Связанные понятия
Боевая тревога — в военном деле сигнал (команда), по которому подразделение, часть (корабль), соединение немедленно приводится в полную боевую готовность.
Морской
аварийный радиобуй и авиационный аварийный радиомаяк (англ. EPIRB, Emergency Position Indicating Radio Beacon) — передатчики для подачи сигнала бедствия и пеленгации поисково-спасательными силами терпящих бедствие плавсредств, летательных аппаратов (англ. ELТ, emergency locator transmitter) и людей (PLT, Personal locator transmitter) на суше и на море. Аварийные радиобуи являются обязательным компонентом ГМССБ.
«
Приказ о „Лаконии“» или «Приказ „Лакония“» (нем. «Laconia-Befehl», англ. «Laconia order»), также известный под названием «Тритон Ноль» (Triton Null), — инструкция, составленная командующим подводными силами ВМФ Германии Карлом Дёницем 17 сентября 1942 года для командиров всех подводных лодок ВМФ Германии. Эта инструкция запрещала оказывать помощь пассажирам и экипажу потопленных подводной лодкой судов.
Сумасшедший Иван — американское название тактического манёвра советских подводных лодок, характеризующегося частыми и резкими изменениями курса вплоть до разворота, с целью «осмотреть» сонарами «мёртвую зону» позади субмарины.
Упоминания в литературе
Первая мировая война также продемонстрировала всю важность быстрой, надежной и недоступной для перехвата противником передачи приказов и сообщений. Мало того, что при передаче радиосигналов противник мог засечь местоположение кораблей, он мог перехватить сами радиосообщения и расшифровать их, в случае если они передавались закодированными. Германский военно-морской флот не жалел усилий, чтобы учесть этот опыт. Корабли или оперативные соединения в море старались соблюдать полное
радиомолчание до контакта с противником. Если же во время длительных походов корабли должны были нарушать радиомолчание, они использовали систему коротких сигналов, чтобы не дать противнику шанс запеленговать их. Кроме того, руководство флота при управлении операциями с берега стало применять передачу радиосообщений без подтверждения о приеме со стороны адресата. Применение высокоэффективных шифровальных машин сделало невозможным для противника расшифровку радио-сообщений. С другой стороны, германская радиоразведка (радиоперехват, расшифровка сообщений, радиопеленгация) достигла весьма высокого уровня еще в мирное время, и это позволило немцам раскрывать планы противника. В ходе войны служба связи Германии смогла долго сохранять это преимущество и тем самым во многих случаях компенсировать слабость своих военно-морских сил.
Вышеупомянутый 8-й механизированный корпус находился в том же положении, что и 5-я гв. танковая армия под Прохоровкой. Он также выдвигался для нанесения контрудара. Поэтому режим
радиомолчания был одним из главных требований. Немецкая радиоразведка летом 1941 г. работала, и интенсивное пользование радиосвязью привело бы к прояснению обстановки для противника. Немецкой разведке было бы легче выяснять, кто им противостоит в данный момент и подход каких соединений или объединений из глубины ожидается в ближайшей перспективе. Радиосвязь, как и любое другое средство, имела свои достоинства и недостатки.
В отличие от японской эскадры, отряд Иессена, соблюдая
радиомолчание , сумел сохранить скрытность и успешно вышел на коммуникации противника, где потопил три японских судна. Одно из них – войсковой транспорт «Кинсю Мару», который перевозил 9-ю роту 37-го японского пехотного полка. Кроме того, в ходе боевых действий Владивостокского отряда крейсеров на японских коммуникациях среди захваченных русскими моряками судовых документов оказался морской телеграфный код. Данный документ позволил понять порядок составления радиограмм японскими телеграфистами, упростив в дальнейшем обработку добываемых радиоразведывательных материалов.
Черту под итогами боевых действий на море в Русско-японской войне подвела трагедия Цусимы. Эскадра с ее кораблями, окрашенными в черный цвет, в режиме полного
радиомолчания подошла к Цусимскому проливу в темное время суток и имела шанс пройти его незамеченной. Но рядом шло ярко освещенное, выкрашенное в белый цвет, госпитальное судно «Орел», которое и было обнаружено японским дозорным крейсером. Когда последний начал передавать сведения об обнаружении русских кораблей, была возможность подавить его передачу мощной радиостанцией вспомогательного крейсера «Урал», но приказа от командующего эскадрой, у которого вся организация радиосвязи была сведена к сохранению полного радиомолчания, не последовало[19].
Звено «Ночных охотников» взлетело с авиабазы под Донецком за полночь. Передислокация проходила максимально скрытно: летели на сверхмалой высоте с погашенными аэронавигационными огнями и в режиме строжайшего
радиомолчания . Влад целиком сосредоточился на пилотировании десятитонной винтокрылой машины, которая неслась в полутора десятках метров над погруженной во тьму землей. Штурман-оператор внимательно следил за курсом, предупреждая о поворотных точках и режимах полета. Электронно-оптическая система «Ротор» позволяла не только пилотировать, но и атаковать цели в полной темноте, в дождь и туман. «Окно в мир» проецировалось на забрало летных шлемов пилота и штурмана.
Было совершенно очевидно, что в норвежской кампании нашим подводным лодкам сопутствует только неудача. Поэтому еще 11 апреля я запросил с подводных лодок нарвикской группы отчет об обстановке. Мне казалось очень важным представить себе причины столь полного, можно сказать, всеобъемлющего провала. Что касается
радиомолчания , я не считал нужным поддерживать его любой ценой. Подтверждение того факта, что вблизи находятся подводные лодки, могло только нервировать противника, а это в любом случае было нам на руку. А полученные ответы на мой запрос были воистину вопиющими:
Находясь в режиме
радиомолчания , в радиорубке лишь слушали переговоры пилотов.
Связанные понятия (продолжение)
Нейтральный патруль (англ. Neutrality Patrol) — организованное американскими республиками (в том числе и Соединёнными Штатами) постоянное патрулирование кораблями ВМС США нейтральной зоны вокруг американского континента.
Сигнал бедствия — международное признанное средство запроса помощи. Сигнал бедствия сообщает, что человеку, группе людей или транспортному средству угрожает смертельная опасность и требуется срочное оказание помощи.
Морская операция — совокупность согласованных и взаимосвязанных по цели, месту и времени морских сражений, боёв и ударов, проводимых группировками разнородных сил флота как самостоятельно, так и во взаимодействии с соединениями (частями) других видов вооружённых сил в соответствии с единым замыслом и планом в ограниченном районе (зоне) океанского театра военных действий для решения отдельных наиболее важных оперативных задач, как правило, в рамках операции флота.
Кильва́терная струя (кильватерный след, кильватер) — возмущённая полоса воды, остающаяся за кормой идущего корабля (судна).
Боевой информационный пост (БИП) — оборудованный боевой пост на корабле, подводной лодке, на береговом командном пункте соединения или объединения ВМФ ВС Союза ССР и России.
Противолодочный самолёт (ПЛС) — самолёт, предназначенный для поиска и уничтожения подводных лодок (ПЛ), часть противолодочной авиации.
Зо́на ожида́ния — воздушное пространство установленного размера, располагающееся, как правило, над радионавигационной точкой (например, VOR или ОПРС), которое предназначено для ожидания воздушным судном своей очереди для захода на посадку или подхода в район аэродрома.
Телеуправление (ТУ) — управление положением или состоянием дискретных объектов и объектов с непрерывным множеством состояний методами и средствами телемеханики.
Курс судна — угол, в плоскости истинного горизонта, между носовой частью диаметральной плоскости судна и направлением на север (N, норд).
Корабельная поисково-ударная группа (сокращённо КПУГ) — временная тактическая группа из надводных боевых кораблей, предназначенных для совместного поиска подводных лодок вероятного противника в заданном районе океана с целью обнаружения и последующего уничтожения. Обычно состоит из 2—4 противолодочных кораблей специальной постройки (эскадренных миноносцев, фрегатов, сторожевых кораблей). Для повышения боевой устойчивости КПУГ в её состав могут включаться корабли с зенитным ракетным вооружением, а...
Военно-воздушное судно или военный летательный аппарат — термин, обозначающий воздушное судно, входящее в состав вооружённых сил государства, также устаревший (с принятием Чикагской конвенции) термин международного права.
Курсовой угол — понятие навигации, обозначающее угол между диаметральной плоскостью судна и направлением на какой-либо наблюдаемый с судна объект. Курсовой угол измеряется в градусах, отсчитываемых на азимутальном круге от 0 до 180° в сторону правого или левого борта от направления в нос.
Противолодочная авиация — один из родов морской авиации (в вооружённых силах некоторых государств — является родом ВВС), предназначенный для уничтожения подводных лодок противника на море.
Телеуправляемый необитаемый подводный аппарат (ТНПА) (англ. Remotely operated underwater vehicle (ROV)) — это подводный аппарат, часто называемый роботом, который управляется оператором или группой операторов (пилот, навигатор и др.) с борта судна. Аппарат связан с судном сложным грузонесущим кабелем, через который на аппарат поступают сигналы дистанционного управления и электропитание, а обратно передаются показания датчиков и видеосигналы. Пилот находится на борту судна, поэтому аппарат необитаемый...
Ремонт корабля (судна) — комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на поддержание либо восстановление свойств корабля, его оружия и технических средств силами личного состава, судовых мастерских или судоремонтных заводов. Различают следующие виды ремонта кораблей: аварийный, гарантийный, доковый, межпоходовый, навигационный, планово-предупредительный, средний и текущий.
Воздушная навигация (аэронавигация) — наука о методах и средствах вождения воздушного судна (ВС) по заданной или оперативно выбираемой пространственно-временной траектории. При решении задач воздушной навигации ВС рассматривается в качестве точечного объекта, местоположение которого совпадает с центром масс ВС, и таким образом задачи навигации сводятся к задачам по управлению движением центра масс ВС.
Авианосное соединение — оперативное формирование (соединение) в составе двух и более авианосных групп (ударных (АУГ), многоцелевых (АМГ) или противолодочных (АПУГ)).
Радиопеленгация — определение направления (пеленга) на источник радиоизлучения. Радиопеленгацию осуществляют при помощи радиопеленгаторов.
Подкра́дывание — это режим передвижения подводных лодок под водой с наименьшим уровнем шума. Цель данного режима — избегание обнаружения при использовании противником в качестве средства поиска пассивных гидрофонов. Покладка лодки на дно или полная остановка на приборе стабилизации глубины к режиму подкрадывания не относятся, хотя служат той же цели — избежать обнаружения гидрофонами. Скорость движения современных подводных лодок в малошумном режиме около 14 км/час.
Бортовой журнал —технический журнал, в который в установленной форме записываются сведения о воздушном судне, всех произведенных полетах, особых случаях в полете, обнаруженных неисправностях, произведенном техническом обслуживании, замене агрегатов и т. п. Бортжурнал предназначен для контроля технического состояния воздушного судна, контроля произведенных регламентных работ. Также он широко используется при расследовании авиационных инцидентов. За правильность и своевременность заполнения бортового...
Светомаскиро́вка или Световая маскировка — скрытие от наблюдения воздушного и наземного противника световых демаскирующих признаков войск и сил, военных объектов, промышленных районов и населённых пунктов и их имитация на ложных объектах.
Перископная глубина — неточная величина, характеризующая глубину погружения подводной лодки, при которой возможно пользоваться перископом. Перископную глубину принято усреднённо считать равной 10 метрам.
Бортовая качка — переменное наклонение плавающего судна на правый и на левый борт под действием волнения или других внешних сил.
Командование морских перевозок , сокращенно КМП (англ. Military Sealift Command, MSC) — межведомственное командование; составная часть Транспортного командования США (англ. United States Transportation Command, USTRANSCOM), отвечающее за организацию морских грузоперевозок в интересах всех видов вооружённых сил США, а также некоторых других государственных ведомств.
Автономный необитаемый подводный аппарат — АНПА (англ. autonomous underwater vehicle — AUV) подводный робот, чем-то напоминающий торпеду или подводную лодку, перемещающийся под водой с целью сбора информации о рельефе дна, о строении верхнего слоя осадков, о наличии на дне предметов и препятствий. Питание аппарата осуществляется от аккумуляторов или другого типа батарей. Некоторые разновидности АНПА способны погружаться до глубины 6000 м. АНПА используются для площадных съёмок, для мониторинга подводных...
В японском флоте Второй мировой войны были подводные лодки больших размеров, способные транспортировать до нескольких лёгких гидросамолётов (подобные подводные лодки также строились во Франции).
Подробнее: Подводный авианосец
Воздушная цель — военный термин, обозначающий любой объект, находящийся в воздухе, и способный стать целью для поражения средствами ПВО.
Фареро-Исландский рубеж (англ. GIUK gap, акроним от Greenland—Iceland—United Kingdom) — линия противолодочной обороны НАТО в северной Атлантике между Гренландией, Исландией и Великобританией. В русской терминологии иногда употребляется термин «ГИШ» (Гренландия-Исландия-Шотландия) по аналогии с английским акронимом. Располагается в Датском проливе и вдоль Фарерско-исландского тектонического выступа.
Пе́ленг в навигации — горизонтальный угол между северной частью меридиана наблюдателя и направлением из точки наблюдения на объект; измеряется по часовой стрелке от нуля (направление на норд, N) до полной дуги окружности (360°, или 32 румба).
Тропосферная радиосвязь — вид радиосвязи, основанный на явлении переизлучения электромагнитных импульсов в физически неоднородной тропосфере при распространении в ней радиоволн. Передача данных происходит в диапазоне дециметровых и сантиметровых радиоволн.
Торго́вый авиано́сец (англ. merchant aircraft carrier) — переоборудованное торговое судно в ВМФ Великобритании и Нидерландов времён Второй мировой войны (обычно балкер или танкер), оснащённое лётной палубой, надстройкой-островом, несущее авиагруппу, но ходящее под торговым флагом и способное осуществлять перевозку грузов. Торговые авианосцы несли всего несколько (3-4) самолётов устаревших конструкций. Взлёт и посадка были крайне затруднены, в связи с чем лётчики нередко просто покидали самолёт после...
Речевой информатор — электронное устройство, обеспечивающее автоматическую передачу предварительно запрограммированных сообщений в каналы связи...
Планшет обстановки — специальное устройство на боевых информационных постах командных пунктов в ВВС, ВМФ и ПВО, предназначенное для отображения воздушной и морской обстановки, решения задач маневрирования, целераспределения и целеуказания.
Подлётное время (воздушных целей) — временной промежуток между моментом обнаружения передовыми системами радилокационного дозора средств воздушного нападения противника и моментом достижения ими рубежей уничтожения, которые могут быть установлены зонами боевых действий зенитно-ракетных комплексов ПВО или рубежами перехвата воздушных целей истребителями-перехватчиками. Подлётное время зависит от высоты полёта воздушных целей (которая, как правило, невелика) и определяет сроки приведения сил и средств...
Подводный буксировщик (англ. Diver Propulsion Vehicle, DPV) — аппарат, относящийся к снаряжению для подводного плавания и позволяющий аквалангисту преодолевать большие расстояния, не затрачивая при этом значительных усилий на гребки ластами.
Под Буксировкой подразумевается тяга недействующего (или безмоторного) транспортного средства, несамоходных машин, самолётов на аэродромах и т.д. с помощью другого транспортного средства в качестве временной меры.
Подробнее: Буксировка
Минре́п — стальной, пеньковый или капроновый трос или цепь для крепления якорной морской мины к якорю и удержания её на определённом расстоянии от поверхности воды. Для удержания мины на определённой глубине вне зависимости от рельефа дна минреп наматывается на вьюшку (шпульку).
Эскорт (фр. escorte, от итал. scorta) — группа кораблей, самолетов, воинов, осуществляющих сопровождение с целью охранения или оказания почестей.
Спаса́тельное су́дно — судно вспомогательного назначения, служащее для помощи терпящим бедствие судам, для подъёма затонувших подводных лодок. Спасательные суда обладают высокой скоростью хода, имеют оборудование для выполнения поисково-спасательных работ, противопожарные и водоотливные средства, оборудование для надводного и подводного ремонта, средствами для снятия людей, грузоподъёмными устройствами.
Радиомая́к — передающая радиостанция, излучающая радиосигналы, используемые для определения координат различных объектов (или направления на них), в основном, самолётов и судов либо для определения местонахождения самого радиомаяка. Параметры сигнала радиомаяка зависят от направления излучения: например, его интенсивность (см. Диаграмма направленности) или момент времени пеленгации, в сигналах радиомаяка может содержаться и дополнительная информация.
Локатор (от англ. locate — расположение) — искусственное устройство или живой орган, предназначенный для определения наличия, расстояния, азимута (направления) или скорости объекта (объектов) бесконтактным способом.
Барограф (из др.-греч. βάρος «тяжесть, вес» и γράφω «пишу») или барометрограф — самопишущий прибор для непрерывной записи значений атмосферного давления. Применяется на метеорологических станциях, а также на самолётах и аэростатах для регистрации высоты (по изменению давления).
Навал — в российском морском праве: соприкосновение судов (кораблей) либо корабля и неподвижного предмета, являющееся следствием ошибок в расчётах движения или сознательного действия капитана корабля (судна).
Самолётный радиолокационный ответчик (СО) — бортовое приёмопередающее устройство летательного аппарата, предназначенное для автоматической выдачи информационных посылок по запросному сигналу РЛС.