Связанные понятия
Огневое превосходство — военный термин, обозначающий способность частей и сил огневого поражения эффективно решать боевые задачи не допуская значительного противодействия вражеских средств огневого обеспечения. Может быть стратегическим, оперативным и тактическим.
Марс (нидерл. mars, англ. top, фр. hune) — площадка на топе составной мачты, прикрепленная к её салингу. На парусных судах служит для разноса стень-вант и местом для некоторых работ при постановке и уборке парусов. На марсах военных кораблей, как правило, устанавливалось ограждение (леер) и во время боя могли размещаться стрелки. С появлением систем управления артиллерийским огнём, на марсах стали размещать дальномерные и прожекторные посты.
Кильватерная колонна (строй кильватера) — строй кораблей, при котором они следуют на установленном между ними расстоянии (дистанции) в кильватерной струе, один за другим, иначе говоря, в кильватер друг другу. Иногда по отношению к такой формации использовалось название анфилада.
Штирборт (нидерл. stuurboord, stuur - руль, boord - борт; англ. steerboard, позднее — англ. starboard) — правый по ходу движения борт судна. Эквивалентное название для левого борта — бакборт. Штирборт ночью обозначается зелёным навигационным огнём, а бакборт красным.
Курсовой угол — понятие навигации, обозначающее угол между диаметральной плоскостью судна и направлением на какой-либо наблюдаемый с судна объект. Курсовой угол измеряется в градусах, отсчитываемых на азимутальном круге от 0 до 180° в сторону правого или левого борта от направления в нос.
Упоминания в литературе
Следует остановиться и на проводившихся на Балтике в 1916 году опытах Н.Д. Папалекси[249] и П.Е. Стогова при участии Ренгартена по организации радиосвязи с подводными лодками, находящимися в подводном положении. Кроме прочего они показали возможность даже в погруженном состоянии осуществлять на подводной лодке радиопеленгование: «находясь на подводной лодке на Ревельском рейде, погрузившейся в воду с перископом (на 30 футов), на расстоянии 45 миль… наблюдая силу приема на циркуляции, довольно
точно получали пеленг на береговую радиостанцию»[250]. По сути, речь идет о планомерном развитии способов морской РЭР.
На акватории базы тихоокеанского флота (Тихоокеанск) уже заканчивались учения кораблей и авиации Дальневосточного военного округа. Вернулась на борт тяжелых авианесущих крейсеров (ТАКР) «Минск» и «Новороссийск» вся авиация, принимавшая участие в учении. Вдруг на экране РЛС одного из ТАКР появилась «цель», совершавшая заход на посадку. На запрос «свой – чужой» объект не отвечал, в активном режиме не фиксировался. На всякий случай подсветили посадочную площадку, а объект решили опознать визуально с помощью прожекторов. По звуку приближающегося объекта, напоминавшему «полет шмеля», стало ясно, что это не ожидаемый вертолет. На отметке 150 метров включили прожектор по пеленгу на цель, но луч уперся в пустоту – объект исчез. Подобное повторилось еще несколько раз. Когда проанализировали все траектории неизвестной цели, оказалось, что она повторила все шесть маневров вертолетов, которые отрабатывались на учении. Пеленгация и сопровождение объекта велись
двумя РЛС кораблей с привязкой к берегу и соседним кораблям в течение трех часов. Помехи или ошибки исключены.
Гидрофоны дали нам более
или менее точный пеленг конвоя. Если судить по силе звука, конвой не должен был в данный момент находиться далеко от нас. Примерно в это время я увидел прямо по курсу черную рубку подводной лодки, а далее силуэты торгового судна и двух эсминцев, которые как раз в этот момент производили разворот в сторону лодки.
«Гобой» и H2S явились для Бомбардировочного командования вершиной огромного технического прогресса в авиационной технике, достигнутого в течение последнего
года. Но высокая точность бомбометания, полученная благодаря применению этих средств, оказалась бы бесполезной, если бы потери союзников были слишком большими. Чтобы снизить свои потери, Бомбардировочное командование имело в своем распоряжении достаточное количество технических средств для подавления радиолокационных станций противника. Сюда относятся установки для создания активных радиопомех, радиомаяки направленного действия, посылавшие свои пеленги через всю территорию Германии с целью отвлечь внимание противника от работы наших радионавигационных систем «Гобой» и «Джи».
Два оператора-гидроакустика – лейтенант В. А. Фуллер и унтер-офицер Эйбл Симон С. Раштон – доложили об акустическом контакте с лодкой. Сообщая через равные промежутки времени данные акустического слежения – пеленг и дистанцию, – они вели
корабль точно к тому месту, где субмарина отчаянно пыталась как можно быстрее уйти на спасительную глубину.
Непосредственно за столкновением подлодка № 4 не определилась с местонахождением и сделала это лишь спустя 20 минут после гибели лодки № 9 и после маневрирования за это время. Таким образом, помимо установленной неграмотности
пеленга, он был неправилен, так как подлодка № 4 значительно удалилась от места катастрофы».
– Начинаем отработку поискового режима, – предупредил экипаж Гонзалес да Сильва, подсоединяясь к полю оперативного управления инка. – Ныряем по
пеленгу в атмосферу и ищем источник сигнала.
– «Фрауэнлоб» слышали за 70 кабельтовых. – Цифра приличная. Обычно шумопеленгаторы улавливали шумы и
давали пеленг на куда более скромной дистанции. Особенно много нареканий вызвала система «Марс» первых модификаций. Впрочем, на работу акустика влияло немало внешних условий: течения, температура и прозрачность воды, соленость, наличие слоев воды с разной температурой. Значение имел и опыт «слухача».
– Это был короткий выброс дыма, похожий на медузу, такой бывает, когда есть некоторые проблемы с паровыми котлами.
Я точно заметил его пеленг.
Связанные понятия (продолжение)
Авианосное соединение — оперативное формирование (соединение) в составе двух и более авианосных групп (ударных (АУГ), многоцелевых (АМГ) или противолодочных (АПУГ)).
Палочка над Т (англ. Crossing the T) — приём военно-морской тактики конца XIX — начала XX века. Заключается в том, что кильватерная колонна линейных кораблей занимает позицию впереди и перпендикулярно такому же строю кораблей противника. Полученное в итоге взаимное расположение отрядов напоминает букву «Т», отчего и произошло название.
Якорное устройство — одно из корабельных устройств, совокупность технических средств, назначением которых является удержание корабля на месте относительно берега, волны, ветра или течения при стоянке его на рейде — в гавани или на морском мелководье. В составе якорного устройства имеются якоря, якорные цепи и приспособления для отдачи, подъёма, крепения и хранения якорей и якорных цепей (якорные клюзы, шпили, брашпили, стопора).
Тендер — плоскодонное моторное судно катерного типа. Имеет малую осадку, грузоподъемность до 30 т и экипаж из двух — трёх человек. В период Великой Отечественной войны в ВМФ СССР тендеры использовались для перевозки войск, грузов на небольшие расстояния и высадки десантов на необорудованное побережье. Нередко на них ставились моторы от грузовиков. В ВМС США, Великобритании и некоторых других стран тендерами называют вспомогательные суда для обслуживания подводных лодок, надводных кораблей и гидросамолетов...
Вахтенный офицер , или дежурный офицер (англ. officer of the watch, дословно — часовой офицер), — корабельный офицер, назначаемый из офицеров корабля, сдавших зачёты и допущенных приказом командира корабля к самостоятельному несению ходовой (якорной) вахты, исполнитель команд вахтенного начальника, помощник вахтенного начальника, офицер, возглавляющий вахтенную службу на корабле.
Шпринг (нидерл. spring) — трос, заведенный в скобу станового якоря или взятый за якорь-цепь, другим концом проведенный на корму, для удержания корабля (судна) в заданном положении. В парусном флоте заводился для наиболее эффективного использования бортовой артиллерии на якоре.
Ми́нный защи́тник — устройство, для защиты морских якорных мин, от вытраливания контактными корабельными тралами. Впервые в мире, минную защиту сконструировал Киткин П. П., в 1914 году. В 1926 году, создал минный защитник МЗ — 26.
Минная дивизия — тактическое соединение боевых кораблей, существовавшее в военно-морском флоте Российской Империи и РККФ.
Метательная мина — боеприпас, в последней четверти XIX века считавшийся альтернативой первым торпедам (главным образом в силу много меньшей стоимости метательной мины - а также её бо́льших надежности и простоты производства и эксплуатации). 10-дюймовый (254-миллиметровый) морской миномёт (точнее - метательный минный аппарат) метал мину, снаряженную приблизительно 25 килограммами динамита или пироксилина на дальность около 40 метров (при этом мина двигалась по инерции в воде).
Броненосные лодки — бронированные суда системы шведского инженера Эриксона с вращающейся башней, прообразом которых стал известный Монитор.
Подробнее: Броненосная лодка
Скуловой
киль (В XIX веке назывался боковой, в середине ХХ — бортовой) — специальное устройство, расположенное на скуловой части обвода некоторых кораблей. В отличие от традиционного киля, служащего прежде всего для обеспечения прочности корпуса судна, основным назначением бортового киля является уменьшение боковой качки во время движения. Они представляют собой длинные пластины, установленные вдоль борта в районе скулы, откуда и пошло их второе название.
Киле́ктор (также киллихтер — от нидерл. kiellichter: kiel — балка, lichter — грузовое судно) — вспомогательное судно для подводных грузовых работ: постановки мёртвых якорей, бонов, расчистки фарватеров, подъёма затонувших объектов и т. д. Обычно низкобортное однопалубное, с мощным грузоподъемным устройством, размещённым, как правило, в кормовой части. По существу они представляют собой мореходный быстроходный вариант плавкрана.
Подруливающее устройство — судовое устройство, предназначенное для активного управления судном; рабочий орган (винт) в сквозном канале, проходящем от одного борта судна к другому борту, перпендикулярно его диаметральной плоскости.
Банник — деревянная колодка со щёткой на древке для очистки канала артиллерийского орудия от порохового нагара после выстрела и гашения остатков тлеющего зарядного картуза (во избежание преждевременного воспламенения нового заряда).
Вьюшка — барабан или лебёдка без механического привода, как правило, с горизонтальной осью. Предназначена для хранения троса (шланга, кабеля) и удобного разматывания и сматывания. В отличие от брашпиля, не предназначена для работы с якорной цепью и не предназначена для больших нагрузок.
Голет , галет, гулет (фр. goelette — шхуна) — парусно-гребное двухмачтовое торговое судно или военный корабль европейских государств XVIII — начала XIX века. На рубеже XIX—XX веков название «голет» было вытеснено названием «шхуна».
Корабельная ударная группа (сокращённо КУГ) — временное формирование сил ВМС, тактическая группа надводных боевых кораблей, создаваемая на период операции (боя) для действий против надводных сил флота противника, его конвоев, морских десантов и наземных объектов на морском побережье. Является одним из элементов боевого порядка группировки сил (авианосной, амфибийной и т. д.).
Перископная глубина — неточная величина, характеризующая глубину погружения подводной лодки, при которой возможно пользоваться перископом. Перископную глубину принято усреднённо считать равной 10 метрам.
Противодесантная оборона (ПДО) побережья — комплекс мероприятий, направленных на оборону прибрежной полосы (побережье) береговыми войсками (береговыми ракетно-артиллерийскими войсками) или сухопутными войсками во взаимодействии с военно-морским флотом и авиацией (ВВС) с целью предотвратить высадку морских и воздушных десантов противника.
Бархоут (нидерл. berghout, от bergen — охранять, hout — дерево) — усиленный ряд досок наружной обшивки в районе ватерлинии на парусных судах или стальной профиль наваренный на наружную сторону пояса стальной обшивки корпуса судна в районе главной ватерлинии (ГВЛ) и/или выше. Бархоут служит для защиты обшивки корпуса судна во время швартовки, стоянки у причала, абордажа, так как выступает наружу от обшивки и, принимая на себя первый удар (давление) при касании о причал или другое судно, не даёт возможности...
Форпи́к (нидерл. voorpiek, англ. forepeak) — отсек основного корпуса судна между форштевнем и первой («таранной») переборкой, крайний носовой отсек судна. Обычно служит для размещения грузов или водяного балласта.
Корабельная поисково-ударная группа (сокращённо КПУГ) — временная тактическая группа из надводных боевых кораблей, предназначенных для совместного поиска подводных лодок вероятного противника в заданном районе океана с целью обнаружения и последующего уничтожения. Обычно состоит из 2—4 противолодочных кораблей специальной постройки (эскадренных миноносцев, фрегатов, сторожевых кораблей). Для повышения боевой устойчивости КПУГ в её состав могут включаться корабли с зенитным ракетным вооружением, а...
Фелу́ка (устар. фелю́ка, прост. фелю́га, итал. feluca, от араб. فلوكة) — небольшое палубное судно с косыми парусами в форме треугольника со срезанным углом; парус поднимается на двух реях. Судно встречалось в военных и торговых флотах Средиземного моря; например, греческие пираты предпочитали фелуки за быстроходность и манёвренность.
Корабль управления — судно, использующееся командующим флотом в качестве флагмана. Корабль управления обеспечивает связь, рабочие и жилые помещения для командующего флотом и его подчинённых, и служит для координации деятельности флота.
Спаса́тельное су́дно — судно вспомогательного назначения, служащее для помощи терпящим бедствие судам, для подъёма затонувших подводных лодок. Спасательные суда обладают высокой скоростью хода, имеют оборудование для выполнения поисково-спасательных работ, противопожарные и водоотливные средства, оборудование для надводного и подводного ремонта, средствами для снятия людей, грузоподъёмными устройствами.
Ограждение выдвижных устройств (амер. англ. Sail, англ. Fin) — элемент архитектуры подводных лодок, башнеподобная конструкция, служащая для визуального наблюдения за поверхностью моря, защиты выдвижных устройств (перископы, антенны, радары и пр.), входа и выхода экипажа, увеличения курсовой устойчивости в подводном положении и, иногда, размещения горизонтальных рулей.
Навал — в российском морском праве: соприкосновение судов (кораблей) либо корабля и неподвижного предмета, являющееся следствием ошибок в расчётах движения или сознательного действия капитана корабля (судна).
Галс : Движение судна относительно ветра. Различают левый (ветер дует в левый борт; англ. portside) и правый (ветер дует в правый борт; англ. starboard) галсы. При расхождении парусных судов в ситуации пересечения курсов для избежания столкновения судно, идущее левым галсом, обязано уступить судну, идущему правым галсом.
Шпига́т (нидерл. spuigat от spuien «сливать, сбрасывать» и gat «отверстие») — отверстие в палубе или фальшборте судна для удаления за борт воды, которую судно приняло при заливании волнами, атмосферных осадках, тушении пожаров, уборке палубы и др.
«Дон » — навигационная радиолокационная станция (РЛС) судового базирования с антенным постом. Предназначалась для освещения навигационной обстановки и решения навигационных задач. РЛС принята на вооружение в 1957 году.
Эзельгофт (нидерл. ezel hoofd — «ослиная голова») — деталь крепления добавочных рангоутных деревьев к основным (утлегаря к бушприту, стеньги к мачте, брам-стеньги к стеньге).
Брас (нидерл. bras) — снасть бегучего такелажа, закрепляемая за нок рея (или спинакер-гика на яхте) и служащая для разворота паруса в горизонтальном направлении. Спинакер-гик снабжается контр-брасом, проводимым от его нока в нос.
Буксируемая мина — тип минного оружия, имевший применение в последней трети XIX века. Представляла собой несамоходный подводный снаряд, буксируемый боевым кораблем или катером на длинном тросе либо с целью защиты от таранного удара неприятеля, либо с целью нападения на неприятельские корабли.
Счетверённая установка — разновидность пулемётно-пушечного автоматического оружия, которая включает в себя малокалиберную автоматическую пушку с четырьмя стволами (четыре одноствольные пушки, две двухствольные или одну четырёхствольную) или четыре пулемёта, установленные на общем основании и оснащённые общими механизмами наведения и прицельными приспособлениями. Считается перспективной разновидностью оружия для выполнения задач противовоздушной обороны от низколетящих и внезапно появляющихся воздушных...
Ходкость — качество судна иметь и сохранять заданную скорость хода при данных условиях при минимальной затрате мощности механизмов, установленных на нем. Из двух подобных судов лучшей ходкостью обладает то, которое развивает большую скорость при одинаковой мощности главных судовых двигателей или одинаковой парусности.
Водоизмещающее судно — термин теории корабля, обозначающий судно (корабль), для которого все, или бо́льшая часть сил поддержания создаётся за счёт выталкивания воды (так называемых Архимедовых сил).
Кинжальный огонь (от специального значения слова «кинжальный» — «производимый на очень близком расстоянии») — огонь из различных видов оружия (пулеметов, автоматов, орудий) с близкого расстояния, заранее подготовленный и открываемый внезапно, как правило, по наступающему противнику с замаскированных оборонительных позиций. Кинжальный огонь обычно ведётся на расстоянии прямого выстрела (для пулемётов и автоматов дистанция составляет 300—400 метров). Наиболее эффективен огонь с фланга, так называемый...
Судовой крыльчатый движитель , известный также под названием движитель Фойта — Шнайдера (англ. Voith Schneider Propeller) — движительно-рулевое устройство с полностью погружённым в среду крыльчатым движителем с циклоидальным движением лопастей, создающее упор, направление которого может изменяться в пределах от 0° до 360° вправо или влево при изменении углов установки лопастей, что позволяет очень хорошо маневрировать судам и в состоянии почти мгновенно изменить его упор.
Бортовая качка — переменное наклонение плавающего судна на правый и на левый борт под действием волнения или других внешних сил.
«Битва» у острова Мэй — ироничное название, данное серии трагических инцидентов с кораблями Королевского военно-морского флота Великобритании, произошедших во время учебных манёвров EC1 около острова Мэй, в бухте Ферт-оф-Форт, в ночь c 31 января на 1 февраля 1918 года (во время Первой мировой войны).
Oверштаг («дословно» с нид. — «через штаг») — термин, обозначающий один из двух способов смены галса на парусной лодке, при котором нос лодки какое-то время повёрнут в сторону, откуда дует ветер. При оверштаге парус, проходя через левентик, плавно переходит с одной стороны на другую.
Подробнее: Оверштаг
Сосредоточенный огонь — способ повышения плотности огня для оперативного подавления или уничтожения противника, которое достигается путём увеличения количества огневых средств, ведущих стрельбу по одной цели или по какой-либо конкретной части боевого построения противника.
Воздушная цель — военный термин, обозначающий любой объект, находящийся в воздухе, и способный стать целью для поражения средствами ПВО.
М-1 «
Волна » (Индекс ГРАУ — 4К90, по классификации МО США и НАТО — SA-N-1 Goa) — советский зенитно-ракетный комплекс малой дальности корабельного базирования. Морской вариант комплекса С-125.
КБ «Краб» (КБ — «корабельная большая») — советская якорная морская мина. Имела две модификации — КБ-1 и её существенную модернизацию КБ-3, значительно улучшившую характеристики первой. Входила в состав минного вооружения кораблей различных проектов.