Связанные понятия
Спаса́тельное су́дно — судно вспомогательного назначения, служащее для помощи терпящим бедствие судам, для подъёма затонувших подводных лодок. Спасательные суда обладают высокой скоростью хода, имеют оборудование для выполнения поисково-спасательных работ, противопожарные и водоотливные средства, оборудование для надводного и подводного ремонта, средствами для снятия людей, грузоподъёмными устройствами.
Бункеро́вочное су́дно , иногда называемое бункеро́вщик — плавсредство предназначенное для бункеровки судов.
Тендер — плоскодонное моторное судно катерного типа. Имеет малую осадку, грузоподъемность до 30 т и экипаж из двух — трёх человек. В период Великой Отечественной войны в ВМФ СССР тендеры использовались для перевозки войск, грузов на небольшие расстояния и высадки десантов на необорудованное побережье. Нередко на них ставились моторы от грузовиков. В ВМС США, Великобритании и некоторых других стран тендерами называют вспомогательные суда для обслуживания подводных лодок, надводных кораблей и гидросамолетов...
Турбохо́д — разновидность теплохода, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
Ограждение выдвижных устройств (амер. англ. Sail, англ. Fin) — элемент архитектуры подводных лодок, башнеподобная конструкция, служащая для визуального наблюдения за поверхностью моря, защиты выдвижных устройств (перископы, антенны, радары и пр.), входа и выхода экипажа, увеличения курсовой устойчивости в подводном положении и, иногда, размещения горизонтальных рулей.
Упоминания в литературе
В 12.00 по решению командующего флотилией начали проводиться подготовительные работы к подъему подводной лодки 250-тонным краном и 75-тонным
килектором . Одновременно с этим проводились подготовительные работы к выводу подводников из отсека с помощью водолазов, размещенных на беседке, изготовленной из двух пеньковых концов и деревянных перекладин, закрепленных на тросах соответственно выдержкам времени для декомпрессии при подъеме.
В операции по подъему АГ-16 приняли участие практически все силы Черноморского флота: крейсер «Профинтерн», эскадренные миноносцы «Фрунзе», «Шаумян», «Дзержинский», подводные лодки «Коммунист», «Марксист», «Спартаковец» и «Революционер», торпедные катера «Первенец», № 54, № 94, № 114, № 124, тральщик «Джалита», гидрографическое судно «1 мая», буксиры «Красный водолей», «Терпеливый», «Смирнов», «Снег» и «Язон», паровой катер «Орлик», три водолазных бота,
килектор (грузоподъемностью 50 т), 100-, 50- и 25-тонные плавкраны.
Связанные понятия (продолжение)
Якорное устройство — одно из корабельных устройств, совокупность технических средств, назначением которых является удержание корабля на месте относительно берега, волны, ветра или течения при стоянке его на рейде — в гавани или на морском мелководье. В составе якорного устройства имеются якоря, якорные цепи и приспособления для отдачи, подъёма, крепения и хранения якорей и якорных цепей (якорные клюзы, шпили, брашпили, стопора).
Форпи́к (нидерл. voorpiek, англ. forepeak) — отсек основного корпуса судна между форштевнем и первой («таранной») переборкой, крайний носовой отсек судна. Обычно служит для размещения грузов или водяного балласта.
Корабль управления — судно, использующееся командующим флотом в качестве флагмана. Корабль управления обеспечивает связь, рабочие и жилые помещения для командующего флотом и его подчинённых, и служит для координации деятельности флота.
Шала́нда (фр. chaland) — небольшая баржа для погрузки и разгрузки крупнотоннажных судов на рейде, перевозки земли и т. п. Также шаландой на Чёрном море называется плоскодонная парусная рыболовная лодка.
Пожарное судно — корабль, катер, моторная лодка для выполнения задач, решаемых специализированными пожарными службами. Основным назначением пожарных судов является оказание экстренной помощи плавсредствам, береговым объектам, морским буровым установкам и т. д. при пожаре. Повышенная маневренность, необходимая для подхода судна к горящему объекту обеспечивается мощными подруливающими устройствами, а на судах последних лет постройки — системами динамического позиционирования.
Подруливающее устройство — судовое устройство, предназначенное для активного управления судном; рабочий орган (винт) в сквозном канале, проходящем от одного борта судна к другому борту, перпендикулярно его диаметральной плоскости.
Жидкий балласт — как правило, забортная вода или вода, заранее погруженная с причала или берега. Для принятия жидкого балласта на плавучих средствах оборудуются балластные танки и балластная система.
«Наде́жда » — учебный трёхмачтовый корабль (судно с полным парусным вооружением, в регистре значится как фрегат). В настоящее время принадлежит Федеральному государственному унитарному предприятию Дальневосточного бассейного филиала «Росморпорт». ИМО 8811986, позывной UABA.
Вьюшка — барабан или лебёдка без механического привода, как правило, с горизонтальной осью. Предназначена для хранения троса (шланга, кабеля) и удобного разматывания и сматывания. В отличие от брашпиля, не предназначена для работы с якорной цепью и не предназначена для больших нагрузок.
Навал — в российском морском праве: соприкосновение судов (кораблей) либо корабля и неподвижного предмета, являющееся следствием ошибок в расчётах движения или сознательного действия капитана корабля (судна).
Ги́чка — лёгкая быстроходная парусно-гребная шлюпка с 6-10 распашными вёслами, острым носом и транцевой кормой.
Корабельная поисково-ударная группа (сокращённо КПУГ) — временная тактическая группа из надводных боевых кораблей, предназначенных для совместного поиска подводных лодок вероятного противника в заданном районе океана с целью обнаружения и последующего уничтожения. Обычно состоит из 2—4 противолодочных кораблей специальной постройки (эскадренных миноносцев, фрегатов, сторожевых кораблей). Для повышения боевой устойчивости КПУГ в её состав могут включаться корабли с зенитным ракетным вооружением, а...
Марс (нидерл. mars, англ. top, фр. hune) — площадка на топе составной мачты, прикрепленная к её салингу. На парусных судах служит для разноса стень-вант и местом для некоторых работ при постановке и уборке парусов. На марсах военных кораблей, как правило, устанавливалось ограждение (леер) и во время боя могли размещаться стрелки. С появлением систем управления артиллерийским огнём, на марсах стали размещать дальномерные и прожекторные посты.
«Русь » — мореходный ледокольный спасательный буксир, принимавший участие в Цусимском походе и сражении.
Под Буксировкой подразумевается тяга недействующего (или безмоторного) транспортного средства, несамоходных машин, самолётов на аэродромах и т.д. с помощью другого транспортного средства в качестве временной меры.
Подробнее: Буксировка
Судовой крыльчатый движитель , известный также под названием движитель Фойта — Шнайдера (англ. Voith Schneider Propeller) — движительно-рулевое устройство с полностью погружённым в среду крыльчатым движителем с циклоидальным движением лопастей, создающее упор, направление которого может изменяться в пределах от 0° до 360° вправо или влево при изменении углов установки лопастей, что позволяет очень хорошо маневрировать судам и в состоянии почти мгновенно изменить его упор.
Перископная глубина — неточная величина, характеризующая глубину погружения подводной лодки, при которой возможно пользоваться перископом. Перископную глубину принято усреднённо считать равной 10 метрам.
«Дон » — навигационная радиолокационная станция (РЛС) судового базирования с антенным постом. Предназначалась для освещения навигационной обстановки и решения навигационных задач. РЛС принята на вооружение в 1957 году.
Ми́нный защи́тник — устройство, для защиты морских якорных мин, от вытраливания контактными корабельными тралами. Впервые в мире, минную защиту сконструировал Киткин П. П., в 1914 году. В 1926 году, создал минный защитник МЗ — 26.
Корабельная ударная группа (сокращённо КУГ) — временное формирование сил ВМС, тактическая группа надводных боевых кораблей, создаваемая на период операции (боя) для действий против надводных сил флота противника, его конвоев, морских десантов и наземных объектов на морском побережье. Является одним из элементов боевого порядка группировки сил (авианосной, амфибийной и т. д.).
Метательная мина — боеприпас, в последней четверти XIX века считавшийся альтернативой первым торпедам (главным образом в силу много меньшей стоимости метательной мины - а также её бо́льших надежности и простоты производства и эксплуатации). 10-дюймовый (254-миллиметровый) морской миномёт (точнее - метательный минный аппарат) метал мину, снаряженную приблизительно 25 килограммами динамита или пироксилина на дальность около 40 метров (при этом мина двигалась по инерции в воде).
Штирборт (нидерл. stuurboord, stuur - руль, boord - борт; англ. steerboard, позднее — англ. starboard) — правый по ходу движения борт судна. Эквивалентное название для левого борта — бакборт. Штирборт ночью обозначается зелёным навигационным огнём, а бакборт красным.
Шпига́т (нидерл. spuigat от spuien «сливать, сбрасывать» и gat «отверстие») — отверстие в палубе или фальшборте судна для удаления за борт воды, которую судно приняло при заливании волнами, атмосферных осадках, тушении пожаров, уборке палубы и др.
Голет , галет, гулет (фр. goelette — шхуна) — парусно-гребное двухмачтовое торговое судно или военный корабль европейских государств XVIII — начала XIX века. На рубеже XIX—XX веков название «голет» было вытеснено названием «шхуна».
Фелу́ка (устар. фелю́ка, прост. фелю́га, итал. feluca, от араб. فلوكة) — небольшое палубное судно с косыми парусами в форме треугольника со срезанным углом; парус поднимается на двух реях. Судно встречалось в военных и торговых флотах Средиземного моря; например, греческие пираты предпочитали фелуки за быстроходность и манёвренность.
Габара , гебара (от нем. Gabarre или фр. Gabare) — парусное двух- или трёхмачтовое грузовое судно.
Водола́зные рабо́ты , профессиональный дайвинг — это подводные погружения, выполняемые профессионалами за вознаграждение. В узком смысле — работы, выполняемые водолазом под водой в водолазном снаряжении.
Броненосные лодки — бронированные суда системы шведского инженера Эриксона с вращающейся башней, прообразом которых стал известный Монитор.
Подробнее: Броненосная лодка
Вахтенный офицер , или дежурный офицер (англ. officer of the watch, дословно — часовой офицер), — корабельный офицер, назначаемый из офицеров корабля, сдавших зачёты и допущенных приказом командира корабля к самостоятельному несению ходовой (якорной) вахты, исполнитель команд вахтенного начальника, помощник вахтенного начальника, офицер, возглавляющий вахтенную службу на корабле.
Ходкость — качество судна иметь и сохранять заданную скорость хода при данных условиях при минимальной затрате мощности механизмов, установленных на нем. Из двух подобных судов лучшей ходкостью обладает то, которое развивает большую скорость при одинаковой мощности главных судовых двигателей или одинаковой парусности.
Авианосное соединение — оперативное формирование (соединение) в составе двух и более авианосных групп (ударных (АУГ), многоцелевых (АМГ) или противолодочных (АПУГ)).
Плавучий док (сокр. плавдок) — судоремонтное сооружение технического флота, предназначенное для подъёма из воды судна, находящегося на плаву, его ремонта (или транспортировки) и спуска на воду.
М-1 «
Волна » (Индекс ГРАУ — 4К90, по классификации МО США и НАТО — SA-N-1 Goa) — советский зенитно-ракетный комплекс малой дальности корабельного базирования. Морской вариант комплекса С-125.
Ли́хтер (нидерл. lichter) — разновидность баржи, грузовое несамоходное безэкипажное однотрюмное морское судно с водонепроницаемым люковым закрытием, используемое для перевозки грузов с помощью буксирных судов и для беспричальных грузовых операций при погрузке или разгрузке на рейде глубокосидящих судов, которые не могут пройти в порт.
Водоизмещающее судно — термин теории корабля, обозначающий судно (корабль), для которого все, или бо́льшая часть сил поддержания создаётся за счёт выталкивания воды (так называемых Архимедовых сил).
Судно обеспечения или вспомогательное судно — входящее в состав военно-морского флота (военно-морских сил) военно-морское или рейдовое судно, назначением которого является обеспечение деятельности сил флота в военное и мирное время. Суда обеспечения могут быть специальной постройки или переоборудованными из других кораблей или судов.
Бархоут (нидерл. berghout, от bergen — охранять, hout — дерево) — усиленный ряд досок наружной обшивки в районе ватерлинии на парусных судах или стальной профиль наваренный на наружную сторону пояса стальной обшивки корпуса судна в районе главной ватерлинии (ГВЛ) и/или выше. Бархоут служит для защиты обшивки корпуса судна во время швартовки, стоянки у причала, абордажа, так как выступает наружу от обшивки и, принимая на себя первый удар (давление) при касании о причал или другое судно, не даёт возможности...
Минная дивизия — тактическое соединение боевых кораблей, существовавшее в военно-морском флоте Российской Империи и РККФ.
Пайо́л (также пайо́ла, паёл, от фр. payol, итал. pagliolo, слань) — съёмный полностью или частично деревянный настил или коврик на дно шлюпки, на деку грузового трюма, румпельных и прочих судовых и корабельных помещений, на палубу судна (у старых судов до 1970-х годов), на палубу провизионных кладовых.
Кабеста́н (фр. cabestan) — исторический тип речного парохода, действовавший по принципу коноводного судна.
Арктический конвой «
Дервиш » (операция «Дервиш») — первый малый океанский тихоходный специальный конвой, отправленный в СССР во время Второй мировой войны со стратегическими грузами. После вступления в войну СССР был сформирован первый арктический конвой из семи транспортов (шесть грузовых пароходов и один танкер вспомогательного флота).
КБ «Краб» (КБ — «корабельная большая») — советская якорная морская мина. Имела две модификации — КБ-1 и её существенную модернизацию КБ-3, значительно улучшившую характеристики первой. Входила в состав минного вооружения кораблей различных проектов.
Ледорез — класс морских судов ледового плавания, существовавший в конце XIX — начале XX века. В отличие от ледоколов преодоление льда осуществлялось путём разрезания и расталкивания ледовых масс узким и длинным корпусом.
Электрохо́д — судно, движитель которого приводится в действие электрическим двигателем.
Твинде́к (англ. tween-deck) — междупалубное пространство внутри корпуса грузового судна (сухогруза, а для балкеров, танкеров, газовозов, контейнеровозов, цементовозов, костеров и прочих торговых судов это неприемлемо) между двумя палубами или между палубой и платформой. При наличии трёх палуб различают верхний и нижний твиндеки, при большем количестве палуб — верхний твиндек, второй твиндек, третий твиндек и далее, сверху вниз. Твиндек служит для размещения грузов или пассажиров и экипажа.