жителей, поработив, живыми доставить на суд к царю Дарию I.
Основную часть сословия составляли тяжеловооруженные всадники. При Ахеменидах они жили компактной массой в центре Персиды, либо при дворе, сохраняя племенное деление. Наличие дехканства – «поземельного дворянства» также было характерно и для ираноязычного населения Средней Азии (Хорасан, Согд). Дехкане жили в укрепленных поместьях-усадьбах – «замках» вокруг резиденций своих господ и должны были (или их дети) служить в их войске в качестве тяжеловооруженных конников-«рыцарей». Они на протяжении столетий служили в войске владевших этими территориями империй – Ахеменидов, затем Александра и его преемников, затем у греко-бактрийских царей. Их сюзеренами обычно были персидские
сатрапы , но могли быть и местные властители.[55]
В ходе 20 битв, в которых погибло около 150 тысяч восставших, власть персидского царя была восстановлена на всей территории Ахеменидской державы. Победы Дария над восставшими народами в значительной степени объясняются отсутствием единства между ними. Дария поддерживали полки царской гвардии (так называемые 10 тысяч «бессмертных»), армия оставшихся верными ему
сатрапов и гарнизонные войска, которые, как правило, в каждой области состояли из чужеземцев. Этими войсками Дарий пользовался очень умело, безошибочно определяя, какой мятеж в данный момент наиболее опасен. Не будучи в состоянии вести карательные операции одновременно во всех направлениях, Дарий подавлял одно восстание, а затем ту же армию, при помощи которой подавил первое восстание, бросал против других мятежников.
В середине первого тясячелетия на территории Дагестана и соседних районов Азербайджана складывается албанский племенной союз, игравший немаловажную роль в истории древнего мира. В состав Албании входило множество народов, в том числе предки многих современных народов Дагестана. По данным греко-римских писателей, в Албании насчитывалось 26 племен, мало связанных между собою и говоривших на своих особых диалектах. В число этих племен входили леги, гели, удины (ути), дидури, лупении, каспиане, гаргары и другие. Одной из основных народностей Албании были удины, близкие к лезгинам. В последующие века Албания начинает играть всевозрастающую роль в политической жизни Кавказа и Ближнего Востока. Ахе-мениды пытались подчинить ее своему влиянию. Об этом свидетельствует участие албанского отряда в битве при Гавгамелах в 331 г. до н. э. в войсках индийского
сатрапа против македонцев. В последующем такие попытки предпринимались и государством Атропатена, но они были безуспешными. Албания сумела отстоять свою самостоятельность.
Дарий (522–486 гг.) оказался хорошим царем. Он упорядочил управление государством, подавил восстания, наградил достойных и дал им имения. Дарий завоевал Бактрию и Согдиану в Средней Азии, племена саков и массагетов, европейских скифов в Причерноморье. Впрочем, и тут его успехи скромнее, чем в других местах. Дарий уточнил границы двадцати четырех провинций-сатрапий. Правителей этих провинций персы называли «хшатрапаван»[15] – блюстители порядка. Греки произносили это слово как «
сатрапы ». Дарий строил дороги и разделил их на ровные участки – парсанги (пять километров). Через каждые двадцать километров строилась станция с гостиницей. Законы поддерживали купцов и запрещали их обирать.
Первые работы профессора Манандяна, за которыми последовали труды С. Еремяна, К. Туманова и других ученых, пролили свет на одну из самых неизученных страниц армянской истории, то есть на века, непосредственно предшествующие началу правления Артаксиадской династии в 189 году до нашей эры. Сегодня установлено, что Оронтиды, семейство, имеющее ахеменидские корни, правили в Армении как
сатрапы с 401 года до нашей эры, а после 331 года до нашей эры как цари, временами при сюзеренитете Селевкидов. Имена большинства представителей этой династии были увековечены на памятнике, воздвигнутом на Нимруд-Даге Антиохом I Коммагенским, который сам являлся отпрыском Ахеменидов.
Александру повезло куда больше. Огромная Персидская империя за двести лет сгнила насквозь. Цари погрязли в роскоши и наслаждениях. Государя обслуживали 300 поваров, 300 танцовщиц, 30 тыс. рабов и рабынь.
Сатрапы провинций подражали властителям, окружая себя блеском и богатством. А опора на евреев обернулась их засильем. Они становились важными сановниками, тянули за собой родственников, друзей. Чтобы упрочить положение, пристраивали дочерей в гаремы царей и вельмож, добивались через них дополнительных льгот и пожалований. Налоги и без того были разорительными, но чиновники и ростовщики еще и хищничали, обирая народ. А покровительство властителей делало их неуязвимыми. У царя Артаксеркса через его наложницу Эсфирь евреи даже получили право погромов, им разрешили в течение двух дней убивать всех, кого они сами сочли «нетолерантными». В результате было вырезано 75 тыс. человек, и в память об этом иудеи установили праздник Пурим (Эсфирь, 9, 1-32).
При описании социального мира Московии XV–XVI вв. автору этих строк можно сделать замечание по поводу сохранения в Московском государстве так называемых самоуправляющихся крестьянских «миров», в которых можно разглядеть зачатки местного самоуправления и ростки какой – никакой, но всё же «демократии». Здесь следует отметить, что великокняжеская московская власть, безжалостно пресекавшая любые попытки со стороны каких-либо социальных слоёв установить какой- либо процесс некоего социального партнёрства, рассматривала крестьянское мирское самоуправление как форму низшего и, что важно, бесплатного придатка своей администрации. Челобитные крестьян на лихоимство наместников и воевод являлись своеобразной формой контроля за местными «
сатрапами ».
Эта вековая школа отрицательного отбора: унижения, интриганства, доносительства, подлости, хищничества, взяточничества, раболепия, подкупов, беспринципности и предательства не прошла бесследно для русских князей. Из некогда бесстрашных и горделивых рыцарей-викингов они сами превращались в восточных
сатрапов и деспотов. По словам современного историка А.Л. Юрганова: «Создавалась генерация покорных князей, для которых закон – это воля хана. Династические проблемы теперь легко решались при помощи ордынских карательных отрядов. Кто больше раболепствовал перед ханами и подкупал их дорогими «поминками» (подарками), тот и становился великим князем».