Раннее христианство и переселение душ

Центральной концепцией христианского учения о посмертии является догмат о телесном воскресении и вечной жизни в восстановленных и обновлённых телах.

С первых веков христианство отвергает доктрину переселения душ. Согласно взглядам христианского учения, душа проживает в теле одну единственную жизнь и со смертью тела ожидает второе пришествие Христа, всеобщего воскресения мёртвых и Страшного суда, на котором должна решиться дальнейшая участь человека — вечное блаженство в Царстве Бога или вечные муки в аду.

Обсуждению и критике учения о реинкарнации уделяли внимание ещё раннехристианские писатели и апологеты, противостоявшие гностицизму, в рамках которого соединялось христианское богословие с представлениями пифагореизма и неоплатонизма, и для которого идеи о реинкарнации являлись краеугольным камнем.

Точка зрения, согласно которой учение о переселении душ в христианском мире отвергалось с самого начала, поскольку вступало в противоречие с собственным христианским учением о душе и посмертии, является общепринятой среди историков и религиоведов.

Известный оккультист Е. П. Блаватская ввела в оборот идею о том, что христианство признавало доктрину реинкарнации с самого момента своего зарождения. Блаватская принимала идею реинкарнации в качестве основополагающего метафизического принципа, присущего всем религиям мира, а отсутствие её в христианстве трактовала как намеренное искажение первоначального смысла этого учения недобросовестными популяризаторами, которые «скрыли, что первоначально идея переселения душ присутствовала в учении Христа». В соответствии с этой идеей так было вплоть до Пятого Вселенского собора 553 года, когда был осуждён оригенизм. Этот альтернативный взгляд на историю получил широкое признание среди теософов конца XIX — начала XX века, а позднее был принят приверженцами движений нью-эйдж.

Настойчивые поиски идеи реинкарнации в христианстве исследователи объясняют тем, что эта идея имеет особую значимость для всей системы оккультных представлений, поскольку теософская теория существования общего ядра всех религий нуждается в обосновании, а констатация отсутствия принципиальной общности всех верований человечества ставит пропагандистов теософии в тяжёлое положение. Теософы выходят из затруднительного положения ценой полного отрицания всей системы христианского вероучения, утверждая свои представления о едином сакральном слое религиозных верований и об обязательном присутствии идеи переселения душ в первоначальном христианстве.

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я