Связанные понятия
Куре́ш (также курэш, кураш, куряш, корэш) — традиционный вид борьбы у тюркских народов. У башкир, татар и чувашей он представляет собой борьбу на полотенцах, закидываемых на пояс противника, и является важным элементом национальных праздников — сабантуя, джиена и акатуя.
Ысыа́х (якут. Ыhыах, по-русски читается как Ысэх) — якутский праздник лета. Представляет собой весенне-летний праздник в честь божеств Айыы и возрождения природы, сопровождаемый обрядом молений, обильным угощением и кумысопитием, танцами, народными играми, конными скачками, соревнованиями сильных и ловких.
Башки́рские племена ́ (башк. башҡорт ырыуҙары) — исторически сложившиеся родовые объединения в составе башкир.
В Татарстане проживает около 36 % всех татар, живущих в России, остальные проживают практически во всех регионах России. Самый малонаселенный татарами регион — Ингушетия, где их всего насчитывается 151 человек.
Подробнее: Расселение татар в России
Мари́йская традицио́нная рели́гия (мар. Чимарий йӱла, Марий (марла) вера, Марий йӱла, Марла кумалтыш, Ошмарий-Чимарий и другие местные и исторические варианты наименований) — народная религия марийцев, основанная на марийской мифологии, с ярко выраженными чертами монотеизма.
Упоминания в литературе
У деревни Шапки в Тосненском районе ежегодно проходит фольклорный праздник «Егорьевы игрища», приуроченный ко дню памяти святого Георгия. Одной из его главных задач является популяризация русского народного песенного, прикладного, обрядового творчества. Еще одной традицией Тосненского района стало проведение татарского народного праздника «Тосненский
Сабантуй ». Ежегодно этот праздник отмечается в конце июня, в честь окончания посевных работ…
Поучаствовать в татарских фестивалях, таких например, как «
Сабантуй » (с народными забавами – лазаньем по шесту, бегом в мешках, перетягиванием каната, поднятием тяжести, бегом с коромыслом, борьбой на кушаках).
Связанные понятия (продолжение)
Акату́й , Агаду́й (чуваш. акатуй «праздник плуга») — весенний праздник чувашей, посвященный земледелию. Этот праздник объединяет ряд обрядов и торжественных ритуалов. В старом чувашском быту акатуй начинался перед выходом на весенние полевые работы и завершался после окончания сева яровых. Название акатуй сейчас известно чувашам повсеместно. Однако сравнительно недавно верховые чуваши этот праздник называли сухатӳ (суха «пахота» — туйĕ «праздник, свадьба»), а низовые — сапан туйĕ или сапан (из татарского...
Кура́й (башк. ҡурай, тат. курай) — башкирский и татарский духовой музыкальный инструмент. Имеет несколько разновидностей, отличающихся конструкцией и материалом изготовления. По классификации музыкальных инструментов Хорнбостеля-Закса, курай относятся к аэрофонам, входящим в подгруппу флейтовых (вид продольные флейты, подвиды открытые и свистковые флейты). Также имеются кураи, относящиеся к подгруппе язычковых (вид с бьющимся язычком). Длина варьируется в зависимости от разновидности — от...
Сэсэ́н (башк. cәсән, тат. чичән «поэт, певец-импровизатор, бард») — народный сказитель у башкир, традиционно исполняющий сказания и импровизации в форме песенного речитатива под аккомпанемент думбыры — традиционного струнного инструмента.
Юрми (башк. Юрми, Юрмый) — древнебашкирское племя, в составе северо-западных башкир.
Культ предков — формы почитания родовых святынь и хранителей, и культ семейно-родовых предков. Считалось, что предки (чуваш. ваттисем) покровительствуют своим живым потомкам-сородичам, поэтому в их честь старались устраивать праздники и проводить обряды...
Каравон — местная традиция, ансамбль, Всероссийский фестиваль русского фольклора, русский народный праздник в Республике Татарстан.
Гербе́р (от удм. геры — «плуг», «соха» и бере — «сзади», «после») — национальный праздник удмуртов.
Де́нь ады́гов (черке́сов) (кабард.-черк. адыгэхэм (шэрджэсхэм) я махуэ) — 20 сентября — государственный праздник Кабардино-Балкарской республики. Отмечается ежегодно с 2014 года и является нерабочим днём в республике.
Майдан (башк. майҙан; от перс. — площадь) — традиционный башкирский праздник. Проводился у тюркских народов.
Навру́з (от перс. نوروز «новый день»), также Международный день Навруз (21 марта) — праздник прихода весны по астрономическому солнечному календарю у иранских и тюркских народов. Навруз является национальной традицией, не имеющей прямого отношения к исламским обычаям.
Подробнее: Новруз
Чува́ши ́ (самоназвание — чуваш. чăваш; мн. ч. чăвашсе́м, ед. ч. чăва́ш) — этноним чувашей. Впервые это слово в Поволжье зафиксировано во времена и на территории Казанского ханства.
День Чувашской Республики (чуваш. Чăваш Республикин кунĕ) — главный государственный праздник Чувашской Республики. Отмечается 24 июня с 1995 года. Перед этим праздником повсеместно проходит Акатуй — чувашский народный праздник земли и сохи.
Калмы́ки (калм. хальмг, хальмгуд, монг. халимаг) — монгольский народ ойратской группы. Проживают в Республике Калмыкия — субъекте Российской Федерации. Говорят в основном на русском, и реже на калмыцком языках. Являются потомками ойратских племён, мигрировавших в конце XVI — начале XVII веков из Центральной Азии на Нижнюю Волгу и в Северный Прикаспий.
Тептяри (типтяри, башк. типтәр, тат. tiptər, типтәр) — социальная группа, известная в Башкортостане с XVII века. Часть исследователей рассматривают тептярей как сословие (А. З. Асфандияров, Р. Н. Рахимов), а часть как этносословную группу (Р. Г. Кузеев, Д. М. Исхаков). В разное время термин имел разные значения. Вопрос о происхождении и формировании данной этногруппы на сегодняшний день является дискуссионным.
Маёвка — в России до 1917 года нелегальное собрание революционно настроенных рабочих, устраиваемое за городом в день 1 мая. Первоначально маёвки были связаны со встречей весны — праздничные гуляния, семейные и дружеские выезды на природу, пикники, календарно приуроченные к первым дням мая. Также уже в СССР так назывался пикник на природе с шашлыками.
День Оленя — профессиональный праздник работников оленеводства в Ненецком автономнома округе и республике Коми. Отмечается 2 августа одновременно с Ильиным днем. Объединение языческого славянского и ненецкого праздников символично: эта дата служит знаком единения народов, живущих на одной земле. Празднование Дня Оленя приурочено к окончанию летнего выпаса оленей и началу перекочевки стад на зимние пастбища.
Наро́дные календари́ у славя́н — исторически сложившиеся у славянских народов к позднему средневековью системы членения, счёта и регламентации годового времени, организующие обрядовый цикл (календарные обряды), хозяйственную и бытовую практику, в значительной мере верования и бытование фольклора. В структурном и генетическом отношении народные календари у славян представляют собой сложные переплетения различных моделей: распорядка христианских праздников, постов и мясоедов; календарей солнечного...
Дре́во жи́зни (вепс. Elonpu) — национальный праздник вепсского народа, проходящий летом возле села Винницы, Подпорожского района Ленинградской области.
Наро́дный календа́рь восто́чных славя́н (аграрный календарь, земледельческий календарь, крестьянский календарь, русский народный календарь, народные святцы, численник, народный месяцеслов) — исторически сложившийся календарь у восточных славян, организующий обрядовый цикл, хозяйственную и бытовую практику, а также в значительной мере верования и существование фольклора.
Туркмены (ставропольские туркмены, самоназвание — туркмен) — этнографическая группа туркмен численностью свыше 15 тыс. человек (2010 г., перепись), проживающая на северо-востоке Ставропольского края (Туркменский и север Нефтекумского района). Предки трухмен переселились в конце XVII — начале XVIII века с полуострова Мангышлак, отделившись от туркменских племён чоудор, игдыр и союнаджи (в другой транскрипции эгдыровский, чавдуровский и сайнаджиевский). Это родовое деление сохранялось у ставропольских...
Подробнее: Трухмены
Се́рбский наро́дный календа́рь (сербохорв. Годишњак временски, Српски народни календар, Српски обичаjни календар, Свецослов, Месецослов) — календарный свод обычаев, предписаний, поверий, связанных с повседневной жизнью сербов.
Праздник урожая — праздник, посвящённый собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию. К этому времени завершаются полевые работы: жатва, вывоз хлеба в овины, уборка льна. Заложена основа благосостояния семьи на будущий год. В этот день чествовали и благодарили Богородицу (Мать — Сыру-Землю) за собранный урожай. Считается, что она даёт благополучие, покровительствует земледелию, семье и особенно матерям. Европейский праздник, имеющий языческое происхождение. В римско-католической традиции...
День Эрзянского языка (эрз. Эрзянь Келень Чи) — современный эрзянский национальный праздник. Был учреждён в 1993 году Фондом спасения эрзянского языка имени А. П. Рябова (Саранск). Празднуется 16 апреля, в день рождения первого эрзянского профессора Анатолия Рябова.
Бастангы (каз. бастаңғы) — у казахов совместная трапеза девушек и молодых женщин аула, молодёжная вечеринка.
Праздник Майского графа – средневековый фестиваль, проходивший в зажиточных торговых городах Ганзейского союза в XV-XVI вв. Приобрёл особую популярность в городах Ливонской четверти – Риге и Ревеле.
Пермские (Бардымские) башкиры — этническая группа башкир, проживающая на территории Пермского края. Являются одним из автохтонных народов региона.
День этнографа (отмечается 17 июля) — профессиональный праздник представителей различных этнографических школ.
Толо́ка (новг.-псков., твер. толо́ка; юж.-рус. тало́ка; новг., твер. по́мочи, помог(т)чи; белор. талака) — форма деревенской взаимопомощи в России, на Украине, в Белоруссии, Эстонии, Латвии и Литве. Её организовывали в деревне для выполнения срочных работ, требующих большого количества работников: сбор урожая, вырубка леса, сооружение домов и т. д. Иногда толоку использовали для проведения общественных работ (строительство церквей, школ, дорог и т. п.).
Тонратон (арм. Թոնրատոն, букв. «праздник тонира») или Фестиваль тонира (арм. Թոնիրի փառատոն) — армянский национальный ежегодный кулинарный фестиваль блюд, приготовленных в тонире. Ежегодно проходит 11-12 августа в области Гегаркуник, и совпадает с первым днем месяца Навасарда (новый год по древнеармянскому календарю)
Подробнее: Фестиваль тонира
Нижегородские татары (тат. Нижгар татарлары) — территориальная группа татар, сформировавшаяся на территории современной Нижегородской области. В большинстве своем нижегородские татары представлены субэтнической группой татар-мишар, имеющих цокающий нижегородский говор.
Букеевская Орда (или Внутренняя Орда) — вассальное казахское ханство в составе Российской империи, существовавшее в 1801—1845 в междуречье Урала и Волги. Было создано в 1801 году пятью тысячами семей, переселившимися из Младшего жуза. Административно входило в Астраханскую губернию.
Культура Азербайджана — культура народов и народностей, проживавших и проживающих на территории Азербайджана и государств, существовавших на территории современного Азербайджана. Развитие культуры на территории Азербайджана отразило его насыщенную политическими и военными потрясениями историю и положение на путях, издревле соединявших Восток с Западом.
Праздник Обливского арбуза — мероприятие, которое было учреждено в 2014 году. Праздничные гуляния ежегодно проходят на центральной площади станицы Обливской Обливского района Ростовской области.
Буря́ты (самоназвание — буряад, буряад зон, буряадууд) — монгольский народ, говорящий на бурятском языке. Наиболее северный монгольский народ.
Дючеры или дучеры — русское название народа, жившего в XVII веке на берегах Амура, приблизительно от устья Зеи до устья Уссури, и несколько ниже по течению.
Са́совские тата́ры (баста́нские тата́ры) — группа татар-мишарей, жители сёл Бастаново, Теньсюпино, Б. Студенец, Алёшино, д. Тархань Сасовского района Рязанской области и с. Куликово Копани Туркменского района Ставропольского края (переселенцы из села Бастаново). Выделяются по бастанскому говору татарского языка и ряду культурно-бытовых особенностей. Сформировались с участием ногайского компонента. По всей видимости, являются потомками шацких служилых татар.
Булгари́зм — идеология, центральным положением которой является «возрождение булгарской идентичности» и булгарской государственности. Во второй половине XIX —начале XX веков идеи булгаризма использовались различными общественно-политическими и научно-культурными движениями, прежде всего представителями ваисовского движения и Общества изучения местного края.
Культура мишарей — часть культуры татар, наряду с культурой казанских татар и сибирских татар образует культуру татар.
Вяда , или веда, — древнее племя, упоминаемое в нескольких письменных источниках первой половины XIII века.
Календарная поэзия — произведения древнейшего вида народного устно-поэтического творчества разных народов, являющиеся частью календарной обрядности.
«День туркменской дыни » (туркм. Gawun baýramy) отмечается второе воскресенье августа в Туркмении, и является национальным праздником. В 1994 году праздник учредил Сапармурат Ниязов. К 11 его годовщине он выпустил книгу «Сапармурат Туркменбаши Великий о дыне». По всей стране проходят конференции ученых-бахчеводов, художественные выставки, ярмарки, массовые гуляния, концерты и театрализованные представления. В Русских православных церквях Туркмении проходят молебны на освящение плодов нового урожая...
Эма́ус (польск. Emaus) — народное ярмарочное гулянье, которое проходит в Пасхальный понедельник в некоторых населённых пунктах Польши, Словакии и Чехии. Традиция проведения этих гуляний известна с XII века.