Связанные понятия
Морской
аварийный радиобуй и авиационный аварийный радиомаяк (англ. EPIRB, Emergency Position Indicating Radio Beacon) — передатчики для подачи сигнала бедствия и пеленгации поисково-спасательными силами терпящих бедствие плавсредств, летательных аппаратов (англ. ELТ, emergency locator transmitter) и людей (PLT, Personal locator transmitter) на суше и на море. Аварийные радиобуи являются обязательным компонентом ГМССБ.
Посадка на воду или приводнение — посадка, осуществляемая на водную поверхность. Для воздушных судов-амфибий, гидросамолётов и летающих лодок, а также водоплавающих птиц такой тип посадки является штатным; для прочих типов воздушных судов — аварийным.
Сигнальная ракета — пиротехническое средство сигнальной зрительной (иногда звуковой) связи, применяемое для передачи коротких команд, оповещения, обозначения и взаимного узнавания своих войск, самолётов, кораблей, а также передачи сигналов вызова, переноса и прекращения огня и целеуказания.
Телеуправляемый необитаемый подводный аппарат (ТНПА) (англ. Remotely operated underwater vehicle (ROV)) — это подводный аппарат, часто называемый роботом, который управляется оператором или группой операторов (пилот, навигатор и др.) с борта судна. Аппарат связан с судном сложным грузонесущим кабелем, через который на аппарат поступают сигналы дистанционного управления и электропитание, а обратно передаются показания датчиков и видеосигналы. Пилот находится на борту судна, поэтому аппарат необитаемый...
Спутная струя (спутный след) — это воздушное течение в виде возмущённых масс воздуха (т.е. вихрей), сходящих с крыла, стабилизатора, других несущих и управляющих поверхностей, а также фюзеляжа летательного аппарата. Вихревые следы образуются вследствие возникновения подъемной силы и, соответственно, при реализации индуктивного сопротивления сопровождаются образованием на некотором расстоянии (50-150 метров) позади летательного аппарата двух продольных вихрей противоположенного вращения (концевых...
Упоминания в литературе
Двухминутный интервал необходим для того, чтобы операторы судовых радиостанций, не несущие круглосуточной вахты, успели после срабатывания автоаларма (т. е. автоматического приемопередатчика сигналов бедствия) прийти в радиорубку и начать наблюдение за
сигналом бедствия . Два тире по 10–15 секунд передаются для того, чтобы судовые и береговые радиостанции успели взять пеленг на бедствующее судно. Сообщение о бедствии должно передаваться до тех пор, пока терпящее бедствие судно не получит подтверждения о его приеме. Повторение сигнала бедствия желательно производить в периоды молчания. Это дает уверенность в том, что сигнал бедствия будет услышан максимальным количеством радиостанций[86].
В 1906 году был предложен другой сигнал для передачи сообщений о бедствиях – SOE, однако он был не очень-то удобным. В азбуке Морзе его последняя буква передавалась одним коротким звуком – точкой, которую трудно уловить при атмосферных помехах. И тут кого-то осенило: если заменить E на S, то в результате получится симметричная комбинация из трех точек, трех тире и еще трех точек. Она ритмична, «музыкальна», и ее практически невозможно спутать с какой-либо другой. В связи с этим сигнал SOS и был зарегистрирован в качестве международного официального
сигнала бедствия . Однако еще шесть лет сигналы CQD и SOS использовались параллельно друг другу, хотя фактически обозначали одно и то же. Понадобилась грандиозная катастрофа – гибель океанского лайнера «Титаник», чтобы остановиться на одном из них. На сигнал SOS, переданный радиотелеграфистом Джеком Филлипсом, сразу же откликнулся плывущий в этом районе пароход. Это событие почти с документальной точностью отражено в кинофильме Роберта Либермана «Титаник». Те из радиослушателей, кто интересуется, как все это происходило, могут еще раз просмотреть полные драматизма эпизоды, снятые в корабельных радиорубках того времени.
Связанные понятия (продолжение)
Радиомая́к — передающая радиостанция, излучающая радиосигналы, используемые для определения координат различных объектов (или направления на них), в основном, самолётов и судов либо для определения местонахождения самого радиомаяка. Параметры сигнала радиомаяка зависят от направления излучения: например, его интенсивность (см. Диаграмма направленности) или момент времени пеленгации, в сигналах радиомаяка может содержаться и дополнительная информация.
Самолётный радиолокационный ответчик (СО) — бортовое приёмопередающее устройство летательного аппарата, предназначенное для автоматической выдачи информационных посылок по запросному сигналу РЛС.
Курс судна — угол, в плоскости истинного горизонта, между носовой частью диаметральной плоскости судна и направлением на север (N, норд).
Всенаправленный азимутальный радиомаяк или РМА (англ. VHF omni-directional radio range, VOR) — вид радионавигационной системы, предназначенной для определения положения воздушного судна. Станция VOR передает в эфир позывные станции (азбукой Морзе и, иногда, голосом) и информацию, которая позволяет радионавигационным системам на борту определить магнитный пеленг самолёта, то есть угол между опорным северным направлением и направлением на воздушное судно относительно станции. Данные с двух станций...
Система предупреждения о близости земли (англ. Ground Proximity Warning System, сокращённо GPWS) — система воздушного судна, предназначенная для предупреждения пилотов об угрозе столкновения с землёй в управляемом полёте (CFIT) или с иным препятствием. Согласно Федеральному управлению гражданской авиации США, GPWS классифицируется как один из типов принятой в США системы предупреждения столкновения с землёй — TAWS. С 1996 года на воздушные суда устанавливается усовершенствованная (расширенная) система...
Вынужденная поса́дка — посадка воздушного судна на аэродроме или вне аэродрома, по причинам, не позволяющим выполнить полёт согласно плану. Уход и посадка на запасном аэродроме вынужденной посадкой не является.
Противолодочный самолёт (ПЛС) — самолёт, предназначенный для поиска и уничтожения подводных лодок (ПЛ), часть противолодочной авиации.
Надувной спасательный плот — надувное коллективное спасательное средство, предназначенное для спасения пассажиров и экипажей тонущих судов и летательных аппаратов при вынужденной посадке на воду. Для автоматического освобождения плота при погружении судна под воду включается гидростат — устройство, освобождающее найтовы на глубине не более 4 метра. Спусковое устройство спасательных плотов должно обеспечивать безопасный спуск плота с полным комплектом людей и снабжения при крене на 20 градусов на...
Спасательный жилет — средство для поддержки человека на воде. Обычно имеет ярко-оранжевый цвет. Наполняется либо воздухом (самонадувающийся), либо пенопластом. Бывает в виде как собственно жилета, так и в форме нагрудника, пояса, бушлата и т. п.
Кингсто́н — задвижка или клапан, перекрывающий доступ в корабельную (судовую) систему, сообщающуюся с забортной водой. Расположен в подводной части корабля (судна). Используются для приёма забортной воды или откачки жидкости за борт. Возможны разные конструкции клапана.
Сумасшедший Иван — американское название тактического манёвра советских подводных лодок, характеризующегося частыми и резкими изменениями курса вплоть до разворота, с целью «осмотреть» сонарами «мёртвую зону» позади субмарины.
Дрейф судна — смещение (снос) судна с линии курса под влиянием ветра. Дрейф характеризуется углом между линией пути и линией истинного курса, для измерения этой величины применяется дрейфомер.
Бортово́й самопи́сец (в отечественной авиации — Бортовое устройство регистрации, БУР; разг. Чёрный ящик) — конечное устройство системы регистрации, в основном используемое в авиации для записи основных параметров полёта, внутренних показателей функционирования систем летательного аппарата, переговоров экипажа и т. д. Информация из бортовых самописцев повседневно используется для контроля действий экипажа и работоспособности авиатехники после каждого полёта, а в особых случаях — при расследовании...
Непотопляемый Сэм (англ. Unsinkable Sam) — корабельный кот, служивший в годы Второй мировой войны на германском линкоре, британском эсминце, а позже на авианосце, пережил гибель всех трёх кораблей и умер на берегу в 1955 году.
«
Приказ о „Лаконии“» или «Приказ „Лакония“» (нем. «Laconia-Befehl», англ. «Laconia order»), также известный под названием «Тритон Ноль» (Triton Null), — инструкция, составленная командующим подводными силами ВМФ Германии Карлом Дёницем 17 сентября 1942 года для командиров всех подводных лодок ВМФ Германии. Эта инструкция запрещала оказывать помощь пассажирам и экипажу потопленных подводной лодкой судов.
Оверкиль (англ. overkeel) — опрокидывание судна вверх килем (днищем). Основная причина оверкиля — недостаточная поперечная или продольная остойчивость судна, не соответствующая условиям плавания. Чаще всего применяется к маломерным прогулочно-спортивным судам. По отношению к полномерным коммерческим судам принят термин «опрокидывание».
Речевой информатор — электронное устройство, обеспечивающее автоматическую передачу предварительно запрограммированных сообщений в каналы связи...
Гидрофон (от др.-греч. ὕδωρ «вода» + φωνή «голос», «звук») — прибор для приёма звука и ультразвука под водой, специализированный микрофон. Применяется в гидроакустике как для прослушивания подводных звуков, так и для измерительных целей. Некоторые гидрофоны способны не только принимать, но и передавать звук.
Водолазный колокол — в настоящее время это средство транспортировки водолазов в водолазном снаряжении на глубину к объекту работ и обратно, с последующим их переводом в декомпрессионную камеру.
Подводная лодка наркомафии , или наркосубмарина (исп. Narco submarino) — подводная лодка, используемая для перевозки наркотиков. Чаще всего производятся кустарно и доставляют кокаин из Колумбии в Северную Америку.
Радиопеленгация — определение направления (пеленга) на источник радиоизлучения. Радиопеленгацию осуществляют при помощи радиопеленгаторов.
«Сначала женщины и дети » (англ. Women and children first) (реже «Построение „Беркенхеда“», Birkenhead Drill) — историческое неписаное правило, согласно которому задача по спасению жизней женщин и детей имеет безусловный приоритет (как правило, при оставлении корабля и ограниченных спасательных ресурсах). Наибольшую известность фраза получила в связи с крушением лайнера «Титаник» в 1912 году, хотя первый известный случай использования этого принципа произошёл во время гибели судна «Беркенхед».
Судовой журнал , также вахтенный журнал или шканечный журнал — один из основных судовых документов.
Бортовой журнал —технический журнал, в который в установленной форме записываются сведения о воздушном судне, всех произведенных полетах, особых случаях в полете, обнаруженных неисправностях, произведенном техническом обслуживании, замене агрегатов и т. п. Бортжурнал предназначен для контроля технического состояния воздушного судна, контроля произведенных регламентных работ. Также он широко используется при расследовании авиационных инцидентов. За правильность и своевременность заполнения бортового...
Тормозной гак (или посадочный гак) — элемент взлётно-посадочного устройства самолёта, предназначенный для захвата троса аэрофинишёра и остановки самолёта при посадке на палубу авианесущего корабля или укороченную взлётно-посадочную полосу (ВПП), а также при аварийной посадке или прерванном взлёте с аэродрома.
Аэрофинишёр — устройство, состоящее из специального толстого стального троса, натянутого поперёк посадочной палубы авианосца, концы которого намотаны на размещённые под палубой тормозные барабаны, снабжённые мощными гидравлическими тормозами, рассеивающими кинетическую энергию садящегося самолёта, благодаря чему пробег на посадке удаётся уменьшить до размеров посадочной палубы.
Подводный аппарат (англ. Submersible) — небольшое судно или техническое устройство, используемое для выполнения разнообразных задач в толще воды и на морском дне. В отличие от подводной лодки, как правило, имеет ограниченные возможности по автономности и поэтому работает во взаимодействии с обеспечивающим судном-носителем. Подводные аппараты могут работать на глубине недоступной для подводных лодок и водолазов.
Трап пассажирский авиационный — устройство для подъёма и прохода (посадки) пассажиров на борт воздушного судна, а также высадки с него, как штатной (на аэродроме или в полевых условиях — например, откидной трап, самоходный пассажирский трап (англ. aircraft passenger loader либо portable passenger loading stand (см. патент США D146418)), телескопический трап (англ. jet bridge)), так и аварийной (бортовой надувной трап).
Всенаправленный дальномерный радиомаяк или РМД (англ. distance measuring equipment, DME) — вид радионавигационной системы, обеспечивающей определение расстояния от наземной станции до воздушного судна. Основана на измерении длительности прохождения радиосигнала.
Тра́верз (фр. traverse от traverser «перебегать поперек») — направление, перпендикулярное курсу судна, самолёта или его диаметральной плоскости. Соответствует курсовому углу 90°.
Навигационные огни — совокупность светотехнических приборов, предназначенных для обозначения судна или воздушного судна, указания его типа, а также характера движения или стоянки в ночное время. Аналогом навигационных огней на сухопутном транспорте являются габаритные огни.
Состояние моря (англ. Sea state) используется в океанографии при определении состояния свободной поверхности больших массивов воды: крупных озёр, морей и океанов. Состояние моря характеризуется высотой волн, их периодом и силой. Состояние моря изменяется во времени и может быть оценено как опытным наблюдателем, так и с помощью технических средств: погодных буёв, радиолокационных измерений и дистанционного зондирования со спутников. В случае измерения с помощью буёв статистика определяется для временного...
Береговая охрана — специализированные военизированные службы ряда государств, предназначенные для контроля за соблюдением правового режима территориальных и внутренних вод, морской экономической зоны и континентального шельфа, находящегося под юрисдикцией государства, обеспечения безопасности плавания в территориальных водах, оказания помощи судам и летательным аппаратам, терпящим бедствие, разведки погоды, охраны рыболовства, а также борьбы с контрабандой.
В японском флоте Второй мировой войны были подводные лодки больших размеров, способные транспортировать до нескольких лёгких гидросамолётов (подобные подводные лодки также строились во Франции).
Подробнее: Подводный авианосец
Зо́на ожида́ния — воздушное пространство установленного размера, располагающееся, как правило, над радионавигационной точкой (например, VOR или ОПРС), которое предназначено для ожидания воздушным судном своей очереди для захода на посадку или подхода в район аэродрома.
Пе́ленг в навигации — горизонтальный угол между северной частью меридиана наблюдателя и направлением из точки наблюдения на объект; измеряется по часовой стрелке от нуля (направление на норд, N) до полной дуги окружности (360°, или 32 румба).
Нейтральный патруль (англ. Neutrality Patrol) — организованное американскими республиками (в том числе и Соединёнными Штатами) постоянное патрулирование кораблями ВМС США нейтральной зоны вокруг американского континента.
Гидролока́тор — средство звукового обнаружения подводных объектов с помощью акустического излучения.
Автопилот — устройство или программно-аппаратный комплекс, ведущий транспортное средство по определённой, заданной ему траектории. Наиболее часто автопилоты применяются для управления летательными аппаратами (в связи с тем, что полёт чаще всего происходит в пространстве, не содержащем большого количества препятствий), а также для управления транспортными средствами, движущимися по рельсовым путям.
Маркерный радиомаяк — это устройство, используемое в авиации в составе курсо-глиссадной системы, которое позволяет пилоту определить расстояние до ВПП. Маркерные радиомаяки работают на частоте 75 МГц, излучая сигнал узким пучком вверх. Когда самолёт пролетает над маркерным маяком, сигнал принимает маркерный радиоприемник, включается система оповещения — мигает специальный индикатор на приборной панели и издаётся звуковой сигнал. Ближний и дальний маркерные маяки в отечественных аэропортах обычно...
Среднее время по Гринвичу (англ. Greenwich Mean Time, GMT), или гринвичское время — среднее солнечное время меридиана, проходящего через прежнее место расположения Гринвичской королевской обсерватории около Лондона.
Северная система предупреждения (англ. North Warning System) — система радиолокационных станций на крайнем севере арктического региона Канады с дополнительными станциями вдоль северного побережья и Алеутских островов Аляски, на Фарерских островах, в Гренландии и Исландии. Она была создана для обнаружения наступающих советских бомбардировщиков в ходе Холодной войны и обеспечения раннего предупреждения о сухопутном военном вторжении, придя на смену линии «Дью» в конце 1980-х - начале 1990-х.
Ли́ния «
Дью », или ли́ния ра́ннего радиолокацио́нного обнаруже́ния (англ. Distant Early Warning Line, DEW Line, Early Warning Line) — система радиолокационных станций на крайнем севере арктического региона Канады с дополнительными станциями вдоль северного побережья и Алеутских островов Аляски, на Фарерских островах, в Гренландии и Исландии. Она была создана для обнаружения наступающих советских бомбардировщиков в ходе Холодной войны и обеспечения раннего предупреждения о сухопутном военном вторжении...
Назначение системы
погружения и всплытия подводной лодки (ПЛ) полностью отражено в названии.